"Жирафа? Нет, миф".
Авторам аргументов типа: летающие розовые слоны или зелёные человечки посвящается.
Читателя, знакомого с методами настоящей научной дисскуссии, не надо убеждать, что жирафы не существует. Ему достаточно четко и ясно сказать: "её нет и не было!"
Первое упоминание о "жирафе" мифологическом звере с неестественно длинной шеей мы находим у арабского путешественника аль-Кварима. Вслед за аль-Кваримом многие путешественники уверяли, что они видели, а некоторые даже фотографировали это "длинношеее". Совсем недавно журнал "Планета", рискуя ввести в заблуждение излишне доверчивого читателя, несмотря на протесты всемирно известного научного деятеля Андре Парено, опубликовал статью, где легенда о жирафе трактуется, как непреложная истина.
Памятуя о "принципе Лавуазье", мы ограничимся утверждением, что "жирафы" не существует, и основное внимание уделим тому, каким образом могла возникнуть "Легенда о жирафе".
Общеизвестно, что в Африке, которой приписывается сомнительная честь быть родиной этого гипотетического животного, довольно часто наблюдаются явления, известные под названием фата моргана, или мираж, когда наблюдатель видит отдалённые предметы в местах, где на самом деле они отсутствуют. При этом сам предмет или часть его могут предстать перед наблюдателем в деформированном виде вытянутом в горизонтальном и вертикальном направлении, как в кривом зеркале. Естественно предположить, что поводом для возникновения версии о существовании жирафы послужил мираж, из-за которого обычное, хорошо изученное животное, например лошадь, могло представиться путешественнику в искаженном виде, с непомерно длинной шеей.
Действие фата морганы могло быть усугублено фактором чисто психологическим. Исследователю, заблудившемуся в пустыне и мучимому жаждой, в условиях действия высокой температуры и заторможенного сознания могло начать казаться, что его шея растёт и вытягивается до размеров, позволяющих ему дотянуться до ближайшего оазиса. В этих условиях немудрено, что фантазия путешественника на основании увиденных им миражей могла создать образ животного со столь же длинной шеей.
Польский исследователь Гржибовский в легенде о жирафе видит пробуждение биологической памяти человека о вымерших доисторических животных, также отличавшихся исключительно длинной шеей. Австрийский ученый Крейд полагает, что подобные фантазии могли возникнуть в порядке защитно-замещающей реакции на почве длительного полового воздержания в условиях длительных путешествий в безлюдной местности.
Следует упомянуть также о работе английского биоматика Дж.Гедвика, который, давая дальнейшее развитие мифу о жирафе, доказывает, что понятие "жирафы" могло быть введено физиками, когда они попробовали применять методы статистики к сравнительной патоанатомии парнокопытных. Тогда понятие "жирафы" лишь некая абстракция, которая совершенно не предполагает существования материального носителя ее свойств.
Таким образом, мы видим, как применение современных методов позволяет объяснить возникновение легенды о жирафе с позиции науки, не прибегая к заведомо не выдерживающей критики гипотезе о реальном существовании жирафы. Применение этих методов может оказаться плодотворным при подходе к рассмотрению также других вопросов во всех областях знания.
В заключение хотелось бы отметить достопримечательный факт, ярко демонстрирующий единство здравого смысла и новейших достижений современной науки. Когда простому американскому фермеру показали рисунок, изображающий так называемую жирафу, он воскликнул: "не может быть!" разве это не служит наглядным подтверждением народной мудрости и близости к народу современной науки?
Подобный метод доказательства носит название "принцип Лавуазье в честь знаменитого химика. Как известно, он отрицал существование метиоритов на том основании, что "камни не могут падать с неба, потому что на небе нет камней". Среди последователей Лавуазье был и Симон Ньюкомб, который отверг идею создания летательных аппаратов тяжелее воздуха потому, что аппараты тяжелее воздуха летать не могут. Независимо от великого французского ученого так называемый "принцип Лавуазье" был сформирован также в России: "этого не может быть, потому что не может быть никогда".
Для участников беседы, страдающих хроническим заболеванием "непременная серьезность" в обостренной форме, во избежание поворота дискуссии в русло: "можно ли доверять свидетельству аль-Кваримо", "является ли аль-Кваримо реальной исторической личностью", "не были ли свидетельства аль-Каримо подправлены заинтересованными личностями" вынуждена уточнить, что эта статья является шуткой. Увы, не моей. Ей более чем тридцать лет. Тем веселее было вновь наткнуться на неё сегодня, при разборке старых журналов. Учитывая сравнительно молодой "средний возраст" участников дискуссий, спешу поделиться своей добычей с вами.
Авторам аргументов типа: летающие розовые слоны или зелёные человечки посвящается.
Читателя, знакомого с методами настоящей научной дисскуссии, не надо убеждать, что жирафы не существует. Ему достаточно четко и ясно сказать: "её нет и не было!"
Первое упоминание о "жирафе" мифологическом звере с неестественно длинной шеей мы находим у арабского путешественника аль-Кварима. Вслед за аль-Кваримом многие путешественники уверяли, что они видели, а некоторые даже фотографировали это "длинношеее". Совсем недавно журнал "Планета", рискуя ввести в заблуждение излишне доверчивого читателя, несмотря на протесты всемирно известного научного деятеля Андре Парено, опубликовал статью, где легенда о жирафе трактуется, как непреложная истина.
Памятуя о "принципе Лавуазье", мы ограничимся утверждением, что "жирафы" не существует, и основное внимание уделим тому, каким образом могла возникнуть "Легенда о жирафе".
Общеизвестно, что в Африке, которой приписывается сомнительная честь быть родиной этого гипотетического животного, довольно часто наблюдаются явления, известные под названием фата моргана, или мираж, когда наблюдатель видит отдалённые предметы в местах, где на самом деле они отсутствуют. При этом сам предмет или часть его могут предстать перед наблюдателем в деформированном виде вытянутом в горизонтальном и вертикальном направлении, как в кривом зеркале. Естественно предположить, что поводом для возникновения версии о существовании жирафы послужил мираж, из-за которого обычное, хорошо изученное животное, например лошадь, могло представиться путешественнику в искаженном виде, с непомерно длинной шеей.
Действие фата морганы могло быть усугублено фактором чисто психологическим. Исследователю, заблудившемуся в пустыне и мучимому жаждой, в условиях действия высокой температуры и заторможенного сознания могло начать казаться, что его шея растёт и вытягивается до размеров, позволяющих ему дотянуться до ближайшего оазиса. В этих условиях немудрено, что фантазия путешественника на основании увиденных им миражей могла создать образ животного со столь же длинной шеей.
Польский исследователь Гржибовский в легенде о жирафе видит пробуждение биологической памяти человека о вымерших доисторических животных, также отличавшихся исключительно длинной шеей. Австрийский ученый Крейд полагает, что подобные фантазии могли возникнуть в порядке защитно-замещающей реакции на почве длительного полового воздержания в условиях длительных путешествий в безлюдной местности.
Следует упомянуть также о работе английского биоматика Дж.Гедвика, который, давая дальнейшее развитие мифу о жирафе, доказывает, что понятие "жирафы" могло быть введено физиками, когда они попробовали применять методы статистики к сравнительной патоанатомии парнокопытных. Тогда понятие "жирафы" лишь некая абстракция, которая совершенно не предполагает существования материального носителя ее свойств.
Таким образом, мы видим, как применение современных методов позволяет объяснить возникновение легенды о жирафе с позиции науки, не прибегая к заведомо не выдерживающей критики гипотезе о реальном существовании жирафы. Применение этих методов может оказаться плодотворным при подходе к рассмотрению также других вопросов во всех областях знания.
В заключение хотелось бы отметить достопримечательный факт, ярко демонстрирующий единство здравого смысла и новейших достижений современной науки. Когда простому американскому фермеру показали рисунок, изображающий так называемую жирафу, он воскликнул: "не может быть!" разве это не служит наглядным подтверждением народной мудрости и близости к народу современной науки?
Подобный метод доказательства носит название "принцип Лавуазье в честь знаменитого химика. Как известно, он отрицал существование метиоритов на том основании, что "камни не могут падать с неба, потому что на небе нет камней". Среди последователей Лавуазье был и Симон Ньюкомб, который отверг идею создания летательных аппаратов тяжелее воздуха потому, что аппараты тяжелее воздуха летать не могут. Независимо от великого французского ученого так называемый "принцип Лавуазье" был сформирован также в России: "этого не может быть, потому что не может быть никогда".
Для участников беседы, страдающих хроническим заболеванием "непременная серьезность" в обостренной форме, во избежание поворота дискуссии в русло: "можно ли доверять свидетельству аль-Кваримо", "является ли аль-Кваримо реальной исторической личностью", "не были ли свидетельства аль-Каримо подправлены заинтересованными личностями" вынуждена уточнить, что эта статья является шуткой. Увы, не моей. Ей более чем тридцать лет. Тем веселее было вновь наткнуться на неё сегодня, при разборке старых журналов. Учитывая сравнительно молодой "средний возраст" участников дискуссий, спешу поделиться своей добычей с вами.
Комментарий