Тема навеяна этой мыслью:
Также трудно представить себе ученого-христианина, изучающего возникновение и эволюцию древнееврейской религии... как возник монотеизм и пр. Ученый обязан исходить из предпосылки, что всё происходило естественным путем, иначе это не ученый.
Вот в качестве примера научного подхода:
И всё в таком духе, разумеется. Хотя автор - не какой-нибудь советский атеист.
И вообще не атеист. Просто он ученый, и подход поэтому научный (= "атеистический").
А как тут быть христианину? Может ли он, будучи ученым-религиоведом, хотя бы на секунду допустить, что монотеизм человеческое изобретение (точно так же, как и язычество), что абсолютно все библейские заповеди появлялись и эволюционировали естественным путем и т.д.? По-моему, эта область науки для христианина закрыта. Я уж не говорю о проблеме возникновения христианства, историческом Иисусе... как тут ученому-христианину отказаться от догмы?
Предлагаю пополнять список таких научных дисциплин.
P.S. Следующий раз, когда кто-нибудь заведет песню об "отсутствии противоречий" между христианством и наукой, можно будет смело посылать его в эту тему.
Также трудно представить себе ученого-христианина, изучающего возникновение и эволюцию древнееврейской религии... как возник монотеизм и пр. Ученый обязан исходить из предпосылки, что всё происходило естественным путем, иначе это не ученый.
Вот в качестве примера научного подхода:
Что же касается религии патриархов, то она характеризуется культом "Бога отца"15. К нему обращаются как к "Богу моего (твоего) его отца" (31:5 и т.д.). Другие формулы включают в себя имя собственное, иногда предшествующее слову "отец": "Бог Авраама" (31:5), "Бог отца твоего Авраама" (26:24), "Бог Исаака" (28:13) или "бог Авраама, Исаака, Иакова" (32:24). Эти формулы имеют параллели на всем Древнем Востоке.16
"Бог отца" был первоначально богом ближайшего предка, которого признавали его сыновья. Явившись предку, он установил с ним своеобразную родственную связь. Это бог кочевников, связанный не с каким-то определенным святилищем, а с группой людей, которых он сопровождает и оберегает.
<...>
Проникая в Ханаан, патриархи столкнулись с культом бога Эла, и "Бог-отец" по истечении времени был отождествлен с ним.18 Это уподобление позволяет предполагать, что между обоими типами божеств существовало некое структурное сходство. Во всяком случае, после своей идентификации с богом Элом, "Бог-отец" принимает космические масштабы, которые были не свойственны ему как семейному и племенному божеству.
<...>
В теперешней своей форме этот текст [Десять заповедей] не может датироваться эпохой Моисея, но главнейшие из заповедей, несомненно, отражают дух раннего яхвизма. Первая из них, гласящая "Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим", показывает, что здесь не идет речь о монотеизме в строгом смысле слова существование других богов не отрицается.
М. Элиаде. ИСТОРИЯ ВЕРЫ И РЕЛИГИОЗНЫХ ИДЕЙ, том первый
"Бог отца" был первоначально богом ближайшего предка, которого признавали его сыновья. Явившись предку, он установил с ним своеобразную родственную связь. Это бог кочевников, связанный не с каким-то определенным святилищем, а с группой людей, которых он сопровождает и оберегает.
<...>
Проникая в Ханаан, патриархи столкнулись с культом бога Эла, и "Бог-отец" по истечении времени был отождествлен с ним.18 Это уподобление позволяет предполагать, что между обоими типами божеств существовало некое структурное сходство. Во всяком случае, после своей идентификации с богом Элом, "Бог-отец" принимает космические масштабы, которые были не свойственны ему как семейному и племенному божеству.
<...>
В теперешней своей форме этот текст [Десять заповедей] не может датироваться эпохой Моисея, но главнейшие из заповедей, несомненно, отражают дух раннего яхвизма. Первая из них, гласящая "Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим", показывает, что здесь не идет речь о монотеизме в строгом смысле слова существование других богов не отрицается.
М. Элиаде. ИСТОРИЯ ВЕРЫ И РЕЛИГИОЗНЫХ ИДЕЙ, том первый

А как тут быть христианину? Может ли он, будучи ученым-религиоведом, хотя бы на секунду допустить, что монотеизм человеческое изобретение (точно так же, как и язычество), что абсолютно все библейские заповеди появлялись и эволюционировали естественным путем и т.д.? По-моему, эта область науки для христианина закрыта. Я уж не говорю о проблеме возникновения христианства, историческом Иисусе... как тут ученому-христианину отказаться от догмы?
Предлагаю пополнять список таких научных дисциплин.
P.S. Следующий раз, когда кто-нибудь заведет песню об "отсутствии противоречий" между христианством и наукой, можно будет смело посылать его в эту тему.

Комментарий