Варлам Шаламов

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • shlahani
    христианин

    • 03 March 2007
    • 9820

    #1

    Варлам Шаламов

    Вообще-то я уже читал Варлама Шаламова в молодости. Но, поскольку в молодости положено ухаживать за девушками, а не читать Шаламова, я в то время мало что вынес из чтения.
    А вот сейчас перечитываю. Я сейчас в командировке в Сибири нахожусь, где в автобусе на работу принято слушать радио Шансон.
    Поэтому у меня много мыслей возникло по поводу написанных Шаламовым «Очерков преступного мира».
    Идея у него такая: он видел русский воровской мир изнутри, попав в сталинские лагеря, поэтому считает себя экспертом по ворам в законе, обличая их жизнь и их нечеловечность.
    Эта идея позволяет ему критиковать описываемые Гюго, Достоевским, Толстым, Чеховым и Горьким воровские образы за их недостоверность.
    Шаламов всячески подчёркивает жестокость и нечеловечность воров в законе, и, похоже, не замечает, что сам способствует их воспеванию.
    Именно его нежелание романтизировать воровской мир приводит к невольной его романтизации.
    Когда читаешь первую страницу описаний ужасов, творимых ворами, по спине пробегают мурашки. Но когда за ней следует вторая, третья, десятая, начинаешь ждать от автора некоего вывода, некоего итога, некоего ответа на вопрос «что делать»; поскольку ответ от автора не приходит, поневоле начинаешь думать сам.
    Во-первых, хочется определиться с координатами: географией и историей.
    Ну что, разве разгул уголовщины случился только в России и только в 20 веке?
    Во-вторых, очерки Шаламова тем и отличаются от классической литературы, что классики не ставят воров на первый план, а ставят на первый план среднего человека.
    Кстати, многие зарисовки Шаламова трудно понять именно по этой причине: при похвальном отсутствии у него всякого ханжества он не заботится об объяснении многих деталей из своих ужасов, отчего его пафос остаётся неуслышанным. (Мне это напоминает рукописи многих литераторов, не стремящихся к публикации, а оттого живущих в своём собственном внутреннем мире, где есть свои внутренние новости, свои внутренние газеты, свои внутренние шутки и намёки, не понятные для иностранцев).
    В-третьих, а вернее, всё в тех же во-вторых: есть ли разница для страдающего человека, как именно назвать причину его страданий уголовщина, фашизм, коммунизм, онанизм, гомосексуализм, демократия, радио Шансон, развод родителей, наркомания, алкоголизм, кораблекрушение у необитаемого острова, авиакатастрофа в пустыне, катастрофа на северном полюсе, смертельная болезнь, Пол Пот, Калигула, не знающий Иосифа фараон, вхожий к Богу клеветник Иова сатана, жало в плоть-ангел сатаны?
    Почему бы не написать подобные очерки про рак? Про всю его гнусность, коварство, лживость, беспощадность?
    И всё-таки в-третьих. Речь ведь у Шаламова идёт не просто об уголовщине, а о размерах власти этой уголовщины.
    Ну что мы тут скажем атеисту Шаламову? Хватит у нас духа процитировать ему «Нет власти не от Бога»?
  • kiriliouk
    Недобитый романтик

    • 28 August 2008
    • 3147

    #2
    Сообщение от shlahani
    Ну что мы тут скажем атеисту Шаламову? Хватит у нас духа процитировать ему «Нет власти не от Бога»?
    Я скажу "Благословен Господь, Бог мой, Который выводит Израиль из земли Египетской, а меня из дома рабства!".
    Не мне, сытому, судить тех людей.

    Что же до социальной оценки описываемой Шаламовым ситуации (кстати, на мой вкус, после Шаламова тот же Солженицын выглядит просто конформистом), то ИМХО она очевидна. Прежние правители верно оценивали уголовщину, считая ее асоциальным "абсолютным злом" и, как могли, противостояли ей. Большевики же ради своих сволочных целей дали ворам власть.
    Блюз не получится ни в офисе, ни в универмаге. Слишком уж там светло. Переползай на улицу к автостоянке или хотя бы держись поближе к мусоропроводу.
    Никто не поверит в твой блюз, когда ты в костюме и галстуке.

    Комментарий

    • shlahani
      христианин

      • 03 March 2007
      • 9820

      #3
      Сообщение от kiriliouk
      Я скажу "Благословен Господь, Бог мой, Который выводит Израиль из земли Египетской, а меня из дома рабства!".
      Не мне, сытому, судить тех людей.

      Что же до социальной оценки описываемой Шаламовым ситуации (кстати, на мой вкус, после Шаламова тот же Солженицын выглядит просто конформистом), то ИМХО она очевидна. Прежние правители верно оценивали уголовщину, считая ее асоциальным "абсолютным злом" и, как могли, противостояли ей. Большевики же ради своих сволочных целей дали ворам власть.
      kiriliouk, ну в общем я тоже против судить кого бы то ни было.
      И я часто, оказываясь в стеснённых обстоятельствах, пытаюсь представить, каково было людям в сталинских лагерях, как пример.
      Шаламов пишет, что на сон отводилось всего 4 часа, а помещение, в котором этот сон происходил, не отапливалось. Всё остальное время занимал физический труд на свежем воздухе при -50 градусов и при условно согревающей одежде. Довольно-таки спартанские условия; к тому же власть уголовников т.е. ежеминутный рэкет.
      Кстати, вот эти "перековки", которые упоминает Шаламов и которые нашему поколению уже мало что говорят. Если я правильно понимаю, то перековка заключалась в заключении уголовного авторитета в трудовой лагерь вместе с социально опасными для пролетариата элементами, чтобы они там друг друга перевоспитывали?
      А в действительности вышло чёрт знает что, описываемое Шаламовым.
      Но тогда вопрос: всё это беззаконие было спланировано изначально или просто благородный (хотя и явно утопичный) проект пошёл наперекосяк впоследствии?
      Мне так представляется, что во-первых, единственному в мире государству рабочих и крестьян требовались деньги, которые ему мировые капиталисты не давали. Чтобы получить если не деньги, то хотя бы материалы (дерево и всякие металлы, руду), решили использовать дешёвый рабский труд.
      Но ведь использование рабского труда - не изобретение большевиков! Почитать сказы Бажова только, чтобы увидеть, как на уральских металлургических заводах работали крепостные задолго до революции.
      Во-вторых, утопистов всегда хватало. Вспомнить французских хотя бы, всё фаланги они пытались построить коммунистические в джунглях; но фалангисты быстро разбегались. Или Коллонтай на полном серьёзе предлагала сделать раскрепощённых революцией женщин общими, в сексуальном смысле. Или перевоспитание проституток Крупской.
      Почему бы и идее с революционным перевоспитанием воров в законе было не возобладать в умах большевиков?
      Другое дело, что Шаламов приоткрывает экономические причины уголовного разгула: принуждение незаинтересованных в труде людей к этому самому труду.
      Но тогда вопрос возникает: а зачем вообще было делать революцию? Возможно, экономическая заинтересованность людей в труде дала бы больший эффект?
      Я даже не знаю, как сравнивать Шаламова с Солженицыным. Солженицын ведь создал, так сказать, своё теневое правительство (не зря ж френч носил!) из своих интервьюеров, чьи интервью вошли в его "Архипелаг ГУЛАГ". То есть он обобщил данные о сталинских лагерях, документально.
      У Шаламова я вижу такие полулегенды в основном.

      Комментарий

      • Евлампия
        Гражданка Неба
        Модератор Форума

        • 27 April 2005
        • 33923

        #4
        Сообщение от shlahani
        Вообще-то я уже читал Варлама Шаламова в молодости. Но, поскольку в молодости положено ухаживать за девушками, а не читать Шаламова, я в то время мало что вынес из чтения.
        А вот сейчас перечитываю. Я сейчас в командировке в Сибири нахожусь, где в автобусе на работу принято слушать радио Шансон.
        Поэтому у меня много мыслей возникло по поводу написанных Шаламовым «Очерков преступного мира».
        А мне не понравились его очерки... Поэзия куда лучше...

        "Говорят, мы мелко пашем,
        Оступаясь и скользя.
        На природной почве нашей
        Глубже и пахать нельзя.
        Мы ведь пашем на погосте,
        Разрыхляем верхний слой.
        Мы задеть боимся кости,
        Чуть прикрытые землей."

        Сразу вспоминаются Вайль и Генис, которые в своих замечаниях по Радищеву ("Кризис жанра") дали такую характеристику творчеству "первого в ряду русских революционеров": "Будучи первым мучеником от словесности, Радищев создал специфический русский симбиоз политики и литературы... Радищев основал мощную традицию, квинтэссенцию которой выражают неизбежно актуальные стихи: "Поэт в России больше, чем поэт". Так вот, за смешение жанров Радищеву дали десять лет. Шаламову дали двадцать...
        "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным" (1Тим. 6:6).

        Комментарий

        • Смирна
          бывает в жизни всякое...

          • 03 October 2010
          • 16332

          #5
          Шаламов: страшное имя вернее, страшное то, что пишет это "имя" (когда читала - волосы шевелились...)
          а по большому счёту - чем больше зависимых (хоть чем), тем проще руководить обществом.
          Потому всем, Вами перечисленным - несть числа.
          И "перевоспитывать" их (кого угодно: хоть всех вместе, хоть по отдельности) - задача невыполнимая и никому (в принципе) не нужная...
          Молитва - постоянное (в течении жизни) рассказывание Отцу "что с тобой было там, где ты Его не видел". Рассказывание не обязательно вслух = постоянное "смотрение в зеркало" произошедшего, исправление своих "черт" (Иак.1:22-26)

          Комментарий

          • Евлампия
            Гражданка Неба
            Модератор Форума

            • 27 April 2005
            • 33923

            #6
            Сообщение от Смирна
            Шаламов: страшное имя вернее, страшное то, что пишет это "имя" (когда читала - волосы шевелились...)
            а по большому счёту - чем больше зависимых (хоть чем), тем проще руководить обществом.
            Потому всем, Вами перечисленным - несть числа.
            И "перевоспитывать" их (кого угодно: хоть всех вместе, хоть по отдельности) - задача невыполнимая и никому (в принципе) не нужная...
            Богу нужная, Ириш... я не соглашусь, что тот же Шаламов не ищет Бога... Вот почитай вот это его стихотворение... Конечно, рифма не ахти, больше песенная, но все же...

            Не суди нас слишком строго.
            Лучше милостивым будь.
            Мы найдем свою дорогу,
            Нашу узкую тропу.


            По скалам за кабаргою
            Выйдем выше облаков.
            Облака - подать рукою,
            Нужен мостик из стихов.

            Мы стихи построим эти
            И надежны и крепки.
            Их раскачивает ветер,
            До того они легки.

            И, шагнув на шаткий мостик,
            Поклянемся только в том,
            Что ни зависти, ни злости
            Мы на небо не возьмем.
            "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным" (1Тим. 6:6).

            Комментарий

            • Смирна
              бывает в жизни всякое...

              • 03 October 2010
              • 16332

              #7
              Сообщение от Евлампия
              Богу нужная, Ириш... я не соглашусь, что тот же Шаламов не ищет Бога... Вот почитай вот это его стихотворение... Конечно, рифма не ахти, больше песенная, но все же...
              "Богу", Оля? ... столь "общий" (всеохватывающий) ответ, как "все зайцы в лесу серы"
              кому нужны эти люди на Земле? (из людей, я имею ввиду)
              Кому?

              были бы нужны - их воспитывали БЫ раньше (в детстве), А не тогда, когда они уже на "нарах" или в сапогах...

              людей "кутают" в любовь родные (люди), красота вокруг, знакомые: все, кто может (как у Райкина) и "лобик потрогать", и "шарфик поправить"
              Нужен тогда человек? ...так и останется в нём эта "ниточка", эта "родина": "я нужен!" и каждый раз подумает "что делать" (по жизни).

              А ненужные - "трава придорожная": куда их "прижмут", туда и "завалятся".

              хотя тема (возможно) и о другом.
              Так что, не серчайте, ни Оля, ни shlahani


              Мир!
              Молитва - постоянное (в течении жизни) рассказывание Отцу "что с тобой было там, где ты Его не видел". Рассказывание не обязательно вслух = постоянное "смотрение в зеркало" произошедшего, исправление своих "черт" (Иак.1:22-26)

              Комментарий

              • Евлампия
                Гражданка Неба
                Модератор Форума

                • 27 April 2005
                • 33923

                #8
                Сообщение от Смирна
                "Богу", Оля? ... столь "общий" (всеохватывающий) ответ, как "все зайцы в лесу серы"
                кому нужны эти люди на Земле? (из людей, я имею ввиду)
                Кому?

                были бы нужны - их воспитывали БЫ раньше (в детстве), А не тогда, когда они уже на "нарах" или в сапогах...

                людей "кутают" в любовь родные (люди), красота вокруг, знакомые: все, кто может (как у Райкина) и "лобик потрогать", и "шарфик поправить"
                Нужен тогда человек? ...так и останется в нём эта "ниточка", эта "родина": "я нужен!" и каждый раз подумает "что делать" (по жизни).

                А ненужные - "трава придорожная": куда их "прижмут", туда и "завалятся".

                хотя тема (возможно) и о другом.
                Так что, не серчайте, ни Оля, ни shlahani


                Мир!
                Да не серчаю я, Ирочка... Просто пишу как раз сейчас статью о детках-аутятах... Многим людям ненужных.. А еще (по ходу Выражение мого сынищи ) пословицу вспомнила. "От тюрьмы и сумы не зарекайся"...

                - - - Добавлено - - -
                И еще Шаламов..
                Я жив не единым хлебом,
                А утром, на холодке,
                Кусочек сухого неба
                Размачиваю в реке...
                "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным" (1Тим. 6:6).

                Комментарий

                • kapitu
                  Отключен

                  • 08 March 2006
                  • 5121

                  #9
                  Сообщение от shlahani
                  Шаламов пишет, что на сон отводилось всего 4 часа, а помещение, в котором этот сон происходил, не отапливалось. Всё остальное время занимал физический труд на свежем воздухе при -50 градусов и при условно согревающей одежде. Довольно-таки спартанские условия; к тому же власть уголовников т.е. ежеминутный рэкет.
                  Стандартные условия проживания в монастыре. Если люди добровольно не идут к Богу, из среды их появляются сталинята с знамением на челе "несть бо власть еще не от Бога".

                  Комментарий

                  • shlahani
                    христианин

                    • 03 March 2007
                    • 9820

                    #10
                    Сообщение от kapitu
                    Стандартные условия проживания в монастыре.
                    kapitu, характерно, что Вы сравнили сталинские лагеря с монастырём.
                    Во время перестройки много было говорено про зверства коммунистов в Соловецком монастыре.
                    Но мало кто поднимал вопрос о том, что вообще-то пытать людей в монастырях начали отнюдь не коммунисты. В монастырях ведь всегда пытали людей, причём мы, сторонние наблюдатели, знаем об этих пытках по некоторым немногочисленным свидетельствам, ставших достоянием гласности, а сколько всего было таких фактов, никто точно сказать не может: монастырь ведь сам по себе довольно закрытое учреждение.
                    Собственно говоря, именно политических своих противников российские власти и отправляли в монастыри всегда. Чем же так уж отличились коммунисты, что именно в Соловецком монастыре организовали тренировочный центр для организации лагерей по всей стране?
                    Можно сказать, что коммунисты просто заставили обычных людей испытывать то, что испытывали все эти православные подвижники, которые на севере России учреждали монастыри голыми руками на морозе.
                    Причём характерно, что коммунисты исключили религию из общественной жизни. И вот это самое значительное свидетельство против православия.
                    Оказывается, для подвижничества все эти религиозные ритуалы вовсе и не требуются.
                    Можно строить не храм с колокольней, а просто бараки, и при этом быть не меньшим подвижником.
                    Или использовать уже готовую колокольню для умерщвления плоти на холоде. Зачем стоять попусту в тёплом храме, делая вид, что понимаешь пение на церковнославянском языке, когда можно перестать этот же храм отапливать, завести в него людей без одежды, и они и так будут всю ночь смиренно стоять и даже прыгать.
                    Разве это не такое же христианство?
                    Или: возможно, православие и коммунизм оба не являются христианством, а христианство в чём-то другом состоит?

                    - - - Добавлено - - -

                    Сообщение от Смирна
                    Шаламов: страшное имя вернее, страшное то, что пишет это "имя" (когда читала - волосы шевелились...)
                    а по большому счёту - чем больше зависимых (хоть чем), тем проще руководить обществом.
                    Потому всем, Вами перечисленным - несть числа.
                    И "перевоспитывать" их (кого угодно: хоть всех вместе, хоть по отдельности) - задача невыполнимая и никому (в принципе) не нужная...
                    Смирна, я ещё вот о чём подумал.
                    Нам известна эта история с разбойником, которому распятый Иисус обещал взять его с собой в рай.
                    Собственно, а что это за человек такой, этот разбойник? Ведь это и есть такой вот вор в законе, которых описывает Шаламов.
                    Который то с гомосексуалистом спит, то с собакой, и который любит одному человеку распороть брюхо, выпустить кишки, и этими кишками задушить ещё одного человека.
                    Так-то вот.

                    Комментарий

                    • kiriliouk
                      Недобитый романтик

                      • 28 August 2008
                      • 3147

                      #11
                      Сообщение от shlahani
                      Собственно, а что это за человек такой, этот разбойник? Ведь это и есть такой вот вор в законе, которых описывает Шаламов.
                      Вы ошибаетесь, это неверная установка. Так называемые "разбойники" - это зелоты или сикарии, причем из тех, кого сейчас называют религиозными сионистами. Они ведь и во время казни продолжают оперировать понятиями "или ты не боишься Бога", какие же это воры? Это патриоты своей родины, люди, которые искали Царства Божьего, но некошерными путями. Присвоив себе суд, они сами оказались осуждены. Первый из них так и не понял, что сработал закон мироздания "око за око", т.е. не поверил Моисею, а второй поверил.

                      ЗЫ. Чтобы не оставалось сомнений я напомню, что уголовное право было в руках синедриона, а римляне брали лишь тех, кто выступал против империи. Воры и бытовые убийцы - это не компетенция прокуратора, для этого есть местная администрация. Так была устроена Римская империя.
                      Блюз не получится ни в офисе, ни в универмаге. Слишком уж там светло. Переползай на улицу к автостоянке или хотя бы держись поближе к мусоропроводу.
                      Никто не поверит в твой блюз, когда ты в костюме и галстуке.

                      Комментарий

                      • shlahani
                        христианин

                        • 03 March 2007
                        • 9820

                        #12
                        Сообщение от kiriliouk
                        Вы ошибаетесь, это неверная установка. Так называемые "разбойники" - это зелоты или сикарии, причем из тех, кого сейчас называют религиозными сионистами. Они ведь и во время казни продолжают оперировать понятиями "или ты не боишься Бога", какие же это воры? Это патриоты своей родины, люди, которые искали Царства Божьего, но некошерными путями. Присвоив себе суд, они сами оказались осуждены. Первый из них так и не понял, что сработал закон мироздания "око за око", т.е. не поверил Моисею, а второй поверил.

                        ЗЫ. Чтобы не оставалось сомнений я напомню, что уголовное право было в руках синедриона, а римляне брали лишь тех, кто выступал против империи. Воры и бытовые убийцы - это не компетенция прокуратора, для этого есть местная администрация. Так была устроена Римская империя.
                        kiriliouk, Вы хотели сказать, видимо - Матфей, Марк, Лука и Иоанн ошибаются, и это у них неверная установка?

                        Комментарий

                        • kiriliouk
                          Недобитый романтик

                          • 28 August 2008
                          • 3147

                          #13
                          При чем тут евангелисты? Они пишут - мы понимаем. Желательно делать это правильно .
                          Блюз не получится ни в офисе, ни в универмаге. Слишком уж там светло. Переползай на улицу к автостоянке или хотя бы держись поближе к мусоропроводу.
                          Никто не поверит в твой блюз, когда ты в костюме и галстуке.

                          Комментарий

                          • Смирна
                            бывает в жизни всякое...

                            • 03 October 2010
                            • 16332

                            #14
                            Сообщение от shlahani
                            Смирна, я ещё вот о чём подумал.
                            Нам известна эта история с разбойником, которому распятый Иисус обещал взять его с собой в рай.
                            Собственно, а что это за человек такой, этот разбойник? Ведь это и есть такой вот вор в законе, которых описывает Шаламов.
                            Который то с гомосексуалистом спит, то с собакой, и который любит одному человеку распороть брюхо, выпустить кишки, и этими кишками задушить ещё одного человека.
                            Так-то вот.
                            ой, ой! я бы так не спешила! ... тех, кого Вы перечислили так быстро "отправлять" в рай.
                            Ибо.
                            Между всем тем, что происходило - прошла "уйма" времени (по моим понятиям); т.е. человек - разбойник (сколь бы ужасен он не был) имел ВРЕМЯ рассмотреть Христа, увидеть Его, подумать обо всём (вплоть - до всей свой жизни), разобраться, "взвесить" все "за" и "против", и тогда (уже) прийти к выводу, что Тот, Кто пред ним - способен изменить его самоё.
                            Об этом и сказал Христу: успел!
                            Молитва - постоянное (в течении жизни) рассказывание Отцу "что с тобой было там, где ты Его не видел". Рассказывание не обязательно вслух = постоянное "смотрение в зеркало" произошедшего, исправление своих "черт" (Иак.1:22-26)

                            Комментарий

                            • shlahani
                              христианин

                              • 03 March 2007
                              • 9820

                              #15
                              Сообщение от kiriliouk
                              При чем тут евангелисты? Они пишут - мы понимаем. Желательно делать это правильно .
                              kiriliouk, причём тут евангелисты, спрашиваете Вы?
                              Притом, что это евангелисты пишут, что Иисус обещал ныне взять с собой в рай разбойника.
                              Вора в законе.
                              Сообщение от Смирна
                              ой, ой! я бы так не спешила! ... тех, кого Вы перечислили так быстро "отправлять" в рай.
                              Ибо.
                              Между всем тем, что происходило - прошла "уйма" времени (по моим понятиям); т.е. человек - разбойник (сколь бы ужасен он не был) имел ВРЕМЯ рассмотреть Христа, увидеть Его, подумать обо всём (вплоть - до всей свой жизни), разобраться, "взвесить" все "за" и "против", и тогда (уже) прийти к выводу, что Тот, Кто пред ним - способен изменить его самоё.
                              Об этом и сказал Христу: успел!
                              Смирна, вот в этом и разница между Иисусом и Шаламовым.
                              Шаламов подробно описывает злодеяния разбойников, отказывая им в рае, а Иисус просто обещает взять разбойника с собой в рай.

                              Комментарий

                              Обработка...