Есть ли польза от пения псалмов из Псалтыря?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Мариин
    Ветеран

    • 09 September 2009
    • 2076

    #1

    Есть ли польза от пения псалмов из Псалтыря?

    Композитор, режисёр, преподователь, а так же иследователь христианской музыки Эндрю Уилсон-Диксон написал замечательную книгу под названием "История христианской музыки". Большое внимание в этой книге он уделяет тому факту,что на протяжении многих веков христиане пели псалмы из Псалтыря. Вот отрывок из этой книги:

    Устав Бенедикта
    Одним из ранних христиан, оказавших значительное влияние на формирование монашеской традиции, был Бенедикт из Нарсии (480-530), аббат и основатель монастырей в Субиако и Монте-Кассино в Италии. Он предложил устав для своего ордена, "школы служения Господу, в порядках которой, как мы надеемся, не будет ничего насильственного". По этому уставу ежедневно отводилось шесть часов для молитвы, пять часов для хозяйственных работ и четыре часа для изучения Писания.
    Позже возникли и другие братства, но самую важную роль сыграл орден Бенедикта. Некоторые составные части его устава вошли даже в богослужение протестантской церкви, например, дополнение славословия "gloria" ("Слава в вышних Богу...") к окончанию псалмов.
    Шесть молитвенных часов устава составлены из дневного круга богослужений, куда входят месса (Трапеза Господня, или Евхаристия) и Божественные службы:
    • Заутреня - перед рассветом;
    • Лауды ("восхваления", утренняя) - на рассвете;
    • Прима ("час первый") - 6 утра;
    • Терция ("час третий") - 9 утра;
    • Секста ("час шестой") - полдень;
    • Нона ("час девятый") - 3 часа дня;
    • Вечерня - около шести часов вечера;
    • Повечерие ("комплеторий") - в конце дня.
    Эти службы объединены между собой благодаря подбору
    библейских псалмов, причем таким образом, что за неделю пропевался весь цикл из 150 псалмов
    . (38 стр.)

    Редактор протестантского журнала "Христианство сегодня" - Филип Янси в своей книге "Библия, которую читал Иисус", отводит пению псалмов также не малое место:

    Кэтлин Норрис (сценаристка жившая с 1880 по 1935гг.) рассказывает о своей жизни в качестве гостьи в бенедиктинском монастыре, обитатели которого ежедневно пели несколько псалмов, проходя за месяц весь Псалтырь целиком. Сперва ее озадачивало и даже смущало множество противоборствующих настороений в псалмах: одни из них выражали благочестивое приятие всего, в то время как другие кричали об отсутствии Бога или обмане с Его стороны. Однако позднее, когда Кэтлин Норрис ближе познакомилась с монахами и их гостями, которые также участвовали в исполнении псалмов, она поняла, что каждый псалом всегда соответствовал мироощущению хотя бы одного из присутствующих на службе. Любой псалом отражал какой-то аспект жизни с Богом, и человек, имеющий глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, мог воспринять нужное ему сообщение.
    Современное христианство, ограничевшее себя посланиями, на мой взгляд, проходит как раз мимо этой истины. Я воспитывался в лоне евангелической церкви и представление о христианской жизни получил исключительно из посланий Павла, которого, боюсь, едва ли можно назвать "типичным" христианином. <...> В Ветхом Завете я обнаружил огромное разнообразие человеческих отношений с Богом, составивших необходимое дополнение к примеру Павла. Так, в псалмах я увидел ошибки и заблуждения, растерянность и отчаяние, гнев и страдание, о которых в моей церкви никогда даже не заговаривали. Мы поспешили перейти на более "высокий" уровень духовного торжества. Я с изумлением обнаружил, что именно "проблематичные" псалмы Новый Завет - и в особенности Сам Иисус - цитирует чаще всего". (36-37 стр.)

    Присоединяясь к Эндрю Уилсон-Диксону и к Филипу Янси, я со своей стороны заметил, что те кто так подчёркивает исполнение Библии, проходит стороною испонение, касающееся пения псалмов.
    Апостол Павел писал: "И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу..." (Еф. 5, 18-19)

    Современные протестанты словом "псалом" стали называть не псалмы из Псалтыря, а любую песню с христианским текстом. Это послужило мнимому исполнению Еф. 5, 18-19. Вместе с Эндрю Уилсон-Диксоном и к Филипом Янси, я считаю это большой потерей в протестантском лагере своих братьев. Псалтырь - это богатство. Суть псалмов, - напоминал Льюис, не богословие, а их пение. Именно через пение, богатство Псалтыря становится достоянием верующего. Это богатство некоторыми верующими утрачено.
    Святые - настоящие толкователи Святого Писания. (из книги Бенедикта XVI "Иисус из Назарета")
  • St.Paul
    Завсегдатай

    • 30 May 2007
    • 794

    #2
    Я согласен, псалмы из книги Псалтырь петь нужно и очень даже полезно, но не очень удобно петь тексты, в которых не выдержан стихотворный размер. А в синодальном и других переводах, скажем прямо, размерчик скачет. Я читал один поэтический перевод псалмов в переложении Ирины Евсы, очень даже неплохой. Так вот, его вполне даже можно петь.
    Псалмы Давида Псалтирь

    Комментарий

    • Мариин
      Ветеран

      • 09 September 2009
      • 2076

      #3
      Я согласен, псалмы из книги Псалтырь петь нужно и очень даже полезно, но не очень удобно петь тексты, в которых не выдержан стихотворный размер. А в синодальном и других переводах, скажем прямо, размерчик скачет. Я читал один поэтический перевод псалмов в переложении Ирины Евсы, очень даже неплохой. Так вот, его вполне даже можно петь.

      Действительно, существует много проблем связанных с пением псалмов. Длинные тексты, отсутствие рифмы. История христианской музыки показывает множество способов и решений этих проблем. Поэтические переводы можно петь, но пропадает точность слова. Ущё одна проблема, в псалмах бывают резкие смысловые перепады и это не легко отражать в музыке. Бывало так что одна и та же радостная мелодия крутилась и поя хвалу Богу, и поя жестоковыйности противящихся и т.д. Дпействительно есть технические проблемы. Практика показывает, что большую и сложную часть псалма поёт один, а все подхватывают не сложный антифон. Как и в простых песенных формах есть куплеты и всем запоминающиеся припевы. Кроме этого можно петь отрывки из Псалмов.

      Однако кроме технических проблем, существуют проблемы образа самого Бога создаваемые нашим пением. Об этом пишет Филип Янси.
      Мы поспешили перейти на более "высокий" уровень духовного торжества.
      Интересно, что протестанты поют некоторые псалмы и отрывки, только все эти отрывки так сказать "положительные" "мягко гладящие по головке" Например доводилось слышать 22 псалом "Господь Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться...", но не доводилось слышать 21 псалом "Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего."

      Можно же петь не весь псалом, а только какой-то отрывок. Например: "Знаю, Господи, что суды Твои праведны и по справедливости Ты наказал меня". (118, 75) или можно петь: "Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя". (50, 6-7)

      Однако в пении существует проблема "высокого" уровня духовного торжества.
      Святые - настоящие толкователи Святого Писания. (из книги Бенедикта XVI "Иисус из Назарета")

      Комментарий

      • Мариин
        Ветеран

        • 09 September 2009
        • 2076

        #4
        Один только St Paul откликнулся о пользе пения псалмов. Такое впечатление, что участники этого форума ни какой пользы от пения псалмов (из Псалтыря) не видят. Но так ли это на самом деле?
        Святые - настоящие толкователи Святого Писания. (из книги Бенедикта XVI "Иисус из Назарета")

        Комментарий

        • Ex nihilo
          R.I.P.

          • 09 January 2001
          • 8810

          #5
          Сообщение от Мариин
          Один только St Paul откликнулся о пользе пения псалмов. Такое впечатление, что участники этого форума ни какой пользы от пения псалмов (из Псалтыря) не видят. Но так ли это на самом деле?

          Да поются псалмы на "Ура"!
          Тю, вы какой-то странный, жизни не видели. Зайдите в синагогу любую.
          Поются и в рифму. На иврите их духовная сила гораздо мощней, чем на русском. Но вам этого не понять, иврита вы не знаете, текст вам будет противен. А ведь Псалмы пелись царем Давидом на арфе и в рифму. Это вы этой рифмы не чувствуете. А любой еврей её прекрасно поёт.
          Это вы оторваны от еврейского наследия. Вы даже и близко не знаете еврейского мира. А рифмовать пытаетесь перевод. Вам не стыдно перед самим собой?

          Комментарий

          • Игорь
            He died4me, I live4Him
            Админ Форума

            • 03 May 2000
            • 14897

            #6
            Сообщение от Ex nihilo
            Это вы оторваны от еврейского наследия. Вы даже и близко не знаете еврейского мира. А рифмовать пытаетесь перевод. Вам не стыдно перед самим собой?
            Почему можно делать переводы стихов с других языков, а Псалмы вдруг нельзя рифмовать?
            Иврита, говорите, не знаете, и наследия... . Простите но Ваша фраза "Псалмы пелись царем Давидом на арфе и в рифму" говорит что и Вы его совсем не знаете (не в упрек). Я не касаюсь того что пелись не только Давидом, и не только под арфу. Дело в том что в Библейской поэзии рифмы вообще нет, в нашем понимании. Смешно слышать от Вас, что евреи мол поют псалмы Давида под рифму. Рифма для древнего еврея была просто ритмом, или первые буквы каждого стиха расположенные по-алфавиту, или логическеие противопоставления (типа у грешника то-то, а у праведника то-то).
            Вообщем нет ничего плохого, если кто переводит и еще и рифмует. Идея кстати, не нова, большое количество русских композиторов, почитающихся теперь классиками, это делали, и современные музыканты это делают, есть очень хорошие вещи.

            С любовью во Христе, Игорь Лихнякевич
            Контакты: [Fb] | [Tw] | [Vk]

            Комментарий

            • Мариин
              Ветеран

              • 09 September 2009
              • 2076

              #7
              А ведь Псалмы пелись царем Давидом на арфе и в рифму. Это вы этой рифмы не чувствуете. А любой еврей её прекрасно поёт.
              Это вы оторваны от еврейского наследия. Вы даже и близко не знаете еврейского мира. А рифмовать пытаетесь перевод. Вам не стыдно перед самим собой?
              Верно подметил Игорь, у евреев не было ни арфы, ни рифмы. Вы, Ex nihilo, наверное это образно сказали, подразумевая псалтырь и ритм. Хотя псалмы исполнялись разными инструментальными и вокальными составами.

              Вы правы, я оторван от еврейского наследия и близко не знаю еврейского мира. Единственный мост связывающий меня с еврейским миром это несколько друзей, Ветхий Завети центральная часть этого Завета - Псалтырь. Рифмовать перевод я не пытаюсь, а пою их так как они есть, слово в слово, используя современную музыку. Мне не стыдно это делать перед самим собой, потому что один еврей апостол Павел рекомендовал не только евреям, но и всем христианам петь псалмы:

              "И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу" (Еф 5, 18-19)

              Лично для меня в псалмах важны не инструменты (арфа) и рифма, но их глубокий смысл, который Бог передал посредством музыкального искусства.
              Святые - настоящие толкователи Святого Писания. (из книги Бенедикта XVI "Иисус из Назарета")

              Комментарий

              • antipa21
                JESUS IS LORD

                • 23 August 2009
                • 15259

                #8
                Я пою слово Божье, и могу засвидетельствовать, что это прекрасасно. Всё по этой теме я изложил в разделе "РАЗНОЕ", тема: "Как принимать слово Божье пением". Но так как, практически, нет отзывов, у меня больше нет побуждения развивать эту тему дальше.
                https://www.evangelie.eu/forum/entry...15302&bt=25900




                Комментарий

                • Мариин
                  Ветеран

                  • 09 September 2009
                  • 2076

                  #9
                  Я пою слово Божье, и могу засвидетельствовать, что это прекрасасно. Всё по этой теме я изложил в разделе "РАЗНОЕ", тема: "Как принимать слово Божье пением". Но так как, практически, нет отзывов, у меня больше нет побуждения развивать эту тему дальше.
                  Участвуя в жизни проповедников и будучи ответственным за музыкальное служение в своей церкви я заметил несколько тенденций.

                  1 У проповедников есть стереотипный арсенал и комплекс стандартных мест Писания, за которыми прочно закрепился непоколебимо догмовый смысл. Начав петь псалмы из Псалтыря многие стереотипы начали разрушаться. Псалмами была выявлена однобокость христианина опирающегося только на послания НЗ, о которой пишет Филип Янси.

                  2 Я заметил расхождение проповели и пения. В проповедях мы уже осмелились говорить об ошибках и заблуждениях, растерянности и отчаянии, гневе и страдании, однако все песни у нас были "положительными". Псалмы балансируют и уводят от крайностей. Однако большинство "псалмов" не из Псалтыря подчёркивая истину однобоко, создают не сбалансированный образ самого Бога. Бога гладящего по головке и ничего не требующего. Бога, которого перестали бояться в правильном смысле этого слова.
                  Святые - настоящие толкователи Святого Писания. (из книги Бенедикта XVI "Иисус из Назарета")

                  Комментарий

                  • antipa21
                    JESUS IS LORD

                    • 23 August 2009
                    • 15259

                    #10
                    Антипа - Мариин

                    Сообщение от Мариин
                    Участвуя в жизни проповедников и будучи ответственным за музыкальное служение в своей церкви я заметил несколько тенденций.
                    Аминь. Абсолютно согласен с вами.
                    https://www.evangelie.eu/forum/entry...15302&bt=25900




                    Комментарий

                    • Мариин
                      Ветеран

                      • 09 September 2009
                      • 2076

                      #11
                      Аминь. Абсолютно согласен с вами.
                      Представляю как бы было сбалансировано победоносное торжество на служении в церкви, если бы после радостной прасловительной песни, перед выходом пастора, прозвучал бы 73 псалом:

                      Для чего, Боже, отринул нас навсегда? возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей? 2 Вспомни сонм Твой, [который] Ты стяжал издревле, искупил в жезл достояния Твоего, эту гору Сион, на которой Ты веселился. 3 Подвигни стопы Твои к вековым развалинам: все разрушил враг во святилище. 4 Рыкают враги Твои среди собраний Твоих; поставили знаки свои вместо знамений [наших]; 5 показывали себя подобными поднимающему вверх секиру на сплетшиеся ветви дерева; 6 и ныне все резьбы в нем в один раз разрушили секирами и бердышами; 7 предали огню святилище Твое; совсем осквернили жилище имени Твоего; 8 сказали в сердце своем: «разорим их совсем», и сожгли все места собраний Божиих на земле. 9 Знамений наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе [это будет]. 10 Доколе, Боже, будет поносить враг? вечно ли будет хулить противник имя Твое?

                      Конечно, я утрирую. Но показывая крайнюю сторону дела, хочу показать лишь существующий дисбаланс.
                      Святые - настоящие толкователи Святого Писания. (из книги Бенедикта XVI "Иисус из Назарета")

                      Комментарий

                      • Ex nihilo
                        R.I.P.

                        • 09 January 2001
                        • 8810

                        #12
                        [QUOTE=Мариин;1774580]

                        Как верно вы подметили с Игорем, у меня действительно проблемы и с рифмой, и с ритмом, и с гармониками. Я действительно совсем не разбираюсь в поэзии, не знаю даже трех аккордов. Полная бездарность.
                        Про ритмику иврита я знаю от евреев. Но евреи могут и лгать. Вобщем, не собеседник я таким грамотным людям, я человек далёкий от искусства.

                        Комментарий

                        • Мариин
                          Ветеран

                          • 09 September 2009
                          • 2076

                          #13
                          Как верно вы подметили с Игорем, у меня действительно проблемы и с рифмой, и с ритмом, и с гармониками. Я действительно совсем не разбираюсь в поэзии, не знаю даже трех аккордов. Полная бездарность.
                          Про ритмику иврита я знаю от евреев. Но евреи могут и лгать. Вобщем, не собеседник я таким грамотным людям, я человек далёкий от искусства.
                          Лично про вас я ничего не знаю. Я подумал всеръёз, что вы образно псалтырь назвали арфой, поскольку для простого русского человека псалтырь не очень знакомый инструмент. Ну а рифмой назвать ритм тоже можно в каком-то смысле. Только вот я не очень хотел концентрировать внимание на этих деталях, а подойти к пению псалмов с обще-христианских позиций. Хочется более говорить о нравственно-духовных ценностях традиции петь псалмы. Ведь псалмы относятся к назидательной музыке, а такая музыка сейчас редкость. Мирская музыка по большей части развлекательная, убаюкивающая, гладяящая человека, сладенькая, создающая настроение "всё будет хорошо" и т.д. Вот я и начал разговор, а не перешло ли это настроение в какой-то степени в церковную музыку евангельских церквей? Куда пропало назидание? Хорошо петь о Спасителе, о Вечной Жизни и о Его любви, но где же баланс, который был в первоапостольской и ранней церкви?

                          Здесь вроде бы и искусство, и теология, и литургия, и назидание. Вопрос очень широкий. Почему не все верующие поют псалмы из Псалтыря? Разве в них нет пользы?
                          Святые - настоящие толкователи Святого Писания. (из книги Бенедикта XVI "Иисус из Назарета")

                          Комментарий

                          • Мариин
                            Ветеран

                            • 09 September 2009
                            • 2076

                            #14
                            Похоже для протестантов пение псалмов не актуальная тема. Может потому что есть трудные темы псалмов под которые не похлопаешь в ладоши и не попляшешь? Где же оборвалась нить пения псалмов? Ведь Лютер ещё насаивал на том, чтобы в церкви пелись все 150 псалмов. Как же протестантская теология шаг за шагом повлияла на не выполнение указа Библии, которое исполняется католической и православной церквями? Слишком положительный Бог? Старозоветний (псалмовый) - злой, Новозаветний добрый? Но ведь ап. Павел призывает петь псалмы христиан Нового Завета. Отцы церкви советывали, что если хочешь научиться прославлять Бога начинай учиться прежде всего с псалмов. Кто сегодня учится прославлять Бога начиная с пения псалмов в протестантском лагере?
                            Святые - настоящие толкователи Святого Писания. (из книги Бенедикта XVI "Иисус из Назарета")

                            Комментарий

                            • armaGOD0N0FF
                              Участник

                              • 02 June 2009
                              • 359

                              #15
                              Может потому что есть трудные темы псалмов под которые не похлопаешь в ладоши и не попляшешь?
                              Вы отстали от жизни)))) Есть много перепевок псалмов для протестанских церквей ,где под них можно плясать и хлопать в ладоши)))
                              Youth International Internet Church
                              http://vkontakte.ru/uucycxpucmoc

                              Комментарий

                              Обработка...