Знаете, мистер Йицхак, а Вы все же меня задели тем, что усомнились в причастности Федора Михайловича и его «Великого инквизитора» к теме о спорах
Причастен он, да еще как!..
Ведь его Христос в легенде это действующий в нашей с Вами сегодняшней истории Бог! И разве плохо сделал Достоевский, не позволив Ему в легенде произнести хоть слово? Напротив, поэтическая композиция произведения превратилась бы в ничто, если б Христос начал спорить с инквизитором. Молчание Христа в легенде необычайно действенно. Оно говорит больше, нежели самые значительные слова.
Христос легенды приходит в самый разгар истории, когда Его сторонники, возгоревшись апостольским, но не преображенным рвением, шлют огонь и меч на врагов Искупителя. Они хотят вырвать, не дождавшись начала сенокоса, сорную траву из Царства Небесного Не это ли мы сплошь и рядом наблюдаем на форуме? И разве Христос может благословить это наше «христианское рвение» и содействовать ему? Разве не Он в свое время призвал к порядку апостолов, когда они призывали огонь на не принявшие их города или когда предлагали вырывать с корнем сорную траву? Разве не Он сам велел разрешить куколям расти вместе с пшеницей до покоса?
Интуиция Достоевского в этом отношении была необычайно остра. Неужели не согласны?
Причастен он, да еще как!..
Ведь его Христос в легенде это действующий в нашей с Вами сегодняшней истории Бог! И разве плохо сделал Достоевский, не позволив Ему в легенде произнести хоть слово? Напротив, поэтическая композиция произведения превратилась бы в ничто, если б Христос начал спорить с инквизитором. Молчание Христа в легенде необычайно действенно. Оно говорит больше, нежели самые значительные слова.
Христос легенды приходит в самый разгар истории, когда Его сторонники, возгоревшись апостольским, но не преображенным рвением, шлют огонь и меч на врагов Искупителя. Они хотят вырвать, не дождавшись начала сенокоса, сорную траву из Царства Небесного Не это ли мы сплошь и рядом наблюдаем на форуме? И разве Христос может благословить это наше «христианское рвение» и содействовать ему? Разве не Он в свое время призвал к порядку апостолов, когда они призывали огонь на не принявшие их города или когда предлагали вырывать с корнем сорную траву? Разве не Он сам велел разрешить куколям расти вместе с пшеницей до покоса?
Интуиция Достоевского в этом отношении была необычайно остра. Неужели не согласны?
Комментарий