Источник власти
Свернуть
X
-
-
да эти факты опровергают ваши идеи благости Зла.
Вообще когда вы сначала говорите, что де с помощью зла можно получить много материальных благ,
но потом вдруг у вас выясняется что и в самом центре зла, в столице, нищие.
вы тем самым противоречите сами себе.
Но при этом коррелируют с рассказами как люди получали от демонов золото, но на поверку оно оказывалось простыми черепками.
Комментарий
-
Вы когда такие слова пишете, цитируйте, чтобы не выглядеть клеветником.
Если хотите заставить меня оправдываться за чьи-то утверждения или ваше непонимание, то у вас ничего не выйдет - я просто прекращу с вами общаться.Комментарий
-
Если хотите заставить меня оправдываться за чьи-то утверждения или ваше непонимание, то у вас ничего не выйдет - я просто прекращу с вами общаться.Комментарий
-
можно пойти в социальную службу и оформить причитающиеся по закону пособие.
Комментарий
-
наблюдение, которое попадает в самую суть различий между этими идеологиями.
это различие касается антропологии — того, как та или иная теория смотрит на природу человека и на возможность достижения идеального общества.
Либерализм: "Человек несовершенен, и это надо учитывать"
· Пессимизм в отношении природы человека: Классический либерализм исходит из идеи, что человек эгоистичен, склонен к злоупотреблению властью и несовершенен. Эта идея восходит к христианской концепции "первородного греха" и светским теориям (например, Томас Гоббс).
· Цель — не искоренить зло, а обуздать его: Поскольку радикально изменить природу человека нельзя, либерализм фокусируется на создании институтов, которые минимизируют ущерб от несовершенства:
· Разделение властей: Чтобы ни один человек или группа не могли сконцентрировать всю власть и начать злоупотреблять ею.
· Права человека: Чтобы защитить слабого от сильного.
· Рынок: Чтобы эгоистическое стремление к прибыли через конкуренцию невольно работало на общее благо (метафора "невидимой руки" Адама Смита).
· Либерализм — это теория управления для "худшего сценария". Он предполагает, что у власти может оказаться плохой человек, и система должна быть устроена так, чтобы он не смог нанести слишком much ущерба.
Коммунизм: "Человек испорчен обстоятельствами, и это можно исправить"
· Оптимизм в отношении природы человека: Коммунистическая теория (в ее классической, утопической версии) верит, что человек по природе добр, коллективистски настроен и способен к сотрудничеству. Агрессия, эгоизм и жадность — это продукты "испорченной" социальной среды: частной собственности, классового общества, эксплуатации.
· Цель — радикально преобразовать общество, чтобы раскрыть "добрую" природу человека: Если ликвидировать корень зла — классы и частную собственность, — то исчезнут и порождаемые ими пороки (преступность, войны, неравенство). Появится "новый человек", гармоничный и альтруистический.
· Коммунизм — это теория окончательного решения. Он верит в возможность создания идеального, бесконфликтного общества, где необходимость в принуждении и государстве (по Марксу, "отомрет") исчезнет сама собой.
Фашизм: "Зло — это не проблема, а инструмент и добродетель"
· Прославление "зла": Если либерализм пытается обуздать темные стороны человеческой натуры, а коммунизм — искоренить, то фашизм их идеологизирует и возводит в ранг добродетели.
· Культ силы, агрессии, иерархии и войны: Жестокость — это не пережиток прошлого, а доказательство силы нации. Эгоизм — это здоровый национальный инстинкт. Конфликт и война — это естественное и желательное состояние, которое закаляет расу и очищает ее от слабых.
· Фашизм — это отрицание самой идеи "добра" в гуманистическом смысле. То, что либералы и коммунисты считают "злом" (насилие, нетерпимость, ксенофобия), для фашиста является высшим проявлением "добра" для своей нации.
---
Это фундаментальное различие в антропологии объясняет, почему у этих идеологий такие разные представления о власти, правах человека и будущем: от мрачного, но стабильного либерального пессимизма до светлого, но утопического коммунистического оптимизма и до мрачного и деструктивного фашистского нигилизма.🙏 1Комментарий
-
при этом советская философия разочаровалась как в коммунизме и либерализме , а значит пришла к большей правоте фашизма
это видно в книге Стругацких Диавол среди людей
Румата (Антон) в «Трудно быть богом» — это прямая антитеза фашизму.- Он обладает силой (превосходящей технологией, знаниями).
- Он видит зло и несправедливость.
- Но он не имеет права «очищать» страну мечом, казня злодеев и устанавливая «справедливый» порядок силой.
Почему? Потому что такое насильственное «добро» ничем не лучше зла. Оно порождает еще большее насилие и не делает людей лучше. Задача «прогрессора» — не управлять, а создавать условия, при которых люди сами начнут выздоравливать. Это долгий, трудный и часто трагический путь, но единственно верный.
Диавол среди людей»: Что происходит, когда силу дают всем?
Эта книга — мысленный эксперимент: а что, если дать абсолютную силу не просвещенному «богу» (как Румата), а каждому обывателю?
Ответ: начнется кровавый хаос. Люди используют силу для сведения личных счетов, грабежа, насилия.- Вывод фашиста из этой ситуации: «Видите? Людям нельзя давать свободу и силу! Ими должен управлять сильный лидер (вождь) и репрессивный аппарат!»
- Вывод Стругацких: «Видите? Человека нельзя делать «богом», пока он не перестал быть «диаволом». Наша задача — работать над собой и обществом, чтобы созреть для свободы и ответственности. Раздавать силу до этого — преступление».
Стругацкие не оправдывают диктатуру — они показывают, почему незрелое человечество так легко в нее скатывается.
- Все системы терпят крах. Стругацкие показывают, что ни одна из существующих систем — ни советская (бюрократический аппарат, КГБ), ни западная (она мелькает в виде беспомощных реакций) — не имеет ни инструментов, ни conceptual framework (концептуальных рамок), чтобы справиться с феноменом Жилина. Все они безнадёжно устарели.
- Исчерпанность старых парадигм. Книга была написана в 1991 году, на самом излёте советской эпохи. Она подводит черту под всем XX веком, показывая, что его главный спор (капитализм vs социализм) вторичен перед лицом новой, экзистенциальной проблемы: что делать человеку с абсолютной свободой и мощью?
- Выбор не между идеологиями, а между Антропологиями. Жилин своим существованием ставит человечество перед зеркалом, заставляя его сделать выбор не о том, как устроить экономику, а о том, кто мы такие как вид?
Таким образом, «точка бифуркации», которую описывают Стругацкие, гораздо шире и страшнее выбора между коммунизмом и либерализмом. Это выбор между:- Самоуничтожением: Путь, по которому идёт большинство, используя дар для мести, насилия и удовлетворения низменных инстинктов.
- Тотальным контролем: Гипотетический путь, который лишь обозначен в книге, — попытка силой (государства, армии) загнать «джинна обратно в бутылку», установить жёсткую диктатуру, чтобы остановить хаос. Это тоже тупик.
- Качественным скачком («антропологическим преображением»). Единственный возможный позитивный выход — это не изменение системы, а изменение самого человеческого материала.
- Преодоление в себе «внутреннего диавола», обретение не силы, но мудрости и ответственности, соответствующих этой силе. Но книга пессимистична: люди к этому не готовы.
Стругацкие и фашисты действительно сходятся в одном пункте: в пессимистической оценке «среднего» человека. Обе стороны видят в нем существо слабое, подлое, склонное к насилию, трусости и стадности.- Но вот их ответ на этот диагноз — абсолютно противоположный:
- Фашизм говорит: «Да, человек — скот. Поэтому им нужно жестко управлять. Нужна железная иерархия, вождь, тотальный контроль, очищение от «неполноценных» и подавление всякого инакомыслия. Сильный (избранная раса) имеет право и обязанность господствовать над слабым».
- Стругацкие говорят: «Да, человек во многом скот. И поэтому главная задача — поднимать его до уровня человека. Воспитывать, просвещать, развивать в нем совесть, разум и сострадание. Любая система, основанная на насилии и подавлении, не исправляет человека, а усугубляет и закрепляет его скотскую природу».
Фашизм эксплуатирует и легализует низменные инстинкты (ксенофобию, жажду власти, культ силы). Стругацкие же призывают с ними бороться
Эта книга — мысленный эксперимент: а что, если дать абсолютную силу не просвещенному «богу» (как Румата), а каждому обывателю?
Ответ: начнется кровавый хаос. Люди используют силу для сведения личных счетов, грабежа, насилия.- Вывод фашиста из этой ситуации: «Видите? Людям нельзя давать свободу и силу! Ими должен управлять сильный лидер (вождь) и репрессивный аппарат!»
- Вывод Стругацких: «Видите? Человека нельзя делать «богом», пока он не перестал быть «диаволом». Наша задача — работать над собой и обществом, чтобы созреть для свободы и ответственности. Раздавать силу до этого — преступление».
Стругацкие не оправдывают диктатуру — они показывают, почему незрелое человечество так легко в нее скатывается
Несмотря на весь свой пессимизм, Стругацкие оставались последовательными гуманистами. Их идеал — не сильное государство, а свободный, разумный и нравственный индивид. Они верили (или очень хотели верить) в потенциал человека, а не в его неизменную «скотскую» природу.
Фашизм же, напротив, отрицает идею просвещения и развития. Он навечно закрепляет людей в иерархии господ и рабов по признаку крови и расы
Да, и Стругацкие, и фашисты видят болезнь. Но:- Фашизм предлагает «лечить» ее, убивая пациента или заковывая его в кандалы навечно.
- Стругацкие предлагали долгую, трудную и часто неблагодарную терапию — образование, культуру, нравственное усилие, сопротивление злу без уподобления ему.
Поэтому критика Стругацких — это не подтверждение фашизма, а его смертельный приговор. Они показывают: да, человек плох. Но единственный путь — делать его лучше, а не строить систему, основанную на его худших качествах.
искра Божия, добра в человеке
Это ключевой вопрос для понимания всего творчества Стругацких.
Несмотря на весь свой жёсткий пессимизм и сарказм, Стругацкие последовательно верят в наличие в человеке некой «искры» — не гарантии, а именно потенциала к добру, разуму и саморазвитию.
Эта вера не слепая и не слащавая. Она трагична и трудна, как сама эта «искра» в условиях окружающего мрака. Она является стержнем, вокруг которого строится их гуманизм.
Вот как эта «искра» проявляется и борется в их произведениях, особенно в контексте «Диавола среди людей»: 1. Она есть не у всех, и её нужно защищать
Стругацкие никогда не были утопистами. Они прекрасно видели, что у многих людей эта «искра» давно погасла, задавлена бытом, страхом, глупостью или подлостью. Мир «Диавола...» и Арканара из «Трудно быть богом» полон таких людей.
Но ценность «искры» в том, что она есть хоть у кого-то. Это не массовое явление, а редкий, хрупкий и поэтому бесконечно ценный ресурс человечества. Задача прогрессора (и всего гуманистического проекта) — не перевоспитать всех, а:- Найти тех, у кого она есть.
- Защитить их от уничтожения мракобесами и сапогами.
- Дать им возможность развиться и передать эстафету дальше.
Почти в каждой книге Стругацких есть герой, который является носителем этой «искры» и вступает в неравный бой с системой или всеобщим безумием.- В «Диаволе среди людей»: Это Ким Воронин. На его примере показано, как эта «искра» работает. Он не обладает сверхсилой Жилина. Его оружие — нравственный выбор. Он видит хаос и, рискуя всем, пытается ему противостоять. Он не может победить, но он может не сдаться. Его бунт — не эффективный, но смыслообразующий. Он подтверждает, что даже в аду есть тот, кто готов сказать «нет».
- В «Трудно быть богом»: Это Румата. Вся его внутренняя драма — это попытка сохранить свою «искру» (сострадание, веру в человека), находясь в самом эпицентре бесчеловечности, и не сорваться в цинизм или всеразрушающий гнев.
- В «Пикнике на обочине»: Это Редрик Шухарт. Его «искра» — это любовь к дочери-мутанту, ради которой он готов на всё. Это тёмная, нерациональная, но абсолютно человеческая искра, которая заставляет его бороться в безнадёжном мире.
«Искра» у Стругацких почти никогда не приводит к триумфальной победе добра. Киму Воронину не победить Жилина. Румате не спасти Арканар. Шухарт не исцелить мир.
Но она приводит к моральной победе — сохранению человеческого достоинства. Победа не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы не дать миру изменить себя, не позволить себе опуститься до уровня окружающего зла.
Фашизм предлагает «решить» проблему зла через его уничтожение. Стругацкие показывают, что это путь в никуда, ибо насилие порождает только новое насилие. Их ответ: единственный способ действительно победить зло — это ежедневно, личным выбором, вопреки всему, выращивать в себе и защищать в других эту «искру» добра. Это титанически трудная, почти сизифова задача.
Вся философия Стругацких — это не утверждение, что «человек — это диавол», а горькое констатирование, что «человек легко становится диаволом, если в нём не бороться за искру человека».
Их пессимизм — констатация реальности. Их оптимизм — в вере в то, что эта борьба, даже обречённая на временные поражения, является единственным смыслом и единственным путём вперёд для человечества. Это и есть главный антифашистский тезис: человека нельзя делить на «высших» и «низших» по крови; человека можно только всегда пытаться делать лучше, и начинать всегда нужно с себя.
Последний раз редактировалось Caleb; 06 September 2025, 09:44 AM.Комментарий
-
Ну так и в чем правота фашизма? Для ублюдков рожденных в свинарнике вполне возможно и вариант. Почему же живете в говне если правы? Почему россияне не хотят примерить фашизм на себя? Гитлера считал их неполноценными.Комментарий
-
Провал либерального проекта в РФ
"
Прямой причинно-следственной связи между пессимизмом Стругацких и провалом либерального проекта нет, но они **коренятся в одной и той же почве**.
Да, пессимистический диагноз, поставленный Стругацкими в «Диаволе среди людей» и других поздних вещах, **сделал успешное построение либеральной демократии в посткоммунистической России чрезвычайно трудным, если не невозможным, в тех конкретных исторических условиях.**
Вот почему:
### 1. Философская неготовность: «Искры» было слишком мало
Либеральная демократия — это не просто набор институтов (выборы, парламент). Это **культура**, основанная на:
* **Личной ответственности** гражданина.
* **Уважении к закону** (а не к силе или харизме лидера).
* **Терпимости** к чужому мнению.
* **Гражданской активности** и способности к самоорганизации.
Пессимизм Стругацких как раз и заключался в том, что они не видели в советском/постсоветском человеке этих качеств **в массовом масштабе**. «Искра» была, но у единиц. А для демократии нужна **критическая масса** таких граждан.
Большинство же, по их диагнозу, было подвержено «диавольщине»: пассивности, зависти, стремлению к сильной руке, готовности использовать внезапную «свободу» для сведения счетов и грабежа, а не для строительства сложных общественных институтов.
**Вывод:** Нельзя построить либеральную демократию, если антропологический материал (человек) к этому не готов. А Стругацкие показали, что он не готов.
### 2. Исторический контекст: Почему «диавольщина» победила
Книга стала пророческой, потому что 1990-е годы в России стали **буквальной иллюстрацией сюжета «Диавола среди людей»**.
* **Внезапная «свобода» и всемогущество:** Крах государства и идеологии оставил вакуум. Внезапно «можно было всё» — скупать заводы, создавать финансовые пирамиды, захватывать телеканалы, брать взятки в невиданных масштабах.
* **Как этим распорядились?** Как и предсказывали Стругацкие, эта сила была использована для сиюминутной наживы, удовлетворения низменных инстинктов, передела собственности и установления власти криминальных и олигархических кланов. Это был торжество «диавольского» начала.
* **Ким Воронин проиграл:** Немногие, кто пытался противостоять этому хаосу (честные бизнесмены, журналисты, политики, простые люди, верившие в демократию), были либо уничтожены, либо задавлены, либо деморализованы. «Искра» не смогла противостоять всеобщему разгулу.
В таких условиях о **построении** демократии не могло быть и речи. Шла **война на выживание**, в которой побеждали самые беспринципные и жестокие.
### 3. Что требовалось для успеха? «Долгая терапия»
Успешный переход к демократии требовал не шоковой терапии в экономике, а **долгой и последовательной «терапии» в сфере культуры, права и образования**, о которой писали Стругацкие.
Нужно было:
1. **Вырастить новые элиты,** а не просто перекрасить старые советские.
2. **Построить сильные и независимые институты** (суд, полиция, антикоррупционные агентства) **до** того, как проводить тотальную приватизацию.
3. **Инвестировать в гражданское общество,** в независимые СМИ, в правовое просвещение.
Но на это не было ни времени, ни ресурсов, ни политической воли. История отпустила на этот процесс считанные годы, а он требует поколений.
### Итог: Не пессимизм был причиной, а его подтверждение
Таким образом, не пессимизм Стругацких *помешал* построить демократию. Скорее, их **пессимистический диагноз о человеческой природе оказался верным**, и это предопределило провал либерального проекта.
Они не стали причиной провала, но они **объяснили его на глубинном, философском уровне**.
Посткоммунистическая Россия 1990-х была не лабораторией по построению демократии, а гигантским полигоном, где проверялась гипотеза Стругацких: **что будет, если дать несвободным, несформировавшимся людям сразу всю свободу без культурных и правовых «скреп»?**
Ответ: получится «Диавол среди людей». Что мы и увидели.
Следовательно, построение либеральной демократии было **сверхзадачей**, для которой не было выполнено **главное условие**: не было сформировано критической массы граждан, способных нести бремя свободы и ответственности. И позднее творчество Стругацких это трагически предвидело.
"Комментарий
Комментарий