Господи, Иисусе Христе, открой мои очи сердечные, чтобы я, услыша Слово Твое, уразумел оное и исполнил волю Твою. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей! На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе Жития Святых и Слово Твое прочитал, но во обновление и просвещение, и в святыню, и во спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, просвещение лежащих во тьме и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный. Аминь.
Продолжая сравнение Ветхозаветных правил с принципами Новозаветной морали, Иисус Христос провозгласил в Нагорной проповеди: Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся (Матф. 5,38-42).
Приведенные слова Иисуса Христа являются одним из самых трудных мест в Евангелии, и в течении всего существования христианства во всех его направлениях и конфессиях породили огромное количество противоречивых толкований, очень часто взаимоисключающих друг друга. У многих людей, искренне желающих понять философию христианства, возникало недоумение по поводу того, что как можно не противиться злому, и как в таком случае можно защитить себя от злодеев, если злу нельзя сопротивляться. Многие люди удивлялись по поводу того, зачем вместо защиты нужно подставлять под удар другую щеку. Зачем нужно отдавать кому-то не только свою рубашку, но и верхнюю одежду. С кем-то идти два поприща. Зачем просящему давать и от желающего занять не отворачиваться?
Одни люди не могли понять эти слова и ясно разобраться в их сути, потому что эти советы казались странными и неясными. Другие люди давали этим словам сбивчивые толкования, которые не приближали к истине. И таких толкований было большинство. Однако в этих прекрасных словах Иисуса Христа, глубоких по смыслу и ясных по изложению, как всегда истина высказана правдиво и мудро. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Иоан.6:63). Но для правильного понимания этих слов нужно знать особенности жизни, обычаи и культуру еврейского народа, примеры из которых очень часто использовал Иисус Христос для изложения Своих истин. В вышеприведенном отрывке из Библии содержится несколько заповедей Иисуса Христа. Рассмотрим каждую из них в отдельности с учетом этнической культуры евреев.
В древнееврейском государстве существовал закон, позволяющий евреям совершать месть. Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб (Лев.24:19-20). Но месть у древних евреев была разрешена Моисеем после судебного приговора, санкционированного гражданским законом. Без суда никто из людей не имел право карать за обиду, применяя месть. Эти правила были отражены в Законе Божьем, данном через Моисея еврейскому народу. Не говори: я отплачу за зло (Притч.20:22). Не говори: как он поступил со мной так и я поступлю с ним (Притч. 24:29). Более того, Ветхозаветный Закон призывал евреев к милосердию и проявлению заботы даже к врагам. Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется (Притч.24:17). Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе (Притч.25:21-22) за твои добрые дела добром. Эту фразу нужно понимать так: Господь видит, что твой враг тебе делает зло, а ты за это врагу делаешь добро в виде того, что его кормишь и поишь. Поэтому Господь каждому воздаст по заслугам. А именно: врагу твоему за зло карающим воздаянием. А тебе за твои добрые дела добром.
Когда ты к своему врагу, несмотря на его зло к тебе, относишься хорошо, утоляешь его голод и жажду, а значит прощаешь его, то этим ты собираешь на голову врага твоего горящие уголья, потому что своим милосердием к врагу и добрыми поступками контрастнее оттеняешь (выделяешь) злые дела своего врага, наглядно показывая суть зла, исходящего от твоего врага во всей его безобразности и омерзительности. И это зло, сделанное твоим врагом на фоне твоих благодеяний, как горящие уголья во тьме ночи, воспылает на голове твоего врага. Это происходит потому, что злые дела, совершенные человеком, превращаются по воле Божьей как бы в горящие угли на его голове, которые огнем праведного воздаяния Божия обжигают голову злодея. Какой выразительно-яркий и запоминающийся образ карающего воздаяния Божьего, порицающий зло, запечатлен в Библии. Ведь по ветхозаветной морали в Высшем плане карает злодея только Бог, а в земной жизни судить злодея и выносить ему приговор должен был гражданский суд, который как представитель власти действовал по воле Божьей. Так как нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены (Рим.13:1). Но несмотря на это, евреи все равно допускали самосуд.
Чтобы прекратить произвол самосуда Моисей вводит закон, по которому ограждались от мщения люди, совершившие неумышленное убийство. С этой целью убийца, до совершения над ним гражданского суда и вынесения приговора, укрывался в специально отведенных для этого городах. В города эти мог бы убежать убийца, убивший человека неумышленно; и будут у вас города сии убежищем от мстителя [за кровь], чтобы не был умерщвлен убивший, прежде нежели он предстанет пред общество на суд (Чис.35:11-12). Такое правило существовало в еврейской среде после вступления евреев в землю обетованную. В более поздние времена начал действовать закон, по которому в этих городах мог спрятаться человек, совершивший как умышленное, так и непреднамеренное убийство. И города эти должны были служить убежищем всякому убийце ... дабы мститель за кровь в горячности сердца своего не погнался за убийцею ... и не убил его, между тем как он не подлежит осуждению на смерть (Втор.19:3-6). Но этот же закон предписывал старейшинам города взять убийцу из его убежища и за совершения преднамеренного убийства предать его в руки мстителя за кровь, чтобы он умер (Втор.19:12).
Но наряду с этим, в ветхозаветной морали порицалась месть и рекомендовалась любовь к ближнему. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя (Лев.19:18). Понимая буквально смысл этого закона, евреи ближними считали только сынов своего народа. А всякого не еврея воспринимали как врага, делая ложный вывод из этого закона о том, что всех не евреев нужно ненавидеть. Хотя в ветхозаветной морали непосредственного закона о ненависти к врагам, или не евреям, не было. Евреи также очень часто не исполняли закон о любви к ближнему, грубо нарушая его тем, что мстили друг другу, даже по решению суда. Несмотря на то, что евреи, по закону Моисея, не имели право чинить месть над своим обидчиком без гражданского суда, они все равно, из-за своего жестокосердия, беспощадно мстили своим врагам.
Месть без суда издавна стала применяться в еврейской среде как древний обычай. И предписания, предназначенные для судей, евреи широко применяли в виде самосуда над обидчиком. Отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб (Исх.21:23-25). Чтобы прекратить широко распространившийся в еврейской среде обычай самосудной мести, Моисей своими законами предписывает осуществлять месть только после гражданского (общественного) суда. Но потакая жестокосердию евреев, разрешает передать обидчика не в руки палача, а в руки мстителя и предать его в руки мстителя за кровь (Втор.19:12). В особенности это касалось мести за убийство.
Более того, при осуществлении мести, узаконенной гражданским судом или без суда, евреи имели обыкновение своему обидчику воздавать гораздо большим количеством страданий, чем тот этого заслуживал. Чтобы прекратить произвол мстителя и чрезмерность мести и жестокости, Моисей в своем законе, повторенном в трех его книгах Исход, Левит, Второзаконие, предписывал мстителю, получившему по суду в свое распоряжение обидчика, причинять ему только такой вред, какой совершил обидчик, но не сверх того. Душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. [Какой кто сделает вред ближнему своему, тем должно отплатить ему.] (Втор.19:21). Как видим, закон Моисея месть не отменял, но сдерживал жестокость и произвол мстителей, требуя чтобы месть осуществлялась только после гражданского суда и чтобы месть была справедливой, то есть чтобы мстивший не воздавал более положенного обидчику. Вот такая картина нравов царила в еврейском государстве до проповеднической деятельности Иисуса Христа.
Прийдя в мир людей, Иисус Христос основал Свое учение прежде всего на всепрощающей, безграничной любви ко всему миру, распространяя эту любовь не только на ближних и любящих нас, но и на ненавидящих нас врагов наших. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Матф.5:44). Наряду с этим Иисус Христос обусловил то, что попасть в Царство Небесное могут не все люди, а лишь те, которые станут кроткими (нищими духом), плачущими о своих и чужих грехах (раскаявшимися), правдивыми, милостивыми, чистыми сердцем, миротворцами. То есть такие люди, которые проявят иную, более высшую праведность чем фарисеи.
Как видим по учению Христову, кротость, миротворчество, милосердие, чистота сердца и всепрощающая любовь последователей Иисуса Христа абсолютно несовместимы с ненавистью, местью, злопамятством. Вот поэтому Иисус Христос и провозгласил в Нагорной проповеди слова: не противься злому. И с тех давних пор до наших дней эти слова превратились в объект непримиримых споров, так как люди понимают это высказывание по разному.
Давайте разберемся, действительно ли в этих словах рекомендуется не противиться злу, и всегда ли нужно подставлять под удар другую щеку. Эти слова нужно понимать так. У обычных людей столкновение со злом, как правило, вызывает активную агрессию, раздражительность, враждебность, месть в адрес злодея. Рекомендуя всепрощающую любовь даже к врагам, причиняющим зло, Иисус Христос не может допустить мести и причинения вреда в ответ злодею. Поэтому и провозглашает не противься злому, то есть не воздавай злом за зло, не мсти, не проявляй враждебности и агрессии, воздержись от ответного зла даже к врагам.
Продолжая сравнение Ветхозаветных правил с принципами Новозаветной морали, Иисус Христос провозгласил в Нагорной проповеди: Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся (Матф. 5,38-42).

Одни люди не могли понять эти слова и ясно разобраться в их сути, потому что эти советы казались странными и неясными. Другие люди давали этим словам сбивчивые толкования, которые не приближали к истине. И таких толкований было большинство. Однако в этих прекрасных словах Иисуса Христа, глубоких по смыслу и ясных по изложению, как всегда истина высказана правдиво и мудро. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Иоан.6:63). Но для правильного понимания этих слов нужно знать особенности жизни, обычаи и культуру еврейского народа, примеры из которых очень часто использовал Иисус Христос для изложения Своих истин. В вышеприведенном отрывке из Библии содержится несколько заповедей Иисуса Христа. Рассмотрим каждую из них в отдельности с учетом этнической культуры евреев.
В древнееврейском государстве существовал закон, позволяющий евреям совершать месть. Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб (Лев.24:19-20). Но месть у древних евреев была разрешена Моисеем после судебного приговора, санкционированного гражданским законом. Без суда никто из людей не имел право карать за обиду, применяя месть. Эти правила были отражены в Законе Божьем, данном через Моисея еврейскому народу. Не говори: я отплачу за зло (Притч.20:22). Не говори: как он поступил со мной так и я поступлю с ним (Притч. 24:29). Более того, Ветхозаветный Закон призывал евреев к милосердию и проявлению заботы даже к врагам. Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется (Притч.24:17). Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе (Притч.25:21-22) за твои добрые дела добром. Эту фразу нужно понимать так: Господь видит, что твой враг тебе делает зло, а ты за это врагу делаешь добро в виде того, что его кормишь и поишь. Поэтому Господь каждому воздаст по заслугам. А именно: врагу твоему за зло карающим воздаянием. А тебе за твои добрые дела добром.
Когда ты к своему врагу, несмотря на его зло к тебе, относишься хорошо, утоляешь его голод и жажду, а значит прощаешь его, то этим ты собираешь на голову врага твоего горящие уголья, потому что своим милосердием к врагу и добрыми поступками контрастнее оттеняешь (выделяешь) злые дела своего врага, наглядно показывая суть зла, исходящего от твоего врага во всей его безобразности и омерзительности. И это зло, сделанное твоим врагом на фоне твоих благодеяний, как горящие уголья во тьме ночи, воспылает на голове твоего врага. Это происходит потому, что злые дела, совершенные человеком, превращаются по воле Божьей как бы в горящие угли на его голове, которые огнем праведного воздаяния Божия обжигают голову злодея. Какой выразительно-яркий и запоминающийся образ карающего воздаяния Божьего, порицающий зло, запечатлен в Библии. Ведь по ветхозаветной морали в Высшем плане карает злодея только Бог, а в земной жизни судить злодея и выносить ему приговор должен был гражданский суд, который как представитель власти действовал по воле Божьей. Так как нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены (Рим.13:1). Но несмотря на это, евреи все равно допускали самосуд.
Чтобы прекратить произвол самосуда Моисей вводит закон, по которому ограждались от мщения люди, совершившие неумышленное убийство. С этой целью убийца, до совершения над ним гражданского суда и вынесения приговора, укрывался в специально отведенных для этого городах. В города эти мог бы убежать убийца, убивший человека неумышленно; и будут у вас города сии убежищем от мстителя [за кровь], чтобы не был умерщвлен убивший, прежде нежели он предстанет пред общество на суд (Чис.35:11-12). Такое правило существовало в еврейской среде после вступления евреев в землю обетованную. В более поздние времена начал действовать закон, по которому в этих городах мог спрятаться человек, совершивший как умышленное, так и непреднамеренное убийство. И города эти должны были служить убежищем всякому убийце ... дабы мститель за кровь в горячности сердца своего не погнался за убийцею ... и не убил его, между тем как он не подлежит осуждению на смерть (Втор.19:3-6). Но этот же закон предписывал старейшинам города взять убийцу из его убежища и за совершения преднамеренного убийства предать его в руки мстителя за кровь, чтобы он умер (Втор.19:12).
Но наряду с этим, в ветхозаветной морали порицалась месть и рекомендовалась любовь к ближнему. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя (Лев.19:18). Понимая буквально смысл этого закона, евреи ближними считали только сынов своего народа. А всякого не еврея воспринимали как врага, делая ложный вывод из этого закона о том, что всех не евреев нужно ненавидеть. Хотя в ветхозаветной морали непосредственного закона о ненависти к врагам, или не евреям, не было. Евреи также очень часто не исполняли закон о любви к ближнему, грубо нарушая его тем, что мстили друг другу, даже по решению суда. Несмотря на то, что евреи, по закону Моисея, не имели право чинить месть над своим обидчиком без гражданского суда, они все равно, из-за своего жестокосердия, беспощадно мстили своим врагам.
Месть без суда издавна стала применяться в еврейской среде как древний обычай. И предписания, предназначенные для судей, евреи широко применяли в виде самосуда над обидчиком. Отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб (Исх.21:23-25). Чтобы прекратить широко распространившийся в еврейской среде обычай самосудной мести, Моисей своими законами предписывает осуществлять месть только после гражданского (общественного) суда. Но потакая жестокосердию евреев, разрешает передать обидчика не в руки палача, а в руки мстителя и предать его в руки мстителя за кровь (Втор.19:12). В особенности это касалось мести за убийство.
Более того, при осуществлении мести, узаконенной гражданским судом или без суда, евреи имели обыкновение своему обидчику воздавать гораздо большим количеством страданий, чем тот этого заслуживал. Чтобы прекратить произвол мстителя и чрезмерность мести и жестокости, Моисей в своем законе, повторенном в трех его книгах Исход, Левит, Второзаконие, предписывал мстителю, получившему по суду в свое распоряжение обидчика, причинять ему только такой вред, какой совершил обидчик, но не сверх того. Душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. [Какой кто сделает вред ближнему своему, тем должно отплатить ему.] (Втор.19:21). Как видим, закон Моисея месть не отменял, но сдерживал жестокость и произвол мстителей, требуя чтобы месть осуществлялась только после гражданского суда и чтобы месть была справедливой, то есть чтобы мстивший не воздавал более положенного обидчику. Вот такая картина нравов царила в еврейском государстве до проповеднической деятельности Иисуса Христа.
Прийдя в мир людей, Иисус Христос основал Свое учение прежде всего на всепрощающей, безграничной любви ко всему миру, распространяя эту любовь не только на ближних и любящих нас, но и на ненавидящих нас врагов наших. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Матф.5:44). Наряду с этим Иисус Христос обусловил то, что попасть в Царство Небесное могут не все люди, а лишь те, которые станут кроткими (нищими духом), плачущими о своих и чужих грехах (раскаявшимися), правдивыми, милостивыми, чистыми сердцем, миротворцами. То есть такие люди, которые проявят иную, более высшую праведность чем фарисеи.
Как видим по учению Христову, кротость, миротворчество, милосердие, чистота сердца и всепрощающая любовь последователей Иисуса Христа абсолютно несовместимы с ненавистью, местью, злопамятством. Вот поэтому Иисус Христос и провозгласил в Нагорной проповеди слова: не противься злому. И с тех давних пор до наших дней эти слова превратились в объект непримиримых споров, так как люди понимают это высказывание по разному.
Давайте разберемся, действительно ли в этих словах рекомендуется не противиться злу, и всегда ли нужно подставлять под удар другую щеку. Эти слова нужно понимать так. У обычных людей столкновение со злом, как правило, вызывает активную агрессию, раздражительность, враждебность, месть в адрес злодея. Рекомендуя всепрощающую любовь даже к врагам, причиняющим зло, Иисус Христос не может допустить мести и причинения вреда в ответ злодею. Поэтому и провозглашает не противься злому, то есть не воздавай злом за зло, не мсти, не проявляй враждебности и агрессии, воздержись от ответного зла даже к врагам.
Комментарий