Православное вероучение и икона Бога Отца

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Лапоть
    выбыл

    • 14 October 2005
    • 2771

    #1

    Православное вероучение и икона Бога Отца

    Тема открыта по просьбам некоторых форумчан, (как православных, так и неправославных), интересующихся этим вопросом. Приветствуется конструктивное участие всех интересующихся.

    Итак, образ (икона) Бога Отца.
    В настоящее время в практике Православной Церкви (в Русской, по крайней мере) имеет место быть данный образ. Но эта практика противоречит постановлениям Самой же Церкви по этому вопросу. Она пришла на Русь приблизительно в XVII веке, и была перенята с ЗАпада. С тех пор она отчасти укоренилась как обычай, но именно на культово-практическом уровне, но не на уровне вероучения. Таким образом, изображение Бога Отца является именно нарушением постановлений Православной Церкви.
    А именно, изборажение Бога Отца запрещено VII Вселенским Собором, который был созван что, характерно, против ереси иконоброчества. Кроме того, в Русской Церкви подобные изображения были вторично осуждены Большим Московским Собором 1666-1667 гг.
    Далее цит. по: Л.А. Успенский "Богословие иконы Православной Церкви". (paveletsky, если Вы уже осилили "Очерк мистического богословия ..." Лосского, то очень рекомендую Успенского. Один из лучших специалистов по богословию иконы, наверное, всего прошлого века. Но только после Лосского, а то трудно будет воспринимать терминологию). Итак, глава "Смысл и содержание иконы": "Отцы Собора повторяют капитальный аргумент папы св. Григория II из его письма к императору Льву Исавру (он был одним вождей иконоборцев-прим. Лаптя): "Почему мы не описываем (т.е.не изображаем) Отца Господа нашего Иисуса Христа? Потому что мы не видели Его... А если бы мы увидели и познали Его так же, как Сына Его - то постарались бы описать и живописно изобразить и Его (Отца) ".
    Далее, там же, по Успенскому: "Как мы видим, Седьмой Собор говорит об отсутствии образа Бога Отца, причем это отсутствие образа Отца, как не воплотившегося, невидимого и потому неописуемого, подчеркивает изобразимость Сына Божия: изобразимость Сына через Его воплощение противопоставляется неизобразимости Отца потому, что Он не воплотился. Из этого мы имеем право заключить, что Собор утверждает принципиальную с точки зрения догматического учения Церкви невозможность изображения Бога Отца. ... Невозможность иметь образ Бога Отца Седьмой вселенский Собор и обосновывает именно Его непознаваемостью, непостижимостью. Ключ к познанию Святой Троицы у нс один: Отец познается Сыном "видяй Мя, видит Пославшего Мя" (Ин. 12,45) и "видевый Мене, виде Отца Моего" (Ин. 14,9) и Сын познается Духом Святым "никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым" (1 Кор. 12,3). Поэтому мы и изображаем только то, что нам открыто: воплощенную ипостась Сына Божия, Иисуса Христа. Духа Святого изображаем в виде Его проялвения в мире: в Крещении Господа в виде голубя, в Пятидесятнице - в виде огненных языков и т.д."

    Вот то, что касается определения Седьмого Вселенского Собора.
    Теперь - Большой Московский Собор. Цитирую также по Успенскому. У него там целая глава этому вопросу посвящена: "Большой Московский Собор и образ Бога Отца".
    Здесь приведу просто само определение Собора:"
    ...Да не поругаются невежди святым иконам, Христа и Его Богоматере,и угодников Его, худым и нелепым писмом пишуще6 и да престанет всякое суемудрие не праведное, иже обыкоша всяк собою писати без свидетельства: сиречь Господа Саваофа образ в различных видех... Повелеваем от ныне Господа Савафоа образ впредь не писати: в нелепых и не приличных видениих зане Саваофа (сиречь Отца) никтоже виде когда воплоти. Токмо якоже Христос виден бысть в плоти, тако и живописуется, сиречь воображается по плоти: а не по Божеству: подобне и Пресвятая Богородица, и прочии святии Божии...
    Господа Савафоа брадою седа, и Единородного Сына во чреве Его, писати на иконах и голубь между ими, зело не лепо и не прилично есть, зане кто виде Отца по Божеству; Отец бо не имать плоти ...и тое преждевечное рождение Единороднаго Сына от Отца, умом точию подобает нам разумети, а писати во образех, отнюд не подобает и невозможно. ... Лепо бо и прилично есть во святых Церквах на деисусе вместо Саваофа поставити Крест, сиречь Распятие Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Якоже чин держится издревле во всех святых Церквах в восточных странах, и в Киеве и повсюду, опричь Московского государства, и то велие таинство содержится во святей Церкви..."

    Вот так. Сложно, конечно, воспринимать поначалу. Но изучать православное богословие иконы необходимо, особенно нам же, православным.
    "Быть русским - это перестать ненавидеть свой народ" (Ф.М. Достоевский).
  • Йицхак
    R.I.P.

    • 22 February 2007
    • 57437

    #2
    Сообщение от Лапоть
    Тема открыта по просьбам некоторых форумчан, (как православных, так и неправославных), интересующихся этим вопросом. Приветствуется конструктивное участие всех интересующихся.

    Итак, образ (икона) Бога Отца.
    В настоящее время в практике Православной Церкви (в Русской, по крайней мере) имеет место быть данный образ. Но эта практика противоречит постановлениям Самой же Церкви по этому вопросу. Она пришла на Русь приблизительно в XVII веке, и была перенята с ЗАпада. С тех пор она отчасти укоренилась как обычай, но именно на культово-практическом уровне, но не на уровне вероучения. Таким образом, изображение Бога Отца является именно нарушением постановлений Православной Церкви.
    А именно, изборажение Бога Отца запрещено VII Вселенским Собором, который был созван что, характерно, против ереси иконоброчества. Кроме того, в Русской Церкви подобные изображения были вторично осуждены Большим Московским Собором 1666-1667 гг.
    Далее цит. по: Л.А. Успенский "Богословие иконы Православной Церкви". (paveletsky, если Вы уже осилили "Очерк мистического богословия ..." Лосского, то очень рекомендую Успенского. Один из лучших специалистов по богословию иконы, наверное, всего прошлого века. Но только после Лосского, а то трудно будет воспринимать терминологию). Итак, глава "Смысл и содержание иконы": "Отцы Собора повторяют капитальный аргумент папы св. Григория II из его письма к императору Льву Исавру (он был одним вождей иконоборцев-прим. Лаптя): "Почему мы не описываем (т.е.не изображаем) Отца Господа нашего Иисуса Христа? Потому что мы не видели Его... А если бы мы увидели и познали Его так же, как Сына Его - то постарались бы описать и живописно изобразить и Его (Отца) ".
    Далее, там же, по Успенскому: "Как мы видим, Седьмой Собор говорит об отсутствии образа Бога Отца, причем это отсутствие образа Отца, как не воплотившегося, невидимого и потому неописуемого, подчеркивает изобразимость Сына Божия: изобразимость Сына через Его воплощение противопоставляется неизобразимости Отца потому, что Он не воплотился. Из этого мы имеем право заключить, что Собор утверждает принципиальную с точки зрения догматического учения Церкви невозможность изображения Бога Отца. ... Невозможность иметь образ Бога Отца Седьмой вселенский Собор и обосновывает именно Его непознаваемостью, непостижимостью. Ключ к познанию Святой Троицы у нс один: Отец познается Сыном "видяй Мя, видит Пославшего Мя" (Ин. 12,45) и "видевый Мене, виде Отца Моего" (Ин. 14,9) и Сын познается Духом Святым "никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым" (1 Кор. 12,3). Поэтому мы и изображаем только то, что нам открыто: воплощенную ипостась Сына Божия, Иисуса Христа. Духа Святого изображаем в виде Его проялвения в мире: в Крещении Господа в виде голубя, в Пятидесятнице - в виде огненных языков и т.д."

    Вот то, что касается определения Седьмого Вселенского Собора.
    Теперь - Большой Московский Собор. Цитирую также по Успенскому. У него там целая глава этому вопросу посвящена: "Большой Московский Собор и образ Бога Отца".
    Здесь приведу просто само определение Собора:"
    ...Да не поругаются невежди святым иконам, Христа и Его Богоматере,и угодников Его, худым и нелепым писмом пишуще6 и да престанет всякое суемудрие не праведное, иже обыкоша всяк собою писати без свидетельства: сиречь Господа Саваофа образ в различных видех... Повелеваем от ныне Господа Савафоа образ впредь не писати: в нелепых и не приличных видениих зане Саваофа (сиречь Отца) никтоже виде когда воплоти. Токмо якоже Христос виден бысть в плоти, тако и живописуется, сиречь воображается по плоти: а не по Божеству: подобне и Пресвятая Богородица, и прочии святии Божии...
    Господа Савафоа брадою седа, и Единородного Сына во чреве Его, писати на иконах и голубь между ими, зело не лепо и не прилично есть, зане кто виде Отца по Божеству; Отец бо не имать плоти ...и тое преждевечное рождение Единороднаго Сына от Отца, умом точию подобает нам разумети, а писати во образех, отнюд не подобает и невозможно. ... Лепо бо и прилично есть во святых Церквах на деисусе вместо Саваофа поставити Крест, сиречь Распятие Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Якоже чин держится издревле во всех святых Церквах в восточных странах, и в Киеве и повсюду, опричь Московского государства, и то велие таинство содержится во святей Церкви..."

    Вот так. Сложно, конечно, воспринимать поначалу. Но изучать православное богословие иконы необходимо, особенно нам же, православным.
    Мда... Сложно искать черную кошку в темной комнате (особенно если её там нет) (с)

    ПС Вспомнил Остера: нужно только лишь поверить. И тогда не помешают вам ни холод, ни жара задыхаясь от восторга заниматься чепухой (с) К чему вспомнил? Зачем вспомнил?

    Комментарий

    • ~Chess~
      автор проекта 5vo.ru

      • 07 May 2004
      • 5273

      #3
      В данном случае это лишь символическое изображение, которое не отражает внешнего вида Бога-Отца.
      Проект "Библейская среда" - еженедельные прямые эфиры с библейскими уроками и ответами на вопросы о христианской вере: в Контакте, Youtube-канал.

      Комментарий

      • Йицхак
        R.I.P.

        • 22 February 2007
        • 57437

        #4
        Сообщение от ~Chess~
        В данном случае это лишь символическое изображение, которое не отражает внешнего вида Бога-Отца.
        Позволил себе продолжить мысль: и это символическое изображение символически изображают для символического поклонения символические христиане Или я ошибся?

        Комментарий

        • Лапоть
          выбыл

          • 14 October 2005
          • 2771

          #5
          Сообщение от ~Chess~
          В данном случае это лишь символическое изображение, которое не отражает внешнего вида Бога-Отца.
          Да, символическое. Именно так его, кажется, и понимают католики. Но и символическое изображение Бога Отца невозможно, да и ненужно. Его не видел никто никогда, поэтому изображение Его в человеческом облике - неизебжная фантазия художника, а это уже вообще невозмоно для иконы.
          "Быть русским - это перестать ненавидеть свой народ" (Ф.М. Достоевский).

          Комментарий

          • paveletsky
            the млянин

            • 20 May 2002
            • 4533

            #6
            Благодарю за ликбез, Лапоть. Весьма поучительно.
            мой ЖЖ
            http://paveletsky.livejournal.com/

            Комментарий

            • Vit.
              Ветеран

              • 11 June 2006
              • 3843

              #7
              Странное какое-то отношение к Богу у православных! Рисовать нельзя, но изображения в храмах существуют
              И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Втор.8:5

              Комментарий

              • Йицхак
                R.I.P.

                • 22 February 2007
                • 57437

                #8
                Сообщение от Vit.
                Странное какое-то отношение к Богу у православных! Рисовать нельзя, но изображения в храмах существуют
                После именного кирпича и Вы удивляетесь?

                Комментарий

                • paveletsky
                  the млянин

                  • 20 May 2002
                  • 4533

                  #9
                  Сообщение от Йицхак
                  После именного кирпича и Вы удивляетесь?
                  Разница в том, что у православных есть Христос, тогда как у протестантов нет именного кирпича.
                  мой ЖЖ
                  http://paveletsky.livejournal.com/

                  Комментарий

                  • umka
                    Другого пути нету

                    • 11 October 2005
                    • 11224

                    #10
                    Сообщение от Лапоть
                    Да, символическое. Именно так его, кажется, и понимают католики. Но и символическое изображение Бога Отца невозможно, да и ненужно. Его не видел никто никогда, поэтому изображение Его в человеческом облике - неизебжная фантазия художника, а это уже вообще невозмоно для иконы.
                    Вы ещё и оспариваете у кого идол более правельный!
                    Если не хватает аргументов, начни придираться к орфографии.


                    Законом познаётся грех. А Голгофа -освобождение от греха. Не осознав себя грешником, не придёшь и к Голгофе.Но осознав себя грешником и не прийти к Голгофе ,безумство.

                    Комментарий

                    • umka
                      Другого пути нету

                      • 11 October 2005
                      • 11224

                      #11
                      Сообщение от paveletsky
                      Разница в том, что у православных есть Христос, тогда как у протестантов нет именного кирпича.
                      А есть ли у Христа ПЦ
                      Если не хватает аргументов, начни придираться к орфографии.


                      Законом познаётся грех. А Голгофа -освобождение от греха. Не осознав себя грешником, не придёшь и к Голгофе.Но осознав себя грешником и не прийти к Голгофе ,безумство.

                      Комментарий

                      • Йицхак
                        R.I.P.

                        • 22 February 2007
                        • 57437

                        #12
                        [quote=paveletsky;847444]Разница в том, что у православных есть Христос, тогда как у протестантов нет именного кирпича. [/quote
                        ***

                        Именного кирпича однозначно нет. А вот камень краеугольный
                        Правда он не за деньги и не в рукотворенных храмах...

                        Комментарий

                        • tulack
                          Витиран

                          • 01 February 2004
                          • 3325

                          #13
                          В данном случае икона "Ветхий днями" не меняя содержания, под католическим влиянием трансформировалась в икону "Отечество". Достаточно вернуть прежнее название и все будет канонично.

                          Комментарий

                          • paveletsky
                            the млянин

                            • 20 May 2002
                            • 4533

                            #14
                            Сообщение от umka
                            А есть ли у Христа ПЦ
                            Под "ПЦ", насколько я понимаю, имеется ввиду "Протестантская Церковь"? Но я, по правде говоря, даже и не слыхал о такой. Что особенно странно, поскольку на самом деле их тысячи... Причем все неизменно пребывают между собой в совершенном мире и согласии, не отказывая себе ни в спасении, ни в удовольствии.
                            мой ЖЖ
                            http://paveletsky.livejournal.com/

                            Комментарий

                            • Vit.
                              Ветеран

                              • 11 June 2006
                              • 3843

                              #15
                              Сообщение от Йицхак
                              После именного кирпича и Вы удивляетесь?
                              Думаю, что в Православии меня уже сложно чем-то удивить,хотя оно настолько глубоко и широко, что подобного этому "перлу" можно еще встретить и не один! Так и с изображением Бога, но раз вы решили что Бога нарисовать невозможно (в данном случае, православные богословы оказались на высоте) то тогда , кто нарисован в тех храмах где это изображение есть? Кто угодно но не Бог! Т.е. все таинства Православия совершаються в храме, который венчает карикатура на Бога, и именно запрет православных богословов на это изображение,как раз и поставил печать того,что оно именно так и есть.
                              И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Втор.8:5

                              Комментарий

                              Обработка...