«Так говорит Писание!» - как часто используется этот аргумент апологетами, когда они пытаются усилить свое мнение, призвав в свидетели себе Библию. На многих эта фраза действует магически. Но Библия сама по себе не говорит. Тексты Писания одухотворяются читателями в меру их мировоззрения и представления, в том числе и о духовных вещах. В Библии можно увидеть то, чего там нет, и не заметить то, что там написано. И ошибиться несовершенному в познаниях человеку очень легко. Одухотворить Писание в угоду догме или идее это обыденная и распространенная практика. Сегодня существует много религиозных систем, аргументирующих свое мировоззрение тем, что оно у них основано исключительно лишь на Библии. При этом между собой у них существуют непримиримые взгляды по многим вопросам. Но каждая сторона убеждена, что те взгляды у них именно библейские. И люди искренни в своей вере, убеждены, что то Сам Дух Святой им толкует Библию
Я прекрасно осознаю, что мой разум не совершен и многого не знает. Впасть в заблуждение очень легко. И тот, кто думает о себе, что он не может обмануться, тот не познал еще своей ограниченности и своего несовершенства. Осознание этого нюанса о себе самом должно давать понимание и о других людях, что они точно такие же несовершенные. Тогда легче будет понять, что отстаивая свое понимание оппоненты имеют свою логику в суждении и то, что видится другим у них как «абсурд», самими ими так не воспринимается. А вот все, что противоречит их пониманию Библии, видится ими как заблуждение именно их оппонентов. И тут бесполезны воздействия на эмоции и попытки повлиять на оппонентов через пристыжение их совести. Совесть тут не причем. Они вполне могут быть искренними. Более того, стараясь задеть собеседника (а оппонент прежде всего именно собеседник и уже во-вторую очередь оппонент) эмоционально, мы усложняем ему возможность задействовать его разум. Потому в диспуте нужно прилагать усилия, чтобы не задевать чувств и эмоций у слушающего. А если там уже доминируют чувства, то нужно прежде всего попытаться погасить их, чтобы диалог происходил исключительно на уровне двух разумов. Тогда и нам легче увидеть будет свои ошибки, и собеседнику будет легче бесстрастно разглядеть то, чего он не учел.
Заблуждение, усвоенное разумом под личиною «истины», начинает бродить в разуме и приводит к целостному системному искажению мировоззрения. Как малая закваска квасит все тесто, так и ложная мысль (идея), усвоенная разумом как непреложная «истина», видоизменяет восприятие всего, а значит и чтение Библии. Став частью системного мировоззрения разуму крайне сложно отыскать в себе потом то заблуждение, потому что заблуждение приобретает системный характер. Из одного ложного восприятия вытекает поток других ложных взглядов. Для переосмысления по одному заблуждению придется произвести ревизию и по ряду других вопросов, которые пересекаются с первым. Порой и жизни земной не хватает, чтобы разглядеть у себя системное заблуждение. Понимание этой сложности должно давать терпение человеку, быть более снисходительным к тем, кто мыслит иначе. Ведь к себе же мы хотим иметь снисхождение там, где мы искренне заблуждаемся. Значит также должны быть снисходительны к заблуждениям других.
Истине мы все должны быть научены от Самой Истины. И только Сама Истина должна засвидетельствовать о человеке, что Она с ним. Свидетельствовать же о себе, что Истина с тобой (даже ссылаясь на Библию) это бесперспективное занятие.
Когда Истина Воплотилась и жила среди люде, став Сыном Человеческим, то Дух Святой свидетельствовал о Нем, а только Он Сам о Себе свидетельствовал, что Он говорит истину. Если я не имею дерзновения ходить по воде, исцелять и воскрешать людей, изгонять бесов, не могу сказать рожденному увечным: «Стань, возьми постель свою и ходи!» - то я не могу себе позволить утверждать: «Так говорит Библия!», что тождественно произнести вместе с пророком: «Так говорит Господь!» Нет, я о себе так высоко не мню. Я не пророк, чтобы притязать говорить от Имени Господа и Самой Истины. Я предпочитаю смотреть на себя скромнее. Я всегда озвучиваю свое и только свое понимание, о чем бы ни говорил. Цитирую ли Библию озвучиваю лишь свое понимание ее. Цитирую ли канонических святых озвучиваю лишь свое понимание тех цитат. Цитирую ли кого другого из людей озвучиваю лишь свое их восприятие. Оно может быть как истинным, так и ошибочным. Но не я о себе самом должен свидетельствовать, что говорю истину, а только Сама Истина должна подтвердить каждому индивидуально, что я говорю истину, и тогда они со мной согласятся непринужденно, сами получив свидетельство не от людей.
Мы все делимся лишь своим пониманием. Даже тот, кто притязает говорить от Имени Бога. Но о таком Сам Бог должен засвидетельствовать, что это Он его послал говорить, а не по дерзости своей он присвоил себе право говорить от Имени Бога. Любой, наученный Богом, понимает опытно, что и другие должны быть научены от Него Самого. Кто это понимает, тот не рвет на груди своей тельняшку, когда его слово не принимают. Не во власти человека донести истину другим людям. Он может быть лишь внешним свидетелем для слушающих. Но до подтверждения того внешнего свидетельства Самим Богом свыше никто не обязан принимать то свидетельство. Помня об этом человеку легче будет спокойно реагировать тогда, когда с ним кто-то не соглашается. Он уповает на Бога, а не на себя
Я прекрасно осознаю, что мой разум не совершен и многого не знает. Впасть в заблуждение очень легко. И тот, кто думает о себе, что он не может обмануться, тот не познал еще своей ограниченности и своего несовершенства. Осознание этого нюанса о себе самом должно давать понимание и о других людях, что они точно такие же несовершенные. Тогда легче будет понять, что отстаивая свое понимание оппоненты имеют свою логику в суждении и то, что видится другим у них как «абсурд», самими ими так не воспринимается. А вот все, что противоречит их пониманию Библии, видится ими как заблуждение именно их оппонентов. И тут бесполезны воздействия на эмоции и попытки повлиять на оппонентов через пристыжение их совести. Совесть тут не причем. Они вполне могут быть искренними. Более того, стараясь задеть собеседника (а оппонент прежде всего именно собеседник и уже во-вторую очередь оппонент) эмоционально, мы усложняем ему возможность задействовать его разум. Потому в диспуте нужно прилагать усилия, чтобы не задевать чувств и эмоций у слушающего. А если там уже доминируют чувства, то нужно прежде всего попытаться погасить их, чтобы диалог происходил исключительно на уровне двух разумов. Тогда и нам легче увидеть будет свои ошибки, и собеседнику будет легче бесстрастно разглядеть то, чего он не учел.
Заблуждение, усвоенное разумом под личиною «истины», начинает бродить в разуме и приводит к целостному системному искажению мировоззрения. Как малая закваска квасит все тесто, так и ложная мысль (идея), усвоенная разумом как непреложная «истина», видоизменяет восприятие всего, а значит и чтение Библии. Став частью системного мировоззрения разуму крайне сложно отыскать в себе потом то заблуждение, потому что заблуждение приобретает системный характер. Из одного ложного восприятия вытекает поток других ложных взглядов. Для переосмысления по одному заблуждению придется произвести ревизию и по ряду других вопросов, которые пересекаются с первым. Порой и жизни земной не хватает, чтобы разглядеть у себя системное заблуждение. Понимание этой сложности должно давать терпение человеку, быть более снисходительным к тем, кто мыслит иначе. Ведь к себе же мы хотим иметь снисхождение там, где мы искренне заблуждаемся. Значит также должны быть снисходительны к заблуждениям других.
Истине мы все должны быть научены от Самой Истины. И только Сама Истина должна засвидетельствовать о человеке, что Она с ним. Свидетельствовать же о себе, что Истина с тобой (даже ссылаясь на Библию) это бесперспективное занятие.
Когда Истина Воплотилась и жила среди люде, став Сыном Человеческим, то Дух Святой свидетельствовал о Нем, а только Он Сам о Себе свидетельствовал, что Он говорит истину. Если я не имею дерзновения ходить по воде, исцелять и воскрешать людей, изгонять бесов, не могу сказать рожденному увечным: «Стань, возьми постель свою и ходи!» - то я не могу себе позволить утверждать: «Так говорит Библия!», что тождественно произнести вместе с пророком: «Так говорит Господь!» Нет, я о себе так высоко не мню. Я не пророк, чтобы притязать говорить от Имени Господа и Самой Истины. Я предпочитаю смотреть на себя скромнее. Я всегда озвучиваю свое и только свое понимание, о чем бы ни говорил. Цитирую ли Библию озвучиваю лишь свое понимание ее. Цитирую ли канонических святых озвучиваю лишь свое понимание тех цитат. Цитирую ли кого другого из людей озвучиваю лишь свое их восприятие. Оно может быть как истинным, так и ошибочным. Но не я о себе самом должен свидетельствовать, что говорю истину, а только Сама Истина должна подтвердить каждому индивидуально, что я говорю истину, и тогда они со мной согласятся непринужденно, сами получив свидетельство не от людей.
Мы все делимся лишь своим пониманием. Даже тот, кто притязает говорить от Имени Бога. Но о таком Сам Бог должен засвидетельствовать, что это Он его послал говорить, а не по дерзости своей он присвоил себе право говорить от Имени Бога. Любой, наученный Богом, понимает опытно, что и другие должны быть научены от Него Самого. Кто это понимает, тот не рвет на груди своей тельняшку, когда его слово не принимают. Не во власти человека донести истину другим людям. Он может быть лишь внешним свидетелем для слушающих. Но до подтверждения того внешнего свидетельства Самим Богом свыше никто не обязан принимать то свидетельство. Помня об этом человеку легче будет спокойно реагировать тогда, когда с ним кто-то не соглашается. Он уповает на Бога, а не на себя
Комментарий