В последнее время как-то неуютно чувствую себя на форуме... Общаться стало тяжеловато даже с теми людьми, коих считаю своими друзьями В связи с этим родилась вот такая статья Может кому-то она поможет пересмотреть свои сегодняшние взгляды и приоритеты
На одном из собраний домашней группы мы разбирали 26 главу книги Притч. Особое внимание уделили таким стихам: "Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих" (Прит.26:4-5).
По дороге домой я все возвращалась и возвращалась к этим стихам. И именно они стали причиной моих глубоких размышлений на тему о смирении ума. Эти два высказывания дополняют друг друга. Смысл их в том, что не следует разумному человеку опускаться до уровня глупца (стих 4), вступая с ним в беседу или отвечая ему, как равному, но уж если говоришь с ним, то разоблачай его глупость, чтобы не оставить ему возможности вообразить себя мудрецом (стих 5).
С давних пор в среде раввинов шли споры: о том, к какой конкретно ситуации применим стих 4 и к какой стих 5. В Талмуде высказывается предположение, что в стихе 4 подразумевались глупые мнения и замечания, которые попросту следовало игнорировать, в стихе 5 ошибочные, неразумные идеи, которые, напротив, оставлять без ответа не следовало, но необходимо было разоблачать в интересах истины, объяснять их ошибочность.
У многих людей, особенно из среды так называемых интеллектуалов или любящих порассуждать на различные темы, существует такая проблема, как зависимость от ума. Человек привыкает думать абсолютно обо всем и, как следствие, обо всем выносить суждения. В чем же здесь проблема? возможно, спросите вы, Разве думать это плохо? Сразу скажу: думать это хорошо. Но также считаю, что можно впасть в крайности и дойти до неразумия даже в таком полезном занятии, как процесс мышления. В детстве я читала очень много книг. Моя мама была филологом, а папа был знатным книголюбом. В доме у нас была огромная библиотека, которую отец постоянно пополнял. В семье мы часто устраивали литературные дискуссии: собравшись за круглым столом, подолгу обсуждали прочитанные книги. Таким образом, я попала в своего рода ловушку ума. Дети во дворе звали меня "ходячая энциклопедия". Какой бы вопрос мне не задали у меня всегда был готов ответ. И даже если я не знала точного ответа на заданный мне вопрос все равно с умным видом на него отвечала. И ни у кого из детей даже сомнения не возникало в том, что я "немного пофантазировала". Потом была школа, которую я окончила с золотой медалью, затем институт, престижная работа Я всегда считала себя очень умной, и в любом общении, как говорится, за словом в карман не лезла. Однако, когда благодаря некоторым жизненным потрясениям, я уверовала в Бога, мой "светлый" ум стал постепенно давать сбой В небольшой евангельской церкви, мне понравилось абсолютно все: улыбающиеся приветливые люди; проповедник, говоривший со сцены такие на первый взгляд простые, но очень глубокие слова; состояние внутреннего мира и покоя, коих я не ощущала уже долгое время Я сразу же начала посещать библейскую школу, нисколько не сомневаясь в том, что в совершенстве изучу Слово Божье. И тут я впервые встретилась с огромной трудностью. Во-первых, я очень слабо понимала все то, чему учил пастор. Во-вторых, когда пыталась самостоятельно толковать библейские тексты понимала еще меньше. "Как же так" вопиял ко мне мой возмущенный разум Ты только что успешно окончила высшую школу авиабизнеса при Московском институте гражданской авиации, где изучала очень сложные дисциплины. А тут не можешь понять то, что объясняет тебе человек, который даже не имеет высшего образования!" Я долгое время пыталась вступать с пастором в привычные для меня дискуссии, но, как правило, постоянно терпела фиаско. Пастор был очень терпелив и поступал со мной именно так, как написано в 4 и 5стихах 26 главы Притч, о которых я писала выше. Это потом я поняла, почему не могла вместить в себя многие библейские истины. Об этом очень хорошо сказал апостол Павел в 1 Кор.2:14: "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно". В то время я была еще очень и очень плотской Но чем дольше я посещала библейские уроки, тем больше начинала понимать, что и думающие люди тоже нередко заходят в тупики, преодолеть которые возможно только выйдя из плена плотского ума, поднявшись над ним. А лучше на время и вовсе "отключить" его. А потом опять "включить", успев за время перерыва глотнуть целительного воздуха Христовой свободы и принять в себя "добавку" Божьей любви, позволяющую уму увидеть ситуацию под другим углом зрения. Как думающий человек я привыкла обо всем иметь свое мнение, но поскольку мой ум был не смирен, и я долгое время не понимала, что мои суждения не являются истиной в последней инстанции, я все больше становилась жертвой своего неразумия, как и человек не думающий. И только благодаря тому, что я все же не бросила ходить в церковь и посещать библейские уроки, я, наконец, поняла, что же такое смиренный ум. Это ум, не претендующий на безошибочность. Это ум, который легко может давать оценку, определение, но также легко может и отпустить эту оценку. Это ум, не зацикленный на самом себе и потому легкий, подвижный, творческий, открытый к обновлению и развитию. Все время, которое я провела без Бога (а это без малого 37лет!), я была узником своего несовершенного ума. И пока со мной не произошло событие, названное новым рождением, я никак не могла понять то, что говорил на библейских уроках пастор. Чтобы понимать Слово Божье, во мне должен был утвердиться ум Христов!
"Облекитесь в... смирение ума" (Колос. 3:12)
Эти слова принадлежат выдающему проповеднику Слова Божьего апостолу Павлу. Но прежде, чем он смог их произнести, ему пришлось пройти великую школу смирения. Все мы знаем из Библии, что первоначально апостола звали Савл. Он был родом из прославленного города Тарса, от рождения имел римское гражданство и происходил из известной семьи. Он получил лучшее образование, какое только было возможно в I веке нашей эры, говорил, по меньшей мере, на двух языках и принадлежал к известной иудейской религиозной группе фарисеям. Среди фарисеев царил дух высокомерия; им нравилось, когда их превозносили и называли громкими титулами. В окружении таких людей Савл, вероятно, сам стал высокомерным. Он был известен как ярый гонитель христиан. Спустя годы, уже как апостол Павел, он назвал себя "богохульником, преследователем и наглецом" (1Тимофею 1:13). Как христианин и апостол, Павел смиренно сказал, что он "меньше наименьшего из всех святых" (Ефесян. 3:8). Вот и в моем разуме теперь частенько возникают эти слова. Чем старше я становлюсь, тем более мне хочется умаляться
Библия надежный путеводитель к жизни вечной. Бог вдохновил людей написать Слово, в котором изложена истина. Оно привлекает к себе, и, если человек живет согласно Слову, он исполняется такой нравственной силой, которая ставит его в один ряд с самыми просвещенными умами. Изучение Слова Божьего увеличивает умственные способности. Оно, как ничто другое, может обострить проницательность и углубить каждое человеческое дарование. Оно приводит ум в соприкосновение с обширными облагораживающими принципами истины, тесно связывает нас с небесами, наделяя мудростью, знанием и пониманием.
Как приобрести "ум Христов"?
Павел, отвечая на этот вопрос, предлагает нам несколько иллюстраций. В Рим. 12:2 мы читаем: "И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего". Мы приобретаем ум Христа, когда происходит сверхъестественное преобразование нашего собственного сознания. Это преобразование метаморфоза, происходящая ежедневно. "Я каждый день умираю", пишет Павел в 1 Кор. 15:31. В 11-й главе Послания к Римлянам Павел использует еще одну иллюстрацию. Он задает тот же вопрос римлянам, с которым обращался к коринфянам: "Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?" (Рим.11:34). Только соединяясь и пребывая со Христом, мы приобретаем Его ум и характер. Мы также приобретаем ум Христа, когда взираем на Него (2 Кор. 3:18).
Слово "покаяние" в Библии это metanoia на греческом языке. Оно означает изменение разума, мыслей. В нашем мире существуют лишь два образа мышления: один эгоцентричный, (который до уверования соответствовал моему мышлению), второй сосредоточенный на Христе. До спасения у меня был ум этого мира, но, благодарение Богу, я спаслась, смирилась под крепкую руку Божью и получила ум Христа!
"Ибо Господь дает мудрость; из уст Его знание и разум; Он сохраняет для праведных спасение; Он щит для ходящих непорочно; Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих" (Притчи 2:6-8).
На одном из собраний домашней группы мы разбирали 26 главу книги Притч. Особое внимание уделили таким стихам: "Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих" (Прит.26:4-5).
По дороге домой я все возвращалась и возвращалась к этим стихам. И именно они стали причиной моих глубоких размышлений на тему о смирении ума. Эти два высказывания дополняют друг друга. Смысл их в том, что не следует разумному человеку опускаться до уровня глупца (стих 4), вступая с ним в беседу или отвечая ему, как равному, но уж если говоришь с ним, то разоблачай его глупость, чтобы не оставить ему возможности вообразить себя мудрецом (стих 5).
С давних пор в среде раввинов шли споры: о том, к какой конкретно ситуации применим стих 4 и к какой стих 5. В Талмуде высказывается предположение, что в стихе 4 подразумевались глупые мнения и замечания, которые попросту следовало игнорировать, в стихе 5 ошибочные, неразумные идеи, которые, напротив, оставлять без ответа не следовало, но необходимо было разоблачать в интересах истины, объяснять их ошибочность.
У многих людей, особенно из среды так называемых интеллектуалов или любящих порассуждать на различные темы, существует такая проблема, как зависимость от ума. Человек привыкает думать абсолютно обо всем и, как следствие, обо всем выносить суждения. В чем же здесь проблема? возможно, спросите вы, Разве думать это плохо? Сразу скажу: думать это хорошо. Но также считаю, что можно впасть в крайности и дойти до неразумия даже в таком полезном занятии, как процесс мышления. В детстве я читала очень много книг. Моя мама была филологом, а папа был знатным книголюбом. В доме у нас была огромная библиотека, которую отец постоянно пополнял. В семье мы часто устраивали литературные дискуссии: собравшись за круглым столом, подолгу обсуждали прочитанные книги. Таким образом, я попала в своего рода ловушку ума. Дети во дворе звали меня "ходячая энциклопедия". Какой бы вопрос мне не задали у меня всегда был готов ответ. И даже если я не знала точного ответа на заданный мне вопрос все равно с умным видом на него отвечала. И ни у кого из детей даже сомнения не возникало в том, что я "немного пофантазировала". Потом была школа, которую я окончила с золотой медалью, затем институт, престижная работа Я всегда считала себя очень умной, и в любом общении, как говорится, за словом в карман не лезла. Однако, когда благодаря некоторым жизненным потрясениям, я уверовала в Бога, мой "светлый" ум стал постепенно давать сбой В небольшой евангельской церкви, мне понравилось абсолютно все: улыбающиеся приветливые люди; проповедник, говоривший со сцены такие на первый взгляд простые, но очень глубокие слова; состояние внутреннего мира и покоя, коих я не ощущала уже долгое время Я сразу же начала посещать библейскую школу, нисколько не сомневаясь в том, что в совершенстве изучу Слово Божье. И тут я впервые встретилась с огромной трудностью. Во-первых, я очень слабо понимала все то, чему учил пастор. Во-вторых, когда пыталась самостоятельно толковать библейские тексты понимала еще меньше. "Как же так" вопиял ко мне мой возмущенный разум Ты только что успешно окончила высшую школу авиабизнеса при Московском институте гражданской авиации, где изучала очень сложные дисциплины. А тут не можешь понять то, что объясняет тебе человек, который даже не имеет высшего образования!" Я долгое время пыталась вступать с пастором в привычные для меня дискуссии, но, как правило, постоянно терпела фиаско. Пастор был очень терпелив и поступал со мной именно так, как написано в 4 и 5стихах 26 главы Притч, о которых я писала выше. Это потом я поняла, почему не могла вместить в себя многие библейские истины. Об этом очень хорошо сказал апостол Павел в 1 Кор.2:14: "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно". В то время я была еще очень и очень плотской Но чем дольше я посещала библейские уроки, тем больше начинала понимать, что и думающие люди тоже нередко заходят в тупики, преодолеть которые возможно только выйдя из плена плотского ума, поднявшись над ним. А лучше на время и вовсе "отключить" его. А потом опять "включить", успев за время перерыва глотнуть целительного воздуха Христовой свободы и принять в себя "добавку" Божьей любви, позволяющую уму увидеть ситуацию под другим углом зрения. Как думающий человек я привыкла обо всем иметь свое мнение, но поскольку мой ум был не смирен, и я долгое время не понимала, что мои суждения не являются истиной в последней инстанции, я все больше становилась жертвой своего неразумия, как и человек не думающий. И только благодаря тому, что я все же не бросила ходить в церковь и посещать библейские уроки, я, наконец, поняла, что же такое смиренный ум. Это ум, не претендующий на безошибочность. Это ум, который легко может давать оценку, определение, но также легко может и отпустить эту оценку. Это ум, не зацикленный на самом себе и потому легкий, подвижный, творческий, открытый к обновлению и развитию. Все время, которое я провела без Бога (а это без малого 37лет!), я была узником своего несовершенного ума. И пока со мной не произошло событие, названное новым рождением, я никак не могла понять то, что говорил на библейских уроках пастор. Чтобы понимать Слово Божье, во мне должен был утвердиться ум Христов!
"Облекитесь в... смирение ума" (Колос. 3:12)
Эти слова принадлежат выдающему проповеднику Слова Божьего апостолу Павлу. Но прежде, чем он смог их произнести, ему пришлось пройти великую школу смирения. Все мы знаем из Библии, что первоначально апостола звали Савл. Он был родом из прославленного города Тарса, от рождения имел римское гражданство и происходил из известной семьи. Он получил лучшее образование, какое только было возможно в I веке нашей эры, говорил, по меньшей мере, на двух языках и принадлежал к известной иудейской религиозной группе фарисеям. Среди фарисеев царил дух высокомерия; им нравилось, когда их превозносили и называли громкими титулами. В окружении таких людей Савл, вероятно, сам стал высокомерным. Он был известен как ярый гонитель христиан. Спустя годы, уже как апостол Павел, он назвал себя "богохульником, преследователем и наглецом" (1Тимофею 1:13). Как христианин и апостол, Павел смиренно сказал, что он "меньше наименьшего из всех святых" (Ефесян. 3:8). Вот и в моем разуме теперь частенько возникают эти слова. Чем старше я становлюсь, тем более мне хочется умаляться
Библия надежный путеводитель к жизни вечной. Бог вдохновил людей написать Слово, в котором изложена истина. Оно привлекает к себе, и, если человек живет согласно Слову, он исполняется такой нравственной силой, которая ставит его в один ряд с самыми просвещенными умами. Изучение Слова Божьего увеличивает умственные способности. Оно, как ничто другое, может обострить проницательность и углубить каждое человеческое дарование. Оно приводит ум в соприкосновение с обширными облагораживающими принципами истины, тесно связывает нас с небесами, наделяя мудростью, знанием и пониманием.
Как приобрести "ум Христов"?
Павел, отвечая на этот вопрос, предлагает нам несколько иллюстраций. В Рим. 12:2 мы читаем: "И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего". Мы приобретаем ум Христа, когда происходит сверхъестественное преобразование нашего собственного сознания. Это преобразование метаморфоза, происходящая ежедневно. "Я каждый день умираю", пишет Павел в 1 Кор. 15:31. В 11-й главе Послания к Римлянам Павел использует еще одну иллюстрацию. Он задает тот же вопрос римлянам, с которым обращался к коринфянам: "Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?" (Рим.11:34). Только соединяясь и пребывая со Христом, мы приобретаем Его ум и характер. Мы также приобретаем ум Христа, когда взираем на Него (2 Кор. 3:18).
Слово "покаяние" в Библии это metanoia на греческом языке. Оно означает изменение разума, мыслей. В нашем мире существуют лишь два образа мышления: один эгоцентричный, (который до уверования соответствовал моему мышлению), второй сосредоточенный на Христе. До спасения у меня был ум этого мира, но, благодарение Богу, я спаслась, смирилась под крепкую руку Божью и получила ум Христа!
"Ибо Господь дает мудрость; из уст Его знание и разум; Он сохраняет для праведных спасение; Он щит для ходящих непорочно; Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих" (Притчи 2:6-8).
Комментарий