Можем ли мы относиться беспечно к своей повседневной жизни? Нужно нам спрашивать себя каждый день, правильно ли мы поступаем и чисты ли наши намерения? Библия не требует, чтобы мы исследовали себя, но Библия и не запрещает нам знать себя. Оглядываться на себя вредно, но быть распущенными ещё вреднее. Бог не позволит нам быть распущенными. Бог не хочет, чтобы мы исследовали себя, но Он хочет, чтобы мы знали себя. Вот почему Святой Дух, приходя, заставляет человека осуждать себя за свои грехи. Согласно Библии, мы не должны исследовать себя в стремлении к святости, но это не означает, что Библия не призывает нас стремиться к святости. В Библии показано, что мы не должны исследовать себя, чтобы узнать себя, но это не означает, что, согласно Библии, мы не должны знать себя. Ошибка человека в том, что, по его мнению, узнать себя можно только исследуя себя. Поэтому он считает, что если исследовать себя нельзя, то это означает, что и знать себя необязательно. Он не понимает, что знать себя нужно, но для этого не нужно исследовать себя. Цель остаётся той же, но достигать её нужно другим путём.
Гриффит Томас сказал, что во всей Библии есть только два места, где говорится, что мы должны исследовать себя, но оба раза речь идёт об особых случаях. Давайте рассмотрим эти два места.
«Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба этого и пьет из чаши этой» (1Кор.11:28). Слово «испытует» в этом стихе не означает, что мы, христиане, должны исследовать себя в стремлении к святости; оно означает, что, представая перед Господом, чтобы есть хлеб и пить чашу, мы должны исследовать, проверить, исповедуем ли мы, что хлеб и чаша являются телом и кровью Господа. То, что мы едим хлеб и пьём чашу, является свидетельством. Поэтому мы должны проверить себя, помним ли мы духовное значение этого, чтобы это не стало своего рода обрядом. Проверять себя значит, в данном случае, спрашивать себя, является ли целью нашего прихода на трапезу воспоминание Господа, а не обращаться внутрь себя в поисках недостатков с тем, чтобы продвинуться вперёд в своей духовной жизни.
«Испытывайте самих себя в вере ли вы? Самих себя исследуйте» (2Кор.13:5). В этом стихе тем более не говорится, что нам нужно исследовать своё внутреннее состояние. Здесь говорится об особом случае. В то время в Коринфе многие люди клеветали на Павла и говорили, что он не апостол. Поэтому Павел попросил их: «Исследуйте, есть ли у вас вера. Если у вас есть вера, то это доказывает, что я апостол. Если бы Бог не призвал меня быть апостолом для язычников, как бы вы могли спастись? Бог призвал меня благовествовать вам, коринфяне. Если вы спасены, то я истинный апостол; если у вас нет веры, то я ложный апостол». Испытывать себя в этом стихе значит не исследовать себя в стремлении к святости, а делать нечто особое в связи с особой ситуацией исследовать, есть ли у нас вера.
Читая эти два вышеупомянутых отрывка в контексте, мы понимаем, что они не требуют, чтобы мы исследовали себя. Они требуют, чтобы мы исследовали что-то конкретное. Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что Библия не требует, чтобы христианин исследовал себя.
Даже если мы будем исследовать себя, мы всё равно, как показывает наш опыт, не сможем узнать себя. Теперь давайте посмотрим, что говорит о нас Библия. В Иер.17:9 говорится: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» Если наше сердце таково, то наше исследование себя ненадёжно. Исследуя себя, мы используем своё лукавое сердце, поэтому мы неизбежно оказываемся обмануты этим лукавым сердцем. Предположим, мы не поступили плохо, а только проявили слабость, но сердце говорит нам, что мы поступили плохо. Если бы сердце не обманывало нас, оно могло бы служить мерилом, но, поскольку сердце лукаво, как оно может служить мерилом? Если исследовать себя, используя неправильное мерило, то, конечно, трудно не оказаться обманутым.
Мы должны понять, что наше внутреннее психологическое существо устроено очень сложно. Наши желания, мысли, чувства и другие проявления нашего сердца являются очень сложными. Невозможно установить, как именно они влияют друг на друга и взаимодействуют друг с другом. Поскольку всё так сложно, даже если мы будем исследовать себя, это не поможет нам досконально узнать себя. Когда мы исследуем свои чувства, мы не знаем, каким образом на них влияют все остальные части и как они связаны с ними. Поэтому знание, полученное благодаря чувствам, ненадёжно. Даже небольшое постороннее влияние может полностью изменить наши чувства. Часто мы теряем правильную точку зрения на тот или иной вопрос и не знаем собственных намерений из-за какого-то мелкого скрытого греха, ненадлежащих мыслей и мелкого скрытого греха, ненадлежащих мыслей и мелких предрассудков или из-за нашей врождённой предрасположенности и других бесчисленных мелких причин. Поскольку наше существо так сложно и ненадёжно, любое знание, идущее от нас самих, нельзя считать точным. В Пс.18:13 говорится: «Кто усмотрит погрешности свои?» Этого не может сделать никто. Сами мы не можем достоверно узнать свои промахи.
Если Библия не требует, чтобы мы исследовали себя, то как можно узнать себя? Давайте прочитаем Пс.25:2: «Исследуй меня, Иегова, и испытай меня; проверь мою внутренность и моё сердце» (евр.). В Пс.138:23-24 говорится: «Исследуй меня, Боже, и узнай моё сердце; испытай меня и узнай мои мысли, посмотри, нет ли во мне злых путей» (евр). В этих двух отрывках показан правильный путь. Здесь показано, как можно узнать себя. Чтобы понять свою внутренность и своё сердце, чтобы узнать своё сердце и свои мысли и чтобы посмотреть, нет ли в нас злых путей, не нужно тратить время, исследуя себя, и спрашивать себя, какое у нас ощущение от себя. Нам нужно попросить Бога исследовать и испытать нас. Только когда Бог исследует и испытает нас, мы достоверно узнаем себя. Мы узнаем себя не исследуя себя, а позволяя Богу проверить нас.
В этих стихах показано, что, если мы хотим узнать себя, мы должны попросить Бога дать нам Его знание о нас. Это самое достоверное знание. Бог знает нас несравненно лучше, чем мы сами знаем себя. Перед Ним всё обнажено и открыто. Он видит и знает даже самые скрытые части нашего сердца, которые мы сами не можем ни ощутить, ни проанализировать. Если мы будем смотреть с Его точки зрения, то мы не будем обмануты и будем знать своё истинное состояние.
На самом деле, только Бог знает нас по-настоящему. Знаем ли мы, что Бог думает о нас? Мы считаем себя очень плохими, но совпадает ли это с Божьей оценкой? Поэтому, если мы кажемся себе очень хорошими, давайте, не будем считать себя хорошими, а если мы кажемся себе очень плохими, давайте не будем считать себя плохими. Потому как наше мнение о самих себе не может быть достоверным. Мы хорошие, только если Бог считает нас хорошими; в нас много плохого, только если Бог считает, что в нас много плохого.
Итак, Бог не хочет, чтобы мы исследовали себя, но не потому, что мы не должны исследовать себя и можем жить беспечно, а потому, что, исследуя себя, мы всё равно не сможем узнать себя. Возможно, то, что Он считает неправильным, мы считаем хорошим; то, что Он считает осквернением, мы считаем всего лишь маленьким недостатком. Он хочет, чтобы у нас с Ним была общая точка зрения. Поэтому Он хочет, чтобы мы не оценивали себя согласно своим ненадёжным чувствам, а приняли Его мысли и уяснили Его суждения, чтобы судить о себе правильно.
Гриффит Томас сказал, что во всей Библии есть только два места, где говорится, что мы должны исследовать себя, но оба раза речь идёт об особых случаях. Давайте рассмотрим эти два места.
«Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба этого и пьет из чаши этой» (1Кор.11:28). Слово «испытует» в этом стихе не означает, что мы, христиане, должны исследовать себя в стремлении к святости; оно означает, что, представая перед Господом, чтобы есть хлеб и пить чашу, мы должны исследовать, проверить, исповедуем ли мы, что хлеб и чаша являются телом и кровью Господа. То, что мы едим хлеб и пьём чашу, является свидетельством. Поэтому мы должны проверить себя, помним ли мы духовное значение этого, чтобы это не стало своего рода обрядом. Проверять себя значит, в данном случае, спрашивать себя, является ли целью нашего прихода на трапезу воспоминание Господа, а не обращаться внутрь себя в поисках недостатков с тем, чтобы продвинуться вперёд в своей духовной жизни.
«Испытывайте самих себя в вере ли вы? Самих себя исследуйте» (2Кор.13:5). В этом стихе тем более не говорится, что нам нужно исследовать своё внутреннее состояние. Здесь говорится об особом случае. В то время в Коринфе многие люди клеветали на Павла и говорили, что он не апостол. Поэтому Павел попросил их: «Исследуйте, есть ли у вас вера. Если у вас есть вера, то это доказывает, что я апостол. Если бы Бог не призвал меня быть апостолом для язычников, как бы вы могли спастись? Бог призвал меня благовествовать вам, коринфяне. Если вы спасены, то я истинный апостол; если у вас нет веры, то я ложный апостол». Испытывать себя в этом стихе значит не исследовать себя в стремлении к святости, а делать нечто особое в связи с особой ситуацией исследовать, есть ли у нас вера.
Читая эти два вышеупомянутых отрывка в контексте, мы понимаем, что они не требуют, чтобы мы исследовали себя. Они требуют, чтобы мы исследовали что-то конкретное. Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что Библия не требует, чтобы христианин исследовал себя.
Даже если мы будем исследовать себя, мы всё равно, как показывает наш опыт, не сможем узнать себя. Теперь давайте посмотрим, что говорит о нас Библия. В Иер.17:9 говорится: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» Если наше сердце таково, то наше исследование себя ненадёжно. Исследуя себя, мы используем своё лукавое сердце, поэтому мы неизбежно оказываемся обмануты этим лукавым сердцем. Предположим, мы не поступили плохо, а только проявили слабость, но сердце говорит нам, что мы поступили плохо. Если бы сердце не обманывало нас, оно могло бы служить мерилом, но, поскольку сердце лукаво, как оно может служить мерилом? Если исследовать себя, используя неправильное мерило, то, конечно, трудно не оказаться обманутым.
Мы должны понять, что наше внутреннее психологическое существо устроено очень сложно. Наши желания, мысли, чувства и другие проявления нашего сердца являются очень сложными. Невозможно установить, как именно они влияют друг на друга и взаимодействуют друг с другом. Поскольку всё так сложно, даже если мы будем исследовать себя, это не поможет нам досконально узнать себя. Когда мы исследуем свои чувства, мы не знаем, каким образом на них влияют все остальные части и как они связаны с ними. Поэтому знание, полученное благодаря чувствам, ненадёжно. Даже небольшое постороннее влияние может полностью изменить наши чувства. Часто мы теряем правильную точку зрения на тот или иной вопрос и не знаем собственных намерений из-за какого-то мелкого скрытого греха, ненадлежащих мыслей и мелкого скрытого греха, ненадлежащих мыслей и мелких предрассудков или из-за нашей врождённой предрасположенности и других бесчисленных мелких причин. Поскольку наше существо так сложно и ненадёжно, любое знание, идущее от нас самих, нельзя считать точным. В Пс.18:13 говорится: «Кто усмотрит погрешности свои?» Этого не может сделать никто. Сами мы не можем достоверно узнать свои промахи.
Если Библия не требует, чтобы мы исследовали себя, то как можно узнать себя? Давайте прочитаем Пс.25:2: «Исследуй меня, Иегова, и испытай меня; проверь мою внутренность и моё сердце» (евр.). В Пс.138:23-24 говорится: «Исследуй меня, Боже, и узнай моё сердце; испытай меня и узнай мои мысли, посмотри, нет ли во мне злых путей» (евр). В этих двух отрывках показан правильный путь. Здесь показано, как можно узнать себя. Чтобы понять свою внутренность и своё сердце, чтобы узнать своё сердце и свои мысли и чтобы посмотреть, нет ли в нас злых путей, не нужно тратить время, исследуя себя, и спрашивать себя, какое у нас ощущение от себя. Нам нужно попросить Бога исследовать и испытать нас. Только когда Бог исследует и испытает нас, мы достоверно узнаем себя. Мы узнаем себя не исследуя себя, а позволяя Богу проверить нас.
В этих стихах показано, что, если мы хотим узнать себя, мы должны попросить Бога дать нам Его знание о нас. Это самое достоверное знание. Бог знает нас несравненно лучше, чем мы сами знаем себя. Перед Ним всё обнажено и открыто. Он видит и знает даже самые скрытые части нашего сердца, которые мы сами не можем ни ощутить, ни проанализировать. Если мы будем смотреть с Его точки зрения, то мы не будем обмануты и будем знать своё истинное состояние.
На самом деле, только Бог знает нас по-настоящему. Знаем ли мы, что Бог думает о нас? Мы считаем себя очень плохими, но совпадает ли это с Божьей оценкой? Поэтому, если мы кажемся себе очень хорошими, давайте, не будем считать себя хорошими, а если мы кажемся себе очень плохими, давайте не будем считать себя плохими. Потому как наше мнение о самих себе не может быть достоверным. Мы хорошие, только если Бог считает нас хорошими; в нас много плохого, только если Бог считает, что в нас много плохого.
Итак, Бог не хочет, чтобы мы исследовали себя, но не потому, что мы не должны исследовать себя и можем жить беспечно, а потому, что, исследуя себя, мы всё равно не сможем узнать себя. Возможно, то, что Он считает неправильным, мы считаем хорошим; то, что Он считает осквернением, мы считаем всего лишь маленьким недостатком. Он хочет, чтобы у нас с Ним была общая точка зрения. Поэтому Он хочет, чтобы мы не оценивали себя согласно своим ненадёжным чувствам, а приняли Его мысли и уяснили Его суждения, чтобы судить о себе правильно.
Комментарий