2. Работа Зражевской А.А. «Фото» или «Не сотвори себе кумира». Оригинал
(лист фанеры размерами 198х122 см., на котором имеется изображение оклада иконы, в которой на месте лика и рук выполнены прорези);
Работа Зражевской «Фото» представляет собой фанерный лист в рост человека с изображенным на нем окладом иконы «Господь Иисус Христос, сидящий на троне», с отверстиями, вырезанными на месте лика и рук. Принадлежностью работы является фотоаппарат на треноге с табличкой «Фото недорого».
Экспонат вызвал наибольшее возмущение, и, по мнению верующих «...являлся не только кощунственным, но и приглашал к осквернению любого человека» (Гарбузов); «каждый желающий приглашался надругаться над иконой, вставив свое лицо вместо лика Христа» (Люкшин).
Святой оклад, исключительная принадлежность отправления христианского православного культа, приравнивается к обычному набору бульварно-курортной фотографии - образам русалки, или горца в папахе. Совершено святотатство, так как этот сакральный символ принадлежит исключительно Православной Церкви и верующим. Происходит публичная десакрализация важнейшего религиозного символа. Вовлеченные в действие посетители, получившие положительное подкрепление (смех, удовольствие), согласно законам оперантного бихевиоризма (16; 345) обрекались на повторение и закрепление такого рода поведения. По законам социальной психологии, «действие подкрепляет установки - установки следуют за действием» (6;176).
Прием:
СОЕДИНЕНИЕ САКРАЛЬНОГО С НИЗКИМ, ВОВЛЕЧЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ
Латентное содержание работы:
ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ СИМВОЛА, СОЗДАНИЕ УСТАНОВОК
Социальная функция:
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
3. Работа Галстяна В.А. «Ребро Адама», оригинал (металлические таблички,
куски глины, кусок х/б ткани серого цвета, видеокассета);
Работа Галстяна состоит из анимационного фильма, который повторяется в течение
«1 часа 1 минуты 48 секунд» на мониторе, выполняющем роль алтаря, расположенного в нижней части экспозиции на фоне серой ткани. Перед монитором расположена плоскость с углублениями, в которые вложены «металлические бирки с выдавленными на них цифрами и кустки глины». Симметричное расположение углублений, глинянные холмики с поблескивающими металлическими пластинками и мерцающий свет экрана создают ощущение мемориала, кладбища. Ощущение усугубляется содержанием анимационного фильма: на экране крутятся и верещат (ускоренный звук) постоянно подрастающие, пластилиновые столбики, похожие на полых обугленных изнутри мумий. Невидимая рука методичным взмахом отсекает верхнюю их часть. Каждый раз обрубки оживают и удвоенное их количество начинает крутится вновь (2-4-8-16). Скорбно (низкая нота) звучит колокол. Столбики, как один, поворачиваются на колокол и издают звук ( по смыслу - час пришел!). Замерев на мгновенье, они рассыпаются в прах.
Образы суетливо вертящихся, катастрофически размножающихся, верещащих столбиков-окурков отвратительны. Справедливо карающими выглядят разящий меч и роковой звон колокола.
Прием:
ОБЕССМЫСЛИВАНИЕ, РАЗМЫВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ
Латентное содержание работы
ДЕПРЕССИВНЫЕ АССОЦИАЦИИ С ХРИСТИАНСТВОМ
Социальная функция
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
4. Работа Дорохова А.А. «В начале было слово», оригинал (три полотна размерами 105х105 см);
По словам самого автора, первая часть работы - фигура, распятая на римском орудии казни и пыток в форме буквы «Т» на фоне текста «Нагорной проповеди» - говорит о том, что «Иисус Христос принес слово, завет человечности, любви, света и вечной жизни и за это был распят». Смысл второго полотна, где на фоне текста Манифеста Коммунисти-ческой партии изображена фигура, распятая на звезде: «любая доктрина, доведенная до фанатизма, может привести к трагедии, в частности доктрина коммунистической партии». Содержание третьей работы, где на фоне текста Доктрины фашизма Муссолини фигура распята на фашистской свастике, такое же. Работа Дорохова из тех, что вызвали наибольшее возмущение верующих.
Работа художника Дорохова опорочивает Христианскую религию, приравнивая ее к фашизму. Для следствия автор предоставил концепцию своей работы (на выставке она не присутствовала). Треть текста позаимствована из статьи Мирчи Элиаде без упоминания авторства:
Цитата из Элиаде, позаимствованная Дороховым:
«Чтобы отбросить христианские ценности, нацизм был вынужден попытаться оживить германскую мифологию. С точки зрения психоанализа, это было приглашение к коллективному самоубийству, так как эсхатон был ничем иным, как рагнареком, катастрофическим концом света. На языке политики это равнозначно словам «Оставьте ваши иудейско-христианские сказки и воспламените в глубинах души верования своих германских предков, затем приготовьтесь к последней великой битве между нашими богами и демоническими силами. В этой апокалиптической битве погибнем. Это будет рагнарек, но позже родится новый мир».
Прием:
СОЕДИНЕНИЕ САКРАЛЬНОГО С УЖАСНЫМ
Латентное содержание работы
ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ ИДЕОЛОГИИ ХРИСТИАНСТВА И ЕЕ СИМВОЛА
Социальная функция
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
(лист фанеры размерами 198х122 см., на котором имеется изображение оклада иконы, в которой на месте лика и рук выполнены прорези);
Работа Зражевской «Фото» представляет собой фанерный лист в рост человека с изображенным на нем окладом иконы «Господь Иисус Христос, сидящий на троне», с отверстиями, вырезанными на месте лика и рук. Принадлежностью работы является фотоаппарат на треноге с табличкой «Фото недорого».
Экспонат вызвал наибольшее возмущение, и, по мнению верующих «...являлся не только кощунственным, но и приглашал к осквернению любого человека» (Гарбузов); «каждый желающий приглашался надругаться над иконой, вставив свое лицо вместо лика Христа» (Люкшин).
Святой оклад, исключительная принадлежность отправления христианского православного культа, приравнивается к обычному набору бульварно-курортной фотографии - образам русалки, или горца в папахе. Совершено святотатство, так как этот сакральный символ принадлежит исключительно Православной Церкви и верующим. Происходит публичная десакрализация важнейшего религиозного символа. Вовлеченные в действие посетители, получившие положительное подкрепление (смех, удовольствие), согласно законам оперантного бихевиоризма (16; 345) обрекались на повторение и закрепление такого рода поведения. По законам социальной психологии, «действие подкрепляет установки - установки следуют за действием» (6;176).
Прием:
СОЕДИНЕНИЕ САКРАЛЬНОГО С НИЗКИМ, ВОВЛЕЧЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ
Латентное содержание работы:
ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ СИМВОЛА, СОЗДАНИЕ УСТАНОВОК
Социальная функция:
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
3. Работа Галстяна В.А. «Ребро Адама», оригинал (металлические таблички,
куски глины, кусок х/б ткани серого цвета, видеокассета);
Работа Галстяна состоит из анимационного фильма, который повторяется в течение
«1 часа 1 минуты 48 секунд» на мониторе, выполняющем роль алтаря, расположенного в нижней части экспозиции на фоне серой ткани. Перед монитором расположена плоскость с углублениями, в которые вложены «металлические бирки с выдавленными на них цифрами и кустки глины». Симметричное расположение углублений, глинянные холмики с поблескивающими металлическими пластинками и мерцающий свет экрана создают ощущение мемориала, кладбища. Ощущение усугубляется содержанием анимационного фильма: на экране крутятся и верещат (ускоренный звук) постоянно подрастающие, пластилиновые столбики, похожие на полых обугленных изнутри мумий. Невидимая рука методичным взмахом отсекает верхнюю их часть. Каждый раз обрубки оживают и удвоенное их количество начинает крутится вновь (2-4-8-16). Скорбно (низкая нота) звучит колокол. Столбики, как один, поворачиваются на колокол и издают звук ( по смыслу - час пришел!). Замерев на мгновенье, они рассыпаются в прах.
Образы суетливо вертящихся, катастрофически размножающихся, верещащих столбиков-окурков отвратительны. Справедливо карающими выглядят разящий меч и роковой звон колокола.
Прием:
ОБЕССМЫСЛИВАНИЕ, РАЗМЫВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ
Латентное содержание работы
ДЕПРЕССИВНЫЕ АССОЦИАЦИИ С ХРИСТИАНСТВОМ
Социальная функция
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
4. Работа Дорохова А.А. «В начале было слово», оригинал (три полотна размерами 105х105 см);
По словам самого автора, первая часть работы - фигура, распятая на римском орудии казни и пыток в форме буквы «Т» на фоне текста «Нагорной проповеди» - говорит о том, что «Иисус Христос принес слово, завет человечности, любви, света и вечной жизни и за это был распят». Смысл второго полотна, где на фоне текста Манифеста Коммунисти-ческой партии изображена фигура, распятая на звезде: «любая доктрина, доведенная до фанатизма, может привести к трагедии, в частности доктрина коммунистической партии». Содержание третьей работы, где на фоне текста Доктрины фашизма Муссолини фигура распята на фашистской свастике, такое же. Работа Дорохова из тех, что вызвали наибольшее возмущение верующих.
Работа художника Дорохова опорочивает Христианскую религию, приравнивая ее к фашизму. Для следствия автор предоставил концепцию своей работы (на выставке она не присутствовала). Треть текста позаимствована из статьи Мирчи Элиаде без упоминания авторства:
Цитата из Элиаде, позаимствованная Дороховым:
«Чтобы отбросить христианские ценности, нацизм был вынужден попытаться оживить германскую мифологию. С точки зрения психоанализа, это было приглашение к коллективному самоубийству, так как эсхатон был ничем иным, как рагнареком, катастрофическим концом света. На языке политики это равнозначно словам «Оставьте ваши иудейско-христианские сказки и воспламените в глубинах души верования своих германских предков, затем приготовьтесь к последней великой битве между нашими богами и демоническими силами. В этой апокалиптической битве погибнем. Это будет рагнарек, но позже родится новый мир».
Прием:
СОЕДИНЕНИЕ САКРАЛЬНОГО С УЖАСНЫМ
Латентное содержание работы
ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ ИДЕОЛОГИИ ХРИСТИАНСТВА И ЕЕ СИМВОЛА
Социальная функция
ДЕХРИСТИАНИЗАЦИЯ
Комментарий