«Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых - сила Божия»
__________________________________________________ _________________________________
Крест традиционно воспринимается нами как символ страшной, позорной смерти. По одну сторону креста предательство, унижение, пытки и, наконец, бесславная унизительная смерть. Но в то же время крест является гораздо в большей степени Символом Жизни, символом воскресения, о чем неоднократно писал апостол Павел, проповедовавший, по его словам, слово о кресте силу и премудрость Божью.
Сегодня в нашей жизни и в жизни окружающих, в жизни Церкви и церковного народа мы наблюдаем некое бессильное или слабосильное христианство, все еще имеющее некий отпечаток благочестия, но силы его по большей части отрекшееся.
В ранней Церкви принять Христа означало для иудеев бросить вызов традиционным верованиям и устоям, обречь себя на изгнание и поругание окружающих и потомков (можно только догадываться, что это значило для правоверного иудея), или, говоря словами ап.Павла «быть гонимыми за крест Христов», а для язычников открыто противостать всесильной и все сокрушающей власти кесаря. Для многих ранних христиан принять Христа означало подписать себе смертный приговор. Отныне комфортная жизнь, если она и была, непременно заканчивалась прелестям мирской жизни предпочиталась незавидная участь вечного изгоя, и маячившая на горизонте перспектива ужасной смерти.
Крестясь, человек не просто «принимал христианство», он тем самым бросал вызов системе зла крестился в буквальном, а не переносном смысле, сораспинался Христу и, во свидетельство тому тут же получал силу свыше свидетельствовать правду Божью и в итоге увенчевался венцом мученика.
Сила Христова дается на кресте тому, кто, по слову Его, отверг себя, взял свой крест и последовал за Ним. Вне креста есть лишь некое подобие, жалкая форма, бессильное христианство. Ни к чему не годная и утратившая силу соль, оставленная на попрание и осмеяние миру.
Павел был человеком необычайной духовной силы. Еще при жизни, можно сказать, в одиночку ему удалось перевернуть весь древний иудео-языческий мир. Но и после смерти Христос продолжает начатое Им через Павла дело. Павел продолжает бороться и побеждать и после своей смерти. В нем, как ни в ком другом в истории христианства, совершилось слово Христово «Верующий в Меня дела, которые Я творю, и Он сотворит, и больше сих дел сотворит, ибо Я иду к Отцу Моему». Христос совершил через Павла поистине великие дела дела, которые Ему Самому было не дано совершить во время Его короткой земной жизни.
О себе Павел писал так: «не желаю хвалиться ничем, кроме креста Христова, которым мир для меня мир распят и я для мира». Павел понимал, что сила Божья, сила разрушать твердыни зла и творить новое дается только тому, кто всецело, без остатка, посвятил себя самоотверженному служению Богу и ближним. Христос требует или всего, или ничего и дает соответственно или все, или ничего. Принцип креста действует и в нехристианах величайшие в истории человечества события произошли во многом благодаря великим людям, положившим жизнь для осуществления той идеи, ради которой они жили, которую сделали смыслом земного существования. Поистине, такие люди, многие из них фанатики утопической идеологии, являются немым упреком нам верующим.
Зачастую в понятие «нести свой крест» мы ошибочно вкладываем смысл прямо противоположный реальному. Нести свой крест для нас означает «влачить свои жизненные невзгоды и проблемы, терпеть, надеяться и не отчаиваться». Но, хотя отчасти это понимание и оправданно, все-таки Христос имел ввиду нечто кардинально иное.
Крест Христов есть прежде всего крест беззаветного служения людям, когда человек несет немощи другого и тем самым получает силу любить и власть разрушать собственные проблемы, когда христианин шагает по жизни свободно и победоносно, и не просто твердит заученные истины, но являет их торжество в своей жизни поскольку, по слову ап.Павла «Царствие Божие не в слове, а в силе». В силе жить, и силе умирать, силе страдать и силе воскресать. И вот эту воскрешающую силу христианства невозможно познать кроме как посредством креста.
Все подлинно Божье, что делалось и делается в Церкви, все плоды, которые пребывают вовек, совершались исключительно через крест. Для того, чтобы делалось Божье дело нужен хотя бы один человек, такой каким, к примеру, был апостол Павел только один человек, который положит душу свою на алтарь любви.
«Если зерно горчичное, упав в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет принесет много плода». Мы потому всегда остаемся одни, одиноки, и никогда не приносим подлинный плод, никогда не живем по-настоящему что мы никогда по-настоящему не умирали. «Я умираю каждый день» - призывал христиан подражать ему Павел. И это не были пустые слова достаточно почитать о тех ежедневных трудностях и борьбе, которые сопровождали всю жизнь этого «немощного» титана духа. Сила Павла была в его немощи в том, что он, будучи слаб по плоти, всецело полагался на Христа, вверил свою жизнь в Его руки.
Крест для христианина есть воистину не орудие позорной казни, коим оно перестало быть после прославления Христа, но само Древо Жизни, у подножия которого христианин наделяется силой свыше. Силой жить, действовать и побеждать.
Слава Богу, есть люди, жизнь которых и сегодня свидетельствует о правоте этих слов, о реальности Божьего действия в мире. Есть и сейчас пусть их и единицы на общем фоне свидетели верные, положившие души свои за Христа и, как результат, стяжавшие силу Духа Святого. «Пастырь добрый полагает душу свою за овец», так и мы призваны полагать душу свою за братьев.
Крест Христов по плоти представляется нам жутким и отталкивающим, но по духу это есть то самое иго Христово, о котором Он говорил, что оно благо и животворит. То, что для одних есть «запах смертоносный на смерть, для других запах живительный на жизнь». Крест есть распятие плоти и воскресение духа. «Те, которые Христовы распяли плоть со страстями и похотями». Судите сами, Христовы ли мы?
Крест Христов кажется тяжел только по наружности на самом деле, есть тайна креста, делающая его радостным и нетяжким. И тайна эта заключается в том, что любой крест есть прежде всего крест Христов, и несет «наш» крест Христос, а не мы.
Когда Спаситель шел к лобному месту и, обессилев, не мог дальше нести креста, дело было поручено некоему Симону Киринеянину, взвалившему на свои плечи крест Христов. Подобно Симону призваны взять на себя Христов крест и мы. Но надо ли доказывать, что Один единственный в своем роде настоящий Крест несет не Симон, и не мы но Сам Бог, и Крест этот есть не просто деревянная конструкция. Его Крест был скрыт от создания мира и явлен в последние времена это крест самоотрекающейся Любви, который от начала несет Господь, который есть сама суть Христа, тайна Святой Троицы.
И сегодня человек не иначе может придти ко Христу, как только через крест. Предав себя совершенно воле Божьей, не ища своего ничего, что мешало бы исполнению этой воли человек может вполне выполнить свое предназначение. И тогда сбудется пророчество Павла, осуществленное им в собственной жизни: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». До тех же пор, пока «еще я живу» мы не можем быть действительно «благонадежными для Царствия Небесного».
__________________________________________________ _________________________________
Крест традиционно воспринимается нами как символ страшной, позорной смерти. По одну сторону креста предательство, унижение, пытки и, наконец, бесславная унизительная смерть. Но в то же время крест является гораздо в большей степени Символом Жизни, символом воскресения, о чем неоднократно писал апостол Павел, проповедовавший, по его словам, слово о кресте силу и премудрость Божью.
Сегодня в нашей жизни и в жизни окружающих, в жизни Церкви и церковного народа мы наблюдаем некое бессильное или слабосильное христианство, все еще имеющее некий отпечаток благочестия, но силы его по большей части отрекшееся.
В ранней Церкви принять Христа означало для иудеев бросить вызов традиционным верованиям и устоям, обречь себя на изгнание и поругание окружающих и потомков (можно только догадываться, что это значило для правоверного иудея), или, говоря словами ап.Павла «быть гонимыми за крест Христов», а для язычников открыто противостать всесильной и все сокрушающей власти кесаря. Для многих ранних христиан принять Христа означало подписать себе смертный приговор. Отныне комфортная жизнь, если она и была, непременно заканчивалась прелестям мирской жизни предпочиталась незавидная участь вечного изгоя, и маячившая на горизонте перспектива ужасной смерти.
Крестясь, человек не просто «принимал христианство», он тем самым бросал вызов системе зла крестился в буквальном, а не переносном смысле, сораспинался Христу и, во свидетельство тому тут же получал силу свыше свидетельствовать правду Божью и в итоге увенчевался венцом мученика.
Сила Христова дается на кресте тому, кто, по слову Его, отверг себя, взял свой крест и последовал за Ним. Вне креста есть лишь некое подобие, жалкая форма, бессильное христианство. Ни к чему не годная и утратившая силу соль, оставленная на попрание и осмеяние миру.
Павел был человеком необычайной духовной силы. Еще при жизни, можно сказать, в одиночку ему удалось перевернуть весь древний иудео-языческий мир. Но и после смерти Христос продолжает начатое Им через Павла дело. Павел продолжает бороться и побеждать и после своей смерти. В нем, как ни в ком другом в истории христианства, совершилось слово Христово «Верующий в Меня дела, которые Я творю, и Он сотворит, и больше сих дел сотворит, ибо Я иду к Отцу Моему». Христос совершил через Павла поистине великие дела дела, которые Ему Самому было не дано совершить во время Его короткой земной жизни.
О себе Павел писал так: «не желаю хвалиться ничем, кроме креста Христова, которым мир для меня мир распят и я для мира». Павел понимал, что сила Божья, сила разрушать твердыни зла и творить новое дается только тому, кто всецело, без остатка, посвятил себя самоотверженному служению Богу и ближним. Христос требует или всего, или ничего и дает соответственно или все, или ничего. Принцип креста действует и в нехристианах величайшие в истории человечества события произошли во многом благодаря великим людям, положившим жизнь для осуществления той идеи, ради которой они жили, которую сделали смыслом земного существования. Поистине, такие люди, многие из них фанатики утопической идеологии, являются немым упреком нам верующим.
Зачастую в понятие «нести свой крест» мы ошибочно вкладываем смысл прямо противоположный реальному. Нести свой крест для нас означает «влачить свои жизненные невзгоды и проблемы, терпеть, надеяться и не отчаиваться». Но, хотя отчасти это понимание и оправданно, все-таки Христос имел ввиду нечто кардинально иное.
Крест Христов есть прежде всего крест беззаветного служения людям, когда человек несет немощи другого и тем самым получает силу любить и власть разрушать собственные проблемы, когда христианин шагает по жизни свободно и победоносно, и не просто твердит заученные истины, но являет их торжество в своей жизни поскольку, по слову ап.Павла «Царствие Божие не в слове, а в силе». В силе жить, и силе умирать, силе страдать и силе воскресать. И вот эту воскрешающую силу христианства невозможно познать кроме как посредством креста.
Все подлинно Божье, что делалось и делается в Церкви, все плоды, которые пребывают вовек, совершались исключительно через крест. Для того, чтобы делалось Божье дело нужен хотя бы один человек, такой каким, к примеру, был апостол Павел только один человек, который положит душу свою на алтарь любви.
«Если зерно горчичное, упав в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет принесет много плода». Мы потому всегда остаемся одни, одиноки, и никогда не приносим подлинный плод, никогда не живем по-настоящему что мы никогда по-настоящему не умирали. «Я умираю каждый день» - призывал христиан подражать ему Павел. И это не были пустые слова достаточно почитать о тех ежедневных трудностях и борьбе, которые сопровождали всю жизнь этого «немощного» титана духа. Сила Павла была в его немощи в том, что он, будучи слаб по плоти, всецело полагался на Христа, вверил свою жизнь в Его руки.
Крест для христианина есть воистину не орудие позорной казни, коим оно перестало быть после прославления Христа, но само Древо Жизни, у подножия которого христианин наделяется силой свыше. Силой жить, действовать и побеждать.
Слава Богу, есть люди, жизнь которых и сегодня свидетельствует о правоте этих слов, о реальности Божьего действия в мире. Есть и сейчас пусть их и единицы на общем фоне свидетели верные, положившие души свои за Христа и, как результат, стяжавшие силу Духа Святого. «Пастырь добрый полагает душу свою за овец», так и мы призваны полагать душу свою за братьев.
Крест Христов по плоти представляется нам жутким и отталкивающим, но по духу это есть то самое иго Христово, о котором Он говорил, что оно благо и животворит. То, что для одних есть «запах смертоносный на смерть, для других запах живительный на жизнь». Крест есть распятие плоти и воскресение духа. «Те, которые Христовы распяли плоть со страстями и похотями». Судите сами, Христовы ли мы?
Крест Христов кажется тяжел только по наружности на самом деле, есть тайна креста, делающая его радостным и нетяжким. И тайна эта заключается в том, что любой крест есть прежде всего крест Христов, и несет «наш» крест Христос, а не мы.
Когда Спаситель шел к лобному месту и, обессилев, не мог дальше нести креста, дело было поручено некоему Симону Киринеянину, взвалившему на свои плечи крест Христов. Подобно Симону призваны взять на себя Христов крест и мы. Но надо ли доказывать, что Один единственный в своем роде настоящий Крест несет не Симон, и не мы но Сам Бог, и Крест этот есть не просто деревянная конструкция. Его Крест был скрыт от создания мира и явлен в последние времена это крест самоотрекающейся Любви, который от начала несет Господь, который есть сама суть Христа, тайна Святой Троицы.
И сегодня человек не иначе может придти ко Христу, как только через крест. Предав себя совершенно воле Божьей, не ища своего ничего, что мешало бы исполнению этой воли человек может вполне выполнить свое предназначение. И тогда сбудется пророчество Павла, осуществленное им в собственной жизни: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». До тех же пор, пока «еще я живу» мы не можем быть действительно «благонадежными для Царствия Небесного».
Комментарий