Приведу ответ Абдуллы Али-Заде,философа-религиоведа (его сайт aboutislam.ws)
Я хотел бы еще более разъяснить этот момент. Я внимательно рассматривал образ коранического Исы и евангельского еще несколько лет назад, когда писал свою диссертацию и пришел к выводу, что очень многих повествований евангелий в Коране нет. Есть некоторая часть в Сунне. Но достоверность многих хадисов о земной жизни Исы на эту тему под вопросом. Несомненно, что воздействие исраилията было. Еще тогда я стал сомневаться в том, а об одном и том ли человеке идет речь. И вот следуя это логике я стал внимательно знакомиться с научными данными, гипотезами, теориями. Тогда же ознакомился с мифологической школой Древса, с положениями которой я согласен на 90%. Действительно в том виде, в котором описан Иисус в евангелиях и сама датировка, хронология евангелий не дает повода для того, чтобы считать этого человека реальным историческим лицом. А если прибавить сюда еще и десятки апокрифов (в том числе гностических), в которых порой предстает образ человека отличного к тому же от новозаветного Иисуса, то это еще более усложняет ситуацию. Ознакомление с кумранским материалом укрепило меня во мнении о том, что евангельский Иисус не является реальным человеком. У него прослеживаются сходства с кумранским Учителем и с Иоанном Крестителем. Кроме того, такие же описания его личности свойственны и другим иудейским "мессиям", которые в 1 веке было много в Палестине.
Авторы евангелий не были очевидцами событий, которые творились в Иудее того времени. До них доходили лишь отдельные фрагменты жизни человека, которого описывали прибывающие в Рим или Антиохию иудеи. И вот среди них могли быть смешения различных легенд о различных людях, о которых они слышали как о "мессиях" в одном лице. Именно так рождаются мифологические образы. Ведь еще Цельс - римский философ 2 века писал, что христиане многократно переделывали свои писания, по мере того, как им приходилось проповедовать и приспосабливали их для нужд среднестатистического римского гражданина.
И самое интересное, что многие иудеи, приезжающие в Рим и рассказывающие о своем учителе имели отношение к секте ессеев. И они могли примешать воспоминания о своем любимом Учителе к Иисусу, примешивали к этим рассказам историю Иоанна и других иудейских "мессий" того времени. Вот так и рождались искажения и мифы.
... И по этому критерию я утверждаю, что образ настоящего Иисуса как личности сохранился только в Коране, а не евангелиях. Коранический Иса - это действительно необычный и уникальный человек, не похожий ни на каких Учителей праведности Кумрана и других иудейских "мессий".
Я хотел бы еще более разъяснить этот момент. Я внимательно рассматривал образ коранического Исы и евангельского еще несколько лет назад, когда писал свою диссертацию и пришел к выводу, что очень многих повествований евангелий в Коране нет. Есть некоторая часть в Сунне. Но достоверность многих хадисов о земной жизни Исы на эту тему под вопросом. Несомненно, что воздействие исраилията было. Еще тогда я стал сомневаться в том, а об одном и том ли человеке идет речь. И вот следуя это логике я стал внимательно знакомиться с научными данными, гипотезами, теориями. Тогда же ознакомился с мифологической школой Древса, с положениями которой я согласен на 90%. Действительно в том виде, в котором описан Иисус в евангелиях и сама датировка, хронология евангелий не дает повода для того, чтобы считать этого человека реальным историческим лицом. А если прибавить сюда еще и десятки апокрифов (в том числе гностических), в которых порой предстает образ человека отличного к тому же от новозаветного Иисуса, то это еще более усложняет ситуацию. Ознакомление с кумранским материалом укрепило меня во мнении о том, что евангельский Иисус не является реальным человеком. У него прослеживаются сходства с кумранским Учителем и с Иоанном Крестителем. Кроме того, такие же описания его личности свойственны и другим иудейским "мессиям", которые в 1 веке было много в Палестине.
Авторы евангелий не были очевидцами событий, которые творились в Иудее того времени. До них доходили лишь отдельные фрагменты жизни человека, которого описывали прибывающие в Рим или Антиохию иудеи. И вот среди них могли быть смешения различных легенд о различных людях, о которых они слышали как о "мессиях" в одном лице. Именно так рождаются мифологические образы. Ведь еще Цельс - римский философ 2 века писал, что христиане многократно переделывали свои писания, по мере того, как им приходилось проповедовать и приспосабливали их для нужд среднестатистического римского гражданина.
И самое интересное, что многие иудеи, приезжающие в Рим и рассказывающие о своем учителе имели отношение к секте ессеев. И они могли примешать воспоминания о своем любимом Учителе к Иисусу, примешивали к этим рассказам историю Иоанна и других иудейских "мессий" того времени. Вот так и рождались искажения и мифы.
... И по этому критерию я утверждаю, что образ настоящего Иисуса как личности сохранился только в Коране, а не евангелиях. Коранический Иса - это действительно необычный и уникальный человек, не похожий ни на каких Учителей праведности Кумрана и других иудейских "мессий".
Комментарий