«По мифу» - верно. Но не по библейскому - по околобиблейскому.
«Как же так?» - возмутятся христиане и иудеи - «Ведь мы же хорошо знаем - в Библии написано,что Адам был первым из людей!»
В ответ автор посоветует им перелистать первые главы книги Бытия и найти,где именно открытым текстам Адама называют «первым из людей»?
Вот такой любопытный поворот событий. Оказывается,на востоке от Эдема лежит земля,имеющая свое название (кто дал ей его?). В этой стране Каин взял себе жену (откуда она взялась?),и построил город (кто его заселил?).
Защитники мифа о «первочеловеке Адаме»,почему-то считающие его библейским,утверждают,что,дескать,Каин женился на своей сестре,дочери Адама и Евы,которая с ним «проследовала в изгнание»,как сказал бы Том Сойер.
Во-первых,все это чистейшей воды выдумки. В Библии ни словом не упомянуты какие бы то ни было дочери Адама и Евы. До стиха 17 ни слова не сказано и о жене Каина,а поскольку стихом выше говорилось о пришествии «изгнанника и скитальца на земле» в землю Нод,то логично будет заключить:там-то Каин и повстречал свою безымянную суженую. (Бытие 4-16)
Наконец,наибольший и серьезнейший довод,говорящий в пользу заселенности земли Нод:Каин строит на своей второй родинегород. Ни один бедуин,даже самый дикий,не назовет «городом» поселение одной,к тому же моногамной семьи. А Моисей,записавший,вроде бы,под «Божию» диктовку Пятикнижие и книгу Бытия в том числе,родился и вырос в Египте (кн. Исх). Что такое город,он прекрасно знал. Итак,построенный Каином город должен же был кто-то заселить,да и строить вместе с ним,коли на то пошло...
Итак,стихи 16-17 главы 4 книги Бытия могут быть поняты лишь в одном случае:Если земля Нод была заселена какими-то людьми. Людьми,не происходивших от Адама и Евы.
Не противоречит ли это Библии? Не входит ли в противоречие с рассказом о сотворении мира?
Ничуть.
Итак,мужчина и женщина сотворены одновременно,на шестой день творения,на другой день после зверей и через день после птиц, в какой местности - не сказано (Бытие 1:26-27).
Давайте внимательно перечитаем две первые главы книги Бытия. В первой излагается общеизвестная история сотворения мира за семь дней. Не будем пересказывать ее всю,обратим внимание лишь на следующие детали:
1. Творца зовут «Бог».
2. Он творит птиц на четвертый день,зверей на пятый (Бытие 1:20-25).
3. Человека творит он «по образу «Своему»,по образу «Божию» сотворил его;мужчину и женщину сотворил их».
Итак,мужчина и женщина сотворены одновременно,на шестой день творения,на другой день после зверей и через день после птиц. Они безымянны. Как и из чего они созданы - неясно,в какой местности - не сказано (Бытие 1:26-27).
Но во второй главе мы сталкиваемся ссовершенно инымрассказом о Творении! Вот его основные отличия:
1. Творца зовут уже не «просто» «Бог»,а «Господь Бог» - или просто «Господь» (Быт,2:4 и далее).
2. «Господь» сотворил человека (ни слова про «образ и подобие») раньше зверей и птиц. Они были сотворены лишь впоследствии (Быт,2:7,19)
3. Человек - Мужчина,его зовут Адам и создан он «из праха земного». Еще раз - об «образе и подобии» ни слова! Творение происходит в конкретном месте - на Ближнем Востоке (Быт,2:7-8,10-14)
4. Ева - точнее,вплоть до грехопадения - безымянная «женщина»,- создана последней,«из ребра» (Быт,2:20-23).
Издавна первые главы Бытия ставили библиеведов в тупик. Родилась даже версия о том,что Библия составлена из двух различных текстов,«Яхвиста» и «Элохиста». В первом «Бога» называют Яхве,во втором - Элохим. В синодальном переводе соответственно «Господь» и «Бог».
Но неужели,спросим мы,те,кто сводил воедино эти два текста,были сущими идиотами или считали за таковых своих читателей? Ведь такое разноречие бросается в глаза и уж особенно - в первых главах Библии. Не говоря уже о том,что само предположение о таком «лоскутном» происхождении Библии неприемлемо для верующего.
Единственный логичный вывод:в Библии рассказывается о ДВУХ разных Творениях. В первой главе говорится о том,как «Бог» создал мир и людей,во втором - как «Господь» сотворил мужчину по имени Адам,создал для него Эдемский сад со зверями и птицами. Тогда речь идет о сотворении по меньшей мере двух человеческих пар - Адам и Ева - не первые люди,а вторые после созданных (Богом» «по образу и подобию «Своему»» Да и созданные ли? Выражение «по образу и подобию» впоследствии применяется Библией кдетям(«Адам ... родил сына по подобию своему и образу своему» (Быт. 5:3))
«Как же так?» - возмутятся христиане и иудеи - «Ведь мы же хорошо знаем - в Библии написано,что Адам был первым из людей!»
В ответ автор посоветует им перелистать первые главы книги Бытия и найти,где именно открытым текстам Адама называют «первым из людей»?
Вот такой любопытный поворот событий. Оказывается,на востоке от Эдема лежит земля,имеющая свое название (кто дал ей его?). В этой стране Каин взял себе жену (откуда она взялась?),и построил город (кто его заселил?).
Защитники мифа о «первочеловеке Адаме»,почему-то считающие его библейским,утверждают,что,дескать,Каин женился на своей сестре,дочери Адама и Евы,которая с ним «проследовала в изгнание»,как сказал бы Том Сойер.
Во-первых,все это чистейшей воды выдумки. В Библии ни словом не упомянуты какие бы то ни было дочери Адама и Евы. До стиха 17 ни слова не сказано и о жене Каина,а поскольку стихом выше говорилось о пришествии «изгнанника и скитальца на земле» в землю Нод,то логично будет заключить:там-то Каин и повстречал свою безымянную суженую. (Бытие 4-16)
Наконец,наибольший и серьезнейший довод,говорящий в пользу заселенности земли Нод:Каин строит на своей второй родинегород. Ни один бедуин,даже самый дикий,не назовет «городом» поселение одной,к тому же моногамной семьи. А Моисей,записавший,вроде бы,под «Божию» диктовку Пятикнижие и книгу Бытия в том числе,родился и вырос в Египте (кн. Исх). Что такое город,он прекрасно знал. Итак,построенный Каином город должен же был кто-то заселить,да и строить вместе с ним,коли на то пошло...
Итак,стихи 16-17 главы 4 книги Бытия могут быть поняты лишь в одном случае:Если земля Нод была заселена какими-то людьми. Людьми,не происходивших от Адама и Евы.
Не противоречит ли это Библии? Не входит ли в противоречие с рассказом о сотворении мира?
Ничуть.
Итак,мужчина и женщина сотворены одновременно,на шестой день творения,на другой день после зверей и через день после птиц, в какой местности - не сказано (Бытие 1:26-27).
Давайте внимательно перечитаем две первые главы книги Бытия. В первой излагается общеизвестная история сотворения мира за семь дней. Не будем пересказывать ее всю,обратим внимание лишь на следующие детали:
1. Творца зовут «Бог».
2. Он творит птиц на четвертый день,зверей на пятый (Бытие 1:20-25).
3. Человека творит он «по образу «Своему»,по образу «Божию» сотворил его;мужчину и женщину сотворил их».
Итак,мужчина и женщина сотворены одновременно,на шестой день творения,на другой день после зверей и через день после птиц. Они безымянны. Как и из чего они созданы - неясно,в какой местности - не сказано (Бытие 1:26-27).
Но во второй главе мы сталкиваемся ссовершенно инымрассказом о Творении! Вот его основные отличия:
1. Творца зовут уже не «просто» «Бог»,а «Господь Бог» - или просто «Господь» (Быт,2:4 и далее).
2. «Господь» сотворил человека (ни слова про «образ и подобие») раньше зверей и птиц. Они были сотворены лишь впоследствии (Быт,2:7,19)
3. Человек - Мужчина,его зовут Адам и создан он «из праха земного». Еще раз - об «образе и подобии» ни слова! Творение происходит в конкретном месте - на Ближнем Востоке (Быт,2:7-8,10-14)
4. Ева - точнее,вплоть до грехопадения - безымянная «женщина»,- создана последней,«из ребра» (Быт,2:20-23).
Издавна первые главы Бытия ставили библиеведов в тупик. Родилась даже версия о том,что Библия составлена из двух различных текстов,«Яхвиста» и «Элохиста». В первом «Бога» называют Яхве,во втором - Элохим. В синодальном переводе соответственно «Господь» и «Бог».
Но неужели,спросим мы,те,кто сводил воедино эти два текста,были сущими идиотами или считали за таковых своих читателей? Ведь такое разноречие бросается в глаза и уж особенно - в первых главах Библии. Не говоря уже о том,что само предположение о таком «лоскутном» происхождении Библии неприемлемо для верующего.
Единственный логичный вывод:в Библии рассказывается о ДВУХ разных Творениях. В первой главе говорится о том,как «Бог» создал мир и людей,во втором - как «Господь» сотворил мужчину по имени Адам,создал для него Эдемский сад со зверями и птицами. Тогда речь идет о сотворении по меньшей мере двух человеческих пар - Адам и Ева - не первые люди,а вторые после созданных (Богом» «по образу и подобию «Своему»» Да и созданные ли? Выражение «по образу и подобию» впоследствии применяется Библией кдетям(«Адам ... родил сына по подобию своему и образу своему» (Быт. 5:3))
Комментарий