Если человек допускает, что его поступки совершаются не автоматически или случайно, а в какой-то степени свободно выбираются этот человек уже имеет ненаучную, метафизическую идею (веру).
Ядро любого вероучения представление о свободе выбора и о том, кто ею обладает. Между житейской верой в свободу выбора и религиозным вероучением разница только в степени углубления в тему.
1) Если после смерти ничего нет (или непременно будет хорошо), имея веру, мы ничего не потеряем. Если же после смерти что-то есть (или не обязательно всё будет хорошо) без веры мы теряем шанс улучшить ситуацию. Поэтому, разумнее ("на всякий случай") верить. Вопрос лишь в том, какую веру выбрать.
2А) Если до сотворения Богом мира уже существовало Зло, и потом всё испортило, нет никакой гарантии, что оно не испортит всё опять. Раз Бог не смог управиться со Злом ещё до сотворения, не сможет справиться и после нашего "спасения". Такой Бог слишком слаб, чтоб на него надеяться: Зло постоянно вмешивается в его работу. После «спасения» Зло вернётся опять.
2Б) Если до сотворения Богом мира Зла не существовало, но появилось потом (как результат свободного выбора) что же помешало свободному в выборе Богу передать своим созданиям качество, благодаря которому он сам - свободный в выборе - никогда морально не падает? Или Творец тоже может пасть, или он несвободен в выборе блага (автоматичен). Или невозможно сравниться в нравственном выборе с Богом: а значит, вся вина за наши грехи лежит на нём (ведь дурно создавать существ для неизбежного в подобной ситуации грехопадения). Или Творец не наделил творения своей способностью вечно хранить добро, что (как видно на примере самого Творца) вовсе не отрицает полную свободу выбора, что явно злой поступок.
При этом, если Богу нужен был свободный выбор в его пользу - почему он не убрал из мира всё недобровольное страдание? Тогда каждый добровольно выбравший его (ведь ЭТО было нужно?) не страдал бы; и каждый не избравший Бога тоже не страдал бы вопреки желанию а только добровольно, как может страдать Бог.
3В) Если всё есть Бог (без другого), и наше индивидуальное сознание - тотальная иллюзия, то и некому, кроме Бога, пребывать в этой иллюзии. Если же нельзя описывать такого Бога как сознание, то с практической точки зрения, Бог ничем не отличается от мёртвой Материи. Нет разницы, возникают ли чисто иллюзорные (автоматические) живые существа в Боге или в Материи, если есть только Бог (Материя), единственная их реальность.
Это возвращает нас к пункту 1) Такая вера ничего нам не даёт: имея другую веру, мы ничего не теряем. Если же Бог сознателен, то он и заблуждается: т.к. нет никого, кроме Бога. (Галлюцинации шизофреника не болеют шизофренией: они и есть шизофрения. Несовершенные существа в сознании такого Бога знак его несовершенства.)
Если есть другие веры (без ведущей к неразрешимым противоречиям идеи Бога) разумней выбирать "на всякий случай" что-нибудь из них. Логичнее иметь воззрение одной из т.н. «языческих» (не-теистических) систем.
Ядро любого вероучения представление о свободе выбора и о том, кто ею обладает. Между житейской верой в свободу выбора и религиозным вероучением разница только в степени углубления в тему.
1) Если после смерти ничего нет (или непременно будет хорошо), имея веру, мы ничего не потеряем. Если же после смерти что-то есть (или не обязательно всё будет хорошо) без веры мы теряем шанс улучшить ситуацию. Поэтому, разумнее ("на всякий случай") верить. Вопрос лишь в том, какую веру выбрать.
2А) Если до сотворения Богом мира уже существовало Зло, и потом всё испортило, нет никакой гарантии, что оно не испортит всё опять. Раз Бог не смог управиться со Злом ещё до сотворения, не сможет справиться и после нашего "спасения". Такой Бог слишком слаб, чтоб на него надеяться: Зло постоянно вмешивается в его работу. После «спасения» Зло вернётся опять.
2Б) Если до сотворения Богом мира Зла не существовало, но появилось потом (как результат свободного выбора) что же помешало свободному в выборе Богу передать своим созданиям качество, благодаря которому он сам - свободный в выборе - никогда морально не падает? Или Творец тоже может пасть, или он несвободен в выборе блага (автоматичен). Или невозможно сравниться в нравственном выборе с Богом: а значит, вся вина за наши грехи лежит на нём (ведь дурно создавать существ для неизбежного в подобной ситуации грехопадения). Или Творец не наделил творения своей способностью вечно хранить добро, что (как видно на примере самого Творца) вовсе не отрицает полную свободу выбора, что явно злой поступок.
При этом, если Богу нужен был свободный выбор в его пользу - почему он не убрал из мира всё недобровольное страдание? Тогда каждый добровольно выбравший его (ведь ЭТО было нужно?) не страдал бы; и каждый не избравший Бога тоже не страдал бы вопреки желанию а только добровольно, как может страдать Бог.
3В) Если всё есть Бог (без другого), и наше индивидуальное сознание - тотальная иллюзия, то и некому, кроме Бога, пребывать в этой иллюзии. Если же нельзя описывать такого Бога как сознание, то с практической точки зрения, Бог ничем не отличается от мёртвой Материи. Нет разницы, возникают ли чисто иллюзорные (автоматические) живые существа в Боге или в Материи, если есть только Бог (Материя), единственная их реальность.
Это возвращает нас к пункту 1) Такая вера ничего нам не даёт: имея другую веру, мы ничего не теряем. Если же Бог сознателен, то он и заблуждается: т.к. нет никого, кроме Бога. (Галлюцинации шизофреника не болеют шизофренией: они и есть шизофрения. Несовершенные существа в сознании такого Бога знак его несовершенства.)
Если есть другие веры (без ведущей к неразрешимым противоречиям идеи Бога) разумней выбирать "на всякий случай" что-нибудь из них. Логичнее иметь воззрение одной из т.н. «языческих» (не-теистических) систем.
Комментарий