Постижима ли сущность Бога?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Lastor
    Ушел

    • 08 January 2005
    • 3840

    #1

    Постижима ли сущность Бога?

    Уважаемые форумчане!

    Вопрос возник в результате дискуссий на эту тему в другой ветке. Буду крайне признателен вам за высказанные мнения. Впрочем, если Вы не посчитаете нужным комментировать свою точку зрения, буду искренне рад, если Вы просто проголосуете.

    Заранее благодарю всех, кто примет участие в опросе.
    25
    Гвоздь Господень
  • Amicabile
    Ветеран

    • 28 December 2003
    • 4050

    #2
    Только что ответил в другой теме по другому вопросу - но здесь повторюсь. Бог непостижим, поскольку Абсолютен. О Нём нельзя сказать даже то, что Он есть или Его нет, поскольку сами понятия бытия (категории "есть" и "нет") уже вторичны по отношению к Нему. Все же Его постижимые проявления, скорее всего ,вторичны. по отношению к Его истинной природе.
    "Человек (измотанный религией, межрелигиозной рознью и самосвятством) возвращается к Источнику, когда встречается лицом к лицу с самим собой, со своими собственными глубинами":read: . (Свами Абхишиктананда)

    Сайт Анри Ле Со, Жюля Моншанена и Беды Гриффитса :molitva:

    Христианская медитация в Москве :groupray:

    Комментарий

    • Гумеров Эмиль
      Ветеран

      • 07 August 2002
      • 6711

      #3
      Сущность Бога постижима ровно настолько, насколько Он ее нам открывает.
      В исихазме такое явление называется Божественными энергиями.

      Комментарий

      • Вера Холодная
        без статуса

        • 08 August 2005
        • 1700

        #4
        Lastor, поскольку варианты ответов, предложенные вами в этом опросе, не предполагают подвариантов со словами "частично" или "на данный момент времени...", то больше склоняюсь к варианту 2 и поясню почему.

        Здесь есть парадокс: по Своей сущности Бог непостижим, но Он всё же постижим для нас по Своему промыслу на земле. Во-первых, Бог раскрывается в том, что нас окружает (Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы... - Рим. 1:20). Во-вторых, Бог открылся нам во Христе Иисусе.

        Есть богословское обоснование христианского понимания Бога как одновременно непостижимого и постижимого, трансцендентного и имманентного, неименуемого и именуемого, неизреченного и изрекаемого, неприобщимого и приобщимого (можно поискать в Интернете ссылки на Григория Паламу, который, в частности, говорил об этом понимании Бога). Ещё пример - учение Дионисия Ареопагита о Боге как неименуемом и вместе с тем обладающем всяким именем.

        Другим примером того же парадокса может служить христианское учение о боговидении: Бог по естеству невидим и вместе с тем открывает себя достойным; человек не может увидеть Бога и остаться в живых, и вместе с тем отдельные избранники Божии созерцают Бога «лицем к лицу», видят Бога как Он есть. Словом, Бог непостижим и в то же время в Нем есть нечто постижимое.

        Если сущность Божия незрима, энергии могут быть видимы; если сущность неименуема, энергии могут быть именуемы; если сущность Божия непостижима, то энергии могут быть постигаемы разумом. По словам святителя Василия Великого, «мы знаем Бога нашего по Его энергиям, но не претендуем на то, что можем приблизиться к Его сущности; ибо энергии Его нисходят к нам, сущность же Его остается недоступной».

        Комментарий

        • andriy
          Завсегдатай

          • 02 June 2004
          • 525

          #5
          Смотря о каком познание речь. Если о метафизическом (где конкретно Его резиденция, как выгдядит, какова Его структура и т.д.) то невозможно, как и сказано: "Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия." (1Кор.2:11)
          Если о познании качеств Бога, Его воли, а как правило к этому и призывают пророки, то такое возможно, об этом говорит Иеремия: "И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь..." (Иер.31:34)

          Комментарий

          • Lastor
            Ушел

            • 08 January 2005
            • 3840

            #6
            Сообщение от Вера Холодная
            Lastor, поскольку варианты ответов, предложенные вами в этом опросе, не предполагают подвариантов со словами "частично" или "на данный момент времени...", то больше склоняюсь к варианту 2 и поясню почему.
            Благодарю за комментарий, Вера. Мое мнение, в общем-то, очень близко к высказанному Вами.
            Гвоздь Господень

            Комментарий

            • Lastor
              Ушел

              • 08 January 2005
              • 3840

              #7
              Всем большое спасибо за ответы!

              Надеюсь, что голоса еще последуют...

              Гвоздь Господень

              Комментарий

              • Amicabile
                Ветеран

                • 28 December 2003
                • 4050

                #8
                Сообщение от andriy
                Если о познании качеств Бога, Его воли, а как правило к этому и призывают пророки, то такое возможно
                Вся проблема в том, что у Бога нет качеств. Вернее, не то чтобы их не было, они просто все вторичны по отношению к Нему. Если мы представим, что Бог находится под влиянием каких-бы то ни было качеств, то придётся сделать вывод, что:

                1. Бог - не есть самая высшая субстанция, поскольку, находясь под влиянием качеств, Он фактически оказывается ниже их. Даже если мы скажем, что Бог добр, то это бует значить, что Им владеет качество доброты. что он находится под влиянием этого качества, а это недопустимо.

                2. Бог не независим, ибо завист от качеств.

                3. Бог не абсолютен, потому что Сам не лишён атрибутов, Им же сотворённых.

                И всё таки, пророки действительно говорят о качествах Бога (милосердии, всемогуществе, доброте и т.д.). По мнению католического теолога Ф. Кренцера, качества даны нам для того, чтобы мы хоть как-то могли осознать Бога. Они вторичны по отношению к Нему, и являются как бы направлениями, в котором мы можем мыслить, чтобы достичь Бога хоть как-то. Но Сам Бог, несомненно, всегда останется по ту сторону тайны.

                С другой стороны, Бог всё таки обретает качества, становясь богочеловеком Иисусом Христом. Это как раз тот случай, когда Бог действительно в полной мере проявляет качества.
                "Человек (измотанный религией, межрелигиозной рознью и самосвятством) возвращается к Источнику, когда встречается лицом к лицу с самим собой, со своими собственными глубинами":read: . (Свами Абхишиктананда)

                Сайт Анри Ле Со, Жюля Моншанена и Беды Гриффитса :molitva:

                Христианская медитация в Москве :groupray:

                Комментарий

                • andriy
                  Завсегдатай

                  • 02 June 2004
                  • 525

                  #9
                  Сообщение от Amicabile
                  Вся проблема в том, что у Бога нет качеств. Вернее, не то чтобы их не было, они просто все вторичны по отношению к Нему.
                  Как раз и говорю, что определить структурность качеств по отношению к Богу (вторичны, первичны, Он зависит от качеств или они зависят от Него) не возможно, они просто есть, как отец относиться к ребенку с жалостью, любовью, строгостью - это данность, не более.

                  Комментарий

                  • al'fa
                    Участник

                    • 22 March 2005
                    • 88

                    #10
                    v etoj teme mozhno mnogo govorit', no v mnogoslovii ne isbezhat' grexa. xo4y progolosovat' tak: "teper' mu vidim kak-bu skvoz' tyskloe steklo, gadatel'no, togda zhe li4em k li4y; teper' znay ot 4asti, a togda poznay, podobno kak ja poznan. A teper' prebuvayt, sii tri: nadezhda, vera, lybov'; no lybov' iz nix bol'she. /1kor.13:12,13/ eshe / ekkl.3:14, iov37:23/
                    net nu4ego novogo pod soln4em:yes:

                    Комментарий

                    • Полуэкт
                      Участник

                      • 23 August 2005
                      • 93

                      #11
                      Скажите, уважаемый Amicabile а творческим началом Бог обладает?

                      Комментарий

                      • Amicabile
                        Ветеран

                        • 28 December 2003
                        • 4050

                        #12
                        Сообщение от Полуэкт
                        Скажите, уважаемый Amicabile а творческим началом Бог обладает?
                        Бог, разумеется, источник всех атрибутов - в том числе творения, поддержания и разрушения. Вопрос в том, что Он не находится под их влиянием, и они вторичны по отношению к Нему. Поэтому когда я говорю: "Бог-Творец" я уже определяю Его вторичную функцию - творить мир. Она вторична, потому что Он Сам полон Сам в Себе и о Нём ничего сказать нельзя.
                        "Человек (измотанный религией, межрелигиозной рознью и самосвятством) возвращается к Источнику, когда встречается лицом к лицу с самим собой, со своими собственными глубинами":read: . (Свами Абхишиктананда)

                        Сайт Анри Ле Со, Жюля Моншанена и Беды Гриффитса :molitva:

                        Христианская медитация в Москве :groupray:

                        Комментарий

                        • Yelka
                          Ветеран

                          • 16 December 2003
                          • 2812

                          #13
                          Постижима ли сущность Бога?
                          Сущность Бога (т.е. божественная природа) непостижима.

                          Личность Бога - постижима. Именно через это (личностно) Бог открывается человеку.

                          Комментарий

                          • светхам
                            Участник

                            • 19 November 2005
                            • 208

                            #14
                            Бог открылся через Своего Сына и т.к. они имеют единую сущность, то и познаем Его через Иисуса Христа. Кто не знает сущности Сына, тот не знает Отца.
                            Богов-то, про которых вопрос поставлен, может оказаться слишком много. Как-то уточнить можно? Только не говорите, что это христианский форум, возможно, что многим людям, которые находятся на форуме, Бог пока как раз и не открылся.

                            Комментарий

                            • Полуэкт
                              Участник

                              • 23 August 2005
                              • 93

                              #15
                              Amicabile

                              Поэтому когда я говорю: "Бог-Творец" я уже определяю Его вторичную функцию - творить мир. Она вторична, потому что Он Сам полон Сам в Себе и о Нём ничего сказать нельзя.


                              Хорошо, перефразируем вопрос. Возможно ли что бы Нечто полное в Самом Себе, то бишь целостное явилось источником качества, не потеряв от этого своей полноты.
                              Приведу в пример человека, что на Ваш взгляд скорей всего абсолютно некорректно, и всё же. Свободный в своём творческом порыве субъект находится под влиянием своего творческого потенциала а иначе ни что бы его не стимулировало к творчеству.

                              Комментарий

                              Обработка...