Вопросы по кашруту
(кашрут. Электронная еврейская энциклопедия - Кашрут)
Вопрос: что означает «Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука и никакой крови не ешьте» (Левит, 3:17)? Ведь кровь и жир всегда есть в любом мясе! Тук это же жир?
Ответ: написанное о крови в Ваикра (Левит) 3/17 есть заповедь, данная Ноаху (Ною) и его потомкам после их спасения от Потопа, поэтому она обязательна для всего человечества.
Все движущееся, что живет, будет вам для еды, как зелень травы даю вам все. Только плоти, в которой есть еще душа - кровь, - не ешьте.
Берейшит (Бытие) 9/3,4
Итак, по Писанию кровь есть душа жизнь существа; в крови содержится душа (жизнь). Поэтому приём в пищу чьей-то души есть понятие Писаний ХЕРЕМ строгий запрет.
Поэтому дальше и написано то, что непосредственно касается убийства:
Особенно же кровь вашей жизни взыщу Я: за насильство всякого зверя я взыщу ее, и за насильство человека, за насильство одного над другим взыщу человеческую жизнь. Тот, кто прольет кровь человека, того кровь пусть пролита будет людьми, ибо по образу Всесильного создал Он человека.
Берейшит (Бытие) 9/5,6
Тем не менее, заповедь не означает, что мясо нужно «фанатично» вымачивать в воде, чтобы удалить из него последние капельки крови. В Писании нет и намёка на такое. Запрет прежде всего означает: кровь есть нельзя, потреблять кровь как блюдо в пищу нельзя. Нельзя пить кровь, нельзя делать кровяной студень и кровяную колбасу и т.п.
Что касается жира, то здесь в корне ситуация та же - Потреблять жир как блюдо в пищу нельзя; хотя эта заповедь и относится к Синайскому закону и потому касается прежде всего евреев.
Слово «жир» здесь полностью правомерно заменить словом «сало». Конечно же, нельзя совершенно вытопить из мяса весь жир; да никто этим и не занимался. Просто нельзя есть сало жир животных так, как едят, например, бутерброды с салом, или есть сало с хлебом и чесноком как известное блюдо, или есть сало само по себе без чего-либо. Это также не означает, что нельзя жарить что-либо на животном жиру или добавлять его в, скажем, в кашу. Однако чрезмерное добавление (жирная пища) уже подпадает под запрет, потому что большое количество жира равняет его к употреблению сала.
Смысл же запрета на употребление сала по-видимому тот, что жир животного практически весь, имеющийся у животного - воскуривался на жертвеннике. То есть жир жертвенного животного подлежал сожжению, воскурению в благоухание Богу, и поэтому не должен был употребляться в пищу.
Здесь мы можем видеть явную параллель в следующей заповеди о смеси благовоний для воскурения в Святилище:
И по образцу этой смеси благовоний, которую ты составишь, иной такой же для себя не делайте - святыней будет она для тебя, святыней Богу. Тот, кто сделает смесь, подобную этой, чтобы обонять ее, будет отторгнут от народа своего".
Шмот (Исход) 30/37
Вопрос: что значит «Не вари мяса в молоке»? Почему мясо нельзя варить в молоке?
Ответ: так в Торе не написано. Бог сказал так:
Не вари козленка в молоке матери его.
Шмот (Исход) 23/19
Также параллельно сказано:
Если попадется тебе птичье гнездо на дороге, на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или с яйцами, а мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми.
Отпусти мать, а детей возьми себе, чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои.
Дварим (Второзаконие) 22/6,7
По всей видимости, речь здесь об одном из высших моральных законов, касающихся всех живых существ. Кощунственно пресекать род, семью, уничтожать и родителей, и детей. Кощунственно и варить разрешенное в пищу животное в молоке его собственной матери. Это как минимум жестоко, противоестественно и цинично. Таким образом, это более моральный закон, чем закон кашрута.
Здесь также полезно знать, что такие обычаи были широко распространены среди особо грешных народов областей Сдома и Аморы, Адмы и Цвоима, уничтоженных Богом; и вообще среди народов Ближнего востока, и часто они носили некий ритуальный, колдовской характер.
Вопрос: почему одни виды саранчи есть можно, а другие нельзя?
Ответ: заповедано так:
Но вот этих вы можете есть из всяких летучих насекомых, передвигающихся на четырех ногах, у которых есть голени над ступнями, чтобы скакать по земле, из них вы можете есть: саранчу по роду ее, сольама по роду его, харголя по роду его и хагава по роду его.
Всякое же другое летающее насекомое, у которого четыре ноги, - мерзость оно для вас.
Ваикра (Левит) 11/21-23
Из этого ясно видно, что можно есть саранчу всех её видов, а также КУЗНЕЧИКОВ, родственных саранче: харголя, сольама и хагава и всех видов, родственных им.
Признак же, как объясняет Тора, таков: у них «есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле». Почему именно этот признак делает данных насекомых кошерными, Бог не объясняет. Однако незнание смысла данного признака не может быть для верующего человека каким-то основанием для того, чтобы не прислушаться к Богу.
Вопрос: почему свинину есть нельзя?!
Ответ: написано так:
И свинью: хотя копыта ее раздвоены и расщеплены, но не отрыгивает она жвачку, - нечиста она для вас.
Мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь - нечисты они для вас.
Ваикра (Левит) 11/7-8
Итак, Бог даёт именно такое объяснение (подчеркнуто), и для верующего человека этого должно быть достаточно. Кто же хочет знать «версии», почему именно Бог сделал такие запреты и что (по версиям мудрецов) означает текст Торы тот может обратиться к Талмуду и Комментариям, - трактат Кодашим (Кодашим Википедия ), Кицур Шульхан Арух (Шулхан арух. Электронная еврейская энциклопедия )..
Доп. информация о кашруте
Кашрут свод законов о разрешенной и запрещенной пище - Большая Хоральная Синагога Санкт-Петербурга
(кашрут. Электронная еврейская энциклопедия - Кашрут)
Вопрос: что означает «Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука и никакой крови не ешьте» (Левит, 3:17)? Ведь кровь и жир всегда есть в любом мясе! Тук это же жир?
Ответ: написанное о крови в Ваикра (Левит) 3/17 есть заповедь, данная Ноаху (Ною) и его потомкам после их спасения от Потопа, поэтому она обязательна для всего человечества.
Все движущееся, что живет, будет вам для еды, как зелень травы даю вам все. Только плоти, в которой есть еще душа - кровь, - не ешьте.
Берейшит (Бытие) 9/3,4
Итак, по Писанию кровь есть душа жизнь существа; в крови содержится душа (жизнь). Поэтому приём в пищу чьей-то души есть понятие Писаний ХЕРЕМ строгий запрет.
Поэтому дальше и написано то, что непосредственно касается убийства:
Особенно же кровь вашей жизни взыщу Я: за насильство всякого зверя я взыщу ее, и за насильство человека, за насильство одного над другим взыщу человеческую жизнь. Тот, кто прольет кровь человека, того кровь пусть пролита будет людьми, ибо по образу Всесильного создал Он человека.
Берейшит (Бытие) 9/5,6
Тем не менее, заповедь не означает, что мясо нужно «фанатично» вымачивать в воде, чтобы удалить из него последние капельки крови. В Писании нет и намёка на такое. Запрет прежде всего означает: кровь есть нельзя, потреблять кровь как блюдо в пищу нельзя. Нельзя пить кровь, нельзя делать кровяной студень и кровяную колбасу и т.п.
Что касается жира, то здесь в корне ситуация та же - Потреблять жир как блюдо в пищу нельзя; хотя эта заповедь и относится к Синайскому закону и потому касается прежде всего евреев.
Слово «жир» здесь полностью правомерно заменить словом «сало». Конечно же, нельзя совершенно вытопить из мяса весь жир; да никто этим и не занимался. Просто нельзя есть сало жир животных так, как едят, например, бутерброды с салом, или есть сало с хлебом и чесноком как известное блюдо, или есть сало само по себе без чего-либо. Это также не означает, что нельзя жарить что-либо на животном жиру или добавлять его в, скажем, в кашу. Однако чрезмерное добавление (жирная пища) уже подпадает под запрет, потому что большое количество жира равняет его к употреблению сала.
Смысл же запрета на употребление сала по-видимому тот, что жир животного практически весь, имеющийся у животного - воскуривался на жертвеннике. То есть жир жертвенного животного подлежал сожжению, воскурению в благоухание Богу, и поэтому не должен был употребляться в пищу.
Здесь мы можем видеть явную параллель в следующей заповеди о смеси благовоний для воскурения в Святилище:
И по образцу этой смеси благовоний, которую ты составишь, иной такой же для себя не делайте - святыней будет она для тебя, святыней Богу. Тот, кто сделает смесь, подобную этой, чтобы обонять ее, будет отторгнут от народа своего".
Шмот (Исход) 30/37
Вопрос: что значит «Не вари мяса в молоке»? Почему мясо нельзя варить в молоке?
Ответ: так в Торе не написано. Бог сказал так:
Не вари козленка в молоке матери его.
Шмот (Исход) 23/19
Также параллельно сказано:
Если попадется тебе птичье гнездо на дороге, на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или с яйцами, а мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми.
Отпусти мать, а детей возьми себе, чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои.
Дварим (Второзаконие) 22/6,7
По всей видимости, речь здесь об одном из высших моральных законов, касающихся всех живых существ. Кощунственно пресекать род, семью, уничтожать и родителей, и детей. Кощунственно и варить разрешенное в пищу животное в молоке его собственной матери. Это как минимум жестоко, противоестественно и цинично. Таким образом, это более моральный закон, чем закон кашрута.
Здесь также полезно знать, что такие обычаи были широко распространены среди особо грешных народов областей Сдома и Аморы, Адмы и Цвоима, уничтоженных Богом; и вообще среди народов Ближнего востока, и часто они носили некий ритуальный, колдовской характер.
Вопрос: почему одни виды саранчи есть можно, а другие нельзя?
Ответ: заповедано так:
Но вот этих вы можете есть из всяких летучих насекомых, передвигающихся на четырех ногах, у которых есть голени над ступнями, чтобы скакать по земле, из них вы можете есть: саранчу по роду ее, сольама по роду его, харголя по роду его и хагава по роду его.
Всякое же другое летающее насекомое, у которого четыре ноги, - мерзость оно для вас.
Ваикра (Левит) 11/21-23
Из этого ясно видно, что можно есть саранчу всех её видов, а также КУЗНЕЧИКОВ, родственных саранче: харголя, сольама и хагава и всех видов, родственных им.
Признак же, как объясняет Тора, таков: у них «есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле». Почему именно этот признак делает данных насекомых кошерными, Бог не объясняет. Однако незнание смысла данного признака не может быть для верующего человека каким-то основанием для того, чтобы не прислушаться к Богу.
Вопрос: почему свинину есть нельзя?!
Ответ: написано так:
И свинью: хотя копыта ее раздвоены и расщеплены, но не отрыгивает она жвачку, - нечиста она для вас.
Мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь - нечисты они для вас.
Ваикра (Левит) 11/7-8
Итак, Бог даёт именно такое объяснение (подчеркнуто), и для верующего человека этого должно быть достаточно. Кто же хочет знать «версии», почему именно Бог сделал такие запреты и что (по версиям мудрецов) означает текст Торы тот может обратиться к Талмуду и Комментариям, - трактат Кодашим (Кодашим Википедия ), Кицур Шульхан Арух (Шулхан арух. Электронная еврейская энциклопедия )..
Доп. информация о кашруте
Кашрут свод законов о разрешенной и запрещенной пище - Большая Хоральная Синагога Санкт-Петербурга
Комментарий