Мф.21:18
Поутру , возвращаясь в город, Иисус " взалкал"и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: "да не будет же впредь от тебя плода вовек". И смоковница тотчас засохла. Время созревания смокв еще не наступило ( Мк 11:13-14), т.е. смоквы не могли еще сделаться спелыми и годными к употреблению в это время. Некоторые толкователи разъясняют ,что, возможно, дерево уже было больно и обречено .Другие объясняли притчу в аллегорич. смысле, подразумевая под смоковницей еврейский народ, Иерусалим и т.п. . Феофилакт и Златоуст усматривают в этой притче "карательное чудо" над смоковницей. Христос таким образом проявляет Свою силу, желая показать ученикам, что если бы было нужно, то Он легко мог бы покарать и Своих врагов Мф(21:21) : "если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, будет".
Когда Пётр обращает внимание Иисуса на засохшую смоковницу, Он никак не объясняет своего проклятия, а говорит лишь о том, что можно творить чудеса, обладая верой . Однако, как можно сочетать то, что демонстрируя свою власть над всем живым, Иисус, превращавший воду в вино, слепых делавший зрячими, мёртвых оживлявший , только одной, именно- смоковнице приказал засохнуть ? Если Он только хотел продемонстрировать свой талант чудотворца, то ведь мог бы приказать смоковнице дать свежие плоды и оставить её в покое, но почему-то предпочёл проклятие..Почему же Он не "простил" смоковницу за то, что "своим обманчивым видом вводила в заблуждение"?
Вероятно, главная идея "истории" - в самом образе смоковницы в ВЗ,где она символизировала Израиль, Божье Благословение. Для учителей Израиля смоковница являлась символом мудрости, "доброго плода", обещанного раввинами "во всякое время". "Слова Торы - смоковнице подобны:во всякое время, когда человек произносит их, он находит в них смысл" (Талмуд).Проклятие смоковницы могло стать символом отвержения тех людей, которые "имели только вид исполнителей закона, а в действительности добрых "плодов" не приносили". Поэтому, в образе притчевой смоковницы также можно увидеть фарисеев и прочих оппонентов Христа.Символический жест Иисуса мог указывать на ненужность, бессмысленность изучения Торы , т.к. с появлением Иисуса смысл её уже полностью явлен, ничего больше искать не нужно: дерево засохло. истина найдена.
Как вы считаете, проклятие смоковницы могло бы означать уничтожение "ветхозаветной церкви" ( первосвященников и т.д.), или отрицание "плодоношения" Торы? Почему всё же Христос проклял смоковницу? Христианство утверждает , что исповедует преемственность, неразрывность Нов и Ветх Заветов,. Как осуществляется в этом случае создание нового ? - через отторжение старого (Закона и т.д.)?
Поутру , возвращаясь в город, Иисус " взалкал"и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: "да не будет же впредь от тебя плода вовек". И смоковница тотчас засохла. Время созревания смокв еще не наступило ( Мк 11:13-14), т.е. смоквы не могли еще сделаться спелыми и годными к употреблению в это время. Некоторые толкователи разъясняют ,что, возможно, дерево уже было больно и обречено .Другие объясняли притчу в аллегорич. смысле, подразумевая под смоковницей еврейский народ, Иерусалим и т.п. . Феофилакт и Златоуст усматривают в этой притче "карательное чудо" над смоковницей. Христос таким образом проявляет Свою силу, желая показать ученикам, что если бы было нужно, то Он легко мог бы покарать и Своих врагов Мф(21:21) : "если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, будет".
Когда Пётр обращает внимание Иисуса на засохшую смоковницу, Он никак не объясняет своего проклятия, а говорит лишь о том, что можно творить чудеса, обладая верой . Однако, как можно сочетать то, что демонстрируя свою власть над всем живым, Иисус, превращавший воду в вино, слепых делавший зрячими, мёртвых оживлявший , только одной, именно- смоковнице приказал засохнуть ? Если Он только хотел продемонстрировать свой талант чудотворца, то ведь мог бы приказать смоковнице дать свежие плоды и оставить её в покое, но почему-то предпочёл проклятие..Почему же Он не "простил" смоковницу за то, что "своим обманчивым видом вводила в заблуждение"?
Вероятно, главная идея "истории" - в самом образе смоковницы в ВЗ,где она символизировала Израиль, Божье Благословение. Для учителей Израиля смоковница являлась символом мудрости, "доброго плода", обещанного раввинами "во всякое время". "Слова Торы - смоковнице подобны:во всякое время, когда человек произносит их, он находит в них смысл" (Талмуд).Проклятие смоковницы могло стать символом отвержения тех людей, которые "имели только вид исполнителей закона, а в действительности добрых "плодов" не приносили". Поэтому, в образе притчевой смоковницы также можно увидеть фарисеев и прочих оппонентов Христа.Символический жест Иисуса мог указывать на ненужность, бессмысленность изучения Торы , т.к. с появлением Иисуса смысл её уже полностью явлен, ничего больше искать не нужно: дерево засохло. истина найдена.
Как вы считаете, проклятие смоковницы могло бы означать уничтожение "ветхозаветной церкви" ( первосвященников и т.д.), или отрицание "плодоношения" Торы? Почему всё же Христос проклял смоковницу? Христианство утверждает , что исповедует преемственность, неразрывность Нов и Ветх Заветов,. Как осуществляется в этом случае создание нового ? - через отторжение старого (Закона и т.д.)?
Комментарий