Вероятно, ни одна другая притча Иисуса не имела столько различных толкований, как эта. Интересно, как в притче две традиции, Ветхого и Нового Заветов, восходящие к одному источнику, выбирают для своего спора конкретный предмет-символ-смоковницу.
Итак, почему Он так поступил?
Ещё одна версия: возможно,ответ на вопрос подскажет книга пророка Ионы, гл.4:2-11:
"И вышел Иона из города, и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом. И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению. И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы,.. и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить. И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти. Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?"
Здесь очевидны параллели с евангельским текстом, которые позволяют сделать вывод о том, что эпизод со смоковницей является намеком на историю Ионы, в частности на события, произошедшие после того, как он выполнил Божье повеление оповестить Ниневию о грядущем суде над нею.
Параллели, как вербальные, так и смысловые: Иона обрадовался растению, имевшему много больших листьев, которые помогали ему спасаться от зноя, также Иисус надеялся, что на покрытой листьями смоковнице будут плоды, что отражает его позитивные ожидания; Иона был прямо до смерти огорчён тем, что растение засохло, равно и Иисус огорчился отсутствием ожидаемых плодов на дереве; причиной того, что растение засохло за одну ночь явился Бог, который повелел червю подточить корень растения, а в Евангелии мы видим, что смоковница до корня засохла после того, как Иисус обратился к ней с соответствующими словами; и растение, и смоковница засохли за одну ночь.
Подобные сходства в Писании не случайны.
Итак, Божий взгляд на проблему Ниневии:
«Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек,..?» (Иона,4:11). Это слова Бога, пославшего Иону проповедовать ниневитянам.
А вот реакция Иисуса на состояние Иерусалима:
«И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк.19:41-44).
Явно прослеживается смысловая параллель. Бог жалеет Ниневию, также Иисус сожалеет о бедствии Иерусалима.
Разница лишь в том, что в то время, как Ниневию в результате покаяния Бог помиловал, Иерусалим, и его коррумпированные правители исчерпал все запасы Божьего терпения. И Бог вынужден был сделать то, что так долго откладывал позволить язычникам разрушить город, о чем было предсказано в пророчестве Даниила (9:26
Отчётливо видна связь между проклятием смоковницы и плачем о Иерусалиме. Выросшее дерево и смоковница, Ниневия и Иерусалим. Вот, что соотносится между собой в книге Ионы и в Евангелиях.
Как и в случае с мечами, в эпизоде со смоковницей, ученикам были непонятны переживания их Учителя, а Он не стал им объяснять детали. Возможно, для того, чтобы оставить что-то и для последнего поколения учеников, дабы и они смогли постичь Его .......
Но почему же тогда ответом на вопрос учеников были слова "имейте веру Божию"?
Мне вышеописанная версия гибели смоковницы не кажется достаточно убедительной, и именно потому, что её трудно связать со словами Христа о силе молитвы..
Я всё же склоняюсь к мысли, что именно во второй части притчи - её смысл. Это -не более , чем УРОК , в котором в качестве "наглядного пособия", была использована случайно встреченная смоковница. Думаю все аллегории в толковании притчи явл. "натянутыми", не выдерживающими серьёзной критики. Зачем вторая часть притчи, если весь её смысл - уничтожение бесплодной старой веры? Главное, что по-видимому, хотел ещё раз показать Христос, это то, что "если будете иметь веру и НЕ УСОМНИТЕСь, не только сделаете то, что СДЕЛАНО СО СМОКОВНИЦЕЮ, но если и горе скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет"....
Итак, почему Он так поступил?
Ещё одна версия: возможно,ответ на вопрос подскажет книга пророка Ионы, гл.4:2-11:
"И вышел Иона из города, и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом. И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению. И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы,.. и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить. И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти. Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?"
Здесь очевидны параллели с евангельским текстом, которые позволяют сделать вывод о том, что эпизод со смоковницей является намеком на историю Ионы, в частности на события, произошедшие после того, как он выполнил Божье повеление оповестить Ниневию о грядущем суде над нею.
Параллели, как вербальные, так и смысловые: Иона обрадовался растению, имевшему много больших листьев, которые помогали ему спасаться от зноя, также Иисус надеялся, что на покрытой листьями смоковнице будут плоды, что отражает его позитивные ожидания; Иона был прямо до смерти огорчён тем, что растение засохло, равно и Иисус огорчился отсутствием ожидаемых плодов на дереве; причиной того, что растение засохло за одну ночь явился Бог, который повелел червю подточить корень растения, а в Евангелии мы видим, что смоковница до корня засохла после того, как Иисус обратился к ней с соответствующими словами; и растение, и смоковница засохли за одну ночь.
Подобные сходства в Писании не случайны.
Итак, Божий взгляд на проблему Ниневии:
«Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек,..?» (Иона,4:11). Это слова Бога, пославшего Иону проповедовать ниневитянам.
А вот реакция Иисуса на состояние Иерусалима:
«И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк.19:41-44).
Явно прослеживается смысловая параллель. Бог жалеет Ниневию, также Иисус сожалеет о бедствии Иерусалима.
Разница лишь в том, что в то время, как Ниневию в результате покаяния Бог помиловал, Иерусалим, и его коррумпированные правители исчерпал все запасы Божьего терпения. И Бог вынужден был сделать то, что так долго откладывал позволить язычникам разрушить город, о чем было предсказано в пророчестве Даниила (9:26
Отчётливо видна связь между проклятием смоковницы и плачем о Иерусалиме. Выросшее дерево и смоковница, Ниневия и Иерусалим. Вот, что соотносится между собой в книге Ионы и в Евангелиях.
Как и в случае с мечами, в эпизоде со смоковницей, ученикам были непонятны переживания их Учителя, а Он не стал им объяснять детали. Возможно, для того, чтобы оставить что-то и для последнего поколения учеников, дабы и они смогли постичь Его .......
Но почему же тогда ответом на вопрос учеников были слова "имейте веру Божию"?
Мне вышеописанная версия гибели смоковницы не кажется достаточно убедительной, и именно потому, что её трудно связать со словами Христа о силе молитвы..
Я всё же склоняюсь к мысли, что именно во второй части притчи - её смысл. Это -не более , чем УРОК , в котором в качестве "наглядного пособия", была использована случайно встреченная смоковница. Думаю все аллегории в толковании притчи явл. "натянутыми", не выдерживающими серьёзной критики. Зачем вторая часть притчи, если весь её смысл - уничтожение бесплодной старой веры? Главное, что по-видимому, хотел ещё раз показать Христос, это то, что "если будете иметь веру и НЕ УСОМНИТЕСь, не только сделаете то, что СДЕЛАНО СО СМОКОВНИЦЕЮ, но если и горе скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет"....
Комментарий