Никто не спорит, что в большей части книг ВЗ, особенно написанных до вавилонского пленения, когда ангелология еще не была развита, Сатаном могло быть названо что угодно (в том числе и Бог, когда он оказывался противником тому или иному). Но с развитием ангелологии, начала развиваться иудейская мистика, возникли представления о небесной иерархии. Каждому ангелу видимо отводилась своя роль. Впоследствии в сектанстком иудаизме была выделена и фигура Сатана (чаще - Велиара (оступника)), как противника человечества. Особенно в иудейских апокрифах, которые не вошли в канон ВЗ, но которые оказали огромное влияние на первобытных христианских богословов. В апокалиптических иудейских апокрифах 3 в до н.э - 1 в н.э. образ вождя злых сил обрисован довольно четко (чаще называется именем Велиар, в других случаях Сатанаил), и представлен противником человеческого рода.
К примеру в книге Юбилее Моисей молится: ''Простри, Господи, Свое милосердие над народом Своим, и дух правый соделай в них, и не допусти духа Велиара владычествовать над ними, чтобы он клеветал на них пред Тобою и совращал их со всех путей правды, дабы они погибли пред лицом Твоим''. Здесь видно что по мнению автора книги Юбилеев, Велиар (вождь злых духов) при Божьем попустительстве может господствовать над народом Израиля к его погибели. Воля Божия для авторов иудейских апокрифов это одно, а воля дьявола это другое, противоположное воле Божьей (завещание Неффалима 8,3). Бог желает человеку блага, а дьявол представляется завистником человеческого достоинства (которое выше ангельского), и дьявол поэтому желает зла человеку. Такую концепцию развивали иудейские апокалиптики в межзаветный период. В таких произведениях, как житие Адама и Евы, 3-я книга Варуха рассказывается о том, что Сатанаил в отличие от других архангелов отказался исполнять Божье повеление (воздать почесть человеку), чем вызвал гнев Бога. Имя Велиар с еврейского означает отступник, под ним иудейские сектанты подразумевали предводителя падших ангелов. С основанием христианства идея сатаны, как противника человека, противника Мессии была уже разработана. Сам Иисус рассматривал сатану как своего противника, а в книгах НЗ Мессия пришел чтобы освободить человека от власти дьявола. Человек становится предметом спора между Богом и дьяволом, и он же становится ареной борьбы между ними. Наконец Мессия одерживает полную победу над сатаной и лишает его власти над человеком: Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола (1Ин 3:8). В том же духе о личине дьявола говорят и другие книги Нового Завета. Таково Слово Божье. Но большинство иудеев к сожалению этого не понимает, видимо, согласно Ис 6:9-10.
К примеру в книге Юбилее Моисей молится: ''Простри, Господи, Свое милосердие над народом Своим, и дух правый соделай в них, и не допусти духа Велиара владычествовать над ними, чтобы он клеветал на них пред Тобою и совращал их со всех путей правды, дабы они погибли пред лицом Твоим''. Здесь видно что по мнению автора книги Юбилеев, Велиар (вождь злых духов) при Божьем попустительстве может господствовать над народом Израиля к его погибели. Воля Божия для авторов иудейских апокрифов это одно, а воля дьявола это другое, противоположное воле Божьей (завещание Неффалима 8,3). Бог желает человеку блага, а дьявол представляется завистником человеческого достоинства (которое выше ангельского), и дьявол поэтому желает зла человеку. Такую концепцию развивали иудейские апокалиптики в межзаветный период. В таких произведениях, как житие Адама и Евы, 3-я книга Варуха рассказывается о том, что Сатанаил в отличие от других архангелов отказался исполнять Божье повеление (воздать почесть человеку), чем вызвал гнев Бога. Имя Велиар с еврейского означает отступник, под ним иудейские сектанты подразумевали предводителя падших ангелов. С основанием христианства идея сатаны, как противника человека, противника Мессии была уже разработана. Сам Иисус рассматривал сатану как своего противника, а в книгах НЗ Мессия пришел чтобы освободить человека от власти дьявола. Человек становится предметом спора между Богом и дьяволом, и он же становится ареной борьбы между ними. Наконец Мессия одерживает полную победу над сатаной и лишает его власти над человеком: Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола (1Ин 3:8). В том же духе о личине дьявола говорят и другие книги Нового Завета. Таково Слово Божье. Но большинство иудеев к сожалению этого не понимает, видимо, согласно Ис 6:9-10.
Комментарий