У меня первый вопрос,в продолжение уже начатой темы: Бог свободен или Свободен и связан?
Вопросы лютеранам.
Свернуть
X
-
и
свободен и связан.
Бога мы знаем в Сыне Божьем - Иисусе Христе.
Сын Божий, вочеловечившись, добровольно "связал" Себя.
Ведь Он во всём уподобился нам, кроме греха.
Или вопрос о том, связан ли Бог Своими обещаниями?
Ограничен ли Он, к примеру, тем, что сказал (Словом)? -
Или вопрос о том, связан ли Бог Своими обещаниями?
Ограничен ли Он, к примеру, тем, что сказал (Словом)?
Я думаю что да,и это Его добровольное ограничение. Хотя такого рода суждения чужды исламу.Разве можно ограничить Вездесущего? Или Свободного? и т.дКомментарий
-
...давая обещание мы связываем себя с обещанием его исполнения.Бог неоднократно говорит:Слово мое не вернется ко мне не исполнившимся. Я думаю что да,и это Его добровольное ограничение. Хотя такого рода суждения чужды исламу.Разве можно ограничить Вездесущего? Или Свободного? и т.д
Есть ли в Коране подобные слова, как сказано в Евангелии:
"...человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу"? (Матф.19:26, Марк.10.27, Лук. 18:27 и др.)
Человек не может ограничить Бога. Но Он Сам может Себя ограничить,
если у Него есть особая цель, то Он Сам выбирает способ её достижения.
И если Он решает выбрать уничижение - то кто я, чтобы спорить с Богом?
Написано, что Иисус Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. (Фил.2:6-8).
С другой стороны, в Вашем вопросе есть интересный приём: давая обещание мы связываем себя и т.д. Согласитесь, намного проще говорить о Боге, о Его решениях и действиях антропоморфным языком. Может и Он - когда говорит к нам, то избирает язык, понятный нам. Разве это не милосердно, по отношению к нам, немощным?
Тема интересная. Продолжение следует?Комментарий
-
Разве возможно? :-)Ведь если мы рассуждаем о Боге антропоморфно,разве мы его не ограничиваем тем самым?
Есть ли в Коране подобные слова, как сказано в Евангелии:
"...человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу"? (Матф.19:26, Марк.10.27, Лук. 18:27 и др.)
Человек не может ограничить Бога. Но Он Сам может Себя ограничить,
если у Него есть особая цель, то Он Сам выбирает способ её достижения.
И если Он решает выбрать уничижение - то кто я, чтобы спорить с Богом?
С другой стороны, в Вашем вопросе есть интересный приём: давая обещание мы связываем себя и т.д.
Согласитесь, намного проще говорить о Боге, о Его решениях и действиях антропоморфным языком.
Может и Он - когда говорит к нам, то избирает язык, понятный нам. Разве это не милосердно, по отношению к нам, немощным?
Тема интересная. Продолжение следует?Комментарий
-
Выбор цели и способы ее достижения не являются ограничением в чем либо,это всего лишь выбор,хотя если я выбираю из двух возможных вариантов достижения цели лишь один,то я себя ограничиваю по отношению к другому,не избранному мной. Так ли это с Богом? Возможна ли такая переадресация к Богу и не будет ли она нарушением Божественных атрибутов? Ведь если Бог выбрал (следуя христианскому учению) быть в какой то момент человеческой истории словом или человеком,то не ограничил ли Он Себя. и если да,то может ли Бог быть ограниченным?
Бог свободен и связан
Если и думают, что в состоянии отнять у Абсолюта способность существовать, проявляясь для нас значащим образом, то здесь речь идет не о самом Абсолюте, а о его карикатуре или, по меньшей мере, о его тени
Бога не видел никто никогда... Тут мы - в главном - согласны.
Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.. (Иоанн 1:18).
Для христиан - откровение (явление) Бога - прежде всего не Книга, а Сын Божий, воплощение.
Ваш вопрос о том, может ли Бог ограничивать Себя, не ограничивая - неизбежно приходит в логический тупик: может ли всемогущий чего-то не мочь или быть Таким Каким не может... Всё в конце концов сводится в логическим парадоксам, которые не имеют ответа. Богословие не призвано к тому, чтобы формулировать теоремы и представлять логические стройный доказательства. Если богословы это и делают, то не как самоцель, а скорее как средство для апологетики. В богословии первично Откровение. Сначала - Откровение, а затем - провозглашение его, попутно закрепляя в догматике и развивая искусство проповеди (гомилетику и апологетику). К чему я это? :-) К тому, что для христианина - Воплощение, уничижение Христа, Его смерть и воскресение - это не вопрос для исследования (необходимо это было Богу или нет и т.п.) - но, это (с одной стороны) часть Откровения, которое (для христиан) несомненно, и (с другой стороны) это вопрос веры, которая не нуждается в неоспоримых доказательствах :-) . Тут потому и нужна вера, ведь доказать (как бы научно, логически) такие вещи просто невозможно. Так что, рассуждая о том, необходимо ли было то или иное действие Бога или нет - неизбежно мы придём к диалектике "верю-не-верю".
Рекомендую: НЕМУДРОЕ БОЖИЕ (Место разума в богословии Лютера)
Богословскую позицию Лютера часто называют иррациональной. Его произведения полны сокрушительной критики разума, однако с другой стороны он мог сказать и много хорошего о Богом дарованной мыслительной способности человека. Чтобы правильно оценить его позицию по данному вопросу, необходимо рассматривать ее с учетом схоластических тенденций того периода. Лютер, через своих Эрфуртских учителей, перенял убеждение Вильяма Оккама, что разум не компетентен в религиозных вопросах. Это убеждение прямо противоречило точке зрения Фомы Аквинского и большинства более поздних схоластов, которые превознесли разум и отвели ему важнейшую роль в богословии. Лютер же полагал, что философия Фомы и Аристотеля является главной причиной всех бедствий Вселенской Церкви.
Рекомендую: БОГ ГОВОРИТ "НЕТ" и БОГ ГОВОРИТ "ДА"
Различие между Законом и Евангелием. "Мартин Лютер сказал, что поставит во главу всех и назовет доктором Святого Писания того, кто сведущ в искусстве разделения Закона и Евангелия"Комментарий
-
Как Вы думаете, в апофатическом богословии - очень возможно, что по многим атрибутам (характеристикам) в христианстве и исламе будет много общего, т.е. там, где богословие строится на "отрицательных" определениях (кем Бог не является, какой Он не..).
Но, Абсолют не остаётся только трансцендентным миру. Он открывает Себя людям.
Вот, в понимании Откровения - у нас явные различия.
Бога не видел никто никогда... Тут мы - в главном - согласны.
Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.. (Иоанн 1:18).
Для христиан - откровение (явление) Бога - прежде всего не Книга, а Сын Божий, воплощение.
Ваш вопрос о том, может ли Бог ограничивать Себя, не ограничивая - неизбежно приходит в логический тупик: может ли всемогущий чего-то не мочь или быть Таким Каким не может... Всё в конце концов сводится в логическим парадоксам, которые не имеют ответа. Богословие не призвано к тому, чтобы формулировать теоремы и представлять логические стройный доказательства. Если богословы это и делают, то не как самоцель, а скорее как средство для апологетики. В богословии первично Откровение. Сначала - Откровение, а затем - провозглашение его, попутно закрепляя в догматике и развивая искусство проповеди (гомилетику и апологетику). К чему я это? :-) К тому, что для христианина - Воплощение, уничижение Христа, Его смерть и воскресение - это не вопрос для исследования (необходимо это было Богу или нет и т.п.) - но, это (с одной стороны) часть Откровения, которое (для христиан) несомненно, и (с другой стороны) это вопрос веры, которая не нуждается в неоспоримых доказательствах :-) . Тут потому и нужна вера, ведь доказать (как бы научно, логически) такие вещи просто невозможно. Так что, рассуждая о том, необходимо ли было то или иное действие Бога или нет - неизбежно мы придём к диалектике "верю-не-верю".
Книги приведенные вами постараюсь прочитать,я пока из лютеранства довольствуюсь только: Кратким Катехизисом и Христианским учением,и есть еще одна милая книжица: Опыты религиозных исследований,Кеннета Хаукинса. Знакомы с данным трудом?Комментарий
-
Особое внимание теперь уделяется не изучению природы, атрибутов и действий живого Бога, а изучению человеческого опыта. Это соответствует общераспространенной в современном богословском мире тенденции делать ударение на опыт теперешний, настоящий. Чрезвычайно возрастает употребление наркотиков, обращение к трансцендентной медитации; погоня за особыми опытами в христианской религии и участие в различных движениях, таких, как Jesus People и тех, которые говорят о своем пребывании высоко в Иисусе.
Конечно же, вполне оправдано исследование религиозного опыта, и оно даже необходимо для того, чтобы предотвратить превращение религии в пустую бессмысленную форму. Как писал Джозеф Гард,
Истинной религии от жизни не оторвать,
Сердце должно что-то чувствовать,
Ум должен что-то знать.
Религиозный опыт необходимо исследовать и для того, чтобы убедиться, что он истинный, а не ложный. Но что касается самого христианина, то чрезмерное увлечение исследованием его христианского опыта может привести к плачевным результатам, например, к тому, что он сосредоточит свой интерес не на Боге, а на себе. Лютер сказал, что плотский человек in se incurvatus, т.е. обращен в самого себя. Он же должен быть обращен к Богу. Вера в сущности своей - это взирание на Бога, а не взирание на себя. Следовательно, постоянно изучать христианский опыт - это значит смотреть в неверном направлении.Комментарий
-
полностью согласен))) вера должна строиться не на опыте или эмоциях,а на свидетельстве разума и согласия сердца.
как там у Павла: вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.Евр.11:1
Вера не исключает разум,ибо уверенность как труд разума рождает веру.
Верю потому что знаю,знаю потому что верю.Комментарий
-
СREDO, UT INTELLIGAM - «Верю, чтобы понимать» - Анселым Кентерберийский
А вот тезис «Знаю, а потому верю» - с кем из известных в истории личностей соотносится?
И ещё нужно подумать - что именно рождает веру?
Верю, потому что не знаю. :-)Комментарий
-
А вот тезис «Знаю, а потому верю» - с кем из известных в истории личностей соотносится?(простите за возможную иронию)
И ещё нужно подумать - что именно рождает веру?
Верю, потому что не знаю. :-)
Согласны со мной?Комментарий
-
«Знаю, а потому верю» - это не метод веры, но путь науки. В богословии, в религии - это невозможно. Не знаю как там у вас в исламе, но в христианстве - сначала вера, а затем - знание.
Вера приходит от слышания (процесс разума),а слышание от слова Божия. Самые клевые к стати слова. Вы слышите слово Бога,усваиваете его,размышляете ...принимаете-и весь этот процес зарождает веру.Хотя я бы все таки сказал так: зарождает доверие Богу. Потому как и бесы веруют и трепещут.Следовательно просто верить еще не значит доверять и уповать (упование произволная доверия).
Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
И, по прежнему, я верю - потому что не знаю.
В богословии знание приходит от веры, но не наоборот.Комментарий
-
[quote=о.Сергей;2005808]«Знаю, а потому верю» - это не метод веры, но путь науки. В богословии, в религии - это невозможно. Не знаю как там у вас в исламе, но в христианстве - сначала вера, а затем - знание.
В широком смысле - согласен. В конкретике - я ответил выше.
И, по прежнему, я верю - потому что не знаю.
В богословии знание приходит от веры, но не наоборот.Комментарий
Комментарий