Православная аскетика

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • denis25
    Ветеран

    • 08 May 2018
    • 1281

    #1

    Православная аскетика

    Давайте в этой теме писать важную информацию, цитаты, ссылки на книги (которые можно скачать) по православной аскетике. И мне будет полезно узнать новое об аскетике; и хотелось бы показать братьям-евангелистам, что зря они так наезжают на Православие как пустое и бесплодное направление, что в православии много чего есть глубокого по исправлению человеческой души.


    Задачей православной аскетики является раскрытие смысла и содержание христианского подвига.

    В древней Греции слово "аскетика" применяли при занятиях атлетов физическими упражнениями. В философии стоиков слово "аскетика" приобрело нравственный смысл и употреблялось для выражения занятий в доброделании и нравственных упражнениях с целью освобождения от страстей. В Священном Писании жизнь христианина определяется как борьба, с привлечением всех сил и усилий человека для достижения Царства Божьего. Христос учит: "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его".



    - - - Добавлено - - -

    Старец Даниил. О видении ангелов и духовной брани на Афоне.

    Наша келья - это ристалище. Место сражения. Или ты наносишь удар по врагу, или он наносит удар по тебе. Наша келья - это наковальня. А монах - это кузнец, и каждым ударом он кует спасение. Но как только ты наносишь удар, тут же сбоку наносит удар и дьявол, чтобы испортить заготовку. И годной она будет или негодной, решит тот, кто нанесет последний удар.
  • Андрей Ветер
    Ветеран

    • 20 May 2011
    • 1034

    #2
    Сообщение от denis25
    Давайте в этой теме писать важную информацию, цитаты, ссылки на книги (которые можно скачать) по православной аскетике. И мне будет полезно узнать новое об аскетике; и хотелось бы показать братьям-евангелистам, что зря они так наезжают на Православие как пустое и бесплодное направление, что в православии много чего есть глубокого по исправлению человеческой души.


    Задачей православной аскетики является раскрытие смысла и содержание христианского подвига.

    В древней Греции слово "аскетика" применяли при занятиях атлетов физическими упражнениями. В философии стоиков слово "аскетика" приобрело нравственный смысл и употреблялось для выражения занятий в доброделании и нравственных упражнениях с целью освобождения от страстей. В Священном Писании жизнь христианина определяется как борьба, с привлечением всех сил и усилий человека для достижения Царства Божьего. Христос учит: "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его".



    - - - Добавлено - - -

    Старец Даниил. О видении ангелов и духовной брани на Афоне.
    Интересную тему вы подняли. Чем, по-вашему, отличается стоическая аскетика от православной?
    Я уволился с работы потому что я устал (Петр Мамонов)

    Комментарий

    • denis25
      Ветеран

      • 08 May 2018
      • 1281

      #3
      Старец Даниил. Подростки и плотские грехи.

      Здесь рассказывает старец о борьбе с плотским грехом.



      - - - Добавлено - - -

      Сообщение от Андрей Ветер
      Интересную тему вы подняли. Чем, по-вашему, отличается стоическая аскетика от православной?
      Стоики освобождались от страстей, достигая атараксии. Примерно так делают и буддисты (тхеравада).

      Православная аскетика направлена на достижение Царства Божия внутри человека. Здесь избавление от страстей - как избавление от сорняков на грядке, где выращивают красивые цветы. Цель - вырастить цветы, а не чисто в удалении сорняков.
      У стоиков цель - удалить сорняки, чтобы была голая чистая земля, без сорняков. Пустая земля.

      Комментарий

      • Андрей Ветер
        Ветеран

        • 20 May 2011
        • 1034

        #4
        Сообщение от denis25
        Старец Даниил. Подростки и плотские грехи.

        Здесь рассказывает старец о борьбе с плотским грехом.



        - - - Добавлено - - -



        Стоики освобождались от страстей, достигая атараксии. Примерно так делают и буддисты (тхеравада).

        Православная аскетика направлена на достижение Царства Божия внутри человека. Здесь избавление от страстей - как избавление от сорняков на грядке, где выращивают красивые цветы. Цель - вырастить цветы, а не чисто в удалении сорняков.
        У стоиков цель - удалить сорняки, чтобы была голая чистая земля, без сорняков. Пустая земля.
        В чем, на ваш взгляд, отличие атараксии от Царствия Божия внутри человека?
        Я уволился с работы потому что я устал (Петр Мамонов)

        Комментарий

        • Денис Нагомиров
          Ветеран

          • 01 February 2013
          • 9120

          #5
          Сообщение от Андрей Ветер
          Интересную тему вы подняли. Чем, по-вашему, отличается стоическая аскетика от православной?
          В древние времена, было взаимопереплетение, вроде бы у стоиков есть понятие благо, стремление к благу. Все это наличествует в трудах Отцов, они ведь не в вакууме жили, а в эллинской культуре.

          Андрей, если интересно, то вот прочти, комментарии тоже читай:

          ПРП. АВВА ДОРОФЕЙ И СТОИЦИЗМ «Внимание.. | Ἀλήθεια | Православное богословие

          ХРИСТИАНСТВО И СТОИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ ΑΠΑΘΕΙΑ.. | Ἀλήθεια | Православное богословие
          Последний раз редактировалось Денис Нагомиров; 09 March 2021, 04:09 AM.

          Комментарий

          • denis25
            Ветеран

            • 08 May 2018
            • 1281

            #6
            Интересно, а в других конфессиях есть учение о развитии прилога в страсть по цепочке "прилог-сочетание-сосложение-пленение-борьба-страсть", и методология разрыва этой цепочки? Или это прерогатива Православия?

            Комментарий

            • Андрей Ветер
              Ветеран

              • 20 May 2011
              • 1034

              #7
              Сообщение от Денис Нагомиров
              В древние времена, было взаимопереплетение, вроде бы у стоиков есть понятие блага, стремление к благу. Все это наличествует в трудах Отцов, они ведь не в вакууме жили, а в эллинской культуре.

              Андрей, если интересно, то вот прочти, комментарии тоже читай:

              ПРП. АВВА ДОРОФЕЙ И СТОИЦИЗМ «Внимание.. | Ἀλήθεια | Православное богословие

              ХРИСТИАНСТВО И СТОИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ ΑΠΑΘΕΙΑ.. | Ἀλήθεια | Православное богословие
              Да, Денис, с недавних пор стал задумываться о влиянии греко-римской культуры и философии на христианство.
              Я уволился с работы потому что я устал (Петр Мамонов)

              Комментарий

              • denis25
                Ветеран

                • 08 May 2018
                • 1281

                #8
                Сообщение от Денис Нагомиров
                В древние времена, было взаимопереплетение, вроде бы у стоиков есть понятие блага, стремление к благу. Все это наличествует в трудах Отцов, они ведь не в вакууме жили, а в эллинской культуре.

                Андрей, если интересно, то вот прочти, комментарии тоже читай:

                ПРП. АВВА ДОРОФЕЙ И СТОИЦИЗМ «Внимание.. | Ἀλήθεια | Православное богословие

                ХРИСТИАНСТВО И СТОИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ ΑΠΑΘΕΙΑ.. | Ἀλήθεια | Православное богословие
                Но ведь стоицизм и православие имеют разные метафизические цели, хотя методы могут быть схожи. Методы борьбы со страстями - это нечто универсальное. А онтологические основания (как кто-то заметил в комментарии по ссылке) разные. Тхеравадины (южный буддизм) тоже похоже порятся со страстями. Но разные цели.

                Этак можно и исихазм уровнять с медитацией, потому что внешне монах сидит согбенно и сосредотачивается на дыхании и на пупе.

                Давно я заметил сходства все эти. Для себя объясняю это тем, что физиология у людей одинаковая, поэтому методы схожи. Но цели разные.

                Комментарий

                • Андрей Ветер
                  Ветеран

                  • 20 May 2011
                  • 1034

                  #9
                  Сообщение от denis25
                  Интересно, а в других конфессиях есть учение о развитии прилога в страсть по цепочке "прилог-сочетание-сосложение-пленение-борьба-страсть", и методология разрыва этой цепочки? Или это прерогатива Православия?
                  Может у католиков есть - у них общие корни с Православием. Но местные протестанты и баптисты предпочитают рассуждать о рождении свыше.
                  Я уволился с работы потому что я устал (Петр Мамонов)

                  Комментарий

                  • Денис Нагомиров
                    Ветеран

                    • 01 February 2013
                    • 9120

                    #10
                    Сообщение от denis25



                    Стоики освобождались от страстей, достигая атараксии. Примерно так делают и буддисты (тхеравада).

                    Православная аскетика направлена на достижение Царства Божия внутри человека. Здесь избавление от страстей - как избавление от сорняков на грядке, где выращивают красивые цветы. Цель - вырастить цветы, а не чисто в удалении сорняков.
                    У стоиков цель - удалить сорняки, чтобы была голая чистая земля, без сорняков. Пустая земля.
                    Интересный фрагмент:

                    Внимание к самому себе претворяется в господство над собой, в строгий самоконтроль, что может быть достигнуто только благодаря навыку и постоянной аскетической практике, призванной обеспечить победу разума над страстями, вплоть до полного их искоренения. Тут надо пустить в ход весь арсенал средств, излечивающих от страстей. Путь к полному освобождению от них (ἀπάθεια) проходит через отрешение (ἀπροσπάθεια) от внешних объектов, т. е. через последовательное устранение желаний, направленных на безразличные вещи.

                    ПРП. АВВА ДОРОФЕЙ И СТОИЦИЗМ «Внимание.. | Ἀλήθεια | Православное богословие
                    По поводу буддистов, они ведь развивают четыре безмерных качеств ума, если речь например о тхераваде. Причем четыре безмерных, не являются обусловленными жаждой. Эти качества ума, может иметь арахант. Арахант может мотивироваться благом других, как например Маха Кассапа в Джина сутте. Он устранил жажду, но тем не менее мотивируется благом других, значит сострадание араханта не обусловлено жаждой, которой у него нет. В одной из палийских сутт, не помню ее названия, говорится, что мудрый руководствуется не только собственным благом, но и благом других, и даже благом целого мира. Если писать далее за тхераваду, то там не просто устранение страстей, но и обогащение добродетелями, например в Абхидхамматха-сангахе ачарьи Ануруддхи говорится: "Не-жадность (алобха): Необходимо понять, что не-жадность это не простое отсутствие жадности, а присутствие позитивных добродетелей, таких как щедрость и самоотречение. Не-злость заключает в себе такие позитивные добродетели, как: любящая доброта, вежливость, миролюбивость, дружественность и так далее". А если писать за махаянский буддизм, то там и практика парамитт, и взращивание бодхичитты.

                    Комментарий

                    • Андрей Ветер
                      Ветеран

                      • 20 May 2011
                      • 1034

                      #11
                      Происхождение христианского монашества загадочно. Ветхозаветной религии, на которую опиралось христианство, аскетизм был чужд. Этимология самого слова "аскетика" греческая и логично искать его истоки в Античности. Некоторые элементы самоограничения как способа достижения счастья можно найти у пифагорейцев и в этических учениях эпохи эллинизма - особенно у киников и стоиков. Но проблематично искать истоки христианского аскетизма в Древней Греции, ибо монашеское движение зарождается в египетской крестьянской среде, чуждой эллинской образованности. Многие исследователи подчеркивают неграмотность первых коптских монахов и отсутствие у них знания греческого языка. Однако и египетской религии также был чужд аскетизм. Таким образом, можно констатировать уникальность феномена христианского аскетизма.

                      А.И. Иваненко. Аскетизм и стоицизм
                      Я уволился с работы потому что я устал (Петр Мамонов)

                      Комментарий

                      • Тимофей-64
                        Ветеран

                        • 14 October 2011
                        • 11282

                        #12
                        Сообщение от denis25
                        Давайте в этой теме писать важную информацию, цитаты, ссылки на книги (которые можно скачать) по православной аскетике. И мне будет полезно узнать новое об аскетике; и хотелось бы показать братьям-евангелистам, что зря они так наезжают на Православие как пустое и бесплодное направление, что в православии много чего есть глубокого по исправлению человеческой души.


                        .
                        Денис, предлагаю Вам ознакомиться по теме:
                        Системный сбой в православной аскетике - Недавние работы <!--%IFTH1%0%-->- <!--%IFEN1%0%--> - Статьи - За евангельское православие
                        Здесь будет мой развернутый ответ.
                        Спаси, Боже, люди Твоя....

                        Комментарий

                        • Савл108
                          Отключен

                          • 17 April 2020
                          • 2517

                          #13
                          Зачем так заморачиватся и кому оно надо???

                          Есть сайт "Азбука веры" - там всё есть.
                          А ваша затея - пустая трата времени

                          Комментарий

                          • Андрей Ветер
                            Ветеран

                            • 20 May 2011
                            • 1034

                            #14
                            Сообщение от Савл108
                            Зачем так заморачиватся и кому оно надо???

                            Есть сайт "Азбука веры" - там всё есть.
                            А ваша затея - пустая трата времени
                            Там нет вашего мнения. Что вы думаете о христианской аскетике и прилагаете ли какие-либо аскетические усилия?
                            Я уволился с работы потому что я устал (Петр Мамонов)

                            Комментарий

                            • Тимофей-64
                              Ветеран

                              • 14 October 2011
                              • 11282

                              #15
                              Сообщение от Андрей Ветер
                              Происхождение христианского монашества загадочно. Ветхозаветной религии, на которую опиралось христианство, аскетизм был чужд.
                              Это неправда.
                              Ветхозаветная религия времен второго Храма НЕ ЧУЖДА аскетизма.
                              Вспоминаем ессеев и терапевтов.
                              Ранняя община в Иерусалиме полностью построена на тех же практически принципах.
                              Как и проповедь Иоанна Крестителя и Самого Иисуса.

                              Просто это - ДРУГОЙ аскетизм. Не монашеский еще.
                              Но изначально христианство ПОЛНОСТЬЮ АСКЕТИЧНО.

                              Подробно - см. мою ссылку. там 30 страниц.
                              Спаси, Боже, люди Твоя....

                              Комментарий

                              Обработка...