МОЩИ ГРЕШНИКОВ
Известно, что чрез прор. Иеремию Господь предрек участь останков идолопоклонников: «Во вре́мя о́но, глаго́летъ Госпо́дь, изве́ргутъ ко́сти царе́й Иу́ды и ко́сти князе́й его́, и ко́сти свяще́нниковъ и ко́сти проро́ковъ и ко́сти обита́ющихъ во Иерусали́мѣ изъ гробо́въ и́хъ» (Иер. 8:1), прор. Иезекиль ему вторит: «и да́мъ тру́пы сыно́въ Изра́илевыхъ предъ куми́ры и́хъ и расточу́ ко́сти ва́шя о́крестъ тре́бищъ ва́шихъ.» (Иез. 6:5).
Спустя триста с небольшим лет исполнил это пророчество Иосия, царь иудейский, разрушивший в Вефиле источник идолослужения, раскопав кости многих из мертвых, осквернив ими кощунственные алтари, возведенные перед статуями идолов: «и сокруши́ столпы́, и искорени́ дубра́вы, и напо́лни мѣста́ и́хъ костми́ человѣ́ческими:» (4Цар. 23:14).
Именно с такими костями идолослужителей Господь сравнивает книжников и фарисеев, называя их мертвыми (по духу): «Го́ре ва́мъ, кни́жницы и фарисе́е, лицемѣ́ри, я́ко подо́битеся гробо́мъ пова́пленымъ, и́же внѣу́ду у́бо явля́ются красны́, внутрьу́ду же по́лни су́ть косте́й ме́ртвыхъ и вся́кiя нечистоты́:» (Мф. 23:27)
ВКРАТЦЕ
Мощи грешников Господь извергает из гробов (Иер. 8:1), расточает (Иез. 6:5), наполняет ими капища (4Цар. 23:14), называет мертвыми (по духу), сравнивая с книжниками и фарисеями.
МОЩИ ПРАВЕДНЫХ
Совершенно иная картина с мощами праведных в Библии. Читая выше, мы узнали, что царь Иосия осквернил останки множества идолопоклонников из числа сынов Израилевых, выкопав их кости, сделав их навозом для земли, но при этом оставил нетронутыми мощи человека Божия (он же пророк из Иудеи), более того, из уважения к нему, не тронули и мощи пророка-старца (он же пророк из Самарии), что обманул человека Божия: «И рече́: оста́вите его́, да не подви́жетъ ни еди́нъ му́жъ косте́й его́. И оста́виша ко́сти его́ съ костьми́ проро́ка прише́дшаго от самарі́и.» (4Цар. 23:18).
То есть, царь Иосия одни мощи попрал (разорил, разбросал), а другие почтил (защитил, оставил нетронутыми).
Для рядового протестанта кости и в Африке кости, но при внимательном изучении Писания обнаруживается, что Бог выделяет мощи одних людей на фоне других, причем как на словах, так и на деле. И в этом заключается основной принцип, которым руководствуется Православная Церковь, развивая его по мере того учения, что оставила нам вначале Иудейская Православная Церковь, а потом и Христианская Православная Церковь по сей день, управляемой одним Богом, что руководит ею почти 3500 лет, со времен Моисея.
ГРЕХ НЕПОЧИТАНИЯ МОЩЕЙ
В Библии есть очень интересный стих, в нем говорится, что моавитяне, превысив меру всякой Божией кротости и долготерпения, надругались над костями царя Идумейского, сжегши их до пепла, чем прогневали Бога:
«Сiя́ глаго́летъ Госпо́дь: за три́ нече́стiя Моа́вля и за четы́ри не отвращу́ся его́, поне́же сожго́ша ко́сти царя́ Идуме́йска въ пе́пелъ: и послю́ о́гнь на Моа́ва, и поя́стъ основа́нiя градо́въ его́, и у́мретъ со безси́лiемъ Моа́въ, съ во́племъ и гла́сомъ тру́бнымъ:» (Ам. 2:1-2)
Обратите внимание, тут не говорится о Божией каре за высказанное намерение, или за хульные мысли в сторону мощей царя едомитян, но именно за факт совершенного преступления они надругались над мощами, то есть, проявили непочтение к мощам.
Это странно, что живые люди страдают из-за безжизненных костей, над которыми они надругались, но для Бога это совсем не странно, как и для православных, что учат почитать мощи, особенно праведников. Это нужно учитывать, когда речь заходит о почитании мощей.
Известно, что чрез прор. Иеремию Господь предрек участь останков идолопоклонников: «Во вре́мя о́но, глаго́летъ Госпо́дь, изве́ргутъ ко́сти царе́й Иу́ды и ко́сти князе́й его́, и ко́сти свяще́нниковъ и ко́сти проро́ковъ и ко́сти обита́ющихъ во Иерусали́мѣ изъ гробо́въ и́хъ» (Иер. 8:1), прор. Иезекиль ему вторит: «и да́мъ тру́пы сыно́въ Изра́илевыхъ предъ куми́ры и́хъ и расточу́ ко́сти ва́шя о́крестъ тре́бищъ ва́шихъ.» (Иез. 6:5).
Спустя триста с небольшим лет исполнил это пророчество Иосия, царь иудейский, разрушивший в Вефиле источник идолослужения, раскопав кости многих из мертвых, осквернив ими кощунственные алтари, возведенные перед статуями идолов: «и сокруши́ столпы́, и искорени́ дубра́вы, и напо́лни мѣста́ и́хъ костми́ человѣ́ческими:» (4Цар. 23:14).
Именно с такими костями идолослужителей Господь сравнивает книжников и фарисеев, называя их мертвыми (по духу): «Го́ре ва́мъ, кни́жницы и фарисе́е, лицемѣ́ри, я́ко подо́битеся гробо́мъ пова́пленымъ, и́же внѣу́ду у́бо явля́ются красны́, внутрьу́ду же по́лни су́ть косте́й ме́ртвыхъ и вся́кiя нечистоты́:» (Мф. 23:27)
ВКРАТЦЕ
Мощи грешников Господь извергает из гробов (Иер. 8:1), расточает (Иез. 6:5), наполняет ими капища (4Цар. 23:14), называет мертвыми (по духу), сравнивая с книжниками и фарисеями.
МОЩИ ПРАВЕДНЫХ
Совершенно иная картина с мощами праведных в Библии. Читая выше, мы узнали, что царь Иосия осквернил останки множества идолопоклонников из числа сынов Израилевых, выкопав их кости, сделав их навозом для земли, но при этом оставил нетронутыми мощи человека Божия (он же пророк из Иудеи), более того, из уважения к нему, не тронули и мощи пророка-старца (он же пророк из Самарии), что обманул человека Божия: «И рече́: оста́вите его́, да не подви́жетъ ни еди́нъ му́жъ косте́й его́. И оста́виша ко́сти его́ съ костьми́ проро́ка прише́дшаго от самарі́и.» (4Цар. 23:18).
То есть, царь Иосия одни мощи попрал (разорил, разбросал), а другие почтил (защитил, оставил нетронутыми).
Для рядового протестанта кости и в Африке кости, но при внимательном изучении Писания обнаруживается, что Бог выделяет мощи одних людей на фоне других, причем как на словах, так и на деле. И в этом заключается основной принцип, которым руководствуется Православная Церковь, развивая его по мере того учения, что оставила нам вначале Иудейская Православная Церковь, а потом и Христианская Православная Церковь по сей день, управляемой одним Богом, что руководит ею почти 3500 лет, со времен Моисея.
ГРЕХ НЕПОЧИТАНИЯ МОЩЕЙ
В Библии есть очень интересный стих, в нем говорится, что моавитяне, превысив меру всякой Божией кротости и долготерпения, надругались над костями царя Идумейского, сжегши их до пепла, чем прогневали Бога:
«Сiя́ глаго́летъ Госпо́дь: за три́ нече́стiя Моа́вля и за четы́ри не отвращу́ся его́, поне́же сожго́ша ко́сти царя́ Идуме́йска въ пе́пелъ: и послю́ о́гнь на Моа́ва, и поя́стъ основа́нiя градо́въ его́, и у́мретъ со безси́лiемъ Моа́въ, съ во́племъ и гла́сомъ тру́бнымъ:» (Ам. 2:1-2)
Обратите внимание, тут не говорится о Божией каре за высказанное намерение, или за хульные мысли в сторону мощей царя едомитян, но именно за факт совершенного преступления они надругались над мощами, то есть, проявили непочтение к мощам.
Это странно, что живые люди страдают из-за безжизненных костей, над которыми они надругались, но для Бога это совсем не странно, как и для православных, что учат почитать мощи, особенно праведников. Это нужно учитывать, когда речь заходит о почитании мощей.

Комментарий