Думаю, пора отвязать разговор в теме "православный антисемитизм" от Златоуста и постной Триоди и поговорить немного о другом.
И Златоуст и Триодь станут понятны, когда мы разберемся со здешним вопросом.
Но придется немножко из далека.
Что же значит "проклятие Божие"? Очевидно, что прямым образом понимать такое выражение, без всякой аллегории, - это нечто еще более богохульное, чем приписать Богу руки и ноги в буквальном смысле.
Тем не менее, существует совершенно определенная реальность под этим выражением.
Примерно такая.
Проклятый Богом человек и желал бы сделать нечто доброе, но настолько нравственно слаб, что не может.
Согласно чудесному описанию Павла в Рим. гл. 7, - в таком смысле ВСЕ МЫ прокляты, без исключения, по "суду над Адамом".
Но в этом состоянии оставления человека Божьей благодатью есть свои ступени: кто побольше, кто поменьше. Каин проклят не так, как Адам - это совершенно очевидно.
Средство против проклятия Адама - Новый Адам. Так?
Сознательное отвержение Нового Адама, как своего Спасителя, - это шаг, развивающий в человеке "проклятие первого Адама".
Одно дело - неведение, другое - сознательный отказ, третье - ожесточенная вражда против собственного спасения, предлагаемого Богом.
Такие градации понятны? Или они вызывают возражения?
И вот случается такая ступень в борьбе грешника против воли Божией, когда он (лишь бы Богу навредить) себя ранит, проклинает, калечит. И переходит в состояние не просто проклятия, но и САМОпроклятия.
Собственно говоря, в аду только такие и пребудут. Ненависть крайней точки поглощает самого ненавидящего. Прежде он ненавидел ради собственного как бы блага, теперь ненавидит и самого себя. Полностью утонул в ненависти. Закрыл самопроклятием последний люк из ада.
Тоже возражений здесь не будет?
Хорошо. Тогда вот злополучные слова: кровь Его на нас и на детях наших.
Если это не самопроклятие, то что?
Далее. Допустим, эти слова - позднейшая вставка в Евангелие. Еще вероятнее, что они никогда всенародно не воспринимались всерьез. Однако события 70-135 годов показали, что даже если бы эти слова никогда не звучали перед Пилатом, существует совершенно очевидная реальность, ими обозначаемая.
Жертвы войны 66-70 г большей частью суть жертвы не оккупации, а ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ, а также вызванного ею ГОЛОДА. Кто Иосифа Флавия не читал, - даже не пытайтесь возражать. Римский меч пожал лишь колоски по КРАЮ ПОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ.
Это первый из фактов той реальности, которая аллегорически обозначается словом "проклятие".
Второй в следующем. Это некое важное изменение в психике, так скажем, общенародная фобия.
Все мы знаем страшное ругательство: антисемитизм. Скажите мне, пожалуйста, а насколько в мире в широком обороте состоят слова: антитуркизм, антикитаизм, антигерманизм, антиарабизм? Наверное, пореже всречаются, да?
А антисемитизм - это проблема ПЛАНЕТАРНОГО масштаба и неопределенной долговечности, что вглубь веков назад, что вперед.
"Все гонят, все клянут, мучителей толпа..." (А. Грибоедов).
И ведь это при двух важнейших обстоятельствах.
Во-первых, весь мир глубоко зауважал такую ценность, как деньги.
Во-вторых, большие деньги, сами знаете, у кого. Форбс читайте.
И при этом антисемитизм - это самая страшная мировая проблема. Где не актуальная, там - потенциальная.
Может быть, это тоже КРОВЬ ЕГО в этом отношении как-то причем?
Третий факт. Это - Храм.
Казалось бы, многомиллионные жертвы Холокоста дали победу. Подарили народу - Землю. Не простую, а СВЯТУЮ!
И не в запустении Земля. И годов прошло не мало! Но беда с Храмом.
Негде, вишь ты, поставить Храм.
Если (упаси Боже!) начнется там храмовый Армагеддон, то знайте заранее: все его миллионные жертвы с обеих сторон будут не за Храм, а за сотню локтей.
Потому что, если бы хотели иметь Храм, как средство угодить Богу, восстановить связь с Ним, то Храм бы был. На сто локтей сдвинутый, но был бы.
А раз его нет, значит, не этого хочется. Значит, нужен не Храм, а стенка и вечное девятое Ава, вечный плач по вечной обиде.
Вот это обстоятельство тоже показатель чего-то такого из рода проклятий.
Вот так.
А теперь, чтобы обидно не было, пару слов о том, почему вредно быть профессиональным антисемитом.
Да потому, что такой ужасным образом попадает под все эти три вида проклятия. Сам превращается в того, с кем боролся!
Во-первых, гражданская война - это реальность, посетившая не один народ. И страшнейшая вещь.
Во-вторых, это бесконечное нытьё: жиды, мол, всех нас затравили - зеркальное отражение проблемы антисемитизма.
В-третьих, вместо того, чтобы идти к Богу, будешь вечно выискивать, как жиды тебе в этом мешают. Опять - зеркальное отражение.
Еврей ты или нет, но вечным осликом Иа-Иа быть не надо! Это разновидность проклятия (как вариант - самопроклятия).
Христос искупил нас от проклятия Закона! Павел знал, что такая штуковина. как проклятие Закона, существует и реальна!
Христос искупает нас от проклятий семитизма, антисемитизма, анти-анти-семитизма и так далее.
Из всего этого кошмара выход только через Христа Иисуса. Кто-нибудь знает другой выход? Я не знаю.
Но вся изюминка в том, что прежде чем понять выход из проклятия, придется осознать сам факт проклятия. Сам факт того, что не все хорошо в личной и народной жизни, что ничто не образуется само собой ради добродетелей неких отцов, неизвестно когда живших...
Отцы уже не смогут помочь. Поможет только Христос, искупающий от проклятия закона.
И Златоуст и Триодь станут понятны, когда мы разберемся со здешним вопросом.
Но придется немножко из далека.
Что же значит "проклятие Божие"? Очевидно, что прямым образом понимать такое выражение, без всякой аллегории, - это нечто еще более богохульное, чем приписать Богу руки и ноги в буквальном смысле.
Тем не менее, существует совершенно определенная реальность под этим выражением.
Примерно такая.
Проклятый Богом человек и желал бы сделать нечто доброе, но настолько нравственно слаб, что не может.
Согласно чудесному описанию Павла в Рим. гл. 7, - в таком смысле ВСЕ МЫ прокляты, без исключения, по "суду над Адамом".
Но в этом состоянии оставления человека Божьей благодатью есть свои ступени: кто побольше, кто поменьше. Каин проклят не так, как Адам - это совершенно очевидно.
Средство против проклятия Адама - Новый Адам. Так?
Сознательное отвержение Нового Адама, как своего Спасителя, - это шаг, развивающий в человеке "проклятие первого Адама".
Одно дело - неведение, другое - сознательный отказ, третье - ожесточенная вражда против собственного спасения, предлагаемого Богом.
Такие градации понятны? Или они вызывают возражения?
И вот случается такая ступень в борьбе грешника против воли Божией, когда он (лишь бы Богу навредить) себя ранит, проклинает, калечит. И переходит в состояние не просто проклятия, но и САМОпроклятия.
Собственно говоря, в аду только такие и пребудут. Ненависть крайней точки поглощает самого ненавидящего. Прежде он ненавидел ради собственного как бы блага, теперь ненавидит и самого себя. Полностью утонул в ненависти. Закрыл самопроклятием последний люк из ада.
Тоже возражений здесь не будет?
Хорошо. Тогда вот злополучные слова: кровь Его на нас и на детях наших.
Если это не самопроклятие, то что?
Далее. Допустим, эти слова - позднейшая вставка в Евангелие. Еще вероятнее, что они никогда всенародно не воспринимались всерьез. Однако события 70-135 годов показали, что даже если бы эти слова никогда не звучали перед Пилатом, существует совершенно очевидная реальность, ими обозначаемая.
Жертвы войны 66-70 г большей частью суть жертвы не оккупации, а ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ, а также вызванного ею ГОЛОДА. Кто Иосифа Флавия не читал, - даже не пытайтесь возражать. Римский меч пожал лишь колоски по КРАЮ ПОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ.
Это первый из фактов той реальности, которая аллегорически обозначается словом "проклятие".
Второй в следующем. Это некое важное изменение в психике, так скажем, общенародная фобия.
Все мы знаем страшное ругательство: антисемитизм. Скажите мне, пожалуйста, а насколько в мире в широком обороте состоят слова: антитуркизм, антикитаизм, антигерманизм, антиарабизм? Наверное, пореже всречаются, да?
А антисемитизм - это проблема ПЛАНЕТАРНОГО масштаба и неопределенной долговечности, что вглубь веков назад, что вперед.
"Все гонят, все клянут, мучителей толпа..." (А. Грибоедов).
И ведь это при двух важнейших обстоятельствах.
Во-первых, весь мир глубоко зауважал такую ценность, как деньги.
Во-вторых, большие деньги, сами знаете, у кого. Форбс читайте.
И при этом антисемитизм - это самая страшная мировая проблема. Где не актуальная, там - потенциальная.
Может быть, это тоже КРОВЬ ЕГО в этом отношении как-то причем?
Третий факт. Это - Храм.
Казалось бы, многомиллионные жертвы Холокоста дали победу. Подарили народу - Землю. Не простую, а СВЯТУЮ!
И не в запустении Земля. И годов прошло не мало! Но беда с Храмом.
Негде, вишь ты, поставить Храм.
Если (упаси Боже!) начнется там храмовый Армагеддон, то знайте заранее: все его миллионные жертвы с обеих сторон будут не за Храм, а за сотню локтей.
Потому что, если бы хотели иметь Храм, как средство угодить Богу, восстановить связь с Ним, то Храм бы был. На сто локтей сдвинутый, но был бы.
А раз его нет, значит, не этого хочется. Значит, нужен не Храм, а стенка и вечное девятое Ава, вечный плач по вечной обиде.
Вот это обстоятельство тоже показатель чего-то такого из рода проклятий.
Вот так.
А теперь, чтобы обидно не было, пару слов о том, почему вредно быть профессиональным антисемитом.
Да потому, что такой ужасным образом попадает под все эти три вида проклятия. Сам превращается в того, с кем боролся!
Во-первых, гражданская война - это реальность, посетившая не один народ. И страшнейшая вещь.
Во-вторых, это бесконечное нытьё: жиды, мол, всех нас затравили - зеркальное отражение проблемы антисемитизма.
В-третьих, вместо того, чтобы идти к Богу, будешь вечно выискивать, как жиды тебе в этом мешают. Опять - зеркальное отражение.
Еврей ты или нет, но вечным осликом Иа-Иа быть не надо! Это разновидность проклятия (как вариант - самопроклятия).
Христос искупил нас от проклятия Закона! Павел знал, что такая штуковина. как проклятие Закона, существует и реальна!
Христос искупает нас от проклятий семитизма, антисемитизма, анти-анти-семитизма и так далее.
Из всего этого кошмара выход только через Христа Иисуса. Кто-нибудь знает другой выход? Я не знаю.
Но вся изюминка в том, что прежде чем понять выход из проклятия, придется осознать сам факт проклятия. Сам факт того, что не все хорошо в личной и народной жизни, что ничто не образуется само собой ради добродетелей неких отцов, неизвестно когда живших...
Отцы уже не смогут помочь. Поможет только Христос, искупающий от проклятия закона.
Комментарий