Вопросы к антикультистам
Свернуть
X
-
Комментарий
-
В сентябре прошлого года электронная система «Демократор» направила Министру юстиции Российской Федерации Коновалову А.В. просьбу принять к рассмотрению обращение, которое подписали 5763 гражданина России. 26 октября из министерства был получен ответ:
Он был опубликован на сайте вместе с предложением к гражданам, принявшим участие в голосовании, дать ему оценку. 23 человека восприняли ответ чиновника положительно, 678 сочли его неудовлетворительным. Поэтому проблема сочтена нерешённой, голосование продолжено. 31 января в Минюст было направлено очередное письмо. К этому моменту его подписали уже 6048 человек.
Уважаемые верующие! Пока чиновники готовят очередной ответ, Вы можете помочь им принять верное решение.
Проявите свою гражданскую позицию! Примите участие в голосовании!.Последний раз редактировалось FontCity; 31 January 2013, 01:40 PM.Комментарий
-
Вопрос о "культах" очень сложный.
Где кончается нормальное влияние религиозного убеждения и начитается "психотехника" юридически прописать сложно.
Я уже писал, что отличие культа от обычной христианской конфессии очень тонкое.
По сути все дело в уровне цинизма верхушки религиозной организации. Если верят в то, что говорят и готовы на материальные лишения и жертвы - религия. Если цинично используют духовные потребности людей для личного обогащения - культ.
Но как такое отловить "юридически"? Я например без понятия.к духовной гибели ведет дикая логика, а не дикое воображение. Человек не сходит с ума, создавая статую высотой в милю, но может сойти с ума, если вздумает измерить ее рост в дюймах.Комментарий
-
У слова "культ" есть словарное значение:
КУЛЬТ, -а, л. 1. В религии: служение божеству и связанные с этим действия, обряды. Христианский к. Служители культа. 2. перен. Преклонение перед кем-чем-н., почитание кого-чего-н. (книжн.). К. личности. II прил. культовый, -ая, -ое (к 1 знач.).
© С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова: «Толковый словарь русского языка». Издательство «Азбуковник», Москва, 1999 год.
Как видно из определения, понятие "культ" применимо ко всем религиозным конфессиям без исключения. Зачем нужно выдумывать какие-то новые значения? Из желания возвысить свою религию и уничижить другую? Все "культоведы" обычно именно так и придумывают свои определения: находят какой-то пунктик, в котором их церковь расходится с другими и объявляют его ключевым признаком для демаркации "истинной" церкви от "еретических". Вопрос: зачем? От распирающего осознания собственного превосходства?
Современная верхушка РПЦ так жирует за счёт паствы, а также благодаря дружбе с действующей властью, что ни о каких духовных потребностях людей и не думает. История православия на Руси кричит, что так было всегда. Руководители РПЦ всегда плевали на Закон, ради власти и денег попирали моральные принципы, совершали жуткие преступления. Значит ли это, что РПЦ - плохой культ? Что его надо вычеркнуть из "традиционных" религий и вообще на каждой православной церкви нарисовать череп и написать: "Не влезай, убьёт"?Комментарий
-
ли и Мерседесы не ходит? Священники и диаконы перестали за интервью, статьи и книги авторские вознаграждения получать? Может быть, РПЦ стала раздавать религиозную литературу бесплатно, как это всегда делали и делают «Свидетели Иеговы»?
Мне интересно а откуда свидетели иеговы берут деньги?
если православие берет определенную плату за книги и т.д то здесь все понятно.
А свидетели откуда?работают параллельно на 2х работах?
Вполне правдоподобным является финансирование Западом сект для распространения в России.
Православие всегда мешало,так как последний оплот.
И сейчас идет информационная война,Запад ищет все пути чтобы искоренить оторвать от истины."Мы стали различными людьми. У нас один и тот же Бог, но мы перед Ним - различные люди и не можем одинаково мыслить о природе наших к Нему отношений"Комментарий
-
БИБЛИЯ. Свидетели Иеговы верят, что вся Библия - это вдохновленное Богом Слово. Они не придерживаются человеческих традиций, но считают Библию эталоном для всех своих учений (2 Тимофею 3:16, 17).
БОГ. Есть только один истинный Бог. Он Всевышний, Создатель неба и земли. Его имя - Иегова (Исход 15:3).
ИИСУС ХРИСТОС. Иисус Христос - Сын Бога. Он пришел на землю с небес и отдал свою совершенную человеческую жизнь в качестве искупительной жертвы. Благодаря его смерти и воскресению верующие в него могут получить спасение и вечную жизнь. Как Царь Божьего Царства, Иисус будет с небес править землей, на которой будут восстановлены справедливость и мир (Иоанна 3:16; Откровение 11:15).
НЕЙТРАЛИТЕТ. Свидетели Иеговы не препятствуют государствам формировать армии и защищаться. Однако сами Свидетели Иеговы твердо убеждены, что каждый из них должен внимать призыву: «Они перекуют свои ме чи на лемеха и копья на садовые ножиэ» (Исаия 2:3, 4). Поэтому они не участвуют в войнах против других народов и в политических делах этого мира (Иоанна 17:16). Об их позиции свидетельствует множество исторических фактов, которые можно проследить вплоть до дней ранних христиан в 1 веке н. э. В то же время Свидетели Иеговы никогда не мешают другим делать свой выбор.
ЗАКОНОПОСЛУШНЫЕ ГРАЖДАНЕ. Свидетели Иеговы подчиняются законам своей страны и добросовестно платят налоги (Римлянам 13:1, 7). Кроме того, как в своих публикациях, так и в проповедническом служении они побуждают всех людей быть законопослушными гражданами. Свидетели Иеговы не секта. Они не изолируют себя от общества и не следуют за руководителем из людей; их Вождь - Иисус Христос. для того чтобы стать Свидетелями Иеговы, многие отказались от плохих дел, например от воровства и от пристрастия к наркотикам и алкоголю.
СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ. Свидетели Иеговы с глубоким уважением относятся к семейной жизни и следуют библейским повелениям: мужьям любить своих жен, женам уважать своих мужей и детям слушаться своих родителей (Эфесянам 5:21 6:3). Они очень заинтересованы в благополучии своих детей и стараются воспитать их полезными членами общества.
ЗДОРОВЬЕ. Свидетели Иеговы хотят жить долго и иметь хорошее здоровье. Поэтому они не курят и не употребляют наркотики. Хотя они могут употреблять алкогольные напитки в умеренном количестве, они избегают пьянства. Они не делают аборты и не имеют половых отношений вне брака. Свидетели Иеговы хотят получить наилучшее медицинское лечение для себя и своих детей. Они подчиняются библейскому требовани ю «воздерживаться ... от крови» и таким образом избегают опасностей и осложнений, которые связаны с переливанием крови другого человека и которые нередко приводят к смерти (Деяния 15:20, 28, 29).
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. Деятельность Свидетелей Иеговы в России полностью поддерживается добровольным и пожертвованиями самих верующих (2 Коринфянам 9:7).
СЛУЖЕНИЕ. Все Свидетели Иеговы рассказывают людям об Иегове и исполняют повеление Иисуса Христа: «Подготавливайте учеников» (Матфея 28:19, 20). Вся деятельность Свидетелей Иеговы осуществляется на добровольной основе, и у них нет оплачиваемого духовенства.
© РО «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России», 2008
«Молитва стоит денег
Монахи с золотыми часами. Священники на "Мерседесах". Пресса об этом пишет взахлеб. Задается вопросом: откуда? Но церковь легко отбивает нападки. Дескать, мы чисты перед Богом, а золото и бриллианты - всего лишь подарки. Доказательств обратному - нет. Церковь, словно крепость, - неприступна для шпионов. Армия в черных сутанах долго хранила молчание. Пока против жадности монахов не взбунтовался целый город.
А конкретнее - Жашков Черкасской области: там церковная война в разгаре. Развязал ее настоятель местного храма отец Стефаний (Домашовец). Он восстал против поборов руководства. Три года пытался решить проблему в лоне церкви. Не вышло - и он позвонил в газету. Готов резать правду-матку.
- Откуда у нашего отца Пантелеймона "Ауди-8" за 80 тысяч долларов? - вопрошает при личной встречи. - А я вам расскажу - всё продаётся.
- Что продаётся?
- Приход, например. Вот недавно один священник хотел поменять приход (перевестись в другую церковь - авт.), думаете, это бесплатно?
Говорят, "перевод" стоит 10 тысяч долларов. Нет денег? Оглянись вокруг - в храме должна быть хоть одна старинная икона. Она тоже отличная взятка.
- Если хочешь получить отпуск - плати, награду - опять плати, - распалился Домашовец.
- Какую награду?
- Ну как в мирской жизни ордена, так у нас есть награды "За заслуги перед церковью" и другие. Хочешь сам себя наградить - заплати несколько тысяч гривен - и пожалуйста. Такие порядки всегда были, но я молчал
Пока не пришёл новый владыка - отец Пантелеймон, которого поставили главой в Уманской епархии. Владыка резко и беспочвенно взвинтил тарифы.
- Всё началось с его первого визита, - говорит отец Стефаний. - Он приехал в наш храм - провёл службу. На прощанье я, как положено, сунул ему в кармашек конверт с деньгами. В конверте было 1,5 тысячи гривен. Владыка тут же достал конверт и пересчитал наличку. Взбеленился - закатил сцену. Он кричал, дескать, что ты мне дал? Дают минимум 5 тысяч гривен! Я возражал, мол, подождите - у нас идёт ремонт храма. Тогда он начал просто оскорблять меня.
- Стоп. А зачем вы вообще давали ему деньги?
- Как же? - развёл руками отец Стефаний.
Оказывается, по-другому нельзя. За "спасибо" владыка не ездит в храмы с молитвой. Настоятели и рады бы отказаться от такого визита, да нельзя - существует график. Хочешь, не хочешь, а владыка приедет. Собирай деньги.
- Допустим, собрался он в Манькивку, - вспоминают священники Жашковского района. - А там деревня маленькая, бедная. Где священнику взять пять тысяч? В итоге ходили по хатам и верующих, и неверующих: просили скинуться, кто сколько может. ...»
© Евгения СУПРЫЧЕВА: «Священник взбунтовался против церковных поборов»
℗ «Комсомольская правда в Украине», 22.02.2013Комментарий
-
Но на мой взгляд эти признаки очень трудно диагностировать.
Одним из них например является запрет и неодобрение читать литературу не своей религиозной организации, сознательное искажение и подгонка информации в колоссальных масштабах. Но это обычно скрыто. Также признаками культа является повышенный интерес к материальной составляющей служения Богу паствы. Но опять же, где он повышенный, а где - в рамках обычной христианской проповеди служения людям материально - не всегда сразу видно. И юридически прописать сложно, без ограничений свободы вероисповедания.
Но сути я пока знаю только один существенный критерий:
Цель организации движения. Если движение организовано централизованно (не стихийно), и целью является извлечение прибыли на базе циничной эксплуатации религиозных чувств верующих, то это оно. Белое братство, дианетика Хаббарда, Свидетели Иеговы. Это не просто конфессии, это именно культы.
- - - Добавлено - - -
Кстати в православных декларациях все так же бело и пушисто. И между прочим никаких "цен" по ПЦ не должно быть, за это могут и со священства снять. Поэтому для объективности Вам следовало бы рядом привести именно их, а не статейки из Комсомольской правды. А что до "правды", то почитайте даже то, что на этом форуме приводится о "случаях" в СИ, ПЦ отдыхает...к духовной гибели ведет дикая логика, а не дикое воображение. Человек не сходит с ума, создавая статую высотой в милю, но может сойти с ума, если вздумает измерить ее рост в дюймах.Комментарий
-
Если Вы такой знаток религиоведения, дайте просто ссылку на учебник, в котором есть правильное, по-Вашему, определение культа. Или хотя бы на труд какого-либо авторитетного религиоведа. Тогда и поговорим.
Также признаками культа является повышенный интерес к материальной составляющей служения Богу паствы. Но опять же, где он повышенный, а где - в рамках обычной христианской проповеди служения людям материально - не всегда сразу видно. И юридически прописать сложно, без ограничений свободы вероисповедания.
Без "материальной составляющей", увы, христианство и представить себе невозможно. Индульгенции, торговля реликвиями, взимание платы за доступ к святыням, за участие в культах, "взаимное одаривание по рекомендованной цене", владение земельными участками, недвижимостью, мастерскими, промышленными предприятиями, использование труда крепостных и мн. др. Все христианские способы "честного отъёма денег у граждан" перечислить просто невозможно. Крестовые походы - что это, по-Вашему, если не захват чужих территорий и разграбление всего, что попадётся по пути? Как Вы оцениваете конкисту? Как так получилось, что в результате проповеди Евангелия африканцы были обращены в рабство, азиаты колонизированы, а индейцы практически истреблены?
б) Вы не можете сформулировать критерии, по которым можно было бы отделить "правильные" культы от "неправильных" (кстати, я так и не получил ответ на вопрос: зачем это вообще нужно?), но при этом всё равно некоторые из них называете плохими. Руководствуетесь личными симпатиями и антипатиями? Подсказал г-н Дворкин? Так учит Вас руководство Вашей церкви?
в) Я слышал о многих случаях преследования Свидетелей Иеговы, и не только в России. "в основном это государства с тоталитарным режимом, такие как Китай, Северная Корея, Саудовская Аравия, Афганистан, Иран, Ирак и т.д." (© ru.science.wikia.com). Но ещё я слышал, что практически во всех случаях это преследование оказывалось незаконным и было пресечено судами. У Вас есть конкретные данные о нарушениях Закона со стороны организации Свидетелей Иеговы? Вы готовы подать иск в суд и доказать свои обвинения? Или всё Вами сказанное - пустой трёп?
В том смысле, что то, что в СИ - случаи, в ПЦ давно является нормой жизни? Приведите реальную статистику: сколько священнослужителей той и другой конфессии стали виновниками ДТП, участвовали в драках, позволяли себе экстремистские высказывания, нарушали предвыборное законодательство, совершили уголовные преступления и административные правонарушения? Откройте федеральный список экстремистских материалов, посчитайте, сколько в нём материалов СИ и сколько православного толка. Ответьте на все те вопросы, что прозвучали в стартовом сообщении данной темы. Давайте анализировать конкретные цифры, а не надписи на заборах.Последний раз редактировалось FontCity; 14 March 2013, 08:23 AM.Комментарий
-
Во что верят Свидетели Иеговы?
БИБЛИЯ. Свидетели Иеговы верят, что вся Библия - это вдохновленное Богом Слово. Они не придерживаются человеческих традиций, но считают Библию эталоном для всех своих учений (2 Тимофею 3:16, 17).
БОГ. Есть только один истинный Бог. Он Всевышний, Создатель неба и земли. Его имя - Иегова (Исход 15:3).
ИИСУС ХРИСТОС. Иисус Христос - Сын Бога. Он пришел на землю с небес и отдал свою совершенную человеческую жизнь в качестве искупительной жертвы. Благодаря его смерти и воскресению верующие в него могут получить спасение и вечную жизнь. Как Царь Божьего Царства, Иисус будет с небес править землей, на которой будут восстановлены справедливость и мир (Иоанна 3:16; Откровение 11:15).
НЕЙТРАЛИТЕТ. Свидетели Иеговы не препятствуют государствам формировать армии и защищаться. Однако сами Свидетели Иеговы твердо убеждены, что каждый из них должен внимать призыву: «Они перекуют свои ме чи на лемеха и копья на садовые ножиэ» (Исаия 2:3, 4). Поэтому они не участвуют в войнах против других народов и в политических делах этого мира (Иоанна 17:16). Об их позиции свидетельствует множество исторических фактов, которые можно проследить вплоть до дней ранних христиан в 1 веке н. э. В то же время Свидетели Иеговы никогда не мешают другим делать свой выбор.
ЗАКОНОПОСЛУШНЫЕ ГРАЖДАНЕ. Свидетели Иеговы подчиняются законам своей страны и добросовестно платят налоги (Римлянам 13:1, 7). Кроме того, как в своих публикациях, так и в проповедническом служении они побуждают всех людей быть законопослушными гражданами. Свидетели Иеговы не секта. Они не изолируют себя от общества и не следуют за руководителем из людей; их Вождь - Иисус Христос. для того чтобы стать Свидетелями Иеговы, многие отказались от плохих дел, например от воровства и от пристрастия к наркотикам и алкоголю.
СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ. Свидетели Иеговы с глубоким уважением относятся к семейной жизни и следуют библейским повелениям: мужьям любить своих жен, женам уважать своих мужей и детям слушаться своих родителей (Эфесянам 5:21 6:3). Они очень заинтересованы в благополучии своих детей и стараются воспитать их полезными членами общества.
ЗДОРОВЬЕ. Свидетели Иеговы хотят жить долго и иметь хорошее здоровье. Поэтому они не курят и не употребляют наркотики. Хотя они могут употреблять алкогольные напитки в умеренном количестве, они избегают пьянства. Они не делают аборты и не имеют половых отношений вне брака. Свидетели Иеговы хотят получить наилучшее медицинское лечение для себя и своих детей. Они подчиняются библейскому требовани ю «воздерживаться ... от крови» и таким образом избегают опасностей и осложнений, которые связаны с переливанием крови другого человека и которые нередко приводят к смерти (Деяния 15:20, 28, 29).
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. Деятельность Свидетелей Иеговы в России полностью поддерживается добровольным и пожертвованиями самих верующих (2 Коринфянам 9:7).
СЛУЖЕНИЕ. Все Свидетели Иеговы рассказывают людям об Иегове и исполняют повеление Иисуса Христа: «Подготавливайте учеников» (Матфея 28:19, 20). Вся деятельность Свидетелей Иеговы осуществляется на добровольной основе, и у них нет оплачиваемого духовенства.
© РО «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России», 2008
А зачем люди вербуются православной церковью? Только для того, чтобы жирели попы?
«Молитва стоит денег
Монахи с золотыми часами. Священники на "Мерседесах". Пресса об этом пишет взахлеб. Задается вопросом: откуда? Но церковь легко отбивает нападки. Дескать, мы чисты перед Богом, а золото и бриллианты - всего лишь подарки. Доказательств обратному - нет. Церковь, словно крепость, - неприступна для шпионов. Армия в черных сутанах долго хранила молчание. Пока против жадности монахов не взбунтовался целый город.
А конкретнее - Жашков Черкасской области: там церковная война в разгаре. Развязал ее настоятель местного храма отец Стефаний (Домашовец). Он восстал против поборов руководства. Три года пытался решить проблему в лоне церкви. Не вышло - и он позвонил в газету. Готов резать правду-матку.
- Откуда у нашего отца Пантелеймона "Ауди-8" за 80 тысяч долларов? - вопрошает при личной встречи. - А я вам расскажу - всё продаётся.
- Что продаётся?
- Приход, например. Вот недавно один священник хотел поменять приход (перевестись в другую церковь - авт.), думаете, это бесплатно?
Говорят, "перевод" стоит 10 тысяч долларов. Нет денег? Оглянись вокруг - в храме должна быть хоть одна старинная икона. Она тоже отличная взятка.
- Если хочешь получить отпуск - плати, награду - опять плати, - распалился Домашовец.
- Какую награду?
- Ну как в мирской жизни ордена, так у нас есть награды "За заслуги перед церковью" и другие. Хочешь сам себя наградить - заплати несколько тысяч гривен - и пожалуйста. Такие порядки всегда были, но я молчал
Пока не пришёл новый владыка - отец Пантелеймон, которого поставили главой в Уманской епархии. Владыка резко и беспочвенно взвинтил тарифы.
- Всё началось с его первого визита, - говорит отец Стефаний. - Он приехал в наш храм - провёл службу. На прощанье я, как положено, сунул ему в кармашек конверт с деньгами. В конверте было 1,5 тысячи гривен. Владыка тут же достал конверт и пересчитал наличку. Взбеленился - закатил сцену. Он кричал, дескать, что ты мне дал? Дают минимум 5 тысяч гривен! Я возражал, мол, подождите - у нас идёт ремонт храма. Тогда он начал просто оскорблять меня.
- Стоп. А зачем вы вообще давали ему деньги?
- Как же? - развёл руками отец Стефаний.
Оказывается, по-другому нельзя. За "спасибо" владыка не ездит в храмы с молитвой. Настоятели и рады бы отказаться от такого визита, да нельзя - существует график. Хочешь, не хочешь, а владыка приедет. Собирай деньги.
- Допустим, собрался он в Манькивку, - вспоминают священники Жашковского района. - А там деревня маленькая, бедная. Где священнику взять пять тысяч? В итоге ходили по хатам и верующих, и неверующих: просили скинуться, кто сколько может. ...»
© Евгения СУПРЫЧЕВА: «Священник взбунтовался против церковных поборов»
℗ «Комсомольская правда в Украине», 22.02.2013
Вы считаете, что приведением этих цитат опровергли то, что вся активная деятельность СИ сводится к распространению литературы?Последний раз редактировалось igorrock11; 14 March 2013, 09:52 PM."Мы стали различными людьми. У нас один и тот же Бог, но мы перед Ним - различные люди и не можем одинаково мыслить о природе наших к Нему отношений"Комментарий
-
Ув. igorrock11!
Говорить, что "вся активная деятельность СИ сводится к распространению литературы" - это примерно то же, что и утверждать, что суть православия - торговля свечками. Что-то разъяснять, по-моему, в данном случае даже и не требуется. Уже из самого Вашего сообщения следует, что у СИ разработана собственная "специфическая" доктрина, есть собственный перевод Писания (кстати, очень высоко оценённый многими специалистами), развито своё богословие, есть грамотные и талантливые специалисты: авторы текстов, художники, фотографы, верстальщики (иначе откуда литература? не в православной же лавке они её покупают!), создана разветвлённая сеть общин, члены церкви активны, деятельны, готовы делиться своими убеждениями и отстаивать их. И т.д. Не правда ли?
Это во-первых. Во-вторых, СИ отказались от практики благовествования по домам в тех регионах, в которых это вызывает аллергию. В России этот аспект своей деятельности они свернули до минимума.
P.S.
Конституция России декларирует равенство всех религиозных организаций перед Законом, предоставляет всем верующим независимо от конфессиональной принадлежности равные права, в том числе право распространять свои убеждения, запрещает дискриминацию по религиозному признаку и пропаганду религиозного превосходства. Все эти принципы закреплены в законе "О свободе совести и о религиозных объединениях", в Уголовном Кодексе и других нормативно-правовых актах. Кроме того, Россия подписала Декларацию прав и свобод человека и гражданина и ряд других международных актов, в которых также подтверждается равенство всех религиозных организаций.
Несмотря на это, многие российские религиозные организации ведут агитацию, декларируя своё превосходство над другими и дискриминируя все остальные религиозные объединения. Особенно рьяно ведёт борьбу с конкурентами Русская Православная Церковь. Одна из форм этой борьбы - изгнанный из цивилизованных стран антикультизм. РПЦ активно сотрудничает с государством, таким образом ей удаётся не только избежать преследований, но и, наоборот, привлекать государственный аппарат к незаконной, гнусной травле своих конкурентов. Такой альянс РПЦ и государства не только вредит неРПЦшным верующим (в том числе и православным!), причиняя им моральные страдания и материальный ущерб, он дорого обходится бюджету и пагубно влияет на международную репутацию России.
Мой "вопрос к антикультистам" состоит не в том, какая церковь являет собой хороший культ, а какая - плохой. Мой вопрос - на каком основании этот вопрос вообще поднят? Кто дал право Дворкину и прочим "сектоведам" грубо попирать Закон? Как это беззаконие согласуется с учением Христа?
Жду от уважаемых форумчан статистические данные, религиоведческие заключения, решения судов, другие материалы, которые оправдывали бы или, наоборот, отвергали антикультизм. Заранее благодарен. Игорь.Комментарий
-
Антикультовое движение - светское движение, в котором деятельность групп людей или организаций, рассматриваемых в качестве «культов» (или «сект», «новых религиозных движений» в зависимости от принимаемой терминологии) с социологических или теологических позиций, критикуется с точки зрения нанесения вреда обществу и личности. В широком смысле - любая оппозиция деятельности таких групп и организаций. ...
Характеристики антикультового движения
Владимир Мартинович, определяя антикультовую как одну из пяти школ, пишет о разнообразии позиций представителей этой школы:
«При этом спектр действий представителей этой школы сектоведения может варьироваться от чёткого и обоснованного изложения и защиты своих позиций в судебном порядке, вплоть до организованного массового пикетирования и срыва различных мероприятий сект и культов.
Антикультовая школа представлена родительскими комитетами, светскими и церковными антисектантскими центрами, журналистами, бывшими членами НРД, пострадавшими от их деятельности и т.д. Очень часто антисектантские центры этой школы специализируются в своей деятельности на борьбе с какой-либо одной сектой или культом. Со стороны учёных к этой школе принадлежит непропорционально большое количество социальных психологов и психиатров. В последнее время наблюдается тенденция к углублению и усилению теоретических оснований антикульта. Самыми известными в мире представителями этой школы являются Стивен Хассен, Маргарет Сингер, Роберт Лифтон и др.
В своих наиболее радикальных формах само сектоведение в антикультовой школе может принимать экстремистские сектоподобные формы. Ярким примером тому являются любые попытки рассмотрения сект как абсолютного зла, грозящего современному обществу, радикально влияющего на изменение всех основных его институтов и проникающего в руководящие структуры в первую очередь той страны, в которой находится сам сектовед.»
По мнению религиоведа Сергея Иваненко, отличительной особенностью антикультового движения часто является «демонизация» оппонентов, вера в особую вредоносность (деструктивность) новых религиозных движений, их криминальную природу, а также убеждённость в необходимости запретительных мер в отношении сект и культов.
Айлин Баркер пишет, что часть антикультовых деятелей принципиально отказывается напрямую вступать в контакт с обсуждаемыми организациями. Поэтому, по её мнению, зачастую АКД получает данные для своих историй о НРД из вторых рук - от встревоженных родителей, разочарованных экс-членов и из негативных репортажей и статей в СМИ. Английский социолог заявляет, что проступки и нарушения в деятельности одного движения часто автоматически приписываются деятельности всех остальных, что любые свидетельства или аргументы, которые могли бы усложнить или опровергнуть их отрицательное толкование, как правило, игнорируются, и что выступая в качестве лоббистов, антикультовое движение ставит своей целью преуспеть не только в продвижении своих интерпретаций, но также и в отрицании или отклонении других интерпретаций, в клевете на создателей этих интерпретаций.
История
Антикультовое движение (АКД) зародилось в 1970-е годы в США. Первоначально оно стало реакцией на стремительный рост новых религиозных движений среди молодёжи, объединив стихийно возникавшие ассоциации родственников, убеждённых, что «культы» негативно влияют на их детей. Как правило, речь шла о детях обеспеченных родителей, которые, вопреки воле последних, становились членами тех или иных религиозных общин.
Основным положением АКД стала убеждённость в том, что «культы» практикуют «промывание мозгов», ничем не отличающуюся, по сути, от технологий «промывки мозгов» в китайских застенках. Методом борьбы с «культами» стало депрограммирование, насильственное отлучение «жертвы культа» от привычной идеологии с применением истязаний и насилия. Некоторые активисты депрограммирования получили в США тюремные сроки за свою деятельность. Со временем депрограммирование потеряло сначала поддержку СМИ и властей, затем поддержку населения и церквей, и вскоре потеряло актуальность. В 1996 году крупнейшая американская антикультовая организация Cult Awareness Network («Сеть информирования о культах») прекратила своё официальное существование в результате судебного процесса о нарушении прав человека. Однако разработанные в США методики антикультового движения, а также уцелевшие финансовые средства, не исчезли бесследно, но были использованы для поддержки родственных организаций в Западной Европе и России.
Несомненным успехом АКД можно считать создание стереотипа зловещего «культа», занимающегося «промывкой мозгов», а также совмещение образа «культа» с теорией «промывки мозгов». Часть академического сообщества, однако, подвергла теорию «промывания мозгов» критике.
В Западной Европе антикультовые идеи имеют наибольшее влияние во Франции, где «светскость» (см. лаицизм) является краеугольным камнем общественного устройства. Именно во Франции в 2001 году принят специальный закон («Закон Абу-Пикар») о «предупреждении и пресечении сектантских течений, ущемляющих права и основные свободы человека». При правительстве была создана «Межминистерская комиссия по мониторингу и борьбе против сектантских злоупотреблений» (MIVILUDES). Эта комиссия занимается сбором и изучением данных о религиозных группах в стране, предоставляя материалы французскому правительству, СМИ и обществу.
Антисектантское движение в России
В СССР все значимые вопросы государственно-конфессиональных отношений решались ЦК КПСС, КГБ СССР, Советом по делам религий. Для «антисектантского движения» как некоей общественной инициативы не было почвы. Впрочем, были идеи и настроения, которые оказались «созвучны» антикультовым представлениям. В частности, многие ответственные партийные работники аппарата ЦК КПСС и местных партийных органов считали, что всякая религия - реакционная сила, но особо опасны секты. В 1970-1980-е годы в качестве чрезвычайной угрозы воспринимались новые религиозные движения, в появлении их последователей в СССР видели «идеологическую диверсию мирового империализма и западных спецслужб».
В Российской Федерации антисектантское движение стало активно проявляться в начале 1990-х годов. Первоначально в критике зарубежных миссионеров, сект и новых религиозных движений активное участие принимали российские протестанты. Их руководители надеялись, что, участвуя в подписании соответствующих антисектантских деклараций, они наглядно продемонстрируют, что сами сектантами не являются.
Свои первые шаги отечественное антисектантское движение сделало благодаря поддержке со стороны западных антикультовых организаций. Влияние антисектантского движения в значительной степени привело к принципиальному решению переработать Закон Российской Федерации «О свободе вероисповеданий» (1990), значительно ужесточив его по отношению к сектам и новым религиозным движениям, и выделению особой роли православия в России.
В начале 1990-х годов свою антисектантскую деятельность в России начинает Александр Дворкин, которому приписывается введение в обиход понятия «тоталитарная секта». По мнению Игоря Кантерова (по состоянию на 2001-2002 годы) значительная часть представителей отечественного научного религиоведения в своих исследованиях и преподавательской работе не используют термины «тоталитарная секта» и «деструктивный культ».
Примерно в то же время Евгением Волковым были сделаны и изданы переводы трудов видных деятелей американского антикультового движения Стивена Хассена, Маргарет Сингер, Кэрол Джиамбалво, Роберта Лифтона.
В 1993 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был создан Информационно-консультационный центр имени священномученика Иринея Лионского, а в 1994 году на Архиерейском соборе РПЦ было принято определение «О псевдохристианских сектах, язычестве и оккультизме». Эти события ознаменовали официальное начало участия РПЦ в антикультовом движении.
В 1996 году в Государственной Думе было принято постановление «Об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан в России», а также вышел аналитический вестник «О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций». Таким образом на официальном уровне был поднят вопрос о деятельности тоталитарных сект в России.
В последующие годы издаётся справочник «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера», в котором была сделана попытка систематизировать соответствующие организации России, имеющие то или иное отношение к религии, мировоззрению и психологии.
По мнению Марата Штерина, антисектантское движение в России имеет высокую конфессиональную вовлечённость, склонно идти на конфронтацию, не всегда пользуется допустимымы способами полемики, находится под патронажем традиционных религиозных объединений.
Религиовед Сергей Иваненко указывает, что некоторые представители антикультового движения в России выступают неформальными авторами (или соавторами) концептуальных подходов к решению проблем взаимоотношений государства и религиозных объединений, и это, по его мнению, таит потенциальную угрозу обострения межрелигиозных противоречий в российском обществе, которое «нуждается в консолидации».
В ответ на критику со стороны светских религоведов в России российские антисектанты говорят о финансировании ряда религоведов из средств новых религиозных движений. Александр Дворкин, в частности, высказал мнение, что категория людей, активно участвующая в защите НРД, это бывшие профессиональные атеисты, которые после падения коммунизма лишились своей высокооплачиваемой работы и в поисках заработка предложили свои услуги сектам. В качестве примера таких экспертов он привел Сергея Иваненко и Михаила Сиверцева. ...
Антисектантскую деятельность в России осудил Государственный департамент США в ряде отчётов своего Бюро по международной религиозной свободе.
1 мая 2009 года Комиссия США по международной религиозной свободе представила Конгрессу США и общественности список стран, в которых наблюдаются проблемы в обеспечении религиозной свободы. Россия оказалась в «списке особого внимания» (наряду с Афганистаном, Белоруссией, Кубой, Египтом, Индонезией, Сомали, Таджикистаном, Турцией и Венесуэлой).
Российское антисектантское движение и Русская православная церковь
Некоторые исследователи обращают внимание на сотрудничество российского антисектантского движения с Московской патриархией. Деятели антисектантского движения неоднократно удостаивались высоких наград РПЦ.
На Первом миссионерском съезде (1997) Александром Дворкиным был представлен доклад «Типология сектантства и методы антисектантской деятельности Русской Православной Церкви».
В 2002 году в Екатеринбурге под эгидой Полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе Петра Латышева прошла научно-практическая конференция «Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма». Приветственное письмо участникам конференции направил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
На конференции единогласно 303 участниками была принята «Итоговая декларация», в Приложении к которой дан список «Наиболее известных деструктивных тоталитарных сект и групп, обладающих значительным числом признаков таковых, действующих в Российской Федерации». В списке приведено более 300 наименований «тоталитарных сект» и указано, что этот список далеко не полон.
Религиовед Игорь Кантеров считает отрицательное отношение Русской православной церкви к НРД и другим нерелигиозным или околорелигиозным группам вполне естественным и понятным, поскольку эти движения и группы, как правило, имеют вероучения и социальные программы, во многом отличные от учения и практики православия.
Существует критика антисектансткого движения со стороны представителей РПЦ. Например, со стороны Романа Коня и протоиерея Олега Стеняева - тех исследователей сектантства, кто является приверженцем «миссионерского подхода» к последователям других религий.
С другой стороны, Владимир Мартинович полагает, что в наше время до 99% всех православных исследователей «в гармоничном соединении» антикультового и богословского подходов к «сектам» возвращают огромное количество людей в Православную Церковь. По его мнению, критиковать антисектантское движение надо будет тогда, когда богословский подход станет более действенным, а весь «положительный потенциал антикульта» будет исчерпан.
© Википедия: «Антикультовое движение»Комментарий
-
ОБЫКНОВЕННЫЙ АНТИКУЛЬТИЗМ
Новая брошюра, посвящённая одному из серьёзных факторов конфликтогенности, написана автором, многие работы которого за последние годы обрели немалую известность. Российский учёный - доктор философских наук Сергей Иваненко давно посвятил себя исследованию того феномена, который когда-то интересовал лишь сравнительно узкие круги. Но сегодня специализация в области религиоведения, плюс обладание даром удивительно просто излагать суть весьма сложных явлений и проблем, оказались залогом успеха этого нестандартного автора.
обложка книги С.И. Иваненко "Обыкновенный антикультизм", СПБ: Издательство "Древо жизни", 2012, 104 с
Вышедшее в свет очередное издание под названием "Обыкновенный антикультизм" представляет собой адаптированный для массового читателя реферат, основанный на обширных и всесторонних исследованиях специфического явления нашего времени. По обыкновению, это явление процветает в России уже тогда, когда в цивилизованных странах о нём стараются стыдливо забыть. Для ничего не подозревающих россиян оно камуфлируется наукообразием устрашающих утверждений о том, что религиозные направления, которые не соответствуют установленным в качестве "традиционных", несут в себе всё, что угодно, кроме религии.
На вопросы о том, так ли это, и отчего не религии и религиозные организации, а само антикультистское движение представляет немалую опасность для общества и государства и отвечает данное издание.
Трудно не заметить, что наименование брошюры перекликается с названием известного фильма Ромма "Обыкновенный фашизм" - одного из наиболее ярких документальных кино-бестселлеров - свидетельств о сущности этой "чумы 20-го века". Не скрывает этого и автор:
"Много ли общего у фашизма и антикультизма? По моему мнению, главное, что роднит фашизм и антикультизм это ставка на ненависть. У фашистов - к политическим противникам, евреям , другим народам, а в широком смысле слова - к свободным людям, не готовым обожествлять вождя и отказаться от собственной совести. Антикультисты ненавидят инаковерующих, в первую очередь - последователей новых религиозных движений, а также всех тех, кто отстаивает свободу совести. В чём истоки ненависти? Согласен с утверждением Сирила Конноли , что «не бывает ненависти без страха. Ненависть - это высшая, объективная форма страха Ненависть - следствие страха, ведь сначала мы боимся, а уж потом ненавидим. () Приоритетные цели антикультистов - возбудить в обществе нетерпимость по отношению к новым религиозным движениям (культам), побудить органы законодательной власти принять «антикультовые» законы, вынудить правоохранительные и судебные органы «пресечь» деятельность культов".
Антикультизм, как феномен "религиозного вероненавистничества", рассматривается в брошюре в разных аспектах, что придаёт особую объемность и зримость этому явлению. Появившись изначально на Западе, оно перекочевало в Россию сравнительно недавно, в 1990-х годах. Тогда в нашей стране и объявились первые антикультисты, апеллирующие к крупнейшей религиозной организации в России, как к своей опоре. В тот же период появился в стране и основной термин - "тоталитарная секта", которым широко пользуются заграничные и отечественные антикультисты. Как отмечает автор брошюры, несмотря на то, что "А. Дворкин в своей обычной «хлестаковской» манере заявляет, что это его заслуга", удалось установить, что "первым в нашей стране, кто использовал термин «тоталитарная секта» применительно к новым религиозным организациям, обстоятельно раскрыв его содержание, был известный журналист Александр Владимирович Щипков (ныне главный редактор ресурса "Религия и СМИ" - ред.) 21 октября 1993 года он опубликовал в «Независимой газете» статью под названием «Учителя и рабы».
В отличие от покровительства, оказываемого сегодня в России антикультистам со стороны РПЦ МП, на Западе источники финансирования их основной организации - "Европейской ассоциации центров по исследованию и информированию о культах" («Fédération Européenne des Centres de Recherche et d'Information sur le Sectarisme» - FECRIS) ещё более солидны.
"Как свидетельствуют данные о финансировании этой организации, - сообщает религиовед, - свыше 90% денег в 2001-2010 годах выделялись Правительством Франции, а членские взносы и пожертвования составляли относительно небольшой процент доходов. Так, в 2010 году премьер-министр Франции выделил 35 тыс. евро на проведение ежегодной конференции FECRIS в Лондоне". Участие российских православных антикультистов в этой организации обозначено весьма солидным присутствием в ней Александра Дворкина (председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ) в должности вице-президента FECRIS, протоиерея Александра Новопашина (РПЦ МП, Новосибирск) и Александра Кузьмина (антикультиста, члена того же Экспертного совета при Минюсте).
Анализируя причины развития антикультизма в современной России, автор упоминает о его политико-идеологических истоках, как симптомах системного кризиса, охватившего сегодня большинство стран планеты. В условиях сохраняющейся значимости религии в общественном сознании и с учётом того, что религиозный фактор всё более откровенно используется политиками в самых разных целях, недооценка особой опасности антикультизма в российских условиях выглядит откровенной глупостью. Однако, именно о таком странном "простодушии" свидетельствует не только нескрываемая лояльность власти к этому явлению, но и равнодушие к проявлениям человеконенавистничества на религиозной основе со стороны основной массы населения.
В этом отношении, вышедшая в свет брошюра Сергея Иваненко "Обыкновенный антикультизм" была крайне необходима, как говорят, уже "вчера и позавчера". Прежде всего как ценное пособие в деле вновь актуального сегодня для россиян "ликбеза"
© Платон ПРОХОРОВ, Центр религиоведческих исследований «Religiopolis», 21.12.2012 14:38Комментарий
Комментарий