Во-первых, самое бесспорное.
Мы христиане по той причине, что нас нашел Христос.
И поэтому мы ими останемся НЕЗАВИСИМО от социо-культурных факторов. То есть, если весь наш народ зевсо-поклонники, перуно-четцы и т.п. - мы останемся христианами НАПЕРЕКОР мнению своего народа.
Это бесспорно?
Это не вызывает сомнений?
У кого вызывает, того прошу тему не сбивать в сторону.
Кто обнаружит по ходу, что не прочел этого введения, отошлю к нему.
ЭТО ВСЕ КАСАЕТСЯ ТОГО, ПОЧЕМУ МЫ ХРИСТИАНЕ.
Во-вторых, совсем не бесспорный вопрос.
Почему мы не христиане вообще, а христиане ИМЕННО ТАКОЙ-ТО конфессии?
Могли бы мы представить себя в другой, и при каких условиях?
Интересно?
Ну, с зачинщика причитается. Надо сказать о себе. Тезисов, собственно, будет два, их можно будет по ходу раскрыть.
1. Я православный в широком смысле, то есть, относительно осужденных соборами серьезных ересей, - потому что все-таки православное исповедание стройнее, честнее, уравновешеннее, умнее - чем конкретные ереси по отдельности.
Но догматически православных, то есть, таких, кто со своим пониманием Писания вполне укладывается в рамку Вселенских соборов - таких немало и среди евангельских христиан, и среди катликов (Вспомните мой анекдот, собравший несколько лайков, как католический ксендз заявлял. что новоизобретенные догматы латинской церкви его не связывают, он в них не верит).
А в узком смысле, если очертить рамкой современные православные церкви (в т.ч. и не общающиеся между собой), то окажется, что православие - это ОДНА ИЗ конфессий.
Всякие лозунги, про единую непогрешимую и неодоленную вратами ада (в их приложении к нашей конфессии и церковной партии) - я этих лозунгов и кричалок наорался побольше вашего. Охрип. И больше их не скандирую.
Это раз.
2. А вполне достаточным аргументом, чтобы быть православным в этом узком смысле, считаю чисто национально-культурные соображения. Потому что таковы наши предки, потому что это - культурно образующая конфессия и все такое (можно раскрыть, но потом). Если угодно - здесь просто чуть расширенное понимание ПЯТОЙ ЗАПОВЕДИ. Будь верен отцам, пока не доказана их виновность.
И даже так:
Родись я во Франции - наверное, был бы католиком, в Англии - англиканином, в Германии - лютеранином.
С изучением православного опыта и с уважением ко вселенским Соборам.
А в Армении (Гэймер, лопни со смеху!) - да, пришлось бы держаться их монофизитской церкви.
От таких мечтаний благодарю Господа, что я русский и русский в России. Во всяком случае, человек, держащийся своей церковной традиции, своего народа, типа Честертона или Льюиса - это первый кандидат на глубокое уважение. Где этого нет - там гораздо хуже.
Мы христиане по той причине, что нас нашел Христос.
И поэтому мы ими останемся НЕЗАВИСИМО от социо-культурных факторов. То есть, если весь наш народ зевсо-поклонники, перуно-четцы и т.п. - мы останемся христианами НАПЕРЕКОР мнению своего народа.
Это бесспорно?
Это не вызывает сомнений?
У кого вызывает, того прошу тему не сбивать в сторону.
Кто обнаружит по ходу, что не прочел этого введения, отошлю к нему.
ЭТО ВСЕ КАСАЕТСЯ ТОГО, ПОЧЕМУ МЫ ХРИСТИАНЕ.
Во-вторых, совсем не бесспорный вопрос.
Почему мы не христиане вообще, а христиане ИМЕННО ТАКОЙ-ТО конфессии?
Могли бы мы представить себя в другой, и при каких условиях?
Интересно?
Ну, с зачинщика причитается. Надо сказать о себе. Тезисов, собственно, будет два, их можно будет по ходу раскрыть.
1. Я православный в широком смысле, то есть, относительно осужденных соборами серьезных ересей, - потому что все-таки православное исповедание стройнее, честнее, уравновешеннее, умнее - чем конкретные ереси по отдельности.
Но догматически православных, то есть, таких, кто со своим пониманием Писания вполне укладывается в рамку Вселенских соборов - таких немало и среди евангельских христиан, и среди катликов (Вспомните мой анекдот, собравший несколько лайков, как католический ксендз заявлял. что новоизобретенные догматы латинской церкви его не связывают, он в них не верит).
А в узком смысле, если очертить рамкой современные православные церкви (в т.ч. и не общающиеся между собой), то окажется, что православие - это ОДНА ИЗ конфессий.
Всякие лозунги, про единую непогрешимую и неодоленную вратами ада (в их приложении к нашей конфессии и церковной партии) - я этих лозунгов и кричалок наорался побольше вашего. Охрип. И больше их не скандирую.
Это раз.
2. А вполне достаточным аргументом, чтобы быть православным в этом узком смысле, считаю чисто национально-культурные соображения. Потому что таковы наши предки, потому что это - культурно образующая конфессия и все такое (можно раскрыть, но потом). Если угодно - здесь просто чуть расширенное понимание ПЯТОЙ ЗАПОВЕДИ. Будь верен отцам, пока не доказана их виновность.
И даже так:
Родись я во Франции - наверное, был бы католиком, в Англии - англиканином, в Германии - лютеранином.
С изучением православного опыта и с уважением ко вселенским Соборам.
А в Армении (Гэймер, лопни со смеху!) - да, пришлось бы держаться их монофизитской церкви.
От таких мечтаний благодарю Господа, что я русский и русский в России. Во всяком случае, человек, держащийся своей церковной традиции, своего народа, типа Честертона или Льюиса - это первый кандидат на глубокое уважение. Где этого нет - там гораздо хуже.

Комментарий