Невская "битва"
В предыдущих постах я стремился показать, что ни о какой шведской"экспансии", ни территориальной, ни религиозной, и речи быть, вопреки утверждениям официальной историографии, не может. Хотя бы по той причине, что 2 века, до середины XII века, до восшествия на престол первой династии королей, Швеция была очень ослаблена религиозными, а затем междоусобными войнами. Защитой себя от русских походов смогла заняться только в конце века XII-го, заложив в 1294-м крепость Выборг в устье р. Вуокса.
"Энциклопедия Всемирной Истории" тоже молчит об этой битве"(?). В ней описаны все сражения и военные стычки со времен шумерских царей и египетских фараонов до полей II мировой войны. В ней описаны и русские бои войск Чингиз-Хана.
Взятие многих городов русских княжеств, жестокость монголов, битва при Калке. Все то, что чем-то подтверждается. В том числе и поход 1227 года ...отца Александра Невского на финнов. .
Да и что бы мы знали о поражениях русских в этих битвах, если бы летописи отражали только победы. Они отражали все битвы ...и в этом их ценность.
О кн. Александре говорится, что такой, князь ... княжил. И все. Это о главном "воителе Руси"! Обнаглели, эти чешские авторы, общепринятого мировой исторической общественностью труда! А всё дело в том, что запись о его "победе" в Первой Новгородской летописи ... не считается полностью достоверной, а, якобы, подтверждающая её Лаврентьевская летопись, написана не ранее 1377 года в Рождественском монастыре города Владимира, где, и тогда же, создавалось и .."Житие" кн. Александра.
Она является почти калькой с этого "труда" монахов. А о достоверности "Жития" пишет нам сам Ключевский: «Житие не биография, а назидательный панегирик в рамках биографии, как и образ святого в житии не портрет, а икона» (СС, т. 2, с. 240). «Не все биографические черты в житии суть исторические факты. Жития сообщают очень мало конкретных данных» (СС., т. 7, с. 75).
В ней столько противоречий и недостоверности, что она факт Невской битвы, отраженный в Первой Новгородской летописи, подтверждать не может.
Что же нам пишет новгородский летописец?
Для начала текст в оригинале:
"В лто 6748 [1240]. Придоша Сви в сил велиц, и Мурмане, и Сумь, и мь в кораблихъ множьство много зло; Сви съ княземь и съ пискупы своими; и сташа в Нев устье Ижеры, хотяче всприяти Ладогу, просто же реку и Новъгородъ /л.126об./ и всю область Новгородьскую. Но еще преблагыи, премилостивыи человколюбець богъ ублюде ны и защити от иноплеменьникъ, яко всуе трудишася без божия повелния: приде бо всть в Новъгородъ, яко Сви идуть къ Ладоз. Князь же Олександръ не умедли ни мало с новгородци и с ладожаны приде на ня, и побди я силою святыя Софья и молитвами владычица нашея богородица и приснодвица Мария, мсяца июля въ 15, на память святого Кюрика и Улиты, в недлю на Сборъ святыхъ отець 630, иже в Халкидон; и ту бысть велика сча Свемъ. И ту убиенъ бысть воевода ихъ, именемь Спиридонъ; а инии творяху, яко и пискупъ убьенъ бысть ту же; и множество /л.127./ много ихъ паде; и накладше корабля два вятшихъ мужь, преже себе пустиша и к морю; а прокъ ихъ, ископавше яму, вметаша в ню бещисла; а инии мнози язвьни быша; и в ту нощь, не дождавше свта понедльника, посрамлени отъидоша.
Новгородець же ту паде: Костянтинъ Луготиниць, Гюрята Пинещиничь, Намстъ, Дрочило Нездыловъ сынъ кожевника, а всхъ 20 мужь с ладожаны, или мне, богь встъ. Князь же Олександръ съ новгородци и с ладожаны придоша вси здрави въ своя си, схранени богомь и святою Софьею и молитвами всхъ святыхъ. "
Все! Больше не сказано ...ничего.
Перевод (мой) и критика некоторых частей.
1. "Пришли шведы с большим войском, а с ними и финны на множесстве кораблей".
"Большое и множество" говорят нам о силах в несколько (как минимум) тысяч воинов, тем более, что
2. "желая занять Ладогу, просто же реку и Новгород, и всю область Новгородскую".
Такая война требует сосредоточения огромных сил.
3."Шведы с князем и епископами своими, и стали в Неве в устье Ижоры" и "Пришла весть в Новгород о том, что шведы идут к Ладоге".
А тут нелепостей ...масса.
Считаем дни. Пришли и встали лагерем, разбили шатры и стоят. Ждут Александра с войском? Сначала ждут, пока оповестят его. Шатры даже поставили. Те кто привык месяцами не сходя с корабля жить
Ждут сначала неделю минимум, если плыть 430 км лодью. Ведь против течения. А дорог не было. По суше, через леса и болота, с переправами через реки - 10-15 дней. Потом нужно собрать вече и согласовать с ним такой большой поход. Мобилизовать все силы, привлечь горожан, лоди, заехать в Ладогу и там усилиться Это ещё 5-7 дней как минимум.
Итого ...ждут 15-20 дней. Стоят в устье Ижоры. Это те потомки варягов, которые, за несколько веков до этого, Мать Городов Русских захватили. Внезапной и дерзкой атакой, торговцами прикинувшись.
Разучились воевать выходит. За 200 лет непрерывных войн Чего ждут? Укрепления русских крепостей? Усиления их за счет помощи сильных Владимиро-Суздальских войск. Там ведь брат Новгородского князя рулит.
Смех Значит причина какая-то другая?
Сборы и решения Новгородского веча отражались в летописях обязательно. Про этот случай ничего нет. Значит, не мог кн. Александр ни собрать больших сил, ни взять сколько-то много кораблей.
Об этом говорит и то, что, имея достаточно кораблей и войск, он бы мог внезапно напасть (а внезапное нападение дает большое преимущество) с Невы (об этом ниже), но он позволил остаткам(?) шведов похоронить убитых, погрузить наиболее знатных мертвецов, «наполнив ими два корабля». Значит, корабли у шведов совсем не пострадали. Это так необычно. Сохранять «побеждённым» корабли для отхода!
Просто у Невского - их было очень мало. Так мало, что он с воды и напасть не мог. И войска у него тоже, соответственно кораблям, было немного.
А сколько? Летопись сохранила даже имена погибших, их количество, а о количестве противоборствующих войск умалчивает. Нет упоминания об этой «битве» ни в шведских, ни в каких-то других источниках. И это тоже необычно для летописей.
4. «Князь же Александр не медля, с новгородцами и с ладожанами напал на них, и победил. Была великая сеча шведам»
Итак, прождали они две недели и дождались!
(Продолжение будет)
В предыдущих постах я стремился показать, что ни о какой шведской"экспансии", ни территориальной, ни религиозной, и речи быть, вопреки утверждениям официальной историографии, не может. Хотя бы по той причине, что 2 века, до середины XII века, до восшествия на престол первой династии королей, Швеция была очень ослаблена религиозными, а затем междоусобными войнами. Защитой себя от русских походов смогла заняться только в конце века XII-го, заложив в 1294-м крепость Выборг в устье р. Вуокса.
"Энциклопедия Всемирной Истории" тоже молчит об этой битве"(?). В ней описаны все сражения и военные стычки со времен шумерских царей и египетских фараонов до полей II мировой войны. В ней описаны и русские бои войск Чингиз-Хана.
Взятие многих городов русских княжеств, жестокость монголов, битва при Калке. Все то, что чем-то подтверждается. В том числе и поход 1227 года ...отца Александра Невского на финнов. .
Да и что бы мы знали о поражениях русских в этих битвах, если бы летописи отражали только победы. Они отражали все битвы ...и в этом их ценность.
О кн. Александре говорится, что такой, князь ... княжил. И все. Это о главном "воителе Руси"! Обнаглели, эти чешские авторы, общепринятого мировой исторической общественностью труда! А всё дело в том, что запись о его "победе" в Первой Новгородской летописи ... не считается полностью достоверной, а, якобы, подтверждающая её Лаврентьевская летопись, написана не ранее 1377 года в Рождественском монастыре города Владимира, где, и тогда же, создавалось и .."Житие" кн. Александра.
Она является почти калькой с этого "труда" монахов. А о достоверности "Жития" пишет нам сам Ключевский: «Житие не биография, а назидательный панегирик в рамках биографии, как и образ святого в житии не портрет, а икона» (СС, т. 2, с. 240). «Не все биографические черты в житии суть исторические факты. Жития сообщают очень мало конкретных данных» (СС., т. 7, с. 75).
В ней столько противоречий и недостоверности, что она факт Невской битвы, отраженный в Первой Новгородской летописи, подтверждать не может.
Что же нам пишет новгородский летописец?
Для начала текст в оригинале:
"В лто 6748 [1240]. Придоша Сви в сил велиц, и Мурмане, и Сумь, и мь в кораблихъ множьство много зло; Сви съ княземь и съ пискупы своими; и сташа в Нев устье Ижеры, хотяче всприяти Ладогу, просто же реку и Новъгородъ /л.126об./ и всю область Новгородьскую. Но еще преблагыи, премилостивыи человколюбець богъ ублюде ны и защити от иноплеменьникъ, яко всуе трудишася без божия повелния: приде бо всть в Новъгородъ, яко Сви идуть къ Ладоз. Князь же Олександръ не умедли ни мало с новгородци и с ладожаны приде на ня, и побди я силою святыя Софья и молитвами владычица нашея богородица и приснодвица Мария, мсяца июля въ 15, на память святого Кюрика и Улиты, в недлю на Сборъ святыхъ отець 630, иже в Халкидон; и ту бысть велика сча Свемъ. И ту убиенъ бысть воевода ихъ, именемь Спиридонъ; а инии творяху, яко и пискупъ убьенъ бысть ту же; и множество /л.127./ много ихъ паде; и накладше корабля два вятшихъ мужь, преже себе пустиша и к морю; а прокъ ихъ, ископавше яму, вметаша в ню бещисла; а инии мнози язвьни быша; и в ту нощь, не дождавше свта понедльника, посрамлени отъидоша.
Новгородець же ту паде: Костянтинъ Луготиниць, Гюрята Пинещиничь, Намстъ, Дрочило Нездыловъ сынъ кожевника, а всхъ 20 мужь с ладожаны, или мне, богь встъ. Князь же Олександръ съ новгородци и с ладожаны придоша вси здрави въ своя си, схранени богомь и святою Софьею и молитвами всхъ святыхъ. "
Все! Больше не сказано ...ничего.
Перевод (мой) и критика некоторых частей.
1. "Пришли шведы с большим войском, а с ними и финны на множесстве кораблей".
"Большое и множество" говорят нам о силах в несколько (как минимум) тысяч воинов, тем более, что
2. "желая занять Ладогу, просто же реку и Новгород, и всю область Новгородскую".
Такая война требует сосредоточения огромных сил.
3."Шведы с князем и епископами своими, и стали в Неве в устье Ижоры" и "Пришла весть в Новгород о том, что шведы идут к Ладоге".
А тут нелепостей ...масса.
Считаем дни. Пришли и встали лагерем, разбили шатры и стоят. Ждут Александра с войском? Сначала ждут, пока оповестят его. Шатры даже поставили. Те кто привык месяцами не сходя с корабля жить
Ждут сначала неделю минимум, если плыть 430 км лодью. Ведь против течения. А дорог не было. По суше, через леса и болота, с переправами через реки - 10-15 дней. Потом нужно собрать вече и согласовать с ним такой большой поход. Мобилизовать все силы, привлечь горожан, лоди, заехать в Ладогу и там усилиться Это ещё 5-7 дней как минимум.
Итого ...ждут 15-20 дней. Стоят в устье Ижоры. Это те потомки варягов, которые, за несколько веков до этого, Мать Городов Русских захватили. Внезапной и дерзкой атакой, торговцами прикинувшись.
Разучились воевать выходит. За 200 лет непрерывных войн Чего ждут? Укрепления русских крепостей? Усиления их за счет помощи сильных Владимиро-Суздальских войск. Там ведь брат Новгородского князя рулит.
Смех Значит причина какая-то другая?
Сборы и решения Новгородского веча отражались в летописях обязательно. Про этот случай ничего нет. Значит, не мог кн. Александр ни собрать больших сил, ни взять сколько-то много кораблей.
Об этом говорит и то, что, имея достаточно кораблей и войск, он бы мог внезапно напасть (а внезапное нападение дает большое преимущество) с Невы (об этом ниже), но он позволил остаткам(?) шведов похоронить убитых, погрузить наиболее знатных мертвецов, «наполнив ими два корабля». Значит, корабли у шведов совсем не пострадали. Это так необычно. Сохранять «побеждённым» корабли для отхода!
Просто у Невского - их было очень мало. Так мало, что он с воды и напасть не мог. И войска у него тоже, соответственно кораблям, было немного.
А сколько? Летопись сохранила даже имена погибших, их количество, а о количестве противоборствующих войск умалчивает. Нет упоминания об этой «битве» ни в шведских, ни в каких-то других источниках. И это тоже необычно для летописей.
4. «Князь же Александр не медля, с новгородцами и с ладожанами напал на них, и победил. Была великая сеча шведам»
Итак, прождали они две недели и дождались!
(Продолжение будет)
Комментарий