- Одно из неверных отношений к канону, на котором соблазняются многие, - законническое. Вот категоричное предупреждение Спасителя: Берегитесь закваски фарисеиской (Мф. 16:6) - это сказано именно о законничестве, искажающем Закон Божий.
- Когда человек живет и творит по канону - он в свободе Духа Святого, даруемой Отцом через Христа, - и той свободе, которой не могли и не могут принять законники. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5:22).
- "Закон - мера заградительная. Канон - лишь отчасти, но главным образом - строительная норма. Благодаря ему иконописцы самого разного уровня создают иконы во всех смыслах, независимо от своих индивидуальных качеств. Конечно, как и во всем, есть великие мастера, и есть ремесленники. Но все они, отказавшись от собственного языка, говорят языком Церкви, и тем не только сами обогащаются, но творят иконы, а не подражание им"[8].
- Приводя свою жизнь и творчество к Богу через канон, вводя их в определенные ритмы, стесняя себя, мы освобождаемся; свободной и все более полной, благодатной становятся и наша жизнь, и наше творчество. Вот что такое свобода внутри канона.
- Постигая канон, мы осваиваем верную систему отбора ценностей, приближающую нас к Богу.
Канон и традиция:
- Канон не явлен нам до конца, не сформулирован всесторонне, но он есть, живет в жизни Церкви, выражается частным образом в плодах церковной культуры.
- Частные выражения канона - традиции, уставы, школы, стили. Замыкаясь на частностях - не увидишь, не поймешь целого. Путь только к традиции может стать путем сектантским.
- Как немыслимо вычленение тех или иных заповедей из Писания для исполнения их по вкусу, так должно стать немыслимым и вычленение отдельных традиций, входящих в канон, для освоения только их.
- Канон проявляется в отдельных церковных традициях. Но никогда они, как и их сумма, явленная нам её сегодня, не тождественны канону. Завтра родятся новые канонические традиции.
- Традиции бывают канонические, выражающие канон, неканонические - посторонние канону, и антиканонические - враждебные ему.
- Есть иконы традиционные, но неканонические, и не все из них истинные, несмотря на свою традиционность. Например, "Бог-Саваоф", "Отечество", "Троица Новозаветная", различные аллегорически-дидактические изображения XVI-XVII вв. Древность подобных традиций не делает их каноничными.
- Не традиция освящает образ, а правда Божия, если она догматически точно выражена в образе. Тогда и новый, нетрадиционный образ становится каноничным. Те традиции, которые пребывают в правде Божией, оживают и развиваются, не отказываясь от новых форм, но принимая их в себя.
- Возрождение традиции без освоения заложенного в ней символического смысла не вводит наше творчество в канон. Оно может привести лишь к стилизации, к обрядоверию. А потому и церковному обществу, и каждому его члену (не только художнику) следует стремиться не к возрождению отдельных традиций как частных и личных правя (может быть, очень важных в свое время, но не помогающих или даже вредящих церковной жизни в другое время), а к выявлению канона и к построению сознания, творчества, да и всей жизни по канону. Это и есть творческий подход к Преданию, при котором и рождаются новые и новые традиции.
Канон и гармония:
- Канон выявляет объективную истину благоустроения мира Божия, воспринимаемую нами как гармония.
- Каноничность и гармония во всей полноте были присущи Божьему миру изначально: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт 1:31). Человеку, потерявшему гармонию с Богом и миром при грехопадении, сначала был дан Богом Закон как фундамент каноничности, а затем Христос вернул Собою гармонию человека и Бога.
- Канон выражает красоту обоженного мира, в котором отразилась красота Божия, и потому канон объективен. Это значит, что есть объективные законы красоты, к постижению которых призвано искусство.
- Путь к Богу через канон - путь ко все более полной воцерковленности и к гармонии.
- Отходя от постижения канона как от постижения бесконечно разнообразных, но единых правды и красоты Божиих, явленных в мире Божием, всякое искусство падает. Падает и человек как личность, страдает, умирает его душа, когда отходит от путей прямых, Божиих - канонических. Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (Мф 3:3), - Предтеча Господень учитель покаяния, исправления, выпрямления пути знал, что Дух дышит, где хочет, - даже в грешниках, но призывал к прямым, закономерным, каноническим путям, через которые благодать Божия льется беспрепятственно.
- Благодать, которая никогда не насилует человеческую волю, при свободном исполнении канона свободно живет и действует в человеке, содействует его творчеству.
- Савл и до обращения в апостола Павла стремился к правде Божией, приводящей к каноническому строю жизни. И в преподобной Марии Египетской, и в благоразумном разбойнике оказалась эта искра стремления к жизни по правде Божией, позволившая восприняв благодать, шагнуть к каноничности, к иконности.
Канон и иконность:
- Канон освобождает от всего, что пленяет, засоряет, скрывает иконность. Постижение канона - движение к иконности.
- В том, как и насколько по-разному святые преображают жизнь в житие, открывается нам содержание канона и формы иконности. Жизнь Церкви, строящаяся Духом Святым по канону, позволяет выявлять свои иконность каждому из нас - ее чад.
Канон и свобода:
- Ступени постижения канона - таинство восхождения от славы в славу.
- Ступени отпадения от канона - скованность, ущербность, уродливость жизни и творчества, болезни, прекращение творчества, хаос, бессмыслица, абсурд, смерть души при еще живом теле, сопровождающаяся повреждением мира вокруг себя, смерть тела, пребывание души без Бога. Канон способен возвращать из этого мрака к реальности.
- Суть этого пути - не в исполнении канонических норм и правил, а в жизни по заповедям Христовым. Каноничность станет следствием свободного их исполнения. Это "благое иго" и "легкое бремя" Христовы.
- Пока мы не свободны - канон для нас странен, обременителен, необязателен и условен. Пока мы не до конца укоренены в жизни во Христе, в Его заповедях - мы не укоренены и в каноне. Канон тогда может восприниматься нами как парадокс. Это оттого, что он противостоит нашему согласию на не каноничность, абсурдность.
- С "канонической" точки зрения наши неудачи проистекают оттого, что мы не задумываемся над значением канона как целого для нас и для мира. Христос, исполнивший закон как должно, вдохнувший в него свободу и любовь, перестал в наш век ощущаться и осознаваться мерой всего мира. Мы не ищем канона своей собственной жизни и жизни мира во Христе, и этим вольно или невольно участвуем в проявлении не каноничности, доходящей до абсурда. Велика всесторонность этого абсурда, проистекающего от не каноничности жизни и творчества. Это - "черная дыра", к которой нельзя приближаться. Отвергая абсурд и хаос, мы можем обрести свободу в каноне - свободу, ведущую к Богу.
"Содержание канона выявляется при совместном решении антропологических и экклезиологических проблем. Всестороннее исследование понятия канон как такового необходимо для верного понимания иконописного канона. Подводя итоги сказанному, сегодня мы лишь кратко обобщаем наши положения:
Канон - закономерности воздействия Божией благодати на человека, а через него - на христианскую культуру, на человечество, на все творение, постепенно выявляемые Церковью при единении даров Духа Святого со свободной человеческой волей."


Комментарий