На мой взгляд, история Антония Великого, его встреча с сапожником, заложила в восточной традиции "сравнительное благочестие". Учитывая то, что патриархальность и преклонение перед прошлым усиливаются по мере продвижение на восток "антонианство" послужило формированию своеобразного замеса из патриархата и культа предков.
В результате имеем следующие мифы:
1. Миф о святом - человеке победившем страсти (в терминах православия) и обретшего спасение и, через чудеса, подтверждение своего угоднического статуса. Именно они, эти немногие святые и есть наперстники божьи. Остальные - грешный клир, мир, на спасенье не надеющиеся.
2. Миф о прошлом, которое лучше настоящего. Вот раньше были и монахи, и народ был благочестив. А теперь - все не то...
НО это скорее побочные явления.
Главное и пагубнейшее явление - "сравнительное благочестие".
Я очень сильно сомневаюсь, что человек, упражняющийся в благочестии, читавший слова Апостола Павла о том, что тот ни с кем себя не сравнивает и не судит даже сам о себе, вдруг начинает искать у Бога ответы на довольно странные вопросы, а именно на вопросы о собственном совершенстве. Это странно с точки зрения Евангелия, провозглашающего спасение отнюдь не по делам, а по вере. Другими словами Антоний должен был знать, что он раздал свое имение не для того, чтобы спастись, а для потому, что спасся! Именно такова истоиря Закхея, например. Такова же история богатого юноши, который не смог принять идею раздачи своего имущества именно по той причине, что не смотря на благочестие, спасенным все же не был.
Другими словами с Антонием в христианство проникает некий чуждый дух.
Действительно ли чисты идеи, пришедшие с Антонием?
Сапожник и его идея завершают эту историю апогеем сравнительства. Если вопрос Антония еще можно назвать случайным и неудачным, то развитие истории полностью подтверждает идею о "сравнительном благочестии". В последствии все это вылилось в монашество, юродивых, несколько странную формулировку духовности у Осипова, которую я тоже отношу к последствиям Антониевщины.
Искать спасение в самоуничижении - феномен "меры сапожника". Одна из богословских крайностей, которая выводит нас за рамки здорового евангельского учения.
Безусловно, христианин должен обладать смирением. Евангелие учит "почитать один другого высшим себя". Но я не согласен с той формой, которую приняла эта часть духовной жизни под влиянием Антония. Смирение заключается не в том, чтобы считать всех спасенными, а себя нет. А в том, чтобы помнить, что спасение - дар, ни как тобой не заслуженный, что подтверждают многочисленные евангельские тексты.
Так что нам делать с феноменом "Антониевщины"????????????
_________________________
"сравнительное благочестие" Термин мой. Призван означать саму совокупность смысла всей этой знаменитой истории, произошедшей с Антонием.
В результате имеем следующие мифы:
1. Миф о святом - человеке победившем страсти (в терминах православия) и обретшего спасение и, через чудеса, подтверждение своего угоднического статуса. Именно они, эти немногие святые и есть наперстники божьи. Остальные - грешный клир, мир, на спасенье не надеющиеся.
2. Миф о прошлом, которое лучше настоящего. Вот раньше были и монахи, и народ был благочестив. А теперь - все не то...
НО это скорее побочные явления.
Главное и пагубнейшее явление - "сравнительное благочестие".
Я очень сильно сомневаюсь, что человек, упражняющийся в благочестии, читавший слова Апостола Павла о том, что тот ни с кем себя не сравнивает и не судит даже сам о себе, вдруг начинает искать у Бога ответы на довольно странные вопросы, а именно на вопросы о собственном совершенстве. Это странно с точки зрения Евангелия, провозглашающего спасение отнюдь не по делам, а по вере. Другими словами Антоний должен был знать, что он раздал свое имение не для того, чтобы спастись, а для потому, что спасся! Именно такова истоиря Закхея, например. Такова же история богатого юноши, который не смог принять идею раздачи своего имущества именно по той причине, что не смотря на благочестие, спасенным все же не был.
Другими словами с Антонием в христианство проникает некий чуждый дух.
Действительно ли чисты идеи, пришедшие с Антонием?
Сапожник и его идея завершают эту историю апогеем сравнительства. Если вопрос Антония еще можно назвать случайным и неудачным, то развитие истории полностью подтверждает идею о "сравнительном благочестии". В последствии все это вылилось в монашество, юродивых, несколько странную формулировку духовности у Осипова, которую я тоже отношу к последствиям Антониевщины.
Искать спасение в самоуничижении - феномен "меры сапожника". Одна из богословских крайностей, которая выводит нас за рамки здорового евангельского учения.
Безусловно, христианин должен обладать смирением. Евангелие учит "почитать один другого высшим себя". Но я не согласен с той формой, которую приняла эта часть духовной жизни под влиянием Антония. Смирение заключается не в том, чтобы считать всех спасенными, а себя нет. А в том, чтобы помнить, что спасение - дар, ни как тобой не заслуженный, что подтверждают многочисленные евангельские тексты.
Так что нам делать с феноменом "Антониевщины"????????????
_________________________
"сравнительное благочестие" Термин мой. Призван означать саму совокупность смысла всей этой знаменитой истории, произошедшей с Антонием.
Комментарий