Православная, католическая церковь, учреждённая императором Константином в 325 году, никакого отношения к формированию Библии - НЕ ИМЕЕТ!
История долгого и постепенного процесса формирования Ветхого Завета принадлежит Израилю.
На рубеже 1 - 2 веков Евангелия уже существовали и рассматривались в новом, не видевшем апостолов поколении, как важный вероучительный источник. Важную информацию сохранил для нас Папий Иерапольский (60 - 130 гг.)
Ириней Лионский (130 - 202 гг.) в книге «Против ересей», описывает историю создания Четвероевангелия
Еще одно важное свидетельство оставил нам Климент Александрийский (150 - 215 гг.)
В начале третьего века богослов Ориген (185 254 гг.) подчеркивает, что на фоне существовавших в его время биографических сочинений о Христе и апокрифических Евангелий, единственными бесспорными для всей Церкви являются только четыре канонические Евангелия.
Бесспорными для Церкви 2 - 3 веков являются четыре Евангелия, книги Деяний апостольских, 1 послание Петра, 1 послание Иоанна и 13 посланий апостола Павла. Авторитет остальных посланий и Апокалипсиса Иоанна остается в это время спорным: некоторые поместные Церкви и церковные писатели признают этот авторитет, но иные его отвергают или не пользуются этими текстами.
Большинство отцов Церкви вынуждены были перечислять канонические книги, чтобы оградить церковь от еретических посланий, говоря: «Никто к сим да не прилагает, ни да отъемлет от них что-либо». Наиболее заметным было влияние гностиков, монтанистов и маркионитов
Возможно, именно в полемике против ересей появляется и само понятие Священного Писания Нового завета. Евсевий приводит цитату из пишущего в начале 190-х годов против Монтана анонимного автора, в которой последний опасается, как бы читателю не показалось, что он «вписал что-то новое в Евангелие Нового завета и что-то там переставлял». В греческом оригинале выражение «εύαγγελίου καινής διαθήκης λόγω» буквально означает «слово благовествования Нового завета» и подразумевает Новый завет как текст, в котором не следует делать изменений.
Еще одним фактором, настоятельно требовавшим определенности в каноне Священных книг, были гонения на христиан, в которых важным требованием властей была сдача и уничтожение священных книг. Известны случаи, когда епископы вместо Писания сдавали рукописи еретических сочинений (или просто богословские труды), пользуясь незнанием, а порой и попустительством местных властей. Однако, это требовало ясного представления о том, какие книги принадлежат к Писанию и не могут быть сданы, а какие к нему не относятся и могут быть выданы на сожжение
Свидетельства о составе Священного Писания Нового завета у различных авторов первых веков христианства приведены в таблице - История формирования канона Нового завета
Во втором веке определяется отношение ко многим новозаветным книгам, как богодухновенному тексту. Одним из первых выражает эту мысль Феофил Антиохийский (ок. 180 г.)
В первой половине 2 века Папий Иерапольский пользуется в недошедших до нас, но известных Евсевию текстах, 1 посланием Петра и 1 посланием Иоанна
Крупнейший апологет 2 века Иустин Философ (100 165 гг.) цитирует Четвероевангелие, Деяния апостолов, 1 послание Петра, Послания апостола Павла, в том числе и Послание к евреям. Иустин высоко оценивает также авторитет Апокалипсиса Иоанна Богослова
Старший современник Климента, Ириней Лионский использует несколько отличающийся канон Нового Завета. В дополнение к никогда и ни у кого не вызывавшим сомнений Четвероевангелию, Деяниям апостолов и 13 посланиям ап. Павла (кроме Послания к евреям), он включает в канон 1 послание Петра, послания и Апокалипсис Иоанна Позиция Иринея была ближе к общепринятой во второй половине 2 в.
Важнейшим документом для истории новозаветного канона является «Мураториев канон» древнейший из сохранившихся списков новозаветных писаний Рукопись датируется концом 2 века (170-180 гг.) Список включает все книги Нового завета, за исключением 1 и 2 посланий Петра, Послания к евреям и Послания Иакова. В дополнение к этому в канон включены Апокалипсис Петра, а также Премудрость Соломонова
Чтобы оградить церковь от еретических посланий, одним из первых разделение на общепризнанные и спорные предлагает в первой половине 3 века Ориген (185 254 гг.) . В число общепризнанных книг он включает Четвероевангелие, Деяния, 13 посланий Павла, 1 послание Петра и 1 послание Иоанна, а также Апокалипсис Иоанна. Остальные Соборные послания (2 Петр, 2 и 3 Ин, Иуд и Иак), а также Послание к евреям Ориген обозначает как спорные, хотя его личное мнение склоняется в пользу этих текстов. К спорным он относит также и Послание Варнавы. Об остальной околоновозаветной литературе умалчивается: предполагается, что она никак не может входить в обсуждаемый канон
Климент Александрийский (150-215 гг.) упоминает и цитирует в составе Священного Писания Нового Завета все 27 канонических книг Климент также пользуется и неканоническими книгами Ветхого завета, в частности Премудростью Соломона и Премудростью Иисуса, сына Сирахова
История долгого и постепенного процесса формирования Ветхого Завета принадлежит Израилю.
Основное формирование Нового Завета происходило в 1-3 века
На рубеже 1 - 2 веков Евангелия уже существовали и рассматривались в новом, не видевшем апостолов поколении, как важный вероучительный источник. Важную информацию сохранил для нас Папий Иерапольский (60 - 130 гг.)
Ириней Лионский (130 - 202 гг.) в книге «Против ересей», описывает историю создания Четвероевангелия
Еще одно важное свидетельство оставил нам Климент Александрийский (150 - 215 гг.)
В начале третьего века богослов Ориген (185 254 гг.) подчеркивает, что на фоне существовавших в его время биографических сочинений о Христе и апокрифических Евангелий, единственными бесспорными для всей Церкви являются только четыре канонические Евангелия.
Бесспорными для Церкви 2 - 3 веков являются четыре Евангелия, книги Деяний апостольских, 1 послание Петра, 1 послание Иоанна и 13 посланий апостола Павла. Авторитет остальных посланий и Апокалипсиса Иоанна остается в это время спорным: некоторые поместные Церкви и церковные писатели признают этот авторитет, но иные его отвергают или не пользуются этими текстами.
Большинство отцов Церкви вынуждены были перечислять канонические книги, чтобы оградить церковь от еретических посланий, говоря: «Никто к сим да не прилагает, ни да отъемлет от них что-либо». Наиболее заметным было влияние гностиков, монтанистов и маркионитов
Возможно, именно в полемике против ересей появляется и само понятие Священного Писания Нового завета. Евсевий приводит цитату из пишущего в начале 190-х годов против Монтана анонимного автора, в которой последний опасается, как бы читателю не показалось, что он «вписал что-то новое в Евангелие Нового завета и что-то там переставлял». В греческом оригинале выражение «εύαγγελίου καινής διαθήκης λόγω» буквально означает «слово благовествования Нового завета» и подразумевает Новый завет как текст, в котором не следует делать изменений.
Еще одним фактором, настоятельно требовавшим определенности в каноне Священных книг, были гонения на христиан, в которых важным требованием властей была сдача и уничтожение священных книг. Известны случаи, когда епископы вместо Писания сдавали рукописи еретических сочинений (или просто богословские труды), пользуясь незнанием, а порой и попустительством местных властей. Однако, это требовало ясного представления о том, какие книги принадлежат к Писанию и не могут быть сданы, а какие к нему не относятся и могут быть выданы на сожжение
Свидетельства о составе Священного Писания Нового завета у различных авторов первых веков христианства приведены в таблице - История формирования канона Нового завета
Во втором веке определяется отношение ко многим новозаветным книгам, как богодухновенному тексту. Одним из первых выражает эту мысль Феофил Антиохийский (ок. 180 г.)
В первой половине 2 века Папий Иерапольский пользуется в недошедших до нас, но известных Евсевию текстах, 1 посланием Петра и 1 посланием Иоанна
Крупнейший апологет 2 века Иустин Философ (100 165 гг.) цитирует Четвероевангелие, Деяния апостолов, 1 послание Петра, Послания апостола Павла, в том числе и Послание к евреям. Иустин высоко оценивает также авторитет Апокалипсиса Иоанна Богослова
Старший современник Климента, Ириней Лионский использует несколько отличающийся канон Нового Завета. В дополнение к никогда и ни у кого не вызывавшим сомнений Четвероевангелию, Деяниям апостолов и 13 посланиям ап. Павла (кроме Послания к евреям), он включает в канон 1 послание Петра, послания и Апокалипсис Иоанна Позиция Иринея была ближе к общепринятой во второй половине 2 в.
Важнейшим документом для истории новозаветного канона является «Мураториев канон» древнейший из сохранившихся списков новозаветных писаний Рукопись датируется концом 2 века (170-180 гг.) Список включает все книги Нового завета, за исключением 1 и 2 посланий Петра, Послания к евреям и Послания Иакова. В дополнение к этому в канон включены Апокалипсис Петра, а также Премудрость Соломонова
Чтобы оградить церковь от еретических посланий, одним из первых разделение на общепризнанные и спорные предлагает в первой половине 3 века Ориген (185 254 гг.) . В число общепризнанных книг он включает Четвероевангелие, Деяния, 13 посланий Павла, 1 послание Петра и 1 послание Иоанна, а также Апокалипсис Иоанна. Остальные Соборные послания (2 Петр, 2 и 3 Ин, Иуд и Иак), а также Послание к евреям Ориген обозначает как спорные, хотя его личное мнение склоняется в пользу этих текстов. К спорным он относит также и Послание Варнавы. Об остальной околоновозаветной литературе умалчивается: предполагается, что она никак не может входить в обсуждаемый канон
Климент Александрийский (150-215 гг.) упоминает и цитирует в составе Священного Писания Нового Завета все 27 канонических книг Климент также пользуется и неканоническими книгами Ветхого завета, в частности Премудростью Соломона и Премудростью Иисуса, сына Сирахова
Комментарий