
В XIX веке в христианстве впервые появилась идея, что душа смертна. 1800 лет до этого, ни у православных, ни у католиков, ни у армян с другими антихалкидонитами, ни у древних ересиархов, ни у лютеран, ни у баптистов, ни у кальвинистов, ни у кого подобных идей не было. Это "новое евангелие". Любопытно проследить, откуда эта идея появилась. Вот автобиографические записки Елены Уайт, описывающие события примерно середины XIX века.
"Однажды я услушала разговор между моей матерью и сестрой, касающийся недавно услышанной ими проповеди о том, что душа не имеет естественного бессмертия. Прозвучали некоторые тексты, доказывающие слова служителя. Среди них я помню те, которые произвели на меня очень сильное впечатление:
- Душа согрешающая, да умрет.
- Живая собака лучше мертвого льва, потому что живые знают, что они умрут; а мертвые ничего не знают
Я выслушала эти новые идеи с большим интересом. Наедине с мамой я спросила, действительно ли она верит, что душа не бессмертна? Она ответила, что она боялась, что мы ошибаемся в этом, а также в некоторых других вопросах.
Но мама, - сказал я, - неужели вы действительно верите, что душа спит в могиле до воскресения? Вы думаете, что христианин, когда он умирает, не сразу попадает в рай, а грешник - в ад?
Она ответила: "Библия не дает нам доказательств существования вечно пылающего ада. Если есть такие место, то оно должно быть упомянуто в Библии"...
Прошло несколько месяцев после этого разговора, прежде чем я услышала что-либо еще об этой доктрине; но все это время я много думала об этом. Когда я услышала проповедь, я поверила, что это правда. С того момента, как в моем уме просиял свет, связанный со сном мертвых, тайна, которая окутывала воскресение, исчезла, а само великое событие приобрело новое и возвышенное значение. Мой разум часто тревожили его попытки примирить немедленную награду или наказание мертвых с несомненным фактом будущего воскресения и суда. Если душа в момент смерти вступает в вечное счастье или несчастье, зачем нужно воскресение бедного, разлагающегося тела?"
[J. White, E. White, Life Sketches, 1880: 170-171].
Комментарий