Какая добродетель больше всех
Свернуть
X
-
Милосердие, это когда любовь идёт от сердца, и является плодом духа. А кто не любит людей, то значит и Бога не любит. И делает дела ради своей выгоды, а не помогает людям ради Бога, не рассчитывая на мзду.Слава Отцу и Сыну и Святому ДухуКомментарий
-
Помню, когда я еще в молодые годы находился в пределах Фиваиды, где обитал блаженный Антоний, старцы собрались к нему для рассуждения о совершенстве. С вечера до утра продолжалось собеседование, исследовали, какая добродетель больше всех, какая бы могла всегда сохранять монаха невредимым от сетей обольщений дьявола и вести прямым путем кверху совершенства. Каждый по своему понятию высказывал мнение.
Одни видели это в усердии к посту и бдению, потому что посредством их утончается дух, приобретается чистота сердца и тела, и потому удобнее можно соединяться с Богом. Другие видели в нестяжании и презрении всех вещей, от которых отрешившись, как от задерживающих уз, дух свободнее приближается к Богу. Иные считали необходимым отшельничество, т. е. удаление в пустыню на уединение, в котором пребывающий может дерзновеннее молиться и лучше прилепляться к Нему. Некоторые утверждали, что надо исполнять обязанности любви или человеколюбия, потому что преимущественно за это Господь в Евангелии обещает Царство Небесное, говоря: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня» и пр. (Мф. 25, 34-35).
Когда таким образом каждый по-своему представлял различные добродетели, посредством которых человек удобнее может приблизиться к Богу, и уже большая часть ночи прошла в этом исследовании, блаженный Антоний наконец стал говорить: все это, о чем вы говорите, нужно и полезно ищущим Бога и желающим прийти к Нему. Но всем этим добродетелям отдать первенство не позволяют бесчисленные опыты и падения многих. Ибо некоторые часто жестоко сокрушали себя постом и бдением, пребывали в пустынном уединении, доходили до такой нестяжательности, что не оставляли себе и на один день пищи, и до того исполняли долг милостыни, что не оставалось у них средств для подаяния. Но после всего этого они жалким образом уклонились от добродетели и впали в порок.
Что же было причиною их прельщения и падения? По моему мнению, не что иное, как недостаток в них рассудительности. Ибо она учит человека идти царским путем, сторонясь крайностей с обеих сторон: с правой стороны не допускает обольщаться чрезмерным воздержанием, с левой - увлекаться к беспечности и расслаблению. Рассудительность в Евангелии называется глазом и светильником души, как говорит Спаситель: «светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф 6, 22-23). Это потому, что рассудительность, исследуя все мысли и дела человека, отлучает и отстраняет всякое зло и неугодное Богу дело и удаляет от него всякое обольщение.
(преп. Иоанн Кассиан Римлянин)
И я весьма часто наблюдаю высокую склонность христиан к поиску именно БОЛЬШЕГО, а не ЛУЧШЕГО, а это, по глубокому моему убеждению, совершенно неверный подход. Ибо предполагает обязательные "блуждания" уже изначально, по указанной выше причине, приводя к огромному разочарованию самим "прибором". А "компас"-то оказывается совершенно не при чем. То есть мало признавать рассудительность благом, нужно еще и хорошо понимать, чтО она такое, каким способом достигается, и осознавать ее положение относительно иных конструктивных качеств личности. Вот о подобной работе христиане часто забывают, откуда и происходят дальнейшие их заблуждения.Комментарий
-
Оценивать и относиться к ним, учитывая лишь положительные качества?
Презирать, когда они портят свое светлое духовное начало?
Жалеть в немощи?
Ненавидеть их немощь, показывая их сильные стороны?
Биться с ними на смерть за Бога во-имя их будущего духовного Спасения?
Биться с богами, во-имя права человека жить счастливо?
Это все лишь примеры возможных подходов к пониманию любви. А мне бы хотелось узнать Ваш вариант.Комментарий
-
Во всех есть любовь, только направлена она у всех в разные стороны...
Одни любят деньги, другие наслаждения, третьи филосовствовать ... но, в любом случае, всё это исходит в первую очередь из любви к самому себе, как обладателю всего того, что даёт им эта любовь. Это, на самом деле, сложная для понимания штука, поэтому большинство живёт в "иллюзии" любви, выдавая средства за цель...
Если говорить кратко, то лично для меня любовь - это, вначале, наиполнейшее самоотречение. Но таковое понимание ее иллюзорно, поскольку далее таковая раскрывается, как самообретение (себя настоящего) в полной свободе от приоритета собственной личности.
Очень древний символ любви - распускающийся цветок - совсем не дань романтической сентиментальности. Он выражает глубокий смысл самой сути такого понятия.
Как видим, любовь имеет вектор и сама по себе не есть ни добродетель, ни зло... всё зависти от того, совпадает ли вектор любви конкретного субъекта с вектором принятого "культа" любви... Согласитесь, среди садистов, любовь к истязанию других живых существ - есть положительное, добродетельное начало для созидания их культуры... извечный вопрос исходных точек филосовствования системы "заяц-волк". )))Комментарий
-
Хорошие мысли, правильные, однако неполные. И неполнота их в том, что мало иметь "компас", пускай и самый лучший, нужно еще и уметь им пользоваться. Таким образом - наличием и умением - реализуется вся точность "прибора", т.е., в буквальном уже смысле - качество любого понимания.Пишите по теме, пожалуйста.Комментарий
-
Навряд-ли. Потому что:
"...Антоний, старцы собрались к нему для рассуждения о совершенстве. С вечера до утра продолжалось собеседование, исследовали, какая добродетель больше всех, какая бы могла всегда сохранять монаха невредимым от сетей обольщений дьявола и вести прямым путем кверху совершенства. ..."
(Важное выделено)
Эти свои выводы я совершаю отнюдь не только и даже не столько на основании данного отрывка, сколько из личного опыта общения с христианами, на основании личного изучения стереотипов и архетипов их мышления. Важно понимать, что я вовсе не обвиняю христиан, а пытаюсь понять их точку зрения, используя свою лишь в качестве удобного "фона".
Вот смотрите: есть у нас гипотетический потенциал, и есть возможность его реализации. Что делают христиане? Они рекомендуют следующее - трать безоглядно все, что имеешь (на благо, естественно), вверя беспокойство о наполнении силами Богу. В этой отчаянной трате реализуется сам принцип веры, как таковой. И этот же подход мы встречаем в приведенном Вами отрывке, где происходит обсуждение этих самых "трат" наиболее эффективным образом. То есть так, чтобы не чувствовать пустые "закрома", не измучить себя этим чувством недостатка, подтачивающего веру, не уклониться с выбранного пути. Что же решают собравшиеся? А решают они "обезопасить" веру, путем отречения от ее испытания, то есть - полагая в основу "разумные траты". Верно-ли это? С философской точки зрения - да, но здесь та же самая философия требует и очень важного дополнения: проникновение в сущность метода, а это, увы, уже совсем не про христианство. Стало быть, для использования подходящего варианта нужно адаптировать таковой к требованиям веры и реализовывать именно через нее. Но полноценно это совершить невозможно - вера требует и "не ума", скажем так, откуда получаем очень слабое решение с проблематичной реализацией.
Это самое столкновение требований веры и философии обнаруживает тот самый "компас" без "умения пользоваться таковым".Комментарий
-
Славик64, а что Вы понимаете под "любовью к людям"?
Оценивать и относиться к ним, учитывая лишь положительные качества?
Презирать, когда они портят свое светлое духовное начало?
Жалеть в немощи?
Ненавидеть их немощь, показывая их сильные стороны?
Биться с ними на смерть за Бога во-имя их будущего духовного Спасения?
Биться с богами, во-имя права человека жить счастливо?
Это все лишь примеры возможных подходов к пониманию любви. А мне бы хотелось узнать Ваш вариант.Слава Отцу и Сыну и Святому ДухуКомментарий
-
В моём понимании, любовь к людям, выражается в том, что видеть в людях только хорошее, не обращать внимания на их отрицательные стороны. И как сказано, с плачущими плакать, с радующимися , радоваться. Быть снисходительным к окружающим, а требовательным к себе. Вообще, считаю, что любовь к людям приходит, и возрастает по мере духовного роста. Любовь, это божественная энергия, которой Бог одаряет всех людей, которые очистили своё сердце и ум, чтобы эту любовь вместить.Комментарий
-
- - - Добавлено - - -
Слепая нерассудительная любовь- не есть добродетель, но порок.
- - - Добавлено - - -
Вообще то добродетель- это высокие нравственные качества человека. Антоним к этому слову- порок.
- - - Добавлено - - -
Оплакивать высокие нравственные качества человека, как грехи- это горе. Исаии 5:20Комментарий
-
Вот еще один вариант понимания, что такое "любовь к людям". Но посмотрите, Славик64, что мы имеем в итоге? Результатом является, в первую очередь, НАШЕ СУЖДЕНИЕ о любви, а не сама любовь. То есть мы уже изначально словно бы говорим миру "приготовься! Я тебя сейчас буду очень сильно уважать и любить, а ты лучше не дрыгайся, ибо все равно будет по-моему, потому что я прав!". Что я хочу этим сказать? Да не более, чем показать иную крайность позиции, полярной Индуизму. Такой - порочно пассивен и бездеятелен, Христианство - (уж извините) порочно активно и навязчиво. И там, и там прослеживается целиком искусственная попытка реализации естественного и, без сомнения, тайного - самой любви, закатанной в религиозный стереотип. И вот как раз поэтому часто и возникают подобные вопросы, как в самом первом сообщении темы: каким путем выбираться? Что в действительности правильно? А правильно, на мой личный взгляд, не закрывать глаза и уши, равно как и не голосить, что есть мочи, перебивая всех. Достаточно просто помолчать и спокойно воспринять то, что происходит вокруг. И тогда правильное решение возникнет само собой - совершенно естественным образом.Слава Отцу и Сыну и Святому ДухуКомментарий
-
Как можно доверять тому, с кем не общался лично? В первую очередь нужно доверять опыту и знаниям, в противном случае Вы сильно рискуете, ибо мы вовсе не "пупы земли" - по глупости оступившись и сидя в яме бесполезно звать на помощь. Ибо наше отсутствие циничный мир даже не заметит...
Что Вы под этим понимаете "исповедовать веру"?Комментарий
-
Как можно доверять тому, с кем не общался лично? В первую очередь нужно доверять опыту и знаниям, в противном случае Вы сильно рискуете, ибо мы вовсе не "пупы земли" - по глупости оступившись и сидя в яме бесполезно звать на помощь. Ибо наше отсутствие циничный мир даже не заметит...
Что Вы под этим понимаете "исповедовать веру"?Слава Отцу и Сыну и Святому ДухуКомментарий
Комментарий