Какая добродетель больше всех

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • sam1
    Метафизический Сам

    • 15 January 2009
    • 19049

    #46
    Сообщение от Славик64
    Милосердие, высшая степень любви.
    Можно творить дела милосердия чисто внешне, не любя людей, на которых направлено это милосердие.
    Пишите по теме, пожалуйста.

    Комментарий

    • Славик64
      Ветеран

      • 03 November 2017
      • 1132

      #47
      Сообщение от sam1
      Можно творить дела милосердия чисто внешне, не любя людей, на которых направлено это милосердие.
      Милосердие, это когда любовь идёт от сердца, и является плодом духа. А кто не любит людей, то значит и Бога не любит. И делает дела ради своей выгоды, а не помогает людям ради Бога, не рассчитывая на мзду.
      Слава Отцу и Сыну и Святому Духу

      Комментарий

      • Ystyrgar
        Отключен

        • 16 February 2018
        • 3864

        #48
        Сообщение от sam1
        Помню, когда я еще в молодые годы находился в пределах Фиваиды, где обитал блаженный Антоний, старцы собрались к нему для рассуждения о совершенстве. С вечера до утра продолжалось собеседование, исследовали, какая добродетель больше всех, какая бы могла всегда сохранять монаха невредимым от сетей обольщений дьявола и вести прямым путем кверху совершенства. Каждый по своему понятию высказывал мнение.

        Одни видели это в усердии к посту и бдению, потому что посредством их утончается дух, приобретается чистота сердца и тела, и потому удобнее можно соединяться с Богом. Другие видели в нестяжании и презрении всех вещей, от которых отрешившись, как от задерживающих уз, дух свободнее приближается к Богу. Иные считали необходимым отшельничество, т. е. удаление в пустыню на уединение, в котором пребывающий может дерзновеннее молиться и лучше прилепляться к Нему. Некоторые утверждали, что надо исполнять обязанности любви или человеколюбия, потому что преимущественно за это Господь в Евангелии обещает Царство Небесное, говоря: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня» и пр. (Мф. 25, 34-35).

        Когда таким образом каждый по-своему представлял различные добродетели, посредством которых человек удобнее может приблизиться к Богу, и уже большая часть ночи прошла в этом исследовании, блаженный Антоний наконец стал говорить: все это, о чем вы говорите, нужно и полезно ищущим Бога и желающим прийти к Нему. Но всем этим добродетелям отдать первенство не позволяют бесчисленные опыты и падения многих. Ибо некоторые часто жестоко сокрушали себя постом и бдением, пребывали в пустынном уединении, доходили до такой нестяжательности, что не оставляли себе и на один день пищи, и до того исполняли долг милостыни, что не оставалось у них средств для подаяния. Но после всего этого они жалким образом уклонились от добродетели и впали в порок.

        Что же было причиною их прельщения и падения? По моему мнению, не что иное, как недостаток в них рассудительности. Ибо она учит человека идти царским путем, сторонясь крайностей с обеих сторон: с правой стороны не допускает обольщаться чрезмерным воздержанием, с левой - увлекаться к беспечности и расслаблению. Рассудительность в Евангелии называется глазом и светильником души, как говорит Спаситель: «светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф 6, 22-23). Это потому, что рассудительность, исследуя все мысли и дела человека, отлучает и отстраняет всякое зло и неугодное Богу дело и удаляет от него всякое обольщение.

        (преп. Иоанн Кассиан Римлянин)
        Хорошие мысли, правильные, однако неполные. И неполнота их в том, что мало иметь "компас", пускай и самый лучший, нужно еще и уметь им пользоваться. Таким образом - наличием и умением - реализуется вся точность "прибора", т.е., в буквальном уже смысле - качество любого понимания.
        И я весьма часто наблюдаю высокую склонность христиан к поиску именно БОЛЬШЕГО, а не ЛУЧШЕГО, а это, по глубокому моему убеждению, совершенно неверный подход. Ибо предполагает обязательные "блуждания" уже изначально, по указанной выше причине, приводя к огромному разочарованию самим "прибором". А "компас"-то оказывается совершенно не при чем. То есть мало признавать рассудительность благом, нужно еще и хорошо понимать, чтО она такое, каким способом достигается, и осознавать ее положение относительно иных конструктивных качеств личности. Вот о подобной работе христиане часто забывают, откуда и происходят дальнейшие их заблуждения.

        Комментарий

        • Ystyrgar
          Отключен

          • 16 February 2018
          • 3864

          #49
          Сообщение от Славик64
          Милосердие, это когда любовь идёт от сердца, и является плодом духа. А кто не любит людей, то значит и Бога не любит. И делает дела ради своей выгоды, а не помогает людям ради Бога, не рассчитывая на мзду.
          Славик64, а что Вы понимаете под "любовью к людям"?
          Оценивать и относиться к ним, учитывая лишь положительные качества?
          Презирать, когда они портят свое светлое духовное начало?
          Жалеть в немощи?
          Ненавидеть их немощь, показывая их сильные стороны?
          Биться с ними на смерть за Бога во-имя их будущего духовного Спасения?
          Биться с богами, во-имя права человека жить счастливо?
          Это все лишь примеры возможных подходов к пониманию любви. А мне бы хотелось узнать Ваш вариант.

          Комментарий

          • Ystyrgar
            Отключен

            • 16 February 2018
            • 3864

            #50
            Сообщение от Axe
            Во всех есть любовь, только направлена она у всех в разные стороны...
            Одни любят деньги, другие наслаждения, третьи филосовствовать ... но, в любом случае, всё это исходит в первую очередь из любви к самому себе, как обладателю всего того, что даёт им эта любовь. Это, на самом деле, сложная для понимания штука, поэтому большинство живёт в "иллюзии" любви, выдавая средства за цель...
            Вы путаете любовь с привязанностью, зависимостью, страстью, ревностью, привычкой и еще, бог его знает, с чем.
            Если говорить кратко, то лично для меня любовь - это, вначале, наиполнейшее самоотречение. Но таковое понимание ее иллюзорно, поскольку далее таковая раскрывается, как самообретение (себя настоящего) в полной свободе от приоритета собственной личности.
            Очень древний символ любви - распускающийся цветок - совсем не дань романтической сентиментальности. Он выражает глубокий смысл самой сути такого понятия.

            Сообщение от Axe
            Как видим, любовь имеет вектор и сама по себе не есть ни добродетель, ни зло... всё зависти от того, совпадает ли вектор любви конкретного субъекта с вектором принятого "культа" любви... Согласитесь, среди садистов, любовь к истязанию других живых существ - есть положительное, добродетельное начало для созидания их культуры... извечный вопрос исходных точек филосовствования системы "заяц-волк". )))
            Садист не имеет деятельного духовного начала. Это как нарушение функции руки не есть выражение альтернативной ее функции. Об этом замечательно пишет Э. Фромм в своей "Анатомии...". Если любопытно - очень рекомендую.

            Комментарий

            • sam1
              Метафизический Сам

              • 15 January 2009
              • 19049

              #51
              Сообщение от Ystyrgar
              Хорошие мысли, правильные, однако неполные. И неполнота их в том, что мало иметь "компас", пускай и самый лучший, нужно еще и уметь им пользоваться. Таким образом - наличием и умением - реализуется вся точность "прибора", т.е., в буквальном уже смысле - качество любого понимания.
              Это же древняя история, попала в рукопись задолго до книгопечатания. Поэтому изложена вкратце, лишь главные моменты. Конечно, подразумевается и компас, и умение им пользоваться.
              Пишите по теме, пожалуйста.

              Комментарий

              • Ystyrgar
                Отключен

                • 16 February 2018
                • 3864

                #52
                Сообщение от sam1
                Это же древняя история, попала в рукопись задолго до книгопечатания. Поэтому изложена вкратце, лишь главные моменты.
                Да, я это учитываю.

                Сообщение от sam1
                Конечно, подразумевается и компас, и умение им пользоваться.
                Навряд-ли. Потому что:
                "...Антоний, старцы собрались к нему для рассуждения о совершенстве. С вечера до утра продолжалось собеседование, исследовали, какая добродетель больше всех, какая бы могла всегда сохранять монаха невредимым от сетей обольщений дьявола и вести прямым путем кверху совершенства. ..."
                (Важное выделено)
                Эти свои выводы я совершаю отнюдь не только и даже не столько на основании данного отрывка, сколько из личного опыта общения с христианами, на основании личного изучения стереотипов и архетипов их мышления. Важно понимать, что я вовсе не обвиняю христиан, а пытаюсь понять их точку зрения, используя свою лишь в качестве удобного "фона".

                Вот смотрите: есть у нас гипотетический потенциал, и есть возможность его реализации. Что делают христиане? Они рекомендуют следующее - трать безоглядно все, что имеешь (на благо, естественно), вверя беспокойство о наполнении силами Богу. В этой отчаянной трате реализуется сам принцип веры, как таковой. И этот же подход мы встречаем в приведенном Вами отрывке, где происходит обсуждение этих самых "трат" наиболее эффективным образом. То есть так, чтобы не чувствовать пустые "закрома", не измучить себя этим чувством недостатка, подтачивающего веру, не уклониться с выбранного пути. Что же решают собравшиеся? А решают они "обезопасить" веру, путем отречения от ее испытания, то есть - полагая в основу "разумные траты". Верно-ли это? С философской точки зрения - да, но здесь та же самая философия требует и очень важного дополнения: проникновение в сущность метода, а это, увы, уже совсем не про христианство. Стало быть, для использования подходящего варианта нужно адаптировать таковой к требованиям веры и реализовывать именно через нее. Но полноценно это совершить невозможно - вера требует и "не ума", скажем так, откуда получаем очень слабое решение с проблематичной реализацией.
                Это самое столкновение требований веры и философии обнаруживает тот самый "компас" без "умения пользоваться таковым".

                Комментарий

                • Славик64
                  Ветеран

                  • 03 November 2017
                  • 1132

                  #53
                  Сообщение от Ystyrgar
                  Славик64, а что Вы понимаете под "любовью к людям"?
                  Оценивать и относиться к ним, учитывая лишь положительные качества?
                  Презирать, когда они портят свое светлое духовное начало?
                  Жалеть в немощи?
                  Ненавидеть их немощь, показывая их сильные стороны?
                  Биться с ними на смерть за Бога во-имя их будущего духовного Спасения?
                  Биться с богами, во-имя права человека жить счастливо?
                  Это все лишь примеры возможных подходов к пониманию любви. А мне бы хотелось узнать Ваш вариант.
                  В моём понимании, любовь к людям, выражается в том, что видеть в людях только хорошее, не обращать внимания на их отрицательные стороны. И как сказано, с плачущими плакать, с радующимися , радоваться. Быть снисходительным к окружающим, а требовательным к себе. Вообще, считаю, что любовь к людям приходит, и возрастает по мере духовного роста. Любовь, это божественная энергия, которой Бог одаряет всех людей, которые очистили своё сердце и ум, чтобы эту любовь вместить.
                  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу

                  Комментарий

                  • Ystyrgar
                    Отключен

                    • 16 February 2018
                    • 3864

                    #54
                    Сообщение от Славик64
                    В моём понимании, любовь к людям, выражается в том, что видеть в людях только хорошее, не обращать внимания на их отрицательные стороны. И как сказано, с плачущими плакать, с радующимися , радоваться. Быть снисходительным к окружающим, а требовательным к себе. Вообще, считаю, что любовь к людям приходит, и возрастает по мере духовного роста. Любовь, это божественная энергия, которой Бог одаряет всех людей, которые очистили своё сердце и ум, чтобы эту любовь вместить.
                    Вот еще один вариант понимания, что такое "любовь к людям". Но посмотрите, Славик64, что мы имеем в итоге? Результатом является, в первую очередь, НАШЕ СУЖДЕНИЕ о любви, а не сама любовь. То есть мы уже изначально словно бы говорим миру "приготовься! Я тебя сейчас буду очень сильно уважать и любить, а ты лучше не дрыгайся, ибо все равно будет по-моему, потому что я прав!". Что я хочу этим сказать? Да не более, чем показать иную крайность позиции, полярной Индуизму. Такой - порочно пассивен и бездеятелен, Христианство - (уж извините) порочно активно и навязчиво. И там, и там прослеживается целиком искусственная попытка реализации естественного и, без сомнения, тайного - самой любви, закатанной в религиозный стереотип. И вот как раз поэтому часто и возникают подобные вопросы, как в самом первом сообщении темы: каким путем выбираться? Что в действительности правильно? А правильно, на мой личный взгляд, не закрывать глаза и уши, равно как и не голосить, что есть мочи, перебивая всех. Достаточно просто помолчать и спокойно воспринять то, что происходит вокруг. И тогда правильное решение возникнет само собой - совершенно естественным образом.

                    Комментарий

                    • Мама Эля
                      Отключен

                      • 16 May 2016
                      • 12881

                      #55
                      Сообщение от Алексей1984
                      Милость. И пусть все святые , которые только были есть и будут попробуют это оспорить.
                      В милости также должна быть рассудительность.

                      - - - Добавлено - - -

                      Сообщение от Квинт
                      ... любовь

                      тему можно закрывать ...
                      Слепая нерассудительная любовь- не есть добродетель, но порок.

                      - - - Добавлено - - -

                      Сообщение от laurcio
                      Добродетель - это доброе деяние, дело.
                      Вообще то добродетель- это высокие нравственные качества человека. Антоним к этому слову- порок.

                      - - - Добавлено - - -

                      Сообщение от sam1
                      Я приводил чуть выше хорошее высказывание на эту тему: «Святые оплакивали свои добродетели как грехи» (Симеон Новый Богослов).
                      Оплакивать высокие нравственные качества человека, как грехи- это горе. Исаии 5:20

                      Комментарий

                      • Славик64
                        Ветеран

                        • 03 November 2017
                        • 1132

                        #56
                        Сообщение от Ystyrgar
                        Вот еще один вариант понимания, что такое "любовь к людям". Но посмотрите, Славик64, что мы имеем в итоге? Результатом является, в первую очередь, НАШЕ СУЖДЕНИЕ о любви, а не сама любовь. То есть мы уже изначально словно бы говорим миру "приготовься! Я тебя сейчас буду очень сильно уважать и любить, а ты лучше не дрыгайся, ибо все равно будет по-моему, потому что я прав!". Что я хочу этим сказать? Да не более, чем показать иную крайность позиции, полярной Индуизму. Такой - порочно пассивен и бездеятелен, Христианство - (уж извините) порочно активно и навязчиво. И там, и там прослеживается целиком искусственная попытка реализации естественного и, без сомнения, тайного - самой любви, закатанной в религиозный стереотип. И вот как раз поэтому часто и возникают подобные вопросы, как в самом первом сообщении темы: каким путем выбираться? Что в действительности правильно? А правильно, на мой личный взгляд, не закрывать глаза и уши, равно как и не голосить, что есть мочи, перебивая всех. Достаточно просто помолчать и спокойно воспринять то, что происходит вокруг. И тогда правильное решение возникнет само собой - совершенно естественным образом.
                        Вы не доверяете Христу? Какую веру Вы исповедуете ?
                        Слава Отцу и Сыну и Святому Духу

                        Комментарий

                        • sam1
                          Метафизический Сам

                          • 15 January 2009
                          • 19049

                          #57
                          Сообщение от Мама Эля
                          Оплакивать высокие нравственные качества человека, как грехи- это горе. Исаии 5:20
                          Прежде чем делать выводы и возмущаться, нужно знать, почему они так делали.
                          Пишите по теме, пожалуйста.

                          Комментарий

                          • алекс123
                            Ветеран

                            • 24 April 2019
                            • 4248

                            #58
                            СМИРЕНИЕ .
                            1Кор.13:2 "Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто."

                            Комментарий

                            • Ystyrgar
                              Отключен

                              • 16 February 2018
                              • 3864

                              #59
                              Сообщение от Славик64
                              Вы не доверяете Христу?
                              Как можно доверять тому, с кем не общался лично? В первую очередь нужно доверять опыту и знаниям, в противном случае Вы сильно рискуете, ибо мы вовсе не "пупы земли" - по глупости оступившись и сидя в яме бесполезно звать на помощь. Ибо наше отсутствие циничный мир даже не заметит...

                              Сообщение от Славик64
                              Какую веру Вы исповедуете ?
                              Что Вы под этим понимаете "исповедовать веру"?

                              Комментарий

                              • Славик64
                                Ветеран

                                • 03 November 2017
                                • 1132

                                #60
                                Сообщение от Ystyrgar
                                Как можно доверять тому, с кем не общался лично? В первую очередь нужно доверять опыту и знаниям, в противном случае Вы сильно рискуете, ибо мы вовсе не "пупы земли" - по глупости оступившись и сидя в яме бесполезно звать на помощь. Ибо наше отсутствие циничный мир даже не заметит...


                                Что Вы под этим понимаете "исповедовать веру"?
                                В какого Бога верите? Или Вы атеист?
                                Слава Отцу и Сыну и Святому Духу

                                Комментарий

                                Обработка...