Какая добродетель больше всех

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Димитрий
    Ветеран
    Совет Форума

    • 30 September 2002
    • 1615

    #16
    Сообщение от sam1
    Помню, когда я еще в молодые годы находился в пределах Фиваиды, где обитал блаженный Антоний, старцы собрались к нему для рассуждения о совершенстве. С вечера до утра продолжалось собеседование, исследовали, какая добродетель больше всех, какая бы могла всегда сохранять монаха невредимым от сетей обольщений дьявола и вести прямым путем кверху совершенства. Каждый по своему понятию высказывал мнение.
    Чтобы говорить о добродетели, нужно говорить также о вере и истине, потому что если вера не вполне подлинная, хотя бы во внешних началах, то тогда и добродетель страдает, потому что тот человек, у которого подлинного учения нет, может практиковать десятки и сотни лет, говорить о смирении и прочем, но поскольку у него подлинного понимания рамко смирения и целей нет, то и практика страдает. Возможно, многие знают о тех людях и традициях, которые трубят о смирении, но при этом жизнь и отношение к другим переполнено гордыней.

    Таким образом, для подлинной добродетели должна быть именно основой некоторое ясное учение, и не просто фанатично взятое, а осмысленное, поэтому рассудительность важна, но сама по себе рассудительность без подлинного учения тоже ограничена.

    Поэтому, чтобы изучить, что такое лучшая добродетель, у человека должно быть общее представление и благолюбии.

    А если есть такое представление, то он поймет, что именно делать, какого именно зла избегать по какой истине в данное время, и это будет для него максимальной добродетелью для его ситуации.

    А если говорить совершенно абстрактно, вне постижения человека, вне возможности им достижения этого, по чистым намерениям (без гордыни и зависти), то тогда, конечно, можно говорить о том, что означают семь дней творения в духовном смысле, и в этом смысле, именно седьмой дней творения, это высшее состояние, для достижения которого нужно прожить все предыдущие дни.

    Комментарий

    • sam1
      Метафизический Сам

      • 15 January 2009
      • 19049

      #17
      Сообщение от Dmitriy
      Чтобы говорить о добродетели, нужно говорить также о вере и истине, потому что если вера не вполне подлинная, хотя бы во внешних началах, то тогда и добродетель страдает, потому что тот человек, у которого подлинного учения нет, может практиковать десятки и сотни лет, говорить о смирении и прочем, но поскольку у него подлинного понимания рамко смирения и целей нет, то и практика страдает. Возможно, многие знают о тех людях и традициях, которые трубят о смирении, но при этом жизнь и отношение к другим переполнено гордыней.
      Подлинное учение проверяется по плодам, ибо от не подлинного учения плоды бывают худыми, если вообще бывают. Что же касается гордыни, то она также проверяется временем, и выясняется опытными людьми под водительством Духа Святого. Многие подвижники впали в гордыню, но многие также избежали ее, став светильниками веры, и которых Церковь приводит в пример другим христианам, причисляя их к лику святых. Слова одного из таковых я и привел в первом сообщении темы.
      Пишите по теме, пожалуйста.

      Комментарий

      • Jewe
        Ветеран

        • 30 October 2017
        • 18618

        #18
        Однозначно, больше всех - рассудительность.

        «
        Не говори такого, что невозможно понять, полагая, что, в конце концов, ученики разберутся».



        Комментарий

        • Алексей1984
          Ветеран

          • 25 February 2017
          • 29673

          #19
          Сообщение от sam1
          Подлинное учение проверяется по плодам, ибо от не подлинного учения плоды бывают худыми, если вообще бывают. Что же касается гордыни, то она также проверяется временем, и выясняется опытными людьми под водительством Духа Святого. Многие подвижники впали в гордыню, но многие также избежали ее, став светильниками веры, и которых Церковь приводит в пример другим христианам, причисляя их к лику святых. Слова одного из таковых я и привел в первом сообщении темы.
          А кому Господь гарантировал Царство Своё, искусным богословам или тому, кто накормил голодного, одел раздетого, дал ночлег неимущему, то есть явил в себе дар милости? Что толку, что человек знает догматы и верно их толкует, верно до йоты богословствует, если при этом жаден, склочен, сребролюб и властолюб.
          Бог неисповедим, Истина недоказуема, Любовь больше ереси.(Алексей 1984)
          Молитва за деньги к Богу не идёт и силы не имеет. (Алексей 1984)
          Добрый самарянин больше священника (Алексей 1984)

          Комментарий

          • Мороз
            Моё мнение - не учение

            • 01 May 2016
            • 13769

            #20
            По ситуации...
            Пс. Это ответ на название этой темы.
            "Post tenebras, Lux"


            Комментарий

            • Димитрий
              Ветеран
              Совет Форума

              • 30 September 2002
              • 1615

              #21
              Сообщение от sam1
              Подлинное учение проверяется по плодам, ибо от не подлинного учения плоды бывают худыми, если вообще бывают. Что же касается гордыни, то она также проверяется временем, и выясняется опытными людьми под водительством Духа Святого. Многие подвижники впали в гордыню, но многие также избежали ее, став светильниками веры, и которых Церковь приводит в пример другим христианам, причисляя их к лику святых. Слова одного из таковых я и привел в первом сообщении темы.
              Замечу, что для тех, кто присваивает себя доброе Господне, таким образом, претендуя не на пребывание Господа у него, а именно на разделение Господней Святости и присвоение себе ее части, наилучшая добродетель, в этом отношении, заключалась бы в смиренном изучении подлинной истины об этом, чтобы их добродетель могла очиститься. В противном же случае, она внутренне исполнена гордыни. Ведь когда усвоена определенная ложность, то при подтверждении ее жизнью и разумом, вся практика лишается чистоты, и поэтому чем больше человек считает себя, как такового, даже после возрождения, святым и светильником веры, тем дальше от него удаляется подлинное, нелицемерное, смирение и невинность.

              Комментарий

              • sam1
                Метафизический Сам

                • 15 January 2009
                • 19049

                #22
                Сообщение от Dmitriy
                Замечу, что для тех, кто присваивает себя доброе Господне, таким образом, претендуя не на пребывание Господа у него, а именно на разделение Господней Святости и присвоение себе ее части, наилучшая добродетель, в этом отношении, заключалась бы в смиренном изучении подлинной истины об этом, чтобы их добродетель могла очиститься. В противном же случае, она внутренне исполнена гордыни. Ведь когда усвоена определенная ложность, то при подтверждении ее жизнью и разумом, вся практика лишается чистоты, и поэтому чем больше человек считает себя, как такового, даже после возрождения, святым и светильником веры, тем дальше от него удаляется подлинное, нелицемерное, смирение и невинность.
                Я приводил чуть выше хорошее высказывание на эту тему: «Святые оплакивали свои добродетели как грехи» (Симеон Новый Богослов).
                Пишите по теме, пожалуйста.

                Комментарий

                • Квинт
                  Ветеран

                  • 07 April 2018
                  • 8327

                  #23
                  Сообщение от Axe
                  Во всех есть любовь, только направлена она у всех в разные стороны...
                  Одни любят деньги, другие наслаждения, третьи филосовствовать ... но, в любом случае, всё это исходит в первую очередь из любви к самому себе, как обладателю всего того, что даёт им эта любовь. Это, на самом деле, сложная для понимания штука, поэтому большинство живёт в "иллюзии" любви, выдавая средства за цель...

                  Как видим, любовь имеет вектор и сама по себе не есть ни добродетель, ни зло... всё зависти от того, совпадает ли вектор любви конкретного субъекта с вектором принятого "культа" любви... Согласитесь, среди садистов, любовь к истязанию других живых существ - есть положительное, добродетельное начало для созидания их культуры... извечный вопрос исходных точек филосовствования системы "заяц-волк". )))

                  Я понимаю, что мне скажут: ну мы же тут на христианском форуме, у нас любовь имеет вполне себе определённый "культ", но, если присмотреться, каждый всё ровно "ищет своё" - думаю, большинство замечали это. В этом нет ничего постыдного, или неверного, или неправильного - мы так устроены, ведь даже Бог постоянно ищет своего, даже где "не сеял и не разбрасывал", но мы же и есть образ Его и подобие... Даже те кто говорит "любовь не ищет своего", на самом деле любят "не искания своего", т.к. это позволяет им получать в итоге своё, через иллюзорное "неискание своего", просто они сами не понимают или намеренно врут чего на самом деле ищут ("и уже получают награду свою") - сложно, запутанно, но так и есть.

                  Так и рассудительность... рассудительность того же самого садиста может сильно отличаться от рассудительности альтруиста... Все эти вещи, как и вообще всё в этом мире не есть ни добро, ни зло... они становиться таковыми по результату сравнения, когда яблочко с древа познания добра и зла по этим сущностям и параметрам съедается. Ходили Адам и Ева голышом и не парились, начали сравнивать с другими и, престыдились... а их Дух, сидящий на престоле обители безбесной, так и удивился: "с чего это вы себя сами унизили? с чего отдали другим духам суд над собой? не по Моему это..." и понеслось...
                  детский сад, штаны на лямках
                  или Вы не читали описание любви апостола Павла (которого иногда так и называют "апостолом любви")?..
                  оно емко и глубоко, НО!..
                  для Вас я сведу его в четыре укрупненных блока: любовь жертвенна, безкорыстна, доверчива и ВЕЧНА
                  с точки зрения этих блоков рассмотрим случаи из жизни и литературы
                  - в детстве я любил гонять на лисапете, а теперь рассекаю на "Майбахе" ручной сборки. Любовь ли это?..
                  - любил ли Юленьку Ромео, а та его?..
                  - любил ли Отелло Дездемону?..
                  - любит ли матушка своего ребенка?..

                  - - - Добавлено - - -

                  Сообщение от greshnik
                  к себе деньгам женщинам или алкоголю?
                  к себе, своим ближним и Богу ...

                  Комментарий

                  • sam1
                    Метафизический Сам

                    • 15 January 2009
                    • 19049

                    #24
                    Сообщение от Квинт
                    с точки зрения этих блоков рассмотрим случаи из жизни и литературы
                    - в детстве я любил гонять на лисапете, а теперь рассекаю на "Майбахе" ручной сборки. Любовь ли это?..
                    - любил ли Юленьку Ромео, а та его?..
                    - любил ли Отелло Дездемону?..
                    - любит ли матушка своего ребенка?..
                    Поэтому как считать главной добродетелью любовь, если она у всех умалена и себялюбива.
                    Пишите по теме, пожалуйста.

                    Комментарий

                    • AleksTula
                      Ветеран

                      • 08 June 2016
                      • 1216

                      #25
                      Сообщение от Алексей1984
                      Милость.
                      что это такое?

                      - - - Добавлено - - -

                      Сообщение от Квинт
                      ... любовь

                      тему можно закрывать ...
                      Откуда её взять? Живет сосед,бухает сволочь,ночью его жена домой не впускает,а он ломится,спать мешает...Откуда любовь к ближнему взять?

                      Комментарий

                      • Мама Эля
                        Отключен

                        • 16 May 2016
                        • 12881

                        #26
                        Сообщение от Алексей1984
                        Милость. И пусть все святые , которые только были есть и будут попробуют это оспорить.
                        Милость тоже должна быть рассудительной.

                        - - - Добавлено - - -

                        Сообщение от Квинт
                        ... любовь

                        тему можно закрывать ...
                        Любовь тоже должна быть разумной, а не слепой,всепрощающей.
                        Так что прав блаженный Антоний, называя рассудительность наибольшей добродетелью.

                        Комментарий

                        • AleksTula
                          Ветеран

                          • 08 June 2016
                          • 1216

                          #27
                          Сообщение от Алексей1984
                          А кому Господь гарантировал Царство Своё, искусным богословам или тому, кто накормил голодного, одел раздетого, дал ночлег неимущему, то есть явил в себе дар милости? Что толку, что человек знает догматы и верно их толкует, верно до йоты богословствует, если при этом жаден, склочен, сребролюб и властолюб.
                          а если склочен,сребролюб и пр.,но поверил Его Слову и через "себя самого " совершает доброе?

                          - - - Добавлено - - -

                          Сообщение от Квинт
                          детский сад, штаны на лямках
                          или Вы не читали описание любви апостола Павла (которого иногда так и называют "апостолом любви")?..
                          оно емко и глубоко, НО!..
                          для Вас я сведу его в четыре укрупненных блока: любовь жертвенна, безкорыстна, доверчива и ВЕЧНА
                          .
                          вы так умеете?

                          Комментарий

                          • Мама Эля
                            Отключен

                            • 16 May 2016
                            • 12881

                            #28
                            Сообщение от laurcio
                            Добродетель - это доброе деяние, дело.
                            Добродетель- это Положительное нравственное качество, высокая нравственность.

                            - - - Добавлено - - -

                            Сообщение от sam1
                            «Святые оплакивали свои добродетели как грехи» (Симеон Новый Богослов).
                            Оплакивать истинные добродетели, как грехи- это есть юродство( в прямом смысле этого слова) .

                            Комментарий

                            • sam1
                              Метафизический Сам

                              • 15 January 2009
                              • 19049

                              #29
                              Сообщение от Мама Эля
                              Оплакивать истинные добродетели, как грехи- это есть юродство( в прямом смысле этого слова).
                              Вот как проф. Осипов объясняет эту фразу:

                              "Нужно вспомнить притчу о мытаре и фарисее. Фарисей, помните, чем хвалился? - Добрыми делами. И, по единогласному мнению святых отцов, это его хвастовство своими делами было осуждено. Кажется, делал добрые дела, а подвергся осуждению. Другой факт: великие святые оплакивали свои добродетели, как грехи. Вот удивительно! Они были очень внимательны к себе, анализировали и заметили, что у нас настолько перемешано добро и зло, что даже если я совершаю, кажется, доброе дело, во мне возникает то тщеславие, то расчет, то гордыня, т. е. проще - в бочку меда добавляется ложка дегтя. добрые дела, которые совершаются, Католическая церковь учит, что добрые дела совершаются ради приобретения заслуг, т. е. когда я совершаю добрые дела, я приношу милостыню Богу, приобретаю какую-то заслугу перед Богом. Такое понимание добрых дел растит тщеславие в человеке, гордыню и постепенно превращает его в "святого сатану", в фарисея, в тех, кто распял Христа. Самые святые распяли Христа!

                              Вспомните - первосвященники, священники, книжники, т. е. богословы. Они были безупречны в своей религии, в своем отношении к закону Божиему. И они видели эту безупречность, они видели себя праведными. И это было страшнейшей раной их души, потому что добрые дела при неправильном к ним отношении превращаются в орудие гордыни и делают человека диаволом. Они привели к зависти к Христу. Они привели к распятию самой истины самих мнимо добродетельных людей.

                              Эти мнимо добродетельные дела или, как говорил свт. Игнатий Брянчанинов, - "добренькие дела" - тогда становятся таковыми, когда человек видит, что он что-то делает: "Я не фунт изюма, я не как прочие человеки". Вот что такое мнимые добрые дела.

                              Каково христианское отношение к добрым делам? Должны мы их делать? Да, должны, но при этом, во-первых, с такой мыслью: да, мы должны насколько можем исполнить заповеди Божии, но только глупый, безумный или слепец не видит при этом, что в каждом этом исполнении заповедей у меня полно того, что не должно быть: ложка дегтя в бочке меда.

                              Значит, мы должны, с одной стороны, всячески понуждать себя к доброделанию, с другой стороны, должны видеть, что, к сожалению, ко всему, что мы делаем доброго, увы, примешивается что-то недолжное. Вот это недолжное и должно являться побуждением к покаянию".

                              Осипов А.И.: В одной из Ваших статей есть такая фраза:
                              Пишите по теме, пожалуйста.

                              Комментарий

                              • laurcio
                                Ветеран

                                • 26 May 2010
                                • 5000

                                #30
                                Сообщение от Мама Эля
                                Добродетель- это Положительное нравственное качество, высокая нравственность.
                                Признаю ошибку. Пошел не в ту степь...

                                Комментарий

                                Обработка...