Теологический парадокс ЗЛА, или проблема Теодеции

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Фонфан
    갈무리 봄

    • 17 May 2016
    • 24027

    #46
    Сообщение от alexb21
    Б-га можно распять? Как Вы себе это представляете?
    Бога нельзя, но Сам Он может это сделать...распяться (если так можно выразиться))....Или считаете, что не может такое сделать?)
    «Смерть и мышление взаимно исключают друг друга.»
    «Не обладающий добродетелями человек ненавидит существование, действует по предпосылке смерти; помогать ему значит одобрить его зло и поддержать его деятельность как разрушителя.
    Не тратьте величие своей души на торжество зла.»

    "Если Бог отдаляется, то Он подаёт о Себе знать, ощущением пустоты."

    Комментарий

    • Алексей1984
      Ветеран

      • 25 February 2017
      • 29673

      #47
      Сообщение от alexb21
      Кто для Вас Христос? Б-г? Б-га можно распять? Как Вы себе это представляете?

      С уважением
      Можно ли распять Бога или нельзя это уже иной вопрос. Вы ответьте на предыдущий Вам заданный. Если Вы утверждаете что зло исключительно для наказания эгоизма в человеке, то, по этой ли причине были убиты праведные Божьи, а так же апостолы и Сам Христос.
      Бог неисповедим, Истина недоказуема, Любовь больше ереси.(Алексей 1984)
      Молитва за деньги к Богу не идёт и силы не имеет. (Алексей 1984)
      Добрый самарянин больше священника (Алексей 1984)

      Комментарий

      • Savonarola
        Вера без дел мертва

        • 01 June 2016
        • 1005

        #48
        Сообщение от Ortoks
        На протяжении всей своей истории человечество силится понять - что есть Зло, и каковы причины его происхождения. При рассмотрении данного вопроса с точки зрения различных древних теологических систем все понятно - существуют разные силы (боги), ведущие непрерывную борьбу за доминирование, и среди них есть как силы традиционного Добра, так и силы традиционного Зла.

        При теистическом же взгляде на Б-га, как на Абсолют и "истину в последней инстанции", Который ответственен за ВСЕ Свои творения, возникает много противоречивых вопросов. В свое время Лейбниц ввел понятие "Теодицея", как термин идеи справедливости Б-га несмотря на существования Зла. Подробнее можно ознакомиться здесь: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1211/ТЕОДИЦЕЯ

        Но существует логическая формулировка, которая обозначает ПРОБЛЕМУ Теодицеи вне зависимости от аргументов обоснования последней.
        Формулировка заключает в себе внутреннее логическое противоречие, при одновременном принятии следующих 4х теологических посылок:

        1) Б-г существует.
        2) Б-г всеблаг.
        3) Б-г всемогущ.
        4) Зло существует.

        Если же принять ТОЛЬКО 3 из них - причем в любой конфигурации, ОТБРОСИВ ЛЮБУЮ 4ю, то будет получен логический результат без внутреннего противоречия. Но этот результат будет всегда противоречить теологической идеи Теодицеи, т.е. идеи о бесспорности справедливости Б-га несмотря на существование Зла.

        Хотелось бы услышать ваши мнения:
        есть ли варианты решения данного логического конфликта и, тем самым, разрешения извечного теологического парадокса?
        Зло существует от того, что Бог проявил уважение к людям, дав им возможность испытать свои возможности без его надзора. Представим, что было бы, если бы Бог никогда за вечность не дал нам шанса показать, на что мы способны? Люди могли бы обвинить его в гиперопеке и недоверии к их способностям. Вот Бог и дал им свободу действий. Причем не на голой Земле. Он предоставил все ресурсы планеты и даже Вселенной. Кроме того Бог не ограничил интеллектуальное развитие, позволившее людям создавать сверхтехнологии и постигать окружающий мир от элементарных частиц до галактик.

        Поэтому, если бы Создатель не дал людям полной свободы действий, то возник бы другой логический парадокс:

        1. Бог нас создал умными и способными на бесконечное развитие.
        2. Бог нас любит как своих детей.
        3. Бог нам доверяет, наделяя властью над окружающим миром.
        4. Бог не дает нам полной свободы действий, вечно вмешиваясь в наше управление Землей и своей жизнью.

        Да и потом, что такое зло? Только лишь то, что причиняет нам боль? А, например, блуд по взаимному согласию мужчины и женщины? Если никто не заражается и не причиняет проблем окружающим - это зло или нет?

        Вопрос еще в том, в каком качестве нам нужен Бог. Может, как полицейский, пожарный или официант в ресторане? Или же как Отец?

        Комментарий

        • Аннета
          Ветеран

          • 09 October 2006
          • 15607

          #49
          Сообщение от alexb21
          Боль, смерть, старость - не существует. Их существование не более чем картинка, желающая что бы в ее существования поверили.
          Лет до тридцати, сорока. После первого приступа почечной колики, Вы поверите в реальность боли, а после 70-ти в реальность старости. Ну а смерть, то да. То переход из одной реальности в другую.

          Комментарий

          • Klesh
            Ветеран

            • 01 May 2016
            • 10275

            #50
            Бог-творец нашего мира.Стало быть Зло тоже является частью этого проекта.Но,как всем известно,добро и зло вещи относительные.Что для одних потолок,то для других пол.Понять это просто,достаточно взглянуть на себя.Ты всегда испытываешь либо положительные (добро),либо негативные (зло) эмоции.Или находишся посередине.И исходя из тех или иных эмоций ты строишь своё восприятие окружающего,совершаешь те или иные поступки(а вот тушки мёртвых кур,лежащих на прилавке,никто не жалеет).И наверно вопрос то будет лучше задать не есть ли зло или есть ли добро,а почему и зачем именно так всё устроено?Что происходит при использовании плюса и минуса в электрической розетке?

            Комментарий

            • Алексей1984
              Ветеран

              • 25 February 2017
              • 29673

              #51
              Сообщение от Klesh
              Бог-творец нашего мира.Стало быть Зло тоже является частью этого проекта.Но,как всем известно,добро и зло вещи относительные.Что для одних потолок,то для других пол.Понять это просто,достаточно взглянуть на себя.Ты всегда испытываешь либо положительные (добро),либо негативные (зло) эмоции.Или находишся посередине.И исходя из тех или иных эмоций ты строишь своё восприятие окружающего,совершаешь те или иные поступки(а вот тушки мёртвых кур,лежащих на прилавке,никто не жалеет).И наверно вопрос то будет лучше задать не есть ли зло или есть ли добро,а почему и зачем именно так всё устроено?Что происходит при использовании плюса и минуса в электрической розетке?
              Совершенно согласен. Почему Бог избрал для совершенства человека именно такой путь? Ведь Христос был заклан за грехи наши прежде создания мира, когда ещё ни человека, ни ангела и в помине не было, не было небес, земли, бездны, а Жертва уже была...
              Бог неисповедим, Истина недоказуема, Любовь больше ереси.(Алексей 1984)
              Молитва за деньги к Богу не идёт и силы не имеет. (Алексей 1984)
              Добрый самарянин больше священника (Алексей 1984)

              Комментарий

              • Сергей Сур
                .......

                • 17 May 2016
                • 4340

                #52
                Сообщение от Ortoks
                На протяжении всей своей истории человечество силится понять - что есть Зло, и каковы причины его происхождения.
                "...К сказанному добавлю следующую достопамятную историю. Когда я закончил свои размышления о супружеской любви и приступил к размышлениям о любви распутной, внезапно мне явились два ангела и сказали: «Мы воспринимали и понимали то, о чём ты размышлял ранее, но то, о чём ты размышляешь сейчас, лежит за пределами нашего понимания. Оставь этот предмет, ибо он не имеет никакого значения».

                Я ответил им: «Но любовь, о которой я сейчас размышляю, не может ничего не значить, ибо она существует».

                На это ангелы сказали: «Возможна ли любовь, которая не от творения? Не отсюда ли происходит супружеская любовь? Не есть ли это любовь между двумя, которые стремятся стать одним? Разве бывает любовь, которая разделяет и обособляет? Может ли молодой человек любить какую-либо девушку кроме той, которая любит его в ответ? Разве любовь одного не узнаёт и не признаёт любовь другого? И когда они встретятся, разве не соединятся сами собою? Кто может любить то, что не есть любовь? Разве супружеская любовь не единственная, которая является подлинно взаимной? И если любовь не взаимна, разве она не угнетает и не обращается в ничто?»

                Услышав это, я спросил ангелов, из какого небесного сообщества они пришли. Один из них ответил: «Мы с неба невинности. Мы попали в этот небесный мир ещё младенцами и выросли под опекой Господа. И когда я стал молодым человеком и моя жена, которая здесь со мной, достигла брачного возраста, мы были помолвлены и сочетались браком. И поскольку мы не знали никакой иной любви, кроме истинно супружеской, когда твои мысли об этой странной любви достигли нас, мы ничего не поняли. Поэтому мы спустились сюда, чтобы спросить тебя, почему ты размышляешь о вещах непостижимых. Скажи нам, как возможна любовь, которая не только не проистекает из творения, но и обращена против творения. Мы считаем предметы, противостоящие творению, не имеющими значения».

                Когда я услышал это, я обрадовался в душе тому, что мне было даровано говорить с ангелами столь невинными, что они ничего не знали о том, что такое блуд. Поэтому я стал учить их, говоря: «Знаете ли вы о существовании добра и зла? И что только добро исходит от творения, но не зло? Но зло, взятое само по себе, не есть ничто, хотя нет в нём ничего от блага. Добро происходит от творения, наибольшее равно как и наименьшее. И когда наименьшее добро обращается в ничто, в противоположность ему поднимается зло. Следовательно, между ними нет никаких отношений, и нет перехода от добра к злу, а есть лишь отношение и переход от добра к большему или меньшему добру и от зла к большему или меньшему злу, ибо добро и зло противоположны в каждой точке своего существования. И поскольку добро и зло противоположности, существует и точка посредования между ними, каковая есть равновесие, в котором зло действует против добра. Но так как зло не может преобладать, оно останавливается в своём росте. Каждый человек пребывает в точке такого равновесия. Находиться между добром и злом или, что то же самое, между Небом и адом, значит быть в духовном равновесии, и для тех, кто пребывает в нём, это означает свободу. Господь увлекает людей от такого равновесия к Себе, и человека, который свободно следует Ему, он уводит от зла к добру и на небеса. То же самое относится к любви, в особенности любви распутной и супружеской, ибо первое есть зло, а второе благо. Каждый человек, который слышит Господа и по собственной воле следует Ему, вводится Господом в супружескую любовь и все её наслаждения и благодеяния. Тот же, кто не внемлет Ему и идёт своим путём, приходит к распутной любви сначала к её наслаждениям, потом к её неприятностям и, наконец, к её несчастью».

                Когда я сказал это, ангелы спросили: «Как могло возникнуть зло, если творением предусмотрено только благо? Если нечто существует, оно должно иметь начало. Благо не может быть началом зла, ибо зло есть обособление и уничтожение блага, и, следовательно, его отсутствие. Однако, поскольку оно есть и воспринимается, оно есть не ничто, а нечто. Скажи нам, откуда взялось это нечто, если прежде оно было ничто?»

                На это я ответил: «Тайна эта не может быть открыта, пока мы не узнаем, что никто не благ, кроме самого Господа, и ничто не есть благо само по себе, кроме как от Бога. Поэтому тот, кто обращается к Богу и хочет быть ведомым Богом, пребывает в благе. Но тот, кто отворачивается от Бога и хочет быть ведомым самим собой, не обретается в добре. Ибо благо, совершаемое им, он творит ради себя или ради мира и, следовательно, жаждет признания или является обманщиком и лицемером. Ясно поэтому, что человек сам по себе содержит зачатки зла. Это не значит, что зло было заложено в человека от творения, но дело обстоит так, что, отвернувшись от Бога, человек сам посеял в себе зло. Изначально в Адаме и его жене не было истока зла, они сами взлелеяли в себе его зачатки, поскольку, когда змей сказал им: «В тот день, когда вы вкусите от Древа познания добра и зла, вы станете как Бог», отвернулись от Бога и обратились к самим себе, как к Богу. Вкушение от этого дерева означало веру в то, что человек знает добро и зло и является мудрым от себя, а не от Бога.

                Тогда два ангела спросили: «Как может человек отвернуться от Бога и обратиться к себе, если он не может думать, желать и, следовательно, действовать кроме как от Бога? Почему Бог дозволил это?»

                Я ответил: «Человек был сотворён так, что всё, что он желает, думает и делает, предстаёт ему как бы его собственным достоянием, словно бы исходящим от него самого. Без этой видимости человек не был бы человеком, ибо он не смог бы принять, удержать и усвоить себе что-либо от блага и истины, или любви и мудрости. Из этого следует, что без такой видимости как бы видимости самой жизни человек не обладал бы ни связью с Богом, ни вечной жизнью. Но если из этой видимости он выведет для себя, что он желает, думает и, стало быть, творит благо от себя, а не от Господа, даже если так с очевидностью представляется, он обращает добро в себе в зло, и так становится источником зла. Таков был грех Адама...."

                (Э.Сведенборг «Супружеская любовь»)
                ...но любовь, или воля, не может возвышаться (в теплоту Неба) чем-либо, принадлежащим почести, славе или выгодам, как предполагаемой цели, но единственно возвышается она любовью служения, не для самого себя, а для ближнего...DLW 414 New_Church_Which_Is_Nova_Hierosolyma

                Комментарий

                • Klesh
                  Ветеран

                  • 01 May 2016
                  • 10275

                  #53
                  Сообщение от Алексей1984
                  Совершенно согласен. Почему Бог избрал для совершенства человека именно такой путь? Ведь Христос был заклан за грехи наши прежде создания мира, когда ещё ни человека, ни ангела и в помине не было, не было небес, земли, бездны, а Жертва уже была...
                  А не опрометчиво ли считать,что тут всё сделанно именно для человека?Ведь исчезни человек,исчезни полностью,то ничего не поменяется.Волки и зайцы на в ряд ли скорбят о без временной кончине какого нибудь Петрова.
                  А вот если убрать из человека эмоцию,то исчезнут и добро со злом.А эмоция напрямую связанна с Эго.А Эго у всех разные.Вот поэтому для всех добро и зло выкрашенны в разные цвета,ну кроме своей смерти.

                  Комментарий

                  • alexb21
                    Ветеран

                    • 14 April 2002
                    • 4327

                    #54
                    Сообщение от Алексей1984
                    Вы ответьте на предыдущий Вам заданный. Если Вы утверждаете что зло исключительно для наказания эгоизма в человеке, то, по этой ли причине были убиты праведные Божьи, а так же апостолы и Сам Христос.
                    Зло не для наказания эгоизма. Я такого не говорил. Наш эгоизм закрывает реальность Единого, деля ее на жизнь-смерть, здоровье-не здоровье и т.д. Так наш ум (эгоизм) устроен, что он делит все на составные части. Для святых, познавших реальность не существует смерти-жизни, болезней-здоровья и т.д. Все это существует только для тела-ума (эгоизма) Если убивают праведника, ну, что же скажем? Страдает ли при этом праведник? Никак. Праведник един с Единым. Как он может страдать. Ну, а если его (его тело) убивают, значит он сам убивал в прошлой жизни.

                    С уважением

                    - - - Добавлено - - -

                    Сообщение от Аннета
                    Лет до тридцати, сорока. После первого приступа почечной колики, Вы поверите в реальность боли, а после 70-ти в реальность старости. Ну а смерть, то да. То переход из одной реальности в другую.
                    Аннета, а мучает ли Вас почечные колики в глубоком сне? Нет? А кто спит? Когда Вы пробуждаетесь после глубокого сна, Ваш эгоизм прыгает Вам в голову и начинает спектакль под названием "я страдаю от почечных болей". Но потом Вы идете спать, проваливаетесь в глубокий сон, в все боли оставляют Вам.
                    Может стоит подумать над вопросом "кто болеет" ? "кто умирает"?

                    С уважением

                    - - - Добавлено - - -

                    Сообщение от Фонфан
                    Бога нельзя, но Сам Он может это сделать...распяться (если так можно выразиться))....Или считаете, что не может такое сделать?)
                    Можете обрисовать возможный механизм, как Единый Б-г может распять "свое тело"
                    P.S. Да простит меня Б-г. Такое иногда приходится писать.

                    С уважением

                    Комментарий

                    • Toivo
                      Ветеран

                      • 14 June 2009
                      • 4994

                      #55
                      Сообщение от Ortoks
                      Но существует логическая формулировка, которая обозначает ПРОБЛЕМУ Теодицеи вне зависимости от аргументов обоснования последней.
                      Формулировка заключает в себе внутреннее логическое противоречие, при одновременном принятии следующих 4х теологических посылок:

                      1) Б-г существует.
                      2) Б-г всеблаг.
                      3) Б-г всемогущ.
                      4) Зло существует.
                      Формулировка неполная. Впрочем, для тех кто мучается оправданием или осуждением Бога, много ума не надо.

                      Во-первых нужно отделить зло естественное (холод, зной, голод, ожирение, мухи, землетрясения, наводнения, болезни) и т.н. персонифицированное.

                      Естественные напасти существуют сами по себе как они созданы Богом. И изначальная идея Бога было оградить человека от всего границами райского сада в теплых краях. Но грехопадение Адама все изменило. Сады пришлось разводить самому, воды стало не хватать, неурожаи, грабежи, войны - все прелести цивилизации.

                      Так же произошло с ангелами.

                      То есть причина зла нравственного - сами злодеи, ибо Бог дал всякой твари толику автономности. Ну и злодеи создают свои темный мир. Как и преступники закона человеческого.

                      Стихи пророков о зле нужно прежде всего понимать в контексте - о нашествии саранчи речь, или о нашествии сатаны на бедного Иова. Здесь тонкость. Поэтому если Бог создал мир таким с мухами белыми и которые жужжат - это одно. Что в обществе есть зло - это другое, хотя Бог создал и тех, кто стал злодеями.

                      Поэтому вопрос об отношении Святого Бога ко всякому злу - политический. Не "прополки" ни "окончательное решение вопроса" - никакого экстремизма. Был один случай и потопом, но и то Бог пожалел. Видя неэффективность обнуления мира. Хотя нам наука, и тем, кто мечтает обнулить мир атомной бомбой.

                      Потому и такая политика ныне:

                      Откр 22:11 Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. 12 Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.

                      Конечно, Бог совершает Свой цикл семи печатей, сначала только на одном народе. Остальные и доныне если не просвещены евангелием, правятся по принципу кармы. То есть как только набрали свою меру греха, начинается уничтожение - не легионами ангелов, а через естественное зло природы и общества. И даже не сколько гоноцид, хотя все заслужили, но уничтожается народ как народ. Хотя бы через ассимиляцию более разумным народом. Вариантов много.

                      А ныне для мира христианского - круговорот цикла семи печатей. Причем, похоже, скорость оборота увеличивается.

                      Как это регулирование и направление акторов происходит, не понятно в деталях. Писание открывает служение неких "удерживающих" - это ангелы. Конечно, если убрать с улиц полицию, то знаем что начнется. Зло активно и неудержимо по своей бунтарской природе и фаталистской стратегии "одного ответа".

                      В истории известны случаи такого удержания.

                      Комментарий

                      • Ironman
                        Завсегдатай

                        • 28 October 2018
                        • 824

                        #56
                        Сообщение от Ortoks
                        На протяжении всей своей истории человечество силится понять - что есть Зло, и каковы причины его происхождения. При рассмотрении данного вопроса с точки зрения различных древних теологических систем все понятно - существуют разные силы (боги), ведущие непрерывную борьбу за доминирование, и среди них есть как силы традиционного Добра, так и силы традиционного Зла.

                        При теистическом же взгляде на Б-га, как на Абсолют и "истину в последней инстанции", Который ответственен за ВСЕ Свои творения, возникает много противоречивых вопросов. В свое время Лейбниц ввел понятие "Теодицея", как термин идеи справедливости Б-га несмотря на существования Зла. Подробнее можно ознакомиться здесь: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1211/ТЕОДИЦЕЯ

                        Но существует логическая формулировка, которая обозначает ПРОБЛЕМУ Теодицеи вне зависимости от аргументов обоснования последней.
                        Формулировка заключает в себе внутреннее логическое противоречие, при одновременном принятии следующих 4х теологических посылок:

                        1) Б-г существует.
                        2) Б-г всеблаг.
                        3) Б-г всемогущ.
                        4) Зло существует.

                        Если же принять ТОЛЬКО 3 из них - причем в любой конфигурации, ОТБРОСИВ ЛЮБУЮ 4ю, то будет получен логический результат без внутреннего противоречия. Но этот результат будет всегда противоречить теологической идеи Теодицеи, т.е. идеи о бесспорности справедливости Б-га несмотря на существование Зла.

                        Хотелось бы услышать ваши мнения:
                        есть ли варианты решения данного логического конфликта и, тем самым, разрешения извечного теологического парадокса?
                        1. Есть "зло" (страдания)
                        2. У зла есть причины.
                        3. У зла есть конец.
                        4 Есть путь к прекращению зла.
                        -----
                        Цепляясь за ростки своих добрых деяний, душа взбирается к высшим ярусам вселенной, где ей не грозят страдания и тревоги. Там в удовольствиях она пожинает плоды своей праведности, а потом снова низвергается на землю или в более низкие круги бытия. И нет конца этим скитаниям. Кто связал себя понятиями добра и зла, тому не выбраться из порочного круга рождения и смерти. (с)
                        Фил.4:13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.

                        Комментарий

                        • Фонфан
                          갈무리 봄

                          • 17 May 2016
                          • 24027

                          #57
                          Сообщение от alexb21
                          Можете обрисовать возможный механизм, как Единый Б-г может распять "свое тело"
                          P.S. Да простит меня Б-г. Такое иногда приходится писать.

                          С уважением
                          Точно так же, как и закладывает ДУШУ, чтоб она стала ЖИВОЙ...это и есть сораспяться....
                          «Смерть и мышление взаимно исключают друг друга.»
                          «Не обладающий добродетелями человек ненавидит существование, действует по предпосылке смерти; помогать ему значит одобрить его зло и поддержать его деятельность как разрушителя.
                          Не тратьте величие своей души на торжество зла.»

                          "Если Бог отдаляется, то Он подаёт о Себе знать, ощущением пустоты."

                          Комментарий

                          • alexb21
                            Ветеран

                            • 14 April 2002
                            • 4327

                            #58
                            Сообщение от Фонфан
                            Точно так же, как и закладывает ДУШУ, чтоб она стала ЖИВОЙ...это и есть сораспяться....
                            Что значит живая и мертвая душа, можете объяснить?

                            С уважением

                            Комментарий

                            • Фонфан
                              갈무리 봄

                              • 17 May 2016
                              • 24027

                              #59
                              Сообщение от alexb21
                              Что значит живая и мертвая душа, можете объяснить?
                              О каких мёртвых душах речь?...Я такого не говорила...Мёртвых душ НЕ БЫВАЕТ....)) Есть непонимание "механизма" живой души....такая душа как мёртвая, она спящая пока....
                              А живая, это ВДВОЁМ ПРОЖИВАТЬ ОДНУ ЖИЗНЬ...и ЗНАТЬ, как Отец творит, а не только верить....
                              «Смерть и мышление взаимно исключают друг друга.»
                              «Не обладающий добродетелями человек ненавидит существование, действует по предпосылке смерти; помогать ему значит одобрить его зло и поддержать его деятельность как разрушителя.
                              Не тратьте величие своей души на торжество зла.»

                              "Если Бог отдаляется, то Он подаёт о Себе знать, ощущением пустоты."

                              Комментарий

                              • Romann
                                Ветеран

                                • 01 May 2016
                                • 2660

                                #60
                                Сообщение от Ortoks
                                На протяжении всей своей истории человечество силится понять - что есть Зло, и каковы причины его происхождения.
                                Все помыслы -порождение разума человека, т.к. разум -это очень благодатная почва, как для произрастания в ней зерна истины, так и разных плевел и прочих семян зла.
                                Именно с помыслами человек(дух) не в силах справиться, т.к. сам же и взрастил их. Поэтому эту борьбу возложили на хрупкие плечи Жены(чувства=душа), именно чувства спасут человека, но лишь после того как будет обретен и очищен разум.

                                Комментарий

                                Обработка...