Теологический парадокс ЗЛА, или проблема Теодеции
Свернуть
X
-
«Смерть и мышление взаимно исключают друг друга.»
«Не обладающий добродетелями человек ненавидит существование, действует по предпосылке смерти; помогать ему значит одобрить его зло и поддержать его деятельность как разрушителя.
Не тратьте величие своей души на торжество зла.»
"Если Бог отдаляется, то Он подаёт о Себе знать, ощущением пустоты." -
Можно ли распять Бога или нельзя это уже иной вопрос. Вы ответьте на предыдущий Вам заданный. Если Вы утверждаете что зло исключительно для наказания эгоизма в человеке, то, по этой ли причине были убиты праведные Божьи, а так же апостолы и Сам Христос.Бог неисповедим, Истина недоказуема, Любовь больше ереси.(Алексей 1984)
Молитва за деньги к Богу не идёт и силы не имеет. (Алексей 1984)
Добрый самарянин больше священника (Алексей 1984)Комментарий
-
На протяжении всей своей истории человечество силится понять - что есть Зло, и каковы причины его происхождения. При рассмотрении данного вопроса с точки зрения различных древних теологических систем все понятно - существуют разные силы (боги), ведущие непрерывную борьбу за доминирование, и среди них есть как силы традиционного Добра, так и силы традиционного Зла.
При теистическом же взгляде на Б-га, как на Абсолют и "истину в последней инстанции", Который ответственен за ВСЕ Свои творения, возникает много противоречивых вопросов. В свое время Лейбниц ввел понятие "Теодицея", как термин идеи справедливости Б-га несмотря на существования Зла. Подробнее можно ознакомиться здесь: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1211/ТЕОДИЦЕЯ
Но существует логическая формулировка, которая обозначает ПРОБЛЕМУ Теодицеи вне зависимости от аргументов обоснования последней.
Формулировка заключает в себе внутреннее логическое противоречие, при одновременном принятии следующих 4х теологических посылок:
1) Б-г существует.
2) Б-г всеблаг.
3) Б-г всемогущ.
4) Зло существует.
Если же принять ТОЛЬКО 3 из них - причем в любой конфигурации, ОТБРОСИВ ЛЮБУЮ 4ю, то будет получен логический результат без внутреннего противоречия. Но этот результат будет всегда противоречить теологической идеи Теодицеи, т.е. идеи о бесспорности справедливости Б-га несмотря на существование Зла.
Хотелось бы услышать ваши мнения:
есть ли варианты решения данного логического конфликта и, тем самым, разрешения извечного теологического парадокса?
Поэтому, если бы Создатель не дал людям полной свободы действий, то возник бы другой логический парадокс:
1. Бог нас создал умными и способными на бесконечное развитие.
2. Бог нас любит как своих детей.
3. Бог нам доверяет, наделяя властью над окружающим миром.
4. Бог не дает нам полной свободы действий, вечно вмешиваясь в наше управление Землей и своей жизнью.
Да и потом, что такое зло? Только лишь то, что причиняет нам боль? А, например, блуд по взаимному согласию мужчины и женщины? Если никто не заражается и не причиняет проблем окружающим - это зло или нет?
Вопрос еще в том, в каком качестве нам нужен Бог. Может, как полицейский, пожарный или официант в ресторане? Или же как Отец?Комментарий
-
После первого приступа почечной колики, Вы поверите в реальность боли, а после 70-ти в реальность старости.
Ну а смерть, то да. То переход из одной реальности в другую.
Комментарий
-
Бог-творец нашего мира.Стало быть Зло тоже является частью этого проекта.Но,как всем известно,добро и зло вещи относительные.Что для одних потолок,то для других пол.Понять это просто,достаточно взглянуть на себя.Ты всегда испытываешь либо положительные (добро),либо негативные (зло) эмоции.Или находишся посередине.И исходя из тех или иных эмоций ты строишь своё восприятие окружающего,совершаешь те или иные поступки(а вот тушки мёртвых кур,лежащих на прилавке,никто не жалеет).И наверно вопрос то будет лучше задать не есть ли зло или есть ли добро,а почему и зачем именно так всё устроено?Что происходит при использовании плюса и минуса в электрической розетке?Комментарий
-
Бог-творец нашего мира.Стало быть Зло тоже является частью этого проекта.Но,как всем известно,добро и зло вещи относительные.Что для одних потолок,то для других пол.Понять это просто,достаточно взглянуть на себя.Ты всегда испытываешь либо положительные (добро),либо негативные (зло) эмоции.Или находишся посередине.И исходя из тех или иных эмоций ты строишь своё восприятие окружающего,совершаешь те или иные поступки(а вот тушки мёртвых кур,лежащих на прилавке,никто не жалеет).И наверно вопрос то будет лучше задать не есть ли зло или есть ли добро,а почему и зачем именно так всё устроено?Что происходит при использовании плюса и минуса в электрической розетке?Бог неисповедим, Истина недоказуема, Любовь больше ереси.(Алексей 1984)
Молитва за деньги к Богу не идёт и силы не имеет. (Алексей 1984)
Добрый самарянин больше священника (Алексей 1984)Комментарий
-
Я ответил им: «Но любовь, о которой я сейчас размышляю, не может ничего не значить, ибо она существует».
На это ангелы сказали: «Возможна ли любовь, которая не от творения? Не отсюда ли происходит супружеская любовь? Не есть ли это любовь между двумя, которые стремятся стать одним? Разве бывает любовь, которая разделяет и обособляет? Может ли молодой человек любить какую-либо девушку кроме той, которая любит его в ответ? Разве любовь одного не узнаёт и не признаёт любовь другого? И когда они встретятся, разве не соединятся сами собою? Кто может любить то, что не есть любовь? Разве супружеская любовь не единственная, которая является подлинно взаимной? И если любовь не взаимна, разве она не угнетает и не обращается в ничто?»
Услышав это, я спросил ангелов, из какого небесного сообщества они пришли. Один из них ответил: «Мы с неба невинности. Мы попали в этот небесный мир ещё младенцами и выросли под опекой Господа. И когда я стал молодым человеком и моя жена, которая здесь со мной, достигла брачного возраста, мы были помолвлены и сочетались браком. И поскольку мы не знали никакой иной любви, кроме истинно супружеской, когда твои мысли об этой странной любви достигли нас, мы ничего не поняли. Поэтому мы спустились сюда, чтобы спросить тебя, почему ты размышляешь о вещах непостижимых. Скажи нам, как возможна любовь, которая не только не проистекает из творения, но и обращена против творения. Мы считаем предметы, противостоящие творению, не имеющими значения».
Когда я услышал это, я обрадовался в душе тому, что мне было даровано говорить с ангелами столь невинными, что они ничего не знали о том, что такое блуд. Поэтому я стал учить их, говоря: «Знаете ли вы о существовании добра и зла? И что только добро исходит от творения, но не зло? Но зло, взятое само по себе, не есть ничто, хотя нет в нём ничего от блага. Добро происходит от творения, наибольшее равно как и наименьшее. И когда наименьшее добро обращается в ничто, в противоположность ему поднимается зло. Следовательно, между ними нет никаких отношений, и нет перехода от добра к злу, а есть лишь отношение и переход от добра к большему или меньшему добру и от зла к большему или меньшему злу, ибо добро и зло противоположны в каждой точке своего существования. И поскольку добро и зло противоположности, существует и точка посредования между ними, каковая есть равновесие, в котором зло действует против добра. Но так как зло не может преобладать, оно останавливается в своём росте. Каждый человек пребывает в точке такого равновесия. Находиться между добром и злом или, что то же самое, между Небом и адом, значит быть в духовном равновесии, и для тех, кто пребывает в нём, это означает свободу. Господь увлекает людей от такого равновесия к Себе, и человека, который свободно следует Ему, он уводит от зла к добру и на небеса. То же самое относится к любви, в особенности любви распутной и супружеской, ибо первое есть зло, а второе благо. Каждый человек, который слышит Господа и по собственной воле следует Ему, вводится Господом в супружескую любовь и все её наслаждения и благодеяния. Тот же, кто не внемлет Ему и идёт своим путём, приходит к распутной любви сначала к её наслаждениям, потом к её неприятностям и, наконец, к её несчастью».
Когда я сказал это, ангелы спросили: «Как могло возникнуть зло, если творением предусмотрено только благо? Если нечто существует, оно должно иметь начало. Благо не может быть началом зла, ибо зло есть обособление и уничтожение блага, и, следовательно, его отсутствие. Однако, поскольку оно есть и воспринимается, оно есть не ничто, а нечто. Скажи нам, откуда взялось это нечто, если прежде оно было ничто?»
На это я ответил: «Тайна эта не может быть открыта, пока мы не узнаем, что никто не благ, кроме самого Господа, и ничто не есть благо само по себе, кроме как от Бога. Поэтому тот, кто обращается к Богу и хочет быть ведомым Богом, пребывает в благе. Но тот, кто отворачивается от Бога и хочет быть ведомым самим собой, не обретается в добре. Ибо благо, совершаемое им, он творит ради себя или ради мира и, следовательно, жаждет признания или является обманщиком и лицемером. Ясно поэтому, что человек сам по себе содержит зачатки зла. Это не значит, что зло было заложено в человека от творения, но дело обстоит так, что, отвернувшись от Бога, человек сам посеял в себе зло. Изначально в Адаме и его жене не было истока зла, они сами взлелеяли в себе его зачатки, поскольку, когда змей сказал им: «В тот день, когда вы вкусите от Древа познания добра и зла, вы станете как Бог», отвернулись от Бога и обратились к самим себе, как к Богу. Вкушение от этого дерева означало веру в то, что человек знает добро и зло и является мудрым от себя, а не от Бога.
Тогда два ангела спросили: «Как может человек отвернуться от Бога и обратиться к себе, если он не может думать, желать и, следовательно, действовать кроме как от Бога? Почему Бог дозволил это?»
Я ответил: «Человек был сотворён так, что всё, что он желает, думает и делает, предстаёт ему как бы его собственным достоянием, словно бы исходящим от него самого. Без этой видимости человек не был бы человеком, ибо он не смог бы принять, удержать и усвоить себе что-либо от блага и истины, или любви и мудрости. Из этого следует, что без такой видимости как бы видимости самой жизни человек не обладал бы ни связью с Богом, ни вечной жизнью. Но если из этой видимости он выведет для себя, что он желает, думает и, стало быть, творит благо от себя, а не от Господа, даже если так с очевидностью представляется, он обращает добро в себе в зло, и так становится источником зла. Таков был грех Адама...."
(Э.Сведенборг «Супружеская любовь»)...но любовь, или воля, не может возвышаться (в теплоту Неба) чем-либо, принадлежащим почести, славе или выгодам, как предполагаемой цели, но единственно возвышается она любовью служения, не для самого себя, а для ближнего...DLW 414 New_Church_Which_Is_Nova_HierosolymaКомментарий
-
А вот если убрать из человека эмоцию,то исчезнут и добро со злом.А эмоция напрямую связанна с Эго.А Эго у всех разные.Вот поэтому для всех добро и зло выкрашенны в разные цвета,ну кроме своей смерти.Комментарий
-
С уважением
- - - Добавлено - - -
Может стоит подумать над вопросом "кто болеет" ? "кто умирает"?
С уважением
- - - Добавлено - - -
P.S. Да простит меня Б-г. Такое иногда приходится писать.
С уважениемКомментарий
-
Но существует логическая формулировка, которая обозначает ПРОБЛЕМУ Теодицеи вне зависимости от аргументов обоснования последней.
Формулировка заключает в себе внутреннее логическое противоречие, при одновременном принятии следующих 4х теологических посылок:
1) Б-г существует.
2) Б-г всеблаг.
3) Б-г всемогущ.
4) Зло существует.
Во-первых нужно отделить зло естественное (холод, зной, голод, ожирение, мухи, землетрясения, наводнения, болезни) и т.н. персонифицированное.
Естественные напасти существуют сами по себе как они созданы Богом. И изначальная идея Бога было оградить человека от всего границами райского сада в теплых краях. Но грехопадение Адама все изменило. Сады пришлось разводить самому, воды стало не хватать, неурожаи, грабежи, войны - все прелести цивилизации.
Так же произошло с ангелами.
То есть причина зла нравственного - сами злодеи, ибо Бог дал всякой твари толику автономности. Ну и злодеи создают свои темный мир. Как и преступники закона человеческого.
Стихи пророков о зле нужно прежде всего понимать в контексте - о нашествии саранчи речь, или о нашествии сатаны на бедного Иова. Здесь тонкость. Поэтому если Бог создал мир таким с мухами белыми и которые жужжат - это одно. Что в обществе есть зло - это другое, хотя Бог создал и тех, кто стал злодеями.
Поэтому вопрос об отношении Святого Бога ко всякому злу - политический. Не "прополки" ни "окончательное решение вопроса" - никакого экстремизма. Был один случай и потопом, но и то Бог пожалел. Видя неэффективность обнуления мира. Хотя нам наука, и тем, кто мечтает обнулить мир атомной бомбой.
Потому и такая политика ныне:
Откр 22:11 Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. 12 Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.
Конечно, Бог совершает Свой цикл семи печатей, сначала только на одном народе. Остальные и доныне если не просвещены евангелием, правятся по принципу кармы. То есть как только набрали свою меру греха, начинается уничтожение - не легионами ангелов, а через естественное зло природы и общества. И даже не сколько гоноцид, хотя все заслужили, но уничтожается народ как народ. Хотя бы через ассимиляцию более разумным народом. Вариантов много.
А ныне для мира христианского - круговорот цикла семи печатей. Причем, похоже, скорость оборота увеличивается.
Как это регулирование и направление акторов происходит, не понятно в деталях. Писание открывает служение неких "удерживающих" - это ангелы. Конечно, если убрать с улиц полицию, то знаем что начнется. Зло активно и неудержимо по своей бунтарской природе и фаталистской стратегии "одного ответа".
В истории известны случаи такого удержания.Комментарий
-
На протяжении всей своей истории человечество силится понять - что есть Зло, и каковы причины его происхождения. При рассмотрении данного вопроса с точки зрения различных древних теологических систем все понятно - существуют разные силы (боги), ведущие непрерывную борьбу за доминирование, и среди них есть как силы традиционного Добра, так и силы традиционного Зла.
При теистическом же взгляде на Б-га, как на Абсолют и "истину в последней инстанции", Который ответственен за ВСЕ Свои творения, возникает много противоречивых вопросов. В свое время Лейбниц ввел понятие "Теодицея", как термин идеи справедливости Б-га несмотря на существования Зла. Подробнее можно ознакомиться здесь: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1211/ТЕОДИЦЕЯ
Но существует логическая формулировка, которая обозначает ПРОБЛЕМУ Теодицеи вне зависимости от аргументов обоснования последней.
Формулировка заключает в себе внутреннее логическое противоречие, при одновременном принятии следующих 4х теологических посылок:
1) Б-г существует.
2) Б-г всеблаг.
3) Б-г всемогущ.
4) Зло существует.
Если же принять ТОЛЬКО 3 из них - причем в любой конфигурации, ОТБРОСИВ ЛЮБУЮ 4ю, то будет получен логический результат без внутреннего противоречия. Но этот результат будет всегда противоречить теологической идеи Теодицеи, т.е. идеи о бесспорности справедливости Б-га несмотря на существование Зла.
Хотелось бы услышать ваши мнения:
есть ли варианты решения данного логического конфликта и, тем самым, разрешения извечного теологического парадокса?
2. У зла есть причины.
3. У зла есть конец.
4 Есть путь к прекращению зла.
-----
Цепляясь за ростки своих добрых деяний, душа взбирается к высшим ярусам вселенной, где ей не грозят страдания и тревоги. Там в удовольствиях она пожинает плоды своей праведности, а потом снова низвергается на землю или в более низкие круги бытия. И нет конца этим скитаниям. Кто связал себя понятиями добра и зла, тому не выбраться из порочного круга рождения и смерти. (с)
Фил.4:13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.Комментарий
-
«Смерть и мышление взаимно исключают друг друга.»
«Не обладающий добродетелями человек ненавидит существование, действует по предпосылке смерти; помогать ему значит одобрить его зло и поддержать его деятельность как разрушителя.
Не тратьте величие своей души на торжество зла.»
"Если Бог отдаляется, то Он подаёт о Себе знать, ощущением пустоты."Комментарий
-
О каких мёртвых душах речь?...Я такого не говорила...Мёртвых душ НЕ БЫВАЕТ....)) Есть непонимание "механизма" живой души....такая душа как мёртвая, она спящая пока....
А живая, это ВДВОЁМ ПРОЖИВАТЬ ОДНУ ЖИЗНЬ...и ЗНАТЬ, как Отец творит, а не только верить....«Смерть и мышление взаимно исключают друг друга.»
«Не обладающий добродетелями человек ненавидит существование, действует по предпосылке смерти; помогать ему значит одобрить его зло и поддержать его деятельность как разрушителя.
Не тратьте величие своей души на торжество зла.»
"Если Бог отдаляется, то Он подаёт о Себе знать, ощущением пустоты."Комментарий
-
Именно с помыслами человек(дух) не в силах справиться, т.к. сам же и взрастил их. Поэтому эту борьбу возложили на хрупкие плечи Жены(чувства=душа), именно чувства спасут человека, но лишь после того как будет обретен и очищен разум.Комментарий
Комментарий