Теологический парадокс ЗЛА, или проблема Теодеции
Свернуть
X
-
Ortoks
На протяжении всей своей истории человечество силится понять - что есть Зло, и каковы причины его происхождения.
Но существует логическая формулировка, которая обозначает ПРОБЛЕМУ Теодицеи вне зависимости от аргументов обоснования последней.
Формулировка заключает в себе внутреннее логическое противоречие, при одновременном принятии следующих 4х теологических посылок:
1) Б-г существует.
2) Б-г всеблаг.
3) Б-г всемогущ.
4) Зло существует.
этот результат будет всегда противоречить теологической идеи Теодицеи, т.е. идеи о бесспорности справедливости Б-га несмотря на существование Зла.Комментарий
-
На протяжении всей своей истории человечество силится понять - что есть Зло, и каковы причины его происхождения. При рассмотрении данного вопроса с точки зрения различных древних теологических систем все понятно - существуют разные силы (боги), ведущие непрерывную борьбу за доминирование, и среди них есть как силы традиционного Добра, так и силы традиционного Зла.
При теистическом же взгляде на Б-га, как на Абсолют и "истину в последней инстанции", Который ответственен за ВСЕ Свои творения, возникает много противоречивых вопросов. В свое время Лейбниц ввел понятие "Теодицея", как термин идеи справедливости Б-га несмотря на существования Зла. Подробнее можно ознакомиться здесь: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1211/ТЕОДИЦЕЯ
Но существует логическая формулировка, которая обозначает ПРОБЛЕМУ Теодицеи вне зависимости от аргументов обоснования последней.
Формулировка заключает в себе внутреннее логическое противоречие, при одновременном принятии следующих 4х теологических посылок:
1) Б-г существует.
2) Б-г всеблаг.
3) Б-г всемогущ.
4) Зло существует.
Если же принять ТОЛЬКО 3 из них - причем в любой конфигурации, ОТБРОСИВ ЛЮБУЮ 4ю, то будет получен логический результат без внутреннего противоречия. Но этот результат будет всегда противоречить теологической идеи Теодицеи, т.е. идеи о бесспорности справедливости Б-га несмотря на существование Зла.
Хотелось бы услышать ваши мнения:
есть ли варианты решения данного логического конфликта и, тем самым, разрешения извечного теологического парадокса?Комментарий
-
так никакой неразберихи у христиан НЕТ!..
зло нельзя рассматривать в отрыве от каких-либо свидетельств (и явлений), НО!..
... свидетельствам сим проще объяснить существование зла (нежели злу опровергнуть свидетельства сии)
просто христиане ЗНАЮТ, что их отношение ко злу и страданиям о него (а не само зло и страдание) РЕШАЕТ будет ли конкретно данное зло (и переживание его) для них БЛАГОСЛОВЕНИЕМ (или мучением) ...Комментарий
-
Как так зла не существует, Бог утверждает что Он производит зло и нет такого зла, которого бы не Он попустил, с какой целью это уже другой вопрос. но то, что зла не существует это басни.Бог неисповедим, Истина недоказуема, Любовь больше ереси.(Алексей 1984)
Молитва за деньги к Богу не идёт и силы не имеет. (Алексей 1984)
Добрый самарянин больше священника (Алексей 1984)Комментарий
-
А как же свидетельства Писания:
«Зиждитель света и творец тьмы, создатель добра итворец зла я, Яхве, создатель всего этого» (yoṣer or uḇore ḥošeḵ ośe šalomuḇore ra ani yhwh ośe ḵol-elle) (Синод: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожубедствия; Я, Господь, делаю всё это»)(Ис. 45, 7)
«Бывает ли в городе зло, которое сотворил не Яхве?»(im-tihye raa bəir w-yhwh lo aśa) (Синод:«Бывает ли в городе бедствие, которое не Господьпопустил бы?») (Ам. 3, 6)
«Не из уст ли Вышнего исходят зло и добро?» (mippielyon lo teṣe ha-raot wə-ha-ṭoḇ) (Синод:«Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие иблагополучие?») (Плач. 3, 37-38)
Разве из вышеприведенных слов не следует, что падение сатана, и, как следствие, рождение мирового ЗЛА было предопределено?
Комментарий
-
так никакой неразберихи у христиан НЕТ!..
зло нельзя рассматривать в отрыве от каких-либо свидетельств (и явлений), НО!..
... свидетельствам сим проще объяснить существование зла (нежели злу опровергнуть свидетельства сии)
просто христиане ЗНАЮТ, что их отношение ко злу и страданиям о него (а не само зло и страдание) РЕШАЕТ будет ли конкретно данное зло (и переживание его) для них БЛАГОСЛОВЕНИЕМ (или мучением) ...
Соглашусь. Но как только появляется утверждение что "зло СУЩЕСТВУЕТ", то это напрочь перечеркивает СУЩЕСТВОВАНИЕ Б-га. Существовать должно что-то одно. Но если перечеркнуть существование зла, то надо перечеркнуть и существование самого человека, как объект воспринимающий существование. Но христианство не может перечеркнуть существование человека, т.к. на человеке строится вся христианская религия, вся концепция ада и рая.
С уважениемКомментарий
-
Комментарий
-
Соглашусь. Но как только появляется утверждение что "зло СУЩЕСТВУЕТ", то это напрочь перечеркивает СУЩЕСТВОВАНИЕ Б-га. Существовать должно что-то одно. Но если перечеркнуть существование зла, то надо перечеркнуть и существование самого человека, как объект воспринимающий существование. Но христианство не может перечеркнуть существование человека, т.к. на человеке строится вся христианская религия, вся концепция ада и рая.
С уважением
хорошо это было или плохо?..
судя по тому, что в начале сотворил Бог миры (перевел их из небытия в бытие), миры в небытие - это ЗЛО, а миры в бытие - это хорошо весьма
есть множество миров, где зла НЕТ!..
от слова "совсем"
а есть миры, где зло существует, НО!..
злы ль те миры?..
отнюдь
миры НЕ злы!..
хотя в них и есть зло
и это нисколь не перечеркивает три первых допущения (Бог существует, Бог Всеблаг и Бог Всемогущ)...Комментарий
-
Под существование понимается неизменное вечное прибывание. Если Б-г существует, то для существования "зла" просто не остается места. Иначе одному придется как-то "подвинуться". А это уже абсурд и богохульство.
А если зло существует, то оно должно само иметь неизменный и вечный статус. Что так же является абсурдом.
С уважением
- - - Добавлено - - -
смотрите: до начала творенья шестоднева миры были в небытие
хорошо это было или плохо?..
судя по тому, что в начале сотворил Бог миры (перевел их из небытия в бытие), миры в небытие - это ЗЛО, а миры в бытие - это хорошо весьма
есть множество миров, где зла НЕТ!..
от слова "совсем"
а есть миры, где зло существует, НО!..
злы ль те миры?..
отнюдь
миры НЕ злы!..
хотя в них и есть зло
и это нисколь не перечеркивает три первых допущения (Бог существует, Бог Всеблаг и Бог Всемогущ)...
С уважениемКомментарий
-
Комментарий
-
С уважениемКомментарий
-
alexb21
Лука, приветствую.
Если Б-г существует, то для существования "зла" просто не остается места.
А если зло существует, то оно должно само иметь неизменный и вечный статус.Комментарий
-
Вопрос, можно ли не противиться злу, которого в принципе не существует, если послушать Вас?Бог неисповедим, Истина недоказуема, Любовь больше ереси.(Алексей 1984)
Молитва за деньги к Богу не идёт и силы не имеет. (Алексей 1984)
Добрый самарянин больше священника (Алексей 1984)Комментарий
Комментарий