Матфея 14:
22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.
24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.
29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,
30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.
24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.
29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,
30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
Необходимо обратить на слова Петра. Он говорит: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде». Разберем, что это такое сказал Петр.
Из этих слов Петра очевидно, что он желает удостовериться, что перед ними Господь, а не призрак, как они рассуждали раньше.
Мало того, очевидно также и то, что Петр желает удостовериться в этом на основании слов, сказанных Господом, потому что говорит: «повели мне придти к Тебе по воде». Потому что он понимает, что слово Господа будет безусловно исполнено.
Итак, очевидны два факта: первый что Петр желает быть удостоверен, то есть утвердить свою веру в слова Господа, и второй что он не действует опрометчиво, а руководствуется разумом, ибо знает о неотвратимости исполнения Его слов. А также и то, что все знамения, которые совершал Господь, Он совершал ради утверждения Своих учеников в вере в Него, как в обещанного им Спасителя Сына Бога. Поскольку утверждение в вере, ради которого Он совершал чудеса, основывалось на убеждении разума, происходящего на том заключении, что невозможное, по установленной незыблемой природе вещей, становилось возможным благодаря непосредственному вмешательству Творца, имеющего власть по Своей Воле превращать Им Самим же утвержденную природу вещей.
В данном случае, абсолютно ясно, что Петр также имеет в виду, что человек по материальной своей природе не способен ходить по воде, ведь потому они и плывут в лодке, что для относительно безопасного пребывания на воде необходимо средство лодка.
По сему факт такого поведения Петра свидетельствует исключительно о том, что его вера основывалась на убеждении разума от очевидного факта его хождении по воде по слову Господа. Потому необходимо сделать вывод, что Петр руководствовался умом, стремясь к удостоверению, - то есть действовал исключительно по вере.
И что же говорит Господь? Он говорит: «Иди». И так просто.
Но не станем забывать и того, что Он Сам и внутренне воздействует на Своих учеников воздействует на их разум в тайне, побуждает их делать верный выбор.
Итак, разумный выбор Петра и слово Господа определили чудо, произошедшее с Петром. Поскольку Господь отказывался совершать чудеса там, где не была явлена вера разум, стремящийся к удостоверению в Нем.
Таким образом, Петру и остальным ученикам была открыта иная реальность подлинное положение вещей. Поскольку, если нечто обнаруживает себя вопреки привычному и незыблемому ходу и порядку вещей, следовательно, оно является большим и могущественнейшим, и определяющим и истинным по отношению ко всему. Несомненно, эта реальность Господь, Слово Бога и Сын Бога, и вера в Него.
Что же случилось дальше?
«но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня».
О чем идет речь?
Речь о том, что несмотря на очевидность подлинной реальности, тем не менее, Петр, оставаясь человеком во плоти, подвержен воздействию стихий этого Мира. Причем стихий, как внешних, так и внутренних. Ибо, как и всякий человек, Петр, пребывая в этом Мире, является существом двойственным: в нем есть разум, стремящийся к Господу, и в нем есть существо плотского человека, который под натиском внешних обстоятельств испытывает страх перед смертоносной стихией.
Итак, очевидно, что внешняя стихия сильный ветер, и внутренняя стихия страх, поскольку он испугался, стали причиной преткновения для Петра. Но прежде, чем он подпал под их влияние, он отвлекся от предложенной ему Господом непоколебимой реальности к той, которая, хотя внешне и опасна, но иллюзорна, поскольку уже обнаружена против нее иная, непоколебимая.
И это колебание Петра Господь назвал сомнением и маловерием. Ибо Он сказал: «Маловерный! Зачем ты усомнился?» Следовательно, необходима достаточная мера веры, то есть настолько утвержденный разум, что он мог бы быть способным не только верно оценивать окружающую действительность, но и быть устойчивым к его искушениям, которые изображает нам материальная вещественная иллюзия. И для того, чтобы разум наш был в достаточной степени удостоверен, и требовались Знамения Господни.
Потому Петр, который, благодаря разуму и вере, было уже уподобился Божественности Иисуса Христа и попрал обман этого Мира, начал тонуть как человек смертный и опять нуждаться сам в Спасителе, Который незамедлительно исполнил Свое дело, для которого был послан Своим Отцом Небесным, - спасать предназначенных ко спасению, - и вновь восстановил Своего ученика, который любил Его, в незыблемом и непоколебимом состоянии.
Но ведь Апостолы собственными глазами видели свидетельство Господа, будучи непосредственными свидетелями дел Спасителя. А как быть тем, которые не видели чудес Божиих?
На этот счет Сам Господь сказал так: «Блаженны не видевшие и уверовавшие!» Поскольку вера тех, чей разум достигает совершенства, в случае отсутствия знамений Бога, более Ему угодна и почтенна.
Ибо Он сказал вопреки ищущим Его знамений и не верующим в Него: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет. И не будет дано ему знамения, кроме знамения Ионы пророка. Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет во чреве земли». Что это Он говорит?
А говорит Он то, что распятие Его на кресте на Голгофе и воскресение Его через три дня это и есть знамение Ионы пророка для рода лукавого, прелюбодейного, неверующего и слепого. Поскольку сама вера в Слово Господне, освещающая человека в его разуме, есть сила и могущество Бога и спасение Господа и Спасителя Иисуса Христа.
Ибо так и сказано: «Восстань, спящий! И воскресни из мертвых! И да осветит тебя Христос!» Поскольку воскресение это относится не к Иисусу, так как Он, будучи вечным бессмертным Богом, и умереть не может. А воскресение это относится к нам, которые некогда утратили познание о своем Боге подлинной истинной Реальности.
Комментарий