«Как Рождество не принесло порчи, так и гроб не допустил тления» св. Андрей Критский
Для всецелого посрамления невежд, которые чтили Великий праздник Успения за миф, в 1901 году известный историк и исследователь богословских и церковных историй о святости, агиолог Сергий, Епископ Владимирский, пишет посвященные Успению Пресвятой Богородицы, такие слова:
«вера христиан в восшествие Богоматери на небо в прославленной плоти истинна. Если Енох из мира допотопного и пророк Илия из мира подзаконного восхищены на небо с плотию, ужели пречистая плоть честнейшей херувимов и славнейшей серафимов предана тлению? Сонмы мучеников и подвижников прославлены нетлением благоухающих мощей, изливающих токи исцелений; телеса многих из них, бывших безызвестными, после немаловременного пребывания в земле, открыты верным видениями и чудесами, а пречистое тело Богоматери, хотя бы и нетленное, где-либо сокрывается в земле в безызвестности? Нет ни в одном углу христианского мира части мощей Богоматери; это потому, что вера в восшествие (Ее) на небеса с пречистой плотию весьма древняя, современна апостолам и мученикам. Пояс Богоматери, св. одежды Ее открыты для чествования миру христианскому; хранимые с благоговением, разделяемые по лицу земли на части, они творили и творят чудеса. Многочисленные иконы Ее всюду изливают столько исцелений и знамений; а святое тело Ее неизвестно где в земле!? Нет, это невозможно! Св. мощи прославленных мучеников с течением времени иногда подвергаются, по грехам живущих на земле, общей участи земного: действию огня, наводнений, землетрясений, поруганию от варваров. Этого не допущено в отношении к пречистому телу Богоматери; оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но и не унижено пред телами святых безвестным сокрытием в земле; оно несравненно более возвышено над ними преславным вознесением на Небеса».
«и лествица к Небеси гроб бывает...»
«Дивная Мать дивного Бога, дивна от начала и до конца Своего: дивна в зачатии Своем, дивна в житии Своем, дивна в преставлении Своем!» (святитель Дмитрий Ростовский)
Об Успении (ранее 340 г.) говорит Евсевий Пимфил, епископ Кесарии Палестинской, который пишет, что голос успения Приснодевы был 63 Ее жизни, 48 от Рождества Христова и 15 от вознесения Спасителя.
Об истории праздника:
Существует достойное веры сказание о том, что Ювеналий, патриарх Иерусалимский, утверждал, на основании предания, пред императором Маркианом (450-457 гг.) достоверность распространившихся в то время сказаний о чудесном восшествии Богоматери с плотию на небо. Он даже послал в Царьград погребальные пелены Богородицы, которые царица Пульхерия положила в построенном ею храме Богоматери во Влахернах в начале царствования Маркиана. Это предание об Ювеналий записано 2 июля в месяцеслове императора Василия Х века, автор коего, если не сам император, то житель Царьграда, без сомнения, знал на основании достоверных источников о погребальных пеленах во Влахернском храме. Подробно же об этом говорит историк Никифор Каллист (XIV в.). Понятно отсюда, что в Царьграде при Маркиане и Пульхерии совершалось празднество Ус-пения Божией матери, о котором наглядно говорили погребальные пелены Ее. По стишным прологам видно, что праздник Успения совершался во Влахернском храме. Трудно представить, чтобы в Царь-граде, который Константином Великим поручен покрову Богоматери, в котором Ей построен был не один храм самим Константином и три храма Пульхериею, не было празднования Успения Пресвятой Девы в IV или, по крайней мере, в V веке, когда праздновались дни многих святых. Поэтому несправедливо мнение, утверждающееся на свидетельстве историка Никифора, что праздник Успения введен впервые императором Маврикием (592-602 гг.). Никифор говорит: Император (Юстиниан) установил, чтобы во всем мире чтился как праздничный день Сретение, Юстин сделал то же в отношении к св. Рождеству Христову, а недолго спустя Маврикий повелел, чтобы Успение Пресвятой Богородицы праздновалось 15 августа. Слова Никифора надо понимать так, что Маврикий сделал сей праздник более торжественным и, главное, установил определенный день празднования 15 августа. До этого времени некоторые праздновали Успение в январе: в древнем римском Иеронимовом мартирологе Успение Богородицы показано 18 января, а 15 августа взятие на небо. Григорий Турский (t'594 г.) говорит, что преславное восшествие Богоматери на небо во Франции праздновалось в 11 месяце, т. е. в январе (считая от марта). В коптских и абиссинских памятниках 16 января показано Успение и 16 августа Вознесение Богоматери на небо. Затем праздник Успения находится в сакраментарии папы Геласия I (492-496 гг)., целым веком ранее императора Маврикия. Он находится в IV и не позднее V века в одном римском календаре 15 августа, а известно, что другие великие праздники, за исключением Рождества Христова, явились на Западе с Востока, как видно из названий их в древних календарях; то же должно думать и о празднике Успения. На Востоке в начале VII века говорил на этот праздник слово Модест, патриарх Иерусалимский (t 634 г.); в этом же веке или в начале VIII св. Андрей Критский (t 712 г.) говорит в 3 словах на Успение о торжественном праздновании этого дня.
Преподобный Серафим Саровский, будучи не раз посещаем Пресвятой Богородицей, нисколько не усомнился в ее преславном Успении, но с радостью воспевал:
«Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога Нашего, и всеславное славим Успение Твое».
Для всецелого посрамления невежд, которые чтили Великий праздник Успения за миф, в 1901 году известный историк и исследователь богословских и церковных историй о святости, агиолог Сергий, Епископ Владимирский, пишет посвященные Успению Пресвятой Богородицы, такие слова:
«вера христиан в восшествие Богоматери на небо в прославленной плоти истинна. Если Енох из мира допотопного и пророк Илия из мира подзаконного восхищены на небо с плотию, ужели пречистая плоть честнейшей херувимов и славнейшей серафимов предана тлению? Сонмы мучеников и подвижников прославлены нетлением благоухающих мощей, изливающих токи исцелений; телеса многих из них, бывших безызвестными, после немаловременного пребывания в земле, открыты верным видениями и чудесами, а пречистое тело Богоматери, хотя бы и нетленное, где-либо сокрывается в земле в безызвестности? Нет ни в одном углу христианского мира части мощей Богоматери; это потому, что вера в восшествие (Ее) на небеса с пречистой плотию весьма древняя, современна апостолам и мученикам. Пояс Богоматери, св. одежды Ее открыты для чествования миру христианскому; хранимые с благоговением, разделяемые по лицу земли на части, они творили и творят чудеса. Многочисленные иконы Ее всюду изливают столько исцелений и знамений; а святое тело Ее неизвестно где в земле!? Нет, это невозможно! Св. мощи прославленных мучеников с течением времени иногда подвергаются, по грехам живущих на земле, общей участи земного: действию огня, наводнений, землетрясений, поруганию от варваров. Этого не допущено в отношении к пречистому телу Богоматери; оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но и не унижено пред телами святых безвестным сокрытием в земле; оно несравненно более возвышено над ними преславным вознесением на Небеса».
«и лествица к Небеси гроб бывает...»
«Дивная Мать дивного Бога, дивна от начала и до конца Своего: дивна в зачатии Своем, дивна в житии Своем, дивна в преставлении Своем!» (святитель Дмитрий Ростовский)
Об Успении (ранее 340 г.) говорит Евсевий Пимфил, епископ Кесарии Палестинской, который пишет, что голос успения Приснодевы был 63 Ее жизни, 48 от Рождества Христова и 15 от вознесения Спасителя.
Об истории праздника:
Существует достойное веры сказание о том, что Ювеналий, патриарх Иерусалимский, утверждал, на основании предания, пред императором Маркианом (450-457 гг.) достоверность распространившихся в то время сказаний о чудесном восшествии Богоматери с плотию на небо. Он даже послал в Царьград погребальные пелены Богородицы, которые царица Пульхерия положила в построенном ею храме Богоматери во Влахернах в начале царствования Маркиана. Это предание об Ювеналий записано 2 июля в месяцеслове императора Василия Х века, автор коего, если не сам император, то житель Царьграда, без сомнения, знал на основании достоверных источников о погребальных пеленах во Влахернском храме. Подробно же об этом говорит историк Никифор Каллист (XIV в.). Понятно отсюда, что в Царьграде при Маркиане и Пульхерии совершалось празднество Ус-пения Божией матери, о котором наглядно говорили погребальные пелены Ее. По стишным прологам видно, что праздник Успения совершался во Влахернском храме. Трудно представить, чтобы в Царь-граде, который Константином Великим поручен покрову Богоматери, в котором Ей построен был не один храм самим Константином и три храма Пульхериею, не было празднования Успения Пресвятой Девы в IV или, по крайней мере, в V веке, когда праздновались дни многих святых. Поэтому несправедливо мнение, утверждающееся на свидетельстве историка Никифора, что праздник Успения введен впервые императором Маврикием (592-602 гг.). Никифор говорит: Император (Юстиниан) установил, чтобы во всем мире чтился как праздничный день Сретение, Юстин сделал то же в отношении к св. Рождеству Христову, а недолго спустя Маврикий повелел, чтобы Успение Пресвятой Богородицы праздновалось 15 августа. Слова Никифора надо понимать так, что Маврикий сделал сей праздник более торжественным и, главное, установил определенный день празднования 15 августа. До этого времени некоторые праздновали Успение в январе: в древнем римском Иеронимовом мартирологе Успение Богородицы показано 18 января, а 15 августа взятие на небо. Григорий Турский (t'594 г.) говорит, что преславное восшествие Богоматери на небо во Франции праздновалось в 11 месяце, т. е. в январе (считая от марта). В коптских и абиссинских памятниках 16 января показано Успение и 16 августа Вознесение Богоматери на небо. Затем праздник Успения находится в сакраментарии папы Геласия I (492-496 гг)., целым веком ранее императора Маврикия. Он находится в IV и не позднее V века в одном римском календаре 15 августа, а известно, что другие великие праздники, за исключением Рождества Христова, явились на Западе с Востока, как видно из названий их в древних календарях; то же должно думать и о празднике Успения. На Востоке в начале VII века говорил на этот праздник слово Модест, патриарх Иерусалимский (t 634 г.); в этом же веке или в начале VIII св. Андрей Критский (t 712 г.) говорит в 3 словах на Успение о торжественном праздновании этого дня.
Преподобный Серафим Саровский, будучи не раз посещаем Пресвятой Богородицей, нисколько не усомнился в ее преславном Успении, но с радостью воспевал:
«Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога Нашего, и всеславное славим Успение Твое».
Комментарий