Постконфессиональное христианство?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Утис
    Никто

    • 07 June 2016
    • 713

    #1

    Постконфессиональное христианство?

    Таперича, когда с занимавшим умы многих "Всеправославным" собором в основном прояснилось, поговорим о более глобальных вещах.

    Народ, а вам не кажется, что конфессиональные рамки становятся всё более формальными, уступая своё значение мировоззренческим кластерам, внутри которых христиане разных конфессий переживают куда более реальное единство, нежели внутри конфессий между разными кластерами?

    С "либералами-экуменистами", казалось бы понятно - но это, пожалуй, не в меньшей мере относится и к тем, что считает (каждый свою) конфессию не просто самой правильной, не просто даже самодостаточной, в отличие от других, но той самой единственной Церковью Христовой, вне которой нет спасения.

    Первые прямо исповедуют, что Царство Божие шире "моих" конфессиональных границ и идентичности. Вторые могут формулировать это как-то иначе, во избежание формальных противоречий с тезисом о единоспасаемости "нашего двора", но после всех логико-математических сокращений такие формулировки, как правило, сводится к тому же тезису. А также к пониманию того, что "Господь" - это не просто слово, а наше исповедание Его господства, что Церковь Его, а не "наша", посему "твердое основание Божие стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих"; и: "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа" (2Тим.2:19).

    В это, повторюсь, верит большинство христиан. Мало кто всерьёз считает, что все, не принадлежащие к "моей" конфессии в силу этого однозначно обречены на адский огонь. Но и те, кто так считает в разных конфессиях, гораздо легче, как показывает в том числе и форум, находят общий язык друг с другом, чем со считающими иначе единоверцами. Между ними будет больше точек соприкосновения.

    Это можно истолковать как секуляризацию (обмирщвление) религиозного сознания, всплакнуть о том, что догматические истины теряют свое значение для христиан на фоне вопросов и проблематики века сего.

    Но подлинно ли это так? За различными политическими взглядами или, скажем, различным отношением к борьбе за права ЛГБТ стоит различное понимание христианства, Евангелия. И для большинства современных христиан эти различия на практике существенней, нежели вопрос, от Кого исходит Дух Святой и когда именно происходит крещение Им, а тем более, вешать ли в церкви картины.

    Нравится ли это кому или нет - таковы реалии.

    А вопросы эти - жизненные, сверхценностные, составляющие, говоря языком Кьеркегора и Тиллиха, предельный интерес, прокладывают рубежи отнюдь не по границам конфессий, а через глубь каждой, "до разделения души и духа, составов и мозгов".

    Означает ли это уход от христоцентризма, подмену его антропоцентризмом? Отнюдь. Именно границы (и поддерживающие их канонически-иерархические структуры) являются порождением человеческого фактора, а говоря неполиткорректно, расколов, то есть дел плоти, в которых не бывает полностью невиновных. Христос же обещал Своё присутствие в горизонтальных, а не вертикальных связях: "где двое или трое собраны во имя Моё", а не где они выстроены в иерархию. И именно так, из Главы "все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви" (Еф.4:16). Вертикали и границы здесь важны постольку, поскольку способствуют этому процессу. Не случайно подлинным очагом духовной жизни - именно в плане общения - всегда была не иерархия, а харизматические мирянские движения - пророки в допленную эпоху, фарисейско-синагогальное движение перед приходом Христа, монашество в исторических церквях, пиетизм и братские общины в протестантских конфессиях. Последние сто с лишним лет эти горизонтальные взаимно скрепляющие связи всё более проходят поверх конфессиональных барьеров.

    Но как вписывается сюда значимость евхаристического общения? Здесь также надо рассматривать вопрос не от теории, а от жизни. Евхаристическое возрождение во всех конфессиях шло рука об руку с экуменизацией с осмыслением необходимости признания таинств у "других" или, по меньшей мере, не вынесении суда о них. Для тех же, кого эти процессы обошли стороной, нормой остаётся сверхредкое (1-4 раза в год) причащение, а значит, само понятие евхаристического общения - чем-то теоретическим, имеющим значение лишь для попов. Для попов же, в силу профдеформации и пастырского выгорания, сдлужба и сослужение - это работа, а жизнь - неформальное общение с инославными коллегами за агапической рюмкой чая или без оной. Для протестантов, как с открытым причастием, так и закрытым, эти вопросы решаются ещё проще, действенность Вечери "не у нас" под сомнение не ставится. То есть формальное отсутствие евхаристического общения между конфессиями незаиндоктринированными христианами воспринимается как катастрофа не больше, чем памятный его разрыв на несколько месяцев между Москвой и Стамбулом в 1996-м. Земля тогда не налетела на небесную ось, вопросом "а у кого же из нас в чаше Христос?" никто не заморачивался и для большинства верующих это мерянье патриаршими жезлами вообще осталось незамеченным. Вот и в межконфессиональном отношении незамороченные верующие рассуждают так же. Гораздо более определяющими и разделяющими оказываются, повторюсь, совсем другие вопросы.

    В общем, жизнь и теория, как это часто бывает, протекают параллельно, а нам всем стоит почаще выходить в реал. Из интернета и из храма.
  • Denn Sandy
    Ветеран

    • 04 November 2009
    • 9036

    #2
    А почему же у вас храм противопоставлен миру?

    Комментарий

    • Утис
      Никто

      • 07 June 2016
      • 713

      #3
      Так это не у меня. Или вы только последнее предложение прочли?

      Комментарий

      • Denn Sandy
        Ветеран

        • 04 November 2009
        • 9036

        #4
        Сообщение от Утис
        Так это не у меня. Или вы только последнее предложение прочли?
        Я прочитал всё весьма внимательно. Но финал на то и финал, чтобы в нём подводить некий итог. А как насчёт храма, который повёрнут к людям и не изолируется от мира?

        Комментарий

        • Утис
          Никто

          • 07 June 2016
          • 713

          #5
          Сообщение от Денис Протестант
          А как насчёт храма, который повёрнут к людям и не изолируется от мира?
          Ну, если внимательно прочли, то должны были увидеть, что именно о таком я говорю как об идеале. Но чтобы повернуться к людям, как раз и надо к ним чаще выходить. Мы об одном и том же говорим вообще-то.

          Комментарий

          • Denn Sandy
            Ветеран

            • 04 November 2009
            • 9036

            #6
            Прекрасною
            Есть и такие церкви, которые строят свою миссию на таком вот активном служении

            Комментарий

            • Георгий Петров
              Ветеран

              • 26 November 2004
              • 2845

              #7
              Сообщение от Утис
              В общем, жизнь и теория, как это часто бывает, протекают параллельно, а нам всем стоит почаще выходить в реал. Из интернета и из храма.
              Человек (если он человек) ЖИВ Словом Божиим и ближние его, входят в круг ответственности как общую систему горизонтальных отношений.

              Но перед Богом человек несёт ответственность ТОЛЬКО за своё бытие, как вочеловечивание Истины.

              Ну а чтобы Бог (как Слово Его) жил в КАЖДОМ человеке "отвечает" сам исторический процесс познания Истины и Бога ... и этот процесс и есть вечное бытие.

              И не строительством империй и храмов должен заниматься человек, а возведением Храма для Бога в душе своей.

              Жизнь - суть бытие Слова Божьего, а теория - суть цифра - виртуал ... я так думаю.
              Нам Бог в Христе свидание назначил.

              Комментарий

              • zeroman
                Ветеран

                • 04 November 2012
                • 23015

                #8
                Сообщение от Утис
                Народ, а вам не кажется, что конфессиональные рамки становятся всё более формальными, уступая своё значение мировоззренческим кластерам, внутри которых христиане разных конфессий переживают куда более реальное единство, нежели внутри конфессий между разными кластерами?
                Нет, не кажется. Так или иначе у каждой конфессии свой катехизис и доктрина. Они не зависят от личных симпатий. Это непреодолимый порядок. И пока они не изменятся конфессиональные рамки никогда не станут формальными.
                Все буде добре, бо ми того варті...
                "нравится не нравится...", росія нами вдавиться

                Комментарий

                • Георгий Петров
                  Ветеран

                  • 26 November 2004
                  • 2845

                  #9
                  Сообщение от zeroman
                  у каждой конфессии свой катехизис и доктрина.
                  Церковь Христова исповедует ВСЕГО одну Истину: Бог есть Любовь.
                  Нам Бог в Христе свидание назначил.

                  Комментарий

                  • piroma
                    👁️

                    • 13 January 2013
                    • 47958

                    #10
                    Сообщение от Георгий Петров
                    Церковь Христова исповедует ВСЕГО одну Истину: Бог есть Любовь.
                    как?

                    чем?

                    почему?
                    *****

                    Комментарий

                    • Двора
                      Ветеран

                      • 19 November 2005
                      • 55095

                      #11
                      Народ, а вам не кажется, что конфессиональные рамки становятся всё более формальными, уступая своё значение мировоззренческим кластерам, внутри которых христиане разных конфессий переживают куда более реальное единство, нежели внутри конфессий между разными кластерами?
                      Не кажется, и не думается, единство?
                      как то АУ!!!
                      Ты есть где то???
                      Может вы обмиршвление называете формальным разделением?

                      Комментарий

                      • Reaper42
                        Memento mori

                        • 05 May 2016
                        • 1905

                        #12
                        Чувствую, надо зайти на форум. И верно, надо.

                        Таки нет ничего нового. Рамки эти придумывались не просто так. В плане различий учения - это больше формальный повод не ходить в одно собрание вон с теми пацанами, чем что-то серьёзное. Неофиты, конечно, не в курсе, но что с них взять, на то они и неофиты. Наличие извращенцев может привести к всеобщему объединению только лишь временно. У людей и помимо однополых "браков" хватает уродств, а значит они будут дробиться и дальше под надуманными предлогами.
                        Насколько я вижу, можно избавиться только от этих самых предлогов и прочих приёмов для удержания участников собрания, сделав христианство более гибким и мобильным, но кто на это согласится, господа?
                        Словарь сленга | Платиновые треды
                        Ищу свободных христиан из своего региона
                        Можно на "ты".

                        Комментарий

                        • Георгий Петров
                          Ветеран

                          • 26 November 2004
                          • 2845

                          #13
                          Сообщение от Reaper42
                          Насколько я вижу, можно избавиться только от этих самых предлогов и прочих приёмов для удержания участников собрания, сделав христианство более гибким и мобильным, но кто на это согласится, господа?
                          Сделать "гибкой и мобильной " ИСТИНУ?
                          Или ВЕРЕ в Неё подчинить свою жизнь?
                          Нам Бог в Христе свидание назначил.

                          Комментарий

                          • Мон
                            Скептик

                            • 01 May 2016
                            • 8440

                            #14
                            Сообщение от Утис
                            Народ, а вам не кажется, что конфессиональные рамки становятся всё более формальными, уступая своё значение мировоззренческим кластерам, внутри которых христиане разных конфессий переживают куда более реальное единство, нежели внутри конфессий между разными кластерами?
                            Безусловно. Особенно, если взять кластеры государственных (политических) идеологий. Внутри них сливаются почти в экстазе представители любых верований.
                            Когда потребность в иллюзиях велика, то человек не останавливается ни перед какими препятствиями, чтобы сохранить своё невежество (Сол Беллоу)

                            Комментарий

                            • Reaper42
                              Memento mori

                              • 05 May 2016
                              • 1905

                              #15
                              Сообщение от Георгий Петров
                              Сделать "гибкой и мобильной " ИСТИНУ?
                              Какую ИСТИНУ? Ту, о которой каждый говорит, что она у только него/них?
                              Или ВЕРЕ в Неё подчинить свою жизнь?
                              По факту можно встретить намного больше двух групп людей, которые подчиняют свою жизнь вере в какую-то известную им истину с известным отношением друг к другу. Надо объяснять, что на самом деле вся их истина из себя представляет? Скорее всего нет двух групп одна из которых права, а другая нет. Заблуждаются обе группы. Фанатикам этого не понять, но выход в том, чтобы дать людям возможность сбросить с себя свои заблуждения и не привязываться к ним.
                              Словарь сленга | Платиновые треды
                              Ищу свободных христиан из своего региона
                              Можно на "ты".

                              Комментарий

                              Обработка...