К сказанному хотелось бы добавить, что лютеранская литургия во всём головоломном разнообразии своих разновидностей в разных странах и в разных юрисдикциях - штука весьма интересная и очень благодатная для изученя типологии литургического развития. Интересны также лежащие (типа) в её основе лютеровские Чин мессы и причащения для виттенбергской церкви и Немецкая месса, от которых в современной практике, впрочем, мало что осталось, кроме некоторых архаичных дотридентских черт в традиционно лютеранских странах (вроде той же проповеди после Символа вера, то есть отделённой от чтения Писания или разбитого в некоторых странах на части Sanctus и Benedictus qui venit). Самое главное, практически везде в той или иной мере возвращён в употребление евхаристический канон (на основе традиционнного римского, хотя местами используется вторая евхаристическая молилитва овременной католической мессы), который Лютер стремился редуцировать до префации и установительных слов, считая всё остальное ненужным.
Украинская лютеранская церковь (ULC) - единственная лютеранская юрисдикция восточного обряда, где ещё с 30-х годов служится упрощённая литургия Иоанна Златоуста (хотя некоторые пасторы-обрядоверы других юрисдикций и падают от этого в обморок)
Украинская лютеранская церковь (ULC) - единственная лютеранская юрисдикция восточного обряда, где ещё с 30-х годов служится упрощённая литургия Иоанна Златоуста (хотя некоторые пасторы-обрядоверы других юрисдикций и падают от этого в обморок)
Комментарий