К вопросу о мессе и литургии

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Клантао
    Отключен

    • 14 April 2009
    • 19823

    #16
    Сообщение от Maurerfreude
    Лучше расскажите, скажем, про Литургию Василия Великого. Интересно же. И не только мне.
    Хм, ну раз такая тема сочинения...

    Литургия Василия Великого, основанная на Константинопольской богослужебной традиции (тогда как Иоанна Златоуста на Антиохийской, а Иакова брата Господня - на Иерусалимской), долго была основным литургическим чином в византийском обряде, неизменно служившимся в воскресные и праздничные дни, в то время как введённая позже более короткая Иоаннова предназначалась для будних (отчего и возникло представление о том, что "Хризостом сократил Литургию Василия Великого", хотя легко увидеть, что они восходят к разным источникам). Даже когда на практике литургия Иоанна Златоуста вытеснила её на протяжении почти всего года, в служебниках литургия Василия Великого ещё долго помещалась по традиции на первом месте. Для борьбы с окончательным её вытеснением было принято правило, что она должна служиться хотя бы десять раз в году - в воскресенья Великого поста, дважды на Страстной седмице - Великий четверг и Великая суббота, накануне праздников Рождества и Крещения, и в день памяти Василия Великого, совпадающий с праздником Обрезания Господня (а также гражданским новым годом, правда в РПЦ, а также Грузинской, Сербской и Иерусалимской православных церквах - по старому стилю). К сожалению, это указание понимается сегодня в том смысле, что только именно в эти дни она и должна служиться. К ещё большему сожалению, для большинства прихожан разница между литургиями Иоанна Златоуста и Василия Великого вообще мало заметна, потому что молитвы, и составляющие, собственно, их содержание, читаются тихо, во время пения. То бишь всех отличий на слух только то, что это самое пение более протяжно (потому что молитвы намного длиннее) и некоторые священнические возгласы отличаются. Надеюсь дожить до того времени, когда чтение их в полный голос станет не исключением, как сейчас, а правилом, и это не будет ни для кого служить соблазном и вызывать подозрения в "модернизьме".

    Что ценного в понимание богослужения приносит именно Литургия Василия Великого - это то, что на Страстной неделе и в рождественский и крещальный сочельник она соединяется с вечерней. Правда, опять же к величайшему сожалению, эта "вечерня" в РПЦ на практике служится утром (чем грубо нарушается уставное требование о строгом посте в эти дни, потому что литургия является разрешением от поста). Но так или иначе, вместо обычного начала литургии (воспроизводящего древнее константинопольское "песненное последование", по которому были организованы в Великой церкви и утреня, и вечерня, и часы, очень торжественное и очень простое по структуре: пение библейских псалмов с припевами, чередуемых священническими молитвами от лица собравшихся) её в эти дни предваряет обычное начало вечерни, завершающееся чтениями из Ветхого Завета. И тогда ощущаешь, что настоящее, древнее начало литургии - это не предваряющие её псалмы и молитвы (по чину изобразительных или вечерни), которые суть лишь предначинание, зависящее от времени суточного круга - а чтение Священного Писания, каковым всегда непосредственно и начиналась литургия по древним её описаниям.

    Правда, сейчас, независимо от того, начинается ли литургия с Typika, c вечерни или (по греческому приходскому уставу) с утрени, сигналом её начала неизменно служит пение Трисвятого, первоначально, по-видимому, сопровождавшее вход в храм как припев ко входному псалму. Если не принимать в качестве исторического факта предание об отроке, восхищенном во время службы на небо и слышавшем пение ангелов "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный" ("помилуй нас" по этой легенде было добавлено уже людьми), то его можно рассматривать как компиляцию ангельского "Свят, Свят, Свят" из Ис. 6:3 со словами Пс.41:3 - "жаждет душа моя к Богу крепкому, живому (=Бессмертному): когда приду и явлюсь пред лице Божие!" То бишь здесь соединяется славословие серафимов и людей (о чём говорит и предание о мальчике, слышавшем ангельское пение), предвосхищая такое же соединение во время Евхаристического канона, в присутствующем не только в христианской литургии всех древних традиций, но даже еврейском синагогальном богослужении Sanctus'е (пении Ис. 6:3), который в совсем древней древности и называлось, собственно, Трисвятым. А это значит, что церковное сознание проводит чёткую параллель между чтением Писания и Евхаристией. И то, и другое - реальное присутствие Христа, хотя и разным способом, Словом и Телом. Поэтому епископ во время чтения Евангелия снимает омофор, раньше делавшийся из овечьей шерсти (как и сейчас паллии католических митрополитов) и символизирующий заблудшую овцу на плечах Доброго пастыря. По словам древних толкователей этого жеста, епископ, служащий "иконой" Христа, свергает на время с себя Его образ в присутствии самого Первообраза. Такое высокое значение придаётся в православии чтению Слова Божия.

    Чтение Апостола (Посланий, а в Пасхальное время - Деяний; на воскресных же Литургиях Василия Великого в Великий пост - Послание к Евреям) предшествует чтению Евангелия, подготавливает к нему. Апостолу же в свою очередь предшествует пение прокимна - когда-то целого библейского псалма, сейчас одного-двух стихов с третьим, главным в качестве припева, разнообразие которых отражает весь спектр молитвенных состояний. Разнообразие это сменяется неизменным троекратным "Аллилуйя" перед чтением Евангелия. Мы готовы слушать самого Христа и следовать Его словам, о чём особо просит священник в молитве перед Евангелием: "Воссияй в сердцах наших, человеколюбивый Владыка, Твоего Богопознания нетленный свет и открой очи ума нашего для уразумения евангельского Твоего учения. Вложи в нас и страх пред блаженными Твоими заповедями, дабы мы, все плотские влечения поправ, проводили духовную жизнь, о всём, что ко благоугождению Тебе, мысля, и то совершая. Ибо Ты - просвещение душ и тел наших, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне, и всегда, и во веки веков". Народ: "Аминь".

    Продолжать или не интересно? Одним известно, другим не нужно...

    Комментарий

    • возлюбленный
      Господом

      • 18 August 2007
      • 3320

      #17
      Сообщение от Maurerfreude
      А расскажите, как это у Вас в общине происходит. Как устроена служба? Что в начале? Что в конце?
      А у нас в общине,как и в подавляющем большинстве евангельских общин,не существует четко расписанного "сценария" богослужения на каждый богослужебный день в течение года.
      Наши богослужения построены примерно по такому принципу:
      26 Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, все сие да будет к назиданию. (1Кор.14:26)
      Конечно же,ни одно евангельское богослужение не проходит без молитв.
      Можно также сказать,что ни одно богослужение не похоже на другое,потому что проходит не по сценарию написанному в книжках,а как направляет Дух Святой.

      Комментарий

      • irbe
        Отключен

        • 15 March 2007
        • 7656

        #18
        Сообщение от возлюбленный
        А у нас в общине,как и в подавляющем большинстве евангельских общин,не существует четко расписанного "сценария" богослужения на каждый богослужебный день в течение года.
        Наши богослужения построены примерно по такому принципу:
        26 Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, все сие да будет к назиданию. (1Кор.14:26)
        Конечно же,ни одно евангельское богослужение не проходит без молитв.
        Можно также сказать,что ни одно богослужение не похоже на другое,потому что проходит не по сценарию написанному в книжках,а как направляет Дух Святой.
        если нет единого "сценария" то тем самым нарушается повеление ап. Павла - "в церкви всё должно быть благообразно и ПО ЧИНУ"

        Комментарий

        • Maurerfreude
          Отключен

          • 23 October 2008
          • 8110

          #19
          Сообщение от возлюбленный
          А у нас в общине,как и в подавляющем большинстве евангельских общин,не существует четко расписанного "сценария"
          Извините, не поверю.

          Видео имеется?

          Комментарий

          • возлюбленный
            Господом

            • 18 August 2007
            • 3320

            #20
            Сообщение от irbe
            если нет единого "сценария" то тем самым нарушается повеление ап. Павла - "в церкви всё должно быть благообразно и ПО ЧИНУ"
            Во-первых,нужно указывать место где это написано (для малознакомых с Библией).
            Во-вторых,по какому же чину призывал апостол Павел проводить богослужения? Просветите народ.

            Комментарий

            • возлюбленный
              Господом

              • 18 August 2007
              • 3320

              #21
              Сообщение от Maurerfreude
              Извините, не поверю.

              Видео имеется?
              Разве трудно проверить? Евангельские общины не прячутся.
              Для объективности,мало будет видео с одного богослужения.
              На данный момент у меня таких видеоматериалов нет (если идет речь о нашей,конкретно,общине).
              Можно покопаться в интернете,на предмет других общин.

              Комментарий

              • Клантао
                Отключен

                • 14 April 2009
                • 19823

                #22
                Сообщение от возлюбленный
                Во-первых,нужно указывать место где это написано (для малознакомых с Библией).
                С трудом предствавляю себе христианина, не знающего 1Кор.14:40.

                Сообщение от возлюбленный
                Во-вторых,по какому же чину призывал апостол Павел проводить богослужения?
                Неважно, по какому. Люди сами его вырабатывают, исходя из своих потребностей. Главное - сам принцип.

                Сообщение от возлюбленный
                Просветите народ.
                А на грубости и сарказм обязательно скатываться?

                Комментарий

                • Maurerfreude
                  Отключен

                  • 23 October 2008
                  • 8110

                  #23
                  Сообщение от возлюбленный
                  Разве трудно проверить?
                  Мой опыт организации чего-либо массового мне подсказывает, что драматургия при такого рода ритуалах присутствует всегда.

                  Комментарий

                  • Maurerfreude
                    Отключен

                    • 23 October 2008
                    • 8110

                    #24
                    Сообщение от Клантао
                    Продолжать или не интересно?
                    Ну почему же? Как раз, очень интересно.

                    Я тут сам кое-что по истории сирийских литургий напишу, если Вы не против.

                    Комментарий

                    • irbe
                      Отключен

                      • 15 March 2007
                      • 7656

                      #25
                      Сообщение от возлюбленный
                      Во-первых,нужно указывать место где это написано (для малознакомых с Библией).
                      Во-вторых,по какому же чину призывал апостол Павел проводить богослужения? Просветите народ.
                      в 1-ом послании к коринфяном ап.Павел в 14-ой главе начиная с 26 стиха разъясняет как и что должно происходить в церкви и в 40-ом стихе заключает, что всё должно быть благообразно и по чину.

                      ну а чин не важен. важно отсутствие бардака. только и всего.

                      Комментарий

                      • возлюбленный
                        Господом

                        • 18 August 2007
                        • 3320

                        #26
                        Сообщение от Клантао
                        С трудом предствавляю себе христианина, не знающего 1Кор.14:40.
                        Если мы с вами заем,это еще не означает,что все знают.
                        Не думаю,что так трудно указывать место Писания.
                        Неважно, по какому. Люди сами его вырабатывают, исходя из своих потребностей. Главное - сам принцип.
                        Как вы прекрасно знаете,слово τάξιν означает - порядок,последовательность,устройство.
                        Неужели вы думаете,что на евангельских богослужениях царит хаос и беспорядок?
                        Конечно же,перед богослужением составляется план его проведения.
                        Я говорил о такого рода сценарии,когда расписанное до мельчайших подробностей богослужение,повторяется из года в год по одному и тому же сценарию.
                        А на грубости и сарказм обязательно скатываться?
                        Спасибо,что увидели сучок в моем глазу.

                        Комментарий

                        • Отец Димитрий
                          Завсегдатай

                          • 16 August 2009
                          • 895

                          #27
                          Ну что ж, расскажу о святой мессе латинского обряда в Римско-католической церкви. Сразу оговорюсь, что Католическая церковь практикует не только латинский, но и целый ряд других обрядов: византийский, александрийский, армянский, западносирийский и восточносирийский.

                          Латинская месса может совершаться в двух формах: ординарной и экстраординарной. Экстраординарная форма соответствует тридентской мессе. Ординарная форма - это упрощённый вариант литургии, введённый в 1969 г. Служится литургия на национальных языках, хотя возможно служение и на латыни.

                          Святая месса состоит из двух основных частей: литургии Слова и евхаристической литургии. Плюс начальные и заключительные обряды.

                          После приветствия происходит обряд покаяния, во время которого верующие исповедуют свои грехи перед Богом и Церковью. Этот обряд ни в коем случае не заменяет таинства покаяния, но подготавливает верующих к принятию причастия.

                          Литургия Слова может состоять из двух или трёх чтений из Св. Писания. Обычно в первом чтении читается место из Ветхого Завета, во втором чтении - из посланий апостолов, а в третьем чтении - из Евангелий. Между чтениями поются гимны или псалмы. После чтения Евангелия следует проповедь, а затем чтение Символа веры.

                          Евхаристическая литургия состоит из приготовления Св. Даров, евхаристической молитвы (анафоры), во время которой происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, молитвы "Отче наш", приветствия верующих и причащения.

                          Завершающий обряд сводится к благословению участвовавших в мессе.

                          Это стандартная литургия. Однако часто она дополняется целым рядом других обрядов, как, например, крестный ход, поклонение Пресвятым Дарам, чтение Розария и др.

                          Комментарий

                          • Клантао
                            Отключен

                            • 14 April 2009
                            • 19823

                            #28
                            Сообщение от возлюбленный
                            Я говорил о такого рода сценарии,когда расписанное до мельчайших подробностей богослужение,повторяется из года в год по одному и тому же сценарию.
                            Содержание богослужения - это не слова и действия, а состояние души и сердечная молитва каждого из собравшихся.

                            Неужели Вы считаете, что это может "повторяться из года в год"???

                            Сообщение от возлюбленный
                            Спасибо,что увидели сучок в моем глазу
                            Продолжаем ёрничать?

                            Комментарий

                            • Полиграф П.
                              консультант

                              • 23 January 2007
                              • 4857

                              #29
                              Сообщение от возлюбленный
                              Можно также сказать,что ни одно богослужение не похоже на другое
                              И что же там такого разного, можете сказать? Я посещал сотни подобных служений. Все похожи одно на другое: молитвы, проповеди, песни. Для разннобразия выступления хора или муз. группы. Еще чтение стихов вслух. Я что-то пропустил?
                              - Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! - совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич.
                              (М. Булгаков. "Мастер и Маргарита")

                              Комментарий

                              • Полиграф П.
                                консультант

                                • 23 January 2007
                                • 4857

                                #30
                                Сообщение от Отец Димитрий
                                Ну что ж, расскажу о святой мессе латинского обряда в Римско-католической церкви. ...Это стандартная литургия.
                                В принципе, после этого мне добавить почти нечего. Ибо лютеранская литургия практически повторяет римскую мессу. Состоит из литургии Слова и литургии верных (Евхаристии). Так же вначале (после вступительного обряда) обряд покаяния в грехах. Потом Великое славословие (Gloria in excelsis) и молитва дня. Также 2 или 3 чтения из Священного Писания. Также поются хоралы между ними. Только проповедь после Символа веры, а не перед ним. После проповеди обычно делаются объявления и сбор пожертвований, что служит неким переходным моментом от литургии Слова к литургии верных. Потом большая церковная молитва.
                                Ну и, соответственно, литургия верных происходит почти также: приготовление Причастия, во время которого поется причастный хорал. Потом большая благодарственная молитва, потом префация общая, молитва о ниспослании Святого Духа, слова установления Святого Причастия, Отче наш. Потом собственно причастие. Благодарственная молитва, благословение, заключительный хорал.
                                Это так сказать, обычная служба. В праздничные дни что-то может меняться. Например, читается не Апостольский Символ веры, а Никейский.
                                - Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! - совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич.
                                (М. Булгаков. "Мастер и Маргарита")

                                Комментарий

                                Обработка...