Новая природа в протестантизме и православии.

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Олег.П.
    Участник

    • 08 April 2004
    • 1128

    #16
    что же меняется в человеке и за счет чего, когда, насколько, почему

    Сложно духовность измерить в количественно-качественных категориях. Даже просто жизнь. Как сказать, сколько жизненной энергии осталось в человеке? Где увидеть в нас ее иссточник, пульсирующий поток? Тем более надо остерегаться, на мой всгляд, разных схем и измерений, когда говорим о жизни души, которую и саму-то качественно-количественно не измеришь. Думаю, на поставленные вопросы не стоит сильно искать теоритических обобщений. Но можно идти путем накопления опыта, восприятия образов: так ребенок познает окружающий мир, выводя из частных случаев общие правила. А образы здесь очень яркие даны в писании: семя посеянное, зерно горчичное, закваска в тесте...

    Если говорить в общем, то почти все конфессии понимают обожение одинаково: человек становится своим Богу. Причину также указывают одну: обращение (отличия в понимании этого опускаю).

    Православие понимает обожение и спасение - как факт совершившийся и совершающийся. Это одна из таин судеб Божиих, для Которого история нашего мира - один миг, уже совершившийся. Для нас же - это процесс, разворачивающийся в тысячилетия, в котором мы принимаем непосредственное, творческое участие. Поэтому, спасенный, выходя из купели крещения, должен своей жизнью совершать свое спасение, усваивать дар в свою меру. Фактически, закваска должна все тесто сделать кислым.
    Всем, интересующимся Православием:
    http://www.metropolit-anthony.orc.ru/besedy/a_main.htm

    Комментарий

    • Полиграф П.
      консультант

      • 23 January 2007
      • 4857

      #17
      Сообщение от Hiehachi
      Неудобоперевариваемые выражения, это да - проблема. Можно было сказать просто: " Бог простил " и эти слова поймут все, а осознавший вложит в них всю глубину его смысла и прочуствует, без каких-то изысканых раздумий.
      Э, нет! Прощение - это акт одномоментный, а обОжение - это процесс.
      - Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! - совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич.
      (М. Булгаков. "Мастер и Маргарита")

      Комментарий

      • Владимир С.
        Православный РПЦ МП

        • 19 April 2005
        • 1510

        #18
        Сообщение от Ольгерт
        А как ? ЗА счет чего и почему? Его воля, энергия Бога, молитвы святых - что необходимо, и что подразумевается под обожением?
        Покаяние. И это в большей степени не то известное таинство, это прежде всего непрестанная и углублённая работа совести.
        Глубина человеческой чистоты может определяться только глубиной и тонкостью видения своей неправедности.

        Комментарий

        • Ольгерт
          Ветеран

          • 24 September 2000
          • 18313

          #19
          Сообщение от Danila
          Благодать (харис) не идентична сущности (усия). Это - Божественная и нетварная благодать и энергия... Энергии исходят от Бога и являют Его бытие... Не покидая неприступного света, в котором Он обитает вечно, Бог устремляется к человеку и объемлет его Своей Благодатью и действием... Спасение не только прощение. Это подлинное обновление человека". (Флоровский Г.В., прот. Догмат и история. М., 1998, С. 389-390).
          паламизм в православии - это универсальная схема. Сказал энергия - и все сразу ясно. Ни тебе общники естества, ни Христов Дух, ничего такого уже не надо. Энергия становится панацеей от всех вопросов. Ее применяют когда говорят о благодати, когда говорят о дарах и святой воде, о мощах и иконах, о причастии и крещении.
          И не подкопаешься. Бог не передает природу, зато передает некую энергию нетварную. Что под словом нетварная подразумевается для меня лично большой вопрос. Когда баптист живет Богом и его жизнь изменяется - это за счет тварной энергии?
          А допустим ДАвид стал царем и когда ему помогал Бог - это делалось за счет исключительно тварной энергии?
          В чем отличие?
          На какое время хватает этой тварной энергии в контексте причастия и последующего согрешения?
          Получается ли так, что человек получил заряд при причастии, а после согрешения нетварная энергия его оставила?
          Является ли исчерпывающим этот термин, когда мы говорим о изменении характера, привычек человека?
          "И открыть всем, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы".

          Комментарий

          • Danila
            Ветеран

            • 17 September 2002
            • 1306

            #20
            Сообщение от Ольгерт
            паламизм в православии - это универсальная схема. Сказал энергия - и все сразу ясно. Ни тебе общники естества, ни Христов Дух, ничего такого уже не надо. Энергия становится панацеей от всех вопросов. Ее применяют когда говорят о благодати, когда говорят о дарах и святой воде, о мощах и иконах, о причастии и крещении.
            И не подкопаешься. Бог не передает природу, зато передает некую энергию нетварную. Что под словом нетварная подразумевается для меня лично большой вопрос. Когда баптист живет Богом и его жизнь изменяется - это за счет тварной энергии?
            А допустим ДАвид стал царем и когда ему помогал Бог - это делалось за счет исключительно тварной энергии?
            В чем отличие?
            На какое время хватает этой тварной энергии в контексте причастия и последующего согрешения?
            Получается ли так, что человек получил заряд при причастии, а после согрешения нетварная энергия его оставила?
            Является ли исчерпывающим этот термин, когда мы говорим о изменении характера, привычек человека?
            Нет, паламизм не универсальная система. Есть и в православном богословии те, кто ставит её под сомнение.
            Энергия есть действие Божией Природы, через которое Она проявляется во вне. Действие это многообразно и можно сказать, что когда мы говорим о силе Божией или благодати, мы так же говорим об энергии. Но мы, в силу своей греховности, эти энергии воспринять не можем, воспринимаем же мы их по мере нашего освящения, которое происходит в Церкви. Обоженный человек - это человек воспринявший нетварные энергии и чере это ставший причастником природы Божией.
            Вообще же это учение - ответ на номиналисткую критику Варлаама, отрицавшего реальность мистического опыта.
            Можно описать процесс обожения и не прибегая к понятию энергии. Центральный тезис доктрины обожения: "Бог стал человеком, чтобы человек стал богом". tantum-quantum. То есть насколько Христос стал причастным человеческой природе, настолько человек становится причастниым природе Божией. Причастность эта достигается через следованием заповедям Христа и литургическую жизнь в Церкви и её таинствах, так как Церковь - есть Тело Христово, членами которого становятся через Евхаристию. Соответственно отвечая на Ваш вопрос о том, насколько она сохраняется после Причастия, могу сказать, что действие её на нас ослабевает по мере возвращения к собственным грехам и страстям. Хотя строго говоря оно (действие Божией благодати) постоянно, меняется мера способности ее воспринять.
            Вот Вам и ответ на вопрос о баптистах. Баптисты вне Церкви (с точки зрения православного вероучения) и хоть энергии и действуют (а они действую всегда и везде), но воспринять они их не способны. Впрочем об этом я не берусь судить, так как у меня весьма смутное представление о духовном опыте баптистов, ибо узнать его можно только став баптисом, а систематизированного изложения протестанской антропологии и феноменологии духовного опыта я не встречал.
            Вот кстати созданная мной тема, никто мне так ничего конкретно и не сказал: http://www.evangelie.ru/forum/t39866.html
            Жизнь всё время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно... (Франц Кафка)

            Комментарий

            • Ольгерт
              Ветеран

              • 24 September 2000
              • 18313

              #21
              Сообщение от Danila
              Обоженный человек - это человек воспринявший нетварные энергии и чере это ставший причастником природы Божией.
              Не кажется ли Вам после этого, что человек - это просто мехи для энергии (как акумулятор) которая к тому же и ослабевает? Все это как -то примитивно - не кажется Вам?

              То есть насколько Христос стал причастным человеческой природе, настолько человек становится причастниым природе Божией.
              Данная логика приводящая к тому, что мы становимся равными Христу по божественной природе.
              Паламизм - как раз попытка отделить Бога от людей; сделать их неспособными стать таким же как Христос, при этом обожение сводится к наполнению энергии как в тварном мире - икон, мощей, вод, причастия.
              Именно паламизм сводит на нет всякий разговор о мистике в причастии: божественной природы Христа причастится не можешь, а вот энергию - получай.
              Т.е. создается, на мой взгляд, противоречие в доктрине.

              Причастность эта достигается через следованием заповедям Христа и литургическую жизнь в Церкви и её таинствах,
              Не вижу разницы с Иудаизмом в В.З. в этом случае. Там тоже были таинства и тоже были заповеди и талмудические правила (в православии это соборные правила).

              Причастия, могу сказать, что действие её на нас ослабевает по мере возвращения к собственным грехам и страстям.
              Т.е. не больше, чем у Давида, который получал порционно энергию от ДУха Святого , исполняясь им (только в В.З. святость была не на том уровне, что требуется от святого отца).

              Вот Вам и ответ на вопрос о баптистах. Баптисты вне Церкви (с точки зрения православного вероучения)
              В смысле вне розетки с энергией?
              А почему? Они имеют веру, Слово, имеют дух Христов. Что еще надо?
              Евангелие - это как раз спасение через веру в Слово.
              "И открыть всем, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы".

              Комментарий

              Обработка...