При изучении исихазма обращаешь внимание на поразительное сходство некоторых элементов монашеского молитвенного делания с такой далекой от христианства школой духовного совершенствования, как йога.
Современные православные авторы утверждают, что подобное сходство чисто внешнее, а всё, что идет с Востока сплошная бесовщина. Убедились ли они в этом на себе опыте или просто повторяют заученные фразы, не знаю. На мой взгляд, отрицать опыт лишь по той причине, что он наработан не в христианской среде, неразумно.
Во многих трудах, описывающих монашескую практику, говорится о сочетании молитвы с определенным ритмом дыхания. Однако, подробного изложения того, как осуществляется это сочетание, мне не встречалось. Попробуем разобраться.
Для начала вспомним, что в йоге, точнее, в том ее «разделе», который называется пранаямой, есть понятие «полного дыхания».
Цикл полного дыхания складывается из следующих фаз:
1. Вдох в три этапа, снизу вверх. Сначала воздухом наполняются нижние отделы легких так называемое абдоминальное дыхание. Затем, легким сокращением мышц брюшной стенки воздух частично выталкивается в средние отделы легких на фоне продолжения вдоха. И, наконец, «ключичное» дыхание. В конце вдоха плечи несколько приподнимаются, позволяя воздуху проникнуть в самые верхние отделы легких.
2. Остановка дыхания. Очень важный момент: речь идет не о натужной, через силу задержке дыхания на вдохе, а именно об остановке. Критерием правильности выполнения полного дыхания является отсутствие какого-либо дискомфорта, когда остановка дыхания не требует сознательных усилий. При входе в состояние раскрытия это происходит естественно, само собой. При этом теряется чувство времени, и, как ни парадоксально, нужно вспомнить, что пора делать выдох.
3. Выдох также совершается в три этапа и тоже снизу вверх: живот, грудь, ключицы. В конце фазы брюшная стенка расслаблена, и следующий вдох естественно начинается снизу. По телу одна за другой проходят волны снизу вверх. Распространенная ошибка выдох сверху вниз: сначала ключицы, потом грудь и в последнюю очередь живот. При таком выдохе человек «сваливается» в закрытие и не достигается главная цель «полного» дыхания : поддержание и наращивание состояния раскрытия.
Соотношение продолжительности фаз а) вдох, б) остановка на вдохе, в) выдох 1 : 4 : 2. По мере совершенствования практики пранаямы рекомендуется и после выдоха делать паузу на четыре счета, но об этом чуть ниже.
Какое отношение полное дыхание йогов имеет к Иисусовой молитве? А вот какое. Разобьем ее текст на ритмические группы по три слога, с равномерным чередованием ударных и безударных слогов, и составим таблицу, расположив ударные слоги (выделены полужирным шрифтом) один под другим.
Гос- | по- | ди,
----- | И- | и-
су- | се | Хрис-
те, | Сы- | не
Бо- | жий, | по-
ми- | луй | мя,
греш- | на- | го
Чтобы не нарушался ритм (и не возникало «синкоп» при произнесении молитвы), первая ячейка второй строки оставлена пустой (пауза).
Переформатируем таблицу:
Гос- | по- | ди,
----- | И- | и- | су- | се | Хрис- | те, | Сы- | не | Бо- | жий, | по-
ми- | луй | мя, | греш- | на- | го.
В первой строке одна группа из трех слогов с ударением на первом, во второй четыре и, наконец, в третьей две. Соотношение продолжительности фаз а) вдох, б) остановка на вдохе, в) выдох 1 : 4 : 2, причем каждая фаза состоит из трех «подфаз» (живот, грудь, ключицы). Совпадение? Если да, то весьма примечательное.
Когда я обнаружил это соответствие, я вспомнил, что Серафим Саровский рекомендовал читать Иисусову молитву в следующей «редакции»:
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Богородицей помилуй мя».
Я попробовал разбить «дополнительную» фразу таким же образом, на трехсложные стопы с ударением на первом слоге. И вот, что у меня получилось:
---- | Бо- | го- | ро- | ди- | цей
---- | --- | по- | ми- | луй | мя
В отличие от «классической» Иисусовой молитвы, здесь на паузы приходится не одна, а три доли. Не очень-то складно получается. Однако, именно такая разбивка лучше всего «ложится» на ритм. И тогда обнаруживается еще одно «странное» совпадение: «дополнительная» строка состоит из четырех трехсложных стоп. А ведь это не что иное, как остановка дыхания после выдоха на четыре счета! То есть, Иисусова молитва в "варианте" Серафима Саровского укладывается в ритмическую схему 1 : 4 : 2 : 4, соответствующую наиболее "продвинутому" варианту полного дыхания йогов.
Однако, такая формулировка может дать поводо к смущению. Кто, кроме Господа, имеет право судить и миловать? Я думаю, никто (по крайней мере, до Суда). А святые, в том числе и Пресвятая Богородица, «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», выступают лишь нашими ходатаями перед Ним. Ведь именно так и гласит молитва начальная:
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь».
Возможно, такая «подстройка» произошла у Серафима Саровского неосознанно. Он интуитивно почувствовал необходимость согласования текста молитвы с ритмом дыхания и связанного с ним движения энергетических потоков в теле. Возможно, я просто пытаюсь втиснуть в готовую схему то, чего там и близко нет.
Но, как говорят американцы, it works.
Современные православные авторы утверждают, что подобное сходство чисто внешнее, а всё, что идет с Востока сплошная бесовщина. Убедились ли они в этом на себе опыте или просто повторяют заученные фразы, не знаю. На мой взгляд, отрицать опыт лишь по той причине, что он наработан не в христианской среде, неразумно.
Во многих трудах, описывающих монашескую практику, говорится о сочетании молитвы с определенным ритмом дыхания. Однако, подробного изложения того, как осуществляется это сочетание, мне не встречалось. Попробуем разобраться.
Для начала вспомним, что в йоге, точнее, в том ее «разделе», который называется пранаямой, есть понятие «полного дыхания».
Цикл полного дыхания складывается из следующих фаз:
1. Вдох в три этапа, снизу вверх. Сначала воздухом наполняются нижние отделы легких так называемое абдоминальное дыхание. Затем, легким сокращением мышц брюшной стенки воздух частично выталкивается в средние отделы легких на фоне продолжения вдоха. И, наконец, «ключичное» дыхание. В конце вдоха плечи несколько приподнимаются, позволяя воздуху проникнуть в самые верхние отделы легких.
2. Остановка дыхания. Очень важный момент: речь идет не о натужной, через силу задержке дыхания на вдохе, а именно об остановке. Критерием правильности выполнения полного дыхания является отсутствие какого-либо дискомфорта, когда остановка дыхания не требует сознательных усилий. При входе в состояние раскрытия это происходит естественно, само собой. При этом теряется чувство времени, и, как ни парадоксально, нужно вспомнить, что пора делать выдох.
3. Выдох также совершается в три этапа и тоже снизу вверх: живот, грудь, ключицы. В конце фазы брюшная стенка расслаблена, и следующий вдох естественно начинается снизу. По телу одна за другой проходят волны снизу вверх. Распространенная ошибка выдох сверху вниз: сначала ключицы, потом грудь и в последнюю очередь живот. При таком выдохе человек «сваливается» в закрытие и не достигается главная цель «полного» дыхания : поддержание и наращивание состояния раскрытия.
Соотношение продолжительности фаз а) вдох, б) остановка на вдохе, в) выдох 1 : 4 : 2. По мере совершенствования практики пранаямы рекомендуется и после выдоха делать паузу на четыре счета, но об этом чуть ниже.
Какое отношение полное дыхание йогов имеет к Иисусовой молитве? А вот какое. Разобьем ее текст на ритмические группы по три слога, с равномерным чередованием ударных и безударных слогов, и составим таблицу, расположив ударные слоги (выделены полужирным шрифтом) один под другим.
Гос- | по- | ди,
----- | И- | и-
су- | се | Хрис-
те, | Сы- | не
Бо- | жий, | по-
ми- | луй | мя,
греш- | на- | го
Чтобы не нарушался ритм (и не возникало «синкоп» при произнесении молитвы), первая ячейка второй строки оставлена пустой (пауза).
Переформатируем таблицу:
Гос- | по- | ди,
----- | И- | и- | су- | се | Хрис- | те, | Сы- | не | Бо- | жий, | по-
ми- | луй | мя, | греш- | на- | го.
В первой строке одна группа из трех слогов с ударением на первом, во второй четыре и, наконец, в третьей две. Соотношение продолжительности фаз а) вдох, б) остановка на вдохе, в) выдох 1 : 4 : 2, причем каждая фаза состоит из трех «подфаз» (живот, грудь, ключицы). Совпадение? Если да, то весьма примечательное.
Когда я обнаружил это соответствие, я вспомнил, что Серафим Саровский рекомендовал читать Иисусову молитву в следующей «редакции»:
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Богородицей помилуй мя».
Я попробовал разбить «дополнительную» фразу таким же образом, на трехсложные стопы с ударением на первом слоге. И вот, что у меня получилось:
---- | Бо- | го- | ро- | ди- | цей
---- | --- | по- | ми- | луй | мя
В отличие от «классической» Иисусовой молитвы, здесь на паузы приходится не одна, а три доли. Не очень-то складно получается. Однако, именно такая разбивка лучше всего «ложится» на ритм. И тогда обнаруживается еще одно «странное» совпадение: «дополнительная» строка состоит из четырех трехсложных стоп. А ведь это не что иное, как остановка дыхания после выдоха на четыре счета! То есть, Иисусова молитва в "варианте" Серафима Саровского укладывается в ритмическую схему 1 : 4 : 2 : 4, соответствующую наиболее "продвинутому" варианту полного дыхания йогов.
Однако, такая формулировка может дать поводо к смущению. Кто, кроме Господа, имеет право судить и миловать? Я думаю, никто (по крайней мере, до Суда). А святые, в том числе и Пресвятая Богородица, «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», выступают лишь нашими ходатаями перед Ним. Ведь именно так и гласит молитва начальная:
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь».
Возможно, такая «подстройка» произошла у Серафима Саровского неосознанно. Он интуитивно почувствовал необходимость согласования текста молитвы с ритмом дыхания и связанного с ним движения энергетических потоков в теле. Возможно, я просто пытаюсь втиснуть в готовую схему то, чего там и близко нет.
Но, как говорят американцы, it works.
Комментарий