Лже-Мессии
С еврейской точки зрения, самым знаменитым лже-Мессией был Иисус из Назарета. Так как в описанный период Римского владычества над землей Израиля почти всякое восстание шло под знаменем того или иного Мессии (например, восстание Иуды Гавлонита в Галилее в 4 г. до н.э. см. Иосиф Флавий "Иудейские Древности" 19:8:6 и Иудейская Война 2:13:6), то деятельность Иисуса из Назарета воспринимается как объявление такого восстания (именно так понимаются слова Понтия Пилата: "Се есть царь Иудейский" - то есть Иисус объявил себя царем-помазанником, который собирался восстановить независимость Иудеи. см. работы Элиягу Макоби и Флоссера и прочих историков израильской школы). Так как все дело кончилось провалом и Иисуса казнили, то в еврейском мире было сочтено, что Иисус - не является истинным Мессией. Исключение составила небольшая группа его горячих приверженцев, которые не верили в его гибель или же сочли, что Иисус воскреснет для того, чтобы победить. Из этой небольшой группы, как принято думать, образовалось Христианство. (Вопрос насколько это верно, слишком сложен для разбора в рамках данной работы).
Вторым грандиозным лже-Мессией был Бар-Кохба (О признании Бар-Кохбы Машиахом см. Вавилонский Талмуд трактат Сангедрин 93б и трактат Ябамот 72б). Вера в то, что он истинный Мессия породила самое большое восстание за все время Римского владычества над Иудеей (132-135 гг. н.э. см. Гедалья Алон, "История евреев в земле Израиля в эпоху Мишны и Талмуда", а так же работы Игаля Ядина). Восставшие захватили Иерусалим и удерживали его три года. Ценой огромного военного напряжения, собрав легионы со всей Империи, Риму удалось победить восставших. Бар-Кохба укрылся в Иудейской пустыне и еще долго вел оттуда партизанскую войну, однако, так как восстание потерпело поражение, Мессией его уже больше никто не считал.
В 8 в. в Персии объявился Мессия по имени Абу Иса аль Аспагани. Он собрал армию численностью в 10300 душ и начал войну с властями. Армия была разбита, Абу Иса погиб. Его приверженцы и после этого утверждали, что он жив и прячется в пещере, чтобы прийти, когда наступит предназначенный тому Свыше момент.
В 12 в. в горах Курдистана объявился Мессия по имени Менахем Альрои. У него нашлось много приверженцев в Багдаде. При попытке захватить город он был убит. Его приверженцы долго считали, что он обязательно воскреснет, чтобы спасти народ Израиля.
В 16 в. Мессианское движение охватило евреев Италии, Германии и Испании. В основном оно связано с именем Давида Реувени. Он не объявлял себя Мессией, но рассказывал о себе, что он является братом и послом Йосефа - царя десяти пропавших колен Израиля, который правит далеко за горами в районе Индии (Индия здесь следует понимать фигурально - "в краях неведомых"). Так как существовало поверье, что с приходом Мессии найдутся десять пропавших колен Израиля, то появления посла царя этих колен сочли признаком приближения Мессии. В конце концов, его арестовали, и он умер в тюрьме.
В 17 веке объявил себя Мессией турецкий еврей Шаббатай Цви. В этом случае мессианское движение захватило все еврейские общины. 1666 году слухи о нем дошли до султана и под угрозой смертной казни (за попытку бунта - так расценили его деятельность власти) он принял ислам. Многие его сторонники последовали за ним, приводя мистические обоснования такого рода поступку. Даже после его смерти некоторые его приверженцы продолжали верить в будущее воскрешение Шаббатая Цви. Те, кто приняли ислам, образовали отдельную секту внутри ислама, и она продолжала ожидать воскрешения Шаббатая Цви вплоть до середины 20 века.
В 18 веке в Польше дело Шаббатая Цви продолжил Яаков Франк. Он продержался недолго и вслед за своим духовным учителем Шаббатаем Цви изменил вере. Правда, он перешел не в ислам, а принял католичество. Этот, кажется, был просто мошенником. По крайней мере, его не долго использовали в пропагандистских целях, а потом за ряд неблаговидных поступков заключили в дальний монастырь, где он и умер.
В конце 18 века в Польше, Галиции и по всей Восточной Европе возникло новое движение - хасидизм. Его сторонники были убеждены в скором приходе Мессии, правда, ни о ком конкретно они не говорили, по крайней мере, открытым текстом. Есть достаточно намеков на то, что последователи цадика р. Исраэля из Черткова считали его потенциальным Мессией. Кажется, в этом они не были одиноки, но это говорили про разных цадиков.
В начале 90-х годов нынешнего века члены хасидского движения ХАБАД объявили, что глава их движения девяностолетний рабби Менахем Мендель Шнеерсон долгожданный Мессия. Сам рабби не мог ни отрицать, ни подтвердить это мнение, так как он к тому времени после инсульта потерял речь и был почти полностью парализован. Через несколько месяцев после того, как его провозгласили Мессией, престарелый рабби умер. Это не мешает многим Хабадникам утверждать, что он и есть долгожданный Мессия, что он не умер. Они развешивают по всему Израилю плакаты с протертом покойного с подписью "Мессия". Большинство населения Израиля полагает, что с сумасшедшими не спорят, а рабби Шнеерсон великий человек и нисколько в этой истории не виноват. Так как Мессией в еврейской концепции может оказаться любой человек, утверждающий, что его род восходит к царю Давиду, то те сумасшедшие, которые в других странах становятся Наполеонами, в Израиле становятся Мессиями и в каждом психиатрическом заведении их пребывает несколько.
С еврейской точки зрения, самым знаменитым лже-Мессией был Иисус из Назарета. Так как в описанный период Римского владычества над землей Израиля почти всякое восстание шло под знаменем того или иного Мессии (например, восстание Иуды Гавлонита в Галилее в 4 г. до н.э. см. Иосиф Флавий "Иудейские Древности" 19:8:6 и Иудейская Война 2:13:6), то деятельность Иисуса из Назарета воспринимается как объявление такого восстания (именно так понимаются слова Понтия Пилата: "Се есть царь Иудейский" - то есть Иисус объявил себя царем-помазанником, который собирался восстановить независимость Иудеи. см. работы Элиягу Макоби и Флоссера и прочих историков израильской школы). Так как все дело кончилось провалом и Иисуса казнили, то в еврейском мире было сочтено, что Иисус - не является истинным Мессией. Исключение составила небольшая группа его горячих приверженцев, которые не верили в его гибель или же сочли, что Иисус воскреснет для того, чтобы победить. Из этой небольшой группы, как принято думать, образовалось Христианство. (Вопрос насколько это верно, слишком сложен для разбора в рамках данной работы).
Вторым грандиозным лже-Мессией был Бар-Кохба (О признании Бар-Кохбы Машиахом см. Вавилонский Талмуд трактат Сангедрин 93б и трактат Ябамот 72б). Вера в то, что он истинный Мессия породила самое большое восстание за все время Римского владычества над Иудеей (132-135 гг. н.э. см. Гедалья Алон, "История евреев в земле Израиля в эпоху Мишны и Талмуда", а так же работы Игаля Ядина). Восставшие захватили Иерусалим и удерживали его три года. Ценой огромного военного напряжения, собрав легионы со всей Империи, Риму удалось победить восставших. Бар-Кохба укрылся в Иудейской пустыне и еще долго вел оттуда партизанскую войну, однако, так как восстание потерпело поражение, Мессией его уже больше никто не считал.
В 8 в. в Персии объявился Мессия по имени Абу Иса аль Аспагани. Он собрал армию численностью в 10300 душ и начал войну с властями. Армия была разбита, Абу Иса погиб. Его приверженцы и после этого утверждали, что он жив и прячется в пещере, чтобы прийти, когда наступит предназначенный тому Свыше момент.
В 12 в. в горах Курдистана объявился Мессия по имени Менахем Альрои. У него нашлось много приверженцев в Багдаде. При попытке захватить город он был убит. Его приверженцы долго считали, что он обязательно воскреснет, чтобы спасти народ Израиля.
В 16 в. Мессианское движение охватило евреев Италии, Германии и Испании. В основном оно связано с именем Давида Реувени. Он не объявлял себя Мессией, но рассказывал о себе, что он является братом и послом Йосефа - царя десяти пропавших колен Израиля, который правит далеко за горами в районе Индии (Индия здесь следует понимать фигурально - "в краях неведомых"). Так как существовало поверье, что с приходом Мессии найдутся десять пропавших колен Израиля, то появления посла царя этих колен сочли признаком приближения Мессии. В конце концов, его арестовали, и он умер в тюрьме.
В 17 веке объявил себя Мессией турецкий еврей Шаббатай Цви. В этом случае мессианское движение захватило все еврейские общины. 1666 году слухи о нем дошли до султана и под угрозой смертной казни (за попытку бунта - так расценили его деятельность власти) он принял ислам. Многие его сторонники последовали за ним, приводя мистические обоснования такого рода поступку. Даже после его смерти некоторые его приверженцы продолжали верить в будущее воскрешение Шаббатая Цви. Те, кто приняли ислам, образовали отдельную секту внутри ислама, и она продолжала ожидать воскрешения Шаббатая Цви вплоть до середины 20 века.
В 18 веке в Польше дело Шаббатая Цви продолжил Яаков Франк. Он продержался недолго и вслед за своим духовным учителем Шаббатаем Цви изменил вере. Правда, он перешел не в ислам, а принял католичество. Этот, кажется, был просто мошенником. По крайней мере, его не долго использовали в пропагандистских целях, а потом за ряд неблаговидных поступков заключили в дальний монастырь, где он и умер.
В конце 18 века в Польше, Галиции и по всей Восточной Европе возникло новое движение - хасидизм. Его сторонники были убеждены в скором приходе Мессии, правда, ни о ком конкретно они не говорили, по крайней мере, открытым текстом. Есть достаточно намеков на то, что последователи цадика р. Исраэля из Черткова считали его потенциальным Мессией. Кажется, в этом они не были одиноки, но это говорили про разных цадиков.
В начале 90-х годов нынешнего века члены хасидского движения ХАБАД объявили, что глава их движения девяностолетний рабби Менахем Мендель Шнеерсон долгожданный Мессия. Сам рабби не мог ни отрицать, ни подтвердить это мнение, так как он к тому времени после инсульта потерял речь и был почти полностью парализован. Через несколько месяцев после того, как его провозгласили Мессией, престарелый рабби умер. Это не мешает многим Хабадникам утверждать, что он и есть долгожданный Мессия, что он не умер. Они развешивают по всему Израилю плакаты с протертом покойного с подписью "Мессия". Большинство населения Израиля полагает, что с сумасшедшими не спорят, а рабби Шнеерсон великий человек и нисколько в этой истории не виноват. Так как Мессией в еврейской концепции может оказаться любой человек, утверждающий, что его род восходит к царю Давиду, то те сумасшедшие, которые в других странах становятся Наполеонами, в Израиле становятся Мессиями и в каждом психиатрическом заведении их пребывает несколько.
Комментарий