Бывают периоды в истории мира и Церкви, которые можно назвать переломными. Уходит в прошлое прежняя эпоха и ее постепенно замещает новая. В такие времена общество бывает особенно падким на разного рода суеверия, приметы, предсказания, гороскопы, магические, алхимические и оккультные учения. К сожалению, как показывает жизнь, не обминули эти соблазны и церковное общество. На ниве русской догматической науки враг посеял новые плевелы: не так давно появились у нас сторонники римо-католического учения о Евхаристии как о пресуществлении (транссубстациации) Святых Даров. Суть этой латинской доктрины изложим словами римо-католического авторитета Фомы Аквинского: "Нет никакого иного способа, через который Тело Христово могло бы появиться в таинстве, кроме превращения хлеба в Тело. Итак, если что-то произошло через превращение, это уже не то, чем оно было до этого. Действительность Тела Христова в таинстве требует, чтобы вещества хлеба уже не было после освящения" . Вместо духовного преложения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы римо-католики, как и их современные православные эпигоны, усматривают в Евхаристии магический процесс, какое-то волшебное превращение сущности хлеба и вина в сущность Тела и Крови Христовых. То, что подобный алхимический подход к Таинству укоренился и получил догматический статус в римо-католицизме, отпадшем от полноты Православия, вполне можно понять. Труднее понять мотивацию православных священнослужителей, которые в наши дни, когда православное богословие, наконец, начало освобождаться от довлеющего влияния латинства, пытаются пересадить латинскую терминологию и латинский способ мышления на почву православной евхаристологии. Впрочем, новоявленные сторонники транссубстанциации отмежевываются от своих римо-католических корней и пытаются найти обоснование своего лжеучения в творениях древних святых отцов. Насколько безосновательны и бесплодны эти потуги, мы постараемся показать в нашей статье. Но вначале кратко охарактеризуем ситуацию, которая сложилась в богословских кругах нашей Церкви в контексте споров о Евхаристии.
Сигналом для начала жаркой полемики послужила статья профессора А.И. Осипова "Евхаристия и священство" , опубликованная в Интернете на одном из православных сайтов. В ней профессор Осипов пишет буквально следующее: " Святые Дары, халкидонски* воспринимаемые Богом Слово в то же самое единство с собой, как и плоть от Девы Марии, изменяют не свою материальную сущность, а характер своего существования в этом мире. Хлеб не превращается невидимо, обманчиво для чувств в Тело Христово, а халкидонски соединяется с Ним, с Богом Слово воплощенным, причащается Ему как и при восприятии Им человеческой природы воплощения. Потому, а не в силу какого-то таинственного, магического превращения, евхаристический хлеб и является истинным Телом Христовым". В общем, ничего нового А.И. Осипов здесь не сказал. Это есть то самое православное учение о Евхаристии, которое он уже много лет преподает студентам в Московских духовных школах, и которое, совершенно независимо от профессора Осипова, преподается в других духовных школах нашей Церкви, таких как Санкт-Петербургская, Киевская, Одесская, Почаевская Духовные Семинарии и др. Случилось так, что на эту статью профессора Осипова обратил внимание известный современный духовный писатель архимандрит Рафаил (Карелин), который, в силу каких-то неведомых причин, считает своим долгом ниспровергать все богословские построения Осипова, чего бы они не касались. Архимандрит Рафаил, не желая вникнуть в контекст рассуждений профессора Осипова, без колебаний обвинил его в проповеди Христа, единого в трех или четырех природах: божества, человечества, а также евхаристических хлеба и вина. Ученик профессора Осипова, преподаватель МДА А.А. Зайцев пытался в нескольких дельных статьях подробно объяснить православную суть воззрений Осипова, но в ответ навлек на себя очень резкие выпады сторонников пресуществления. Если архимандрит Рафаил (Карелин) ограничился заявлениями: "Это есть догматическая ошибка, которая может лишить человека вечной жизни" ; "Теория Осипова является новой христологической ересью - триофизитством или полифизитством" , - то его соратники пошли гораздо дальше. Так, священник Даниил Сысоев удивляется, почему священноначалие нашей Церкви до сих пор не предало профессора Осипова, А.А. Зайцева и всех, кто не верит в транссубстанциацию, анафеме. Он хотел бы запретить им причащаться, пока они не покаются и не признают превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, с полным исчезновением хлеба и вина . Вообще, следует отметить, что на фоне полемической корректности А.А. Зайцева и других сторонников православного учения о Евхаристии, поведение адептов пресуществления отличается крайней невыдержанностью и агрессией. Безответственно называя своих оппонентов "еретиками" и требуя их анафематствования, приверженцы транссубстанциации как будто забывают о том, что со своими противниками они до сих пор причащаются от единой Чаши, а по книгам, учебникам и конспектам, в которых изложено ненавистное для сторонников пресуществления православное учение о Евхаристии, по-прежнему учатся сотни студентов в МДА, ПСТБУ, ОДС и других духовных школах нашей Церкви. Неужели всю систему духовного образования Русской Православной Церкви надо признать еретической только за то, что она не поддерживает римо-католического учения о транссубстанциации?
Чтобы снять возникшее напряжение и придти к какому-то общему мнению, в МДА было решено провести богословский семинар о Евхаристии с обязательным присутствием всех членов Ученого Совета. Из-за отсутствия владыки ректора дату семинара с конца января до начала марта несколько раз переносили, но наконец в марте семинар состоялся. Позицию приверженцев пресуществления представлял доклад "Евхаристия" протоиерея Валентина Асмуса (о нем подробнее чуть позже), традиционный православный взгляд на Евхаристию был представлен в докладе А.А. Зайцева. Конструктивного диалога на семинаре не получилось. В отсутствие владыки ректора примирить враждующих было некому транссубстанциальные страсти разгорались все сильнее, поэтому было решено приостановить полемику и воздержаться от дальнейших печатных выступлений. Как долго будет действовать мораторий на евхаристические споры в МДА, пока сказать затруднительно, но мы, будучи стороной прямо не вовлеченной в эту борьбу, и опираясь на права широкой автономии, предоставленные Украинской Православной Церкви, считаем для себя допустимым высказаться сейчас по указанному вопросу.
Для начала совершим небольшой исторический экскурс и наметим основные вехи в развитии учения о Евхаристии от древности до наших дней.
Сигналом для начала жаркой полемики послужила статья профессора А.И. Осипова "Евхаристия и священство" , опубликованная в Интернете на одном из православных сайтов. В ней профессор Осипов пишет буквально следующее: " Святые Дары, халкидонски* воспринимаемые Богом Слово в то же самое единство с собой, как и плоть от Девы Марии, изменяют не свою материальную сущность, а характер своего существования в этом мире. Хлеб не превращается невидимо, обманчиво для чувств в Тело Христово, а халкидонски соединяется с Ним, с Богом Слово воплощенным, причащается Ему как и при восприятии Им человеческой природы воплощения. Потому, а не в силу какого-то таинственного, магического превращения, евхаристический хлеб и является истинным Телом Христовым". В общем, ничего нового А.И. Осипов здесь не сказал. Это есть то самое православное учение о Евхаристии, которое он уже много лет преподает студентам в Московских духовных школах, и которое, совершенно независимо от профессора Осипова, преподается в других духовных школах нашей Церкви, таких как Санкт-Петербургская, Киевская, Одесская, Почаевская Духовные Семинарии и др. Случилось так, что на эту статью профессора Осипова обратил внимание известный современный духовный писатель архимандрит Рафаил (Карелин), который, в силу каких-то неведомых причин, считает своим долгом ниспровергать все богословские построения Осипова, чего бы они не касались. Архимандрит Рафаил, не желая вникнуть в контекст рассуждений профессора Осипова, без колебаний обвинил его в проповеди Христа, единого в трех или четырех природах: божества, человечества, а также евхаристических хлеба и вина. Ученик профессора Осипова, преподаватель МДА А.А. Зайцев пытался в нескольких дельных статьях подробно объяснить православную суть воззрений Осипова, но в ответ навлек на себя очень резкие выпады сторонников пресуществления. Если архимандрит Рафаил (Карелин) ограничился заявлениями: "Это есть догматическая ошибка, которая может лишить человека вечной жизни" ; "Теория Осипова является новой христологической ересью - триофизитством или полифизитством" , - то его соратники пошли гораздо дальше. Так, священник Даниил Сысоев удивляется, почему священноначалие нашей Церкви до сих пор не предало профессора Осипова, А.А. Зайцева и всех, кто не верит в транссубстанциацию, анафеме. Он хотел бы запретить им причащаться, пока они не покаются и не признают превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, с полным исчезновением хлеба и вина . Вообще, следует отметить, что на фоне полемической корректности А.А. Зайцева и других сторонников православного учения о Евхаристии, поведение адептов пресуществления отличается крайней невыдержанностью и агрессией. Безответственно называя своих оппонентов "еретиками" и требуя их анафематствования, приверженцы транссубстанциации как будто забывают о том, что со своими противниками они до сих пор причащаются от единой Чаши, а по книгам, учебникам и конспектам, в которых изложено ненавистное для сторонников пресуществления православное учение о Евхаристии, по-прежнему учатся сотни студентов в МДА, ПСТБУ, ОДС и других духовных школах нашей Церкви. Неужели всю систему духовного образования Русской Православной Церкви надо признать еретической только за то, что она не поддерживает римо-католического учения о транссубстанциации?
Чтобы снять возникшее напряжение и придти к какому-то общему мнению, в МДА было решено провести богословский семинар о Евхаристии с обязательным присутствием всех членов Ученого Совета. Из-за отсутствия владыки ректора дату семинара с конца января до начала марта несколько раз переносили, но наконец в марте семинар состоялся. Позицию приверженцев пресуществления представлял доклад "Евхаристия" протоиерея Валентина Асмуса (о нем подробнее чуть позже), традиционный православный взгляд на Евхаристию был представлен в докладе А.А. Зайцева. Конструктивного диалога на семинаре не получилось. В отсутствие владыки ректора примирить враждующих было некому транссубстанциальные страсти разгорались все сильнее, поэтому было решено приостановить полемику и воздержаться от дальнейших печатных выступлений. Как долго будет действовать мораторий на евхаристические споры в МДА, пока сказать затруднительно, но мы, будучи стороной прямо не вовлеченной в эту борьбу, и опираясь на права широкой автономии, предоставленные Украинской Православной Церкви, считаем для себя допустимым высказаться сейчас по указанному вопросу.
Для начала совершим небольшой исторический экскурс и наметим основные вехи в развитии учения о Евхаристии от древности до наших дней.
Комментарий