Да как сказать, отклонение.
Я вот сейчас перечитал Книгу Откровение, и в свете этой темы, в которой нас собрал @Братец Иванушка, увидел вещи, на которые ранее не обращал внимания.
Вот мы читаем:
1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну
Отк. 1
То есть иерархия такова: всё это откровение даёт Бог Иисусу Христу. Далее в свойственной нашим возлюбленным апостолам манере Иоанн ставит местоимение "он" - поди догадайся, имеется ли в виду Бог или Иисус.
Как бы там ни было, он послал это откровение через своего ангела.
Вот как.
То есть когда мы читаем далее вот это:
10 Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; 11 то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.
12 Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников 13 и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: 14 глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его как пламень огненный; 15 и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его как шум вод многих. 16 Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его как солнце, сияющее в силе своей.
Отк. 1
- то это описание не Иисуса Христа, а ангела, через которого Иисус посылает откровение Бога.
Я вот всё время считал, что этот сын человеческий и есть Иисус. Но при внимательном чтении выясняется, что нет. Это ангел.
Как ведёт себя Иоанн с этим сыном человеческим?
17 И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, 18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.
Отк. 1
Иоанн не пишет прямо, что он пал к ногам сына человеческого с целью поклонения. Но как бы это и так понятно: если мы падаем кому-то в ноги как мёртвые, это значит, что мы испугались его и его власти, и это в любом случае поклонение. В противном случае, если бы мы не хотели поклоняться, мы бы отреагировали как-то иначе: убежали бы, восстали бы, сохранили покер-фейс там, я не знаю.
Иоанн как раз и раскрывает эту тему, в которой мы тут собрались (если не считать увлёкшихся флудом) - что означает "поклоняться Богу"?
Далее Иоанн входит в небесную дверь и видит множество невероятных событий, которые мы все уже хорошо выучили почти наизусть.
И в конце книги Иоанн вновь возвращается к тому же, с чего он начал описание - к поклонению:
8 Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; 9 но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись.
Отк. 22
Здесь Иоанн уже однозначно называет цель своего падения к ногам своего собеседника - чтобы поклониться ему.
При этом Иоанн уже не называет его сын человеческий, но просто "ангел". И даже при таких условиях Иоанн собрался именно поклониться ангелу.
И тот отговаривает его, призывая лучше поклониться Богу.
Вполне назидательно для каждого из нас.
Похоже, в этом и состоит блаженство для слушающих чтение этой книги, - мы учимся правильно поклоняться Богу.
Я вот сейчас перечитал Книгу Откровение, и в свете этой темы, в которой нас собрал @Братец Иванушка, увидел вещи, на которые ранее не обращал внимания.
Вот мы читаем:
1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну
Отк. 1
То есть иерархия такова: всё это откровение даёт Бог Иисусу Христу. Далее в свойственной нашим возлюбленным апостолам манере Иоанн ставит местоимение "он" - поди догадайся, имеется ли в виду Бог или Иисус.

Как бы там ни было, он послал это откровение через своего ангела.
Вот как.
То есть когда мы читаем далее вот это:
10 Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; 11 то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.
12 Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников 13 и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: 14 глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его как пламень огненный; 15 и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его как шум вод многих. 16 Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его как солнце, сияющее в силе своей.
Отк. 1
- то это описание не Иисуса Христа, а ангела, через которого Иисус посылает откровение Бога.
Я вот всё время считал, что этот сын человеческий и есть Иисус. Но при внимательном чтении выясняется, что нет. Это ангел.
Как ведёт себя Иоанн с этим сыном человеческим?
17 И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, 18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.
Отк. 1
Иоанн не пишет прямо, что он пал к ногам сына человеческого с целью поклонения. Но как бы это и так понятно: если мы падаем кому-то в ноги как мёртвые, это значит, что мы испугались его и его власти, и это в любом случае поклонение. В противном случае, если бы мы не хотели поклоняться, мы бы отреагировали как-то иначе: убежали бы, восстали бы, сохранили покер-фейс там, я не знаю.
Иоанн как раз и раскрывает эту тему, в которой мы тут собрались (если не считать увлёкшихся флудом) - что означает "поклоняться Богу"?
Далее Иоанн входит в небесную дверь и видит множество невероятных событий, которые мы все уже хорошо выучили почти наизусть.
И в конце книги Иоанн вновь возвращается к тому же, с чего он начал описание - к поклонению:
8 Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; 9 но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись.
Отк. 22
Здесь Иоанн уже однозначно называет цель своего падения к ногам своего собеседника - чтобы поклониться ему.
При этом Иоанн уже не называет его сын человеческий, но просто "ангел". И даже при таких условиях Иоанн собрался именно поклониться ангелу.
И тот отговаривает его, призывая лучше поклониться Богу.
Вполне назидательно для каждого из нас.
Похоже, в этом и состоит блаженство для слушающих чтение этой книги, - мы учимся правильно поклоняться Богу.
Комментарий