Кстати вот предлагаю ознакомиться со взглядом Кальвина на учение о Церкви:
Кальвин подтверждает значение, которое он придает Церкви, приводя две великие максимы Киприана Карфагенского: приведенное выше изречение «Вы не можете иметь Отцом Бога, если вашей Матерью не является Церковь» и «Вне Церкви нет надежды на оставление грехов и спасение».
Кальвиновская доктрина Церкви напоминает нам, что неверно изображать реформаторов свирепствующими радикальными индивидуалистами, не признающими коллективные концепции христианской жизни. Выше мы уже отмечали (стр. 174-192), что в библейском толковании основного течения Реформации не было того индивидуализма, который часто приписывается ему критиками; то же можно сказать и о реформационном понимании христианской жизни. Образ «Церкви как матери» (который Кальвин охотно заимствует у Киприана Карфагенского) подчеркивает коллективное измерение христианской веры. «Из простого слова «мать» мы узнаем, как важно нам знать ее. Нет другого пути к жизни, чем через мать, которая вынашивает нас в своей утробе, кормит нас своей грудью, опекает нас своей заботой и вниманием». Здесь заключается мощная система богословских образов, первым из которых является Слово Божие, которое заключает нас в лоно Церкви. Однако в данный момент нас привлекают практические аспекты этого образа мыслей о Церкви. Церковь является необходимым, полезным, Богоданным и Богоосвященным средством духовного роста и развития.
Кальвин проводит важное различие между видимой и невидимой Церковью. На одном уровне Церковь является общиной верующих христиан, видимой группой. Однако она также является братством святых и собранием избранных невидимой сущностью. В своем невидимом аспекте Церковь является собранием избранных, известным Одному Богу; в своем видимом аспекте она является общиной верующих на земле. Первая состоит лишь из избранных; вторая состоит из добрых и злых, избранных и отверженных. Первая является объектом веры и надежды, вторая объектом настоящего опыта.
Алистер МакГрат
Богословская мысль Реформации
Кальвин о роли Церкви
Кальвиновская доктрина Церкви напоминает нам, что неверно изображать реформаторов свирепствующими радикальными индивидуалистами, не признающими коллективные концепции христианской жизни. Выше мы уже отмечали (стр. 174-192), что в библейском толковании основного течения Реформации не было того индивидуализма, который часто приписывается ему критиками; то же можно сказать и о реформационном понимании христианской жизни. Образ «Церкви как матери» (который Кальвин охотно заимствует у Киприана Карфагенского) подчеркивает коллективное измерение христианской веры. «Из простого слова «мать» мы узнаем, как важно нам знать ее. Нет другого пути к жизни, чем через мать, которая вынашивает нас в своей утробе, кормит нас своей грудью, опекает нас своей заботой и вниманием». Здесь заключается мощная система богословских образов, первым из которых является Слово Божие, которое заключает нас в лоно Церкви. Однако в данный момент нас привлекают практические аспекты этого образа мыслей о Церкви. Церковь является необходимым, полезным, Богоданным и Богоосвященным средством духовного роста и развития.
Кальвин проводит важное различие между видимой и невидимой Церковью. На одном уровне Церковь является общиной верующих христиан, видимой группой. Однако она также является братством святых и собранием избранных невидимой сущностью. В своем невидимом аспекте Церковь является собранием избранных, известным Одному Богу; в своем видимом аспекте она является общиной верующих на земле. Первая состоит лишь из избранных; вторая состоит из добрых и злых, избранных и отверженных. Первая является объектом веры и надежды, вторая объектом настоящего опыта.
Алистер МакГрат
Богословская мысль Реформации
Кальвин о роли Церкви
Некоторые считают, будто учение Жана Кальвина о видимой Церкви, вне которой нет спасения, является пережитком римского католичества. Подобные высказывания звучат и в сторону XXVIII артикула Бельгийского исповедания веры, в котором четко и ясно отмечено, что вне видимой Церкви нет спасения. Таким критикам больше нравится формулировка, представленная в разделе II главы XXV Вестминстерского исповедания веры: «вне которой, как правило, нет спасения».
Тем не менее, совершенно ясно, что Жан Кальвин и Гвидо де Бре (автор Бельгийского исповедания веры), говоря: «вне видимой Церкви нет спасения», имели в виду то же, что и вестминстерские богословы.
Доктор Р. Б. Кайпер
«Жан Кальвин о Церкви»
Тем не менее, совершенно ясно, что Жан Кальвин и Гвидо де Бре (автор Бельгийского исповедания веры), говоря: «вне видимой Церкви нет спасения», имели в виду то же, что и вестминстерские богословы.
Доктор Р. Б. Кайпер
«Жан Кальвин о Церкви»
Оба реформатора не стремились упразднить традиции как таковые, а только те , которые противоречили Писанию. Кальвин считал, что протестанты никакие не раскольники, а, напротив, истинные католики, которые любят настоящую Церковь. Садолето он объяснял: "Мы отрицаем, что с этой Церковью у нас есть какие-либо разногласия. Мало того, мы чтим ее как нашу мать, и мы хотим остаться в ее лоне" (9). Ни Лютер, ни Кальвин не желали отдать Риму католичество, соборность.
Лютер прочитал ответ Кальвина Садолето во время поездки в Веймар , чтобы удовлетворить вопросы Филиппа Меланхтона. Оценка Лютером этого ответа появляется также в письме Марку Кроделю, учителю в Торгау, выписка из которого была отослана Кальвину 6 марта 1545 года (10). Сам Лютер в письме к Бусеру в 1539 г. выразил удовлетворение в связи с апологетикой Кальвина против Садолето. Примерно в то же время (осень 1539), Меланхтон отметил , что как Лютер, так и Бусер радовались защите Кальвином Реформации (12).
Д. Э. Мак-Голдрик
Лютер и Кальвин братья во Христе
Лютер прочитал ответ Кальвина Садолето во время поездки в Веймар , чтобы удовлетворить вопросы Филиппа Меланхтона. Оценка Лютером этого ответа появляется также в письме Марку Кроделю, учителю в Торгау, выписка из которого была отослана Кальвину 6 марта 1545 года (10). Сам Лютер в письме к Бусеру в 1539 г. выразил удовлетворение в связи с апологетикой Кальвина против Садолето. Примерно в то же время (осень 1539), Меланхтон отметил , что как Лютер, так и Бусер радовались защите Кальвином Реформации (12).
Д. Э. Мак-Голдрик
Лютер и Кальвин братья во Христе
Комментарий