Ты мне не ответил на вопрос. Читал ли ты какие-нибудь книги Бенедикта XVI?
Поскольку Бенедикт XVI является одним из моих любимых писателей, то у меня есть несколько переведённых на русский и литовский языки (английский я не понимаю). Это «Введение в христианство», «Эсхатология», «По пути к Иисусу Христу», «Иисус из Назарета», «Слуга вашей радости», «Духовные мысли», «Рождественское блаженство», «Диалектика секуляризации», «Почему я сегодня всё ещё христианин?», «Энциклика SpeSalvi», «Путь Креста», «Соль земли», «Бенедикт XVI, потрет сблизи».
Что касается книжки "Вначале сотворил Бог...", то её оснавная мысль сформулирована на её задней части обложки, такими словами:
«Угроза живущему, которая исходит от дел человеческих и о которой сегодня говорят всюду, придала новую актуальность теме творения. Но парадоксальным образом учение о ворении почти полностью исчезает из катехезиса, проповеди, а также и из богословия.
В последнее время «духовность творения» и христианская вера в спасение нередко противопоставляются друг другу. В этой книжке, наоборот, сделана убедительная попытка показать, какодно внутреннее связано с другим.
Только когда мы объединяем творение и спасение и когда вера переживается нами во всей своей целостности, творение вступает в свои права, а человек становится настоящим, то есть спасённым».
Коментируя шестидневное описание творения в Писании, Бенедикт XVI пишет:
«Библия не учебник естествознания и никогда им не будет. Это религиозная книга, а потому из неё нельзя получить естественнонаучной информации, нельзя узнать как протекало возникновение мира, с точки зрения истории природы; из неё можно получить лишь религиозное знание. Всё прочее есть образ, способ сделать доступнее нечто более глубокое, главное. Нужно видеть различие между формой изложения и самим излогаемым содержанием. Форма выбрана из того, что было понятно в ту эпоху, из представлений, которыми в то время люди жили, говорили и мыслили, в которых они могли понимать самое большое, главное. Но остаётся и по-настоящему имеется в виду тольо это главное суть, проступающая сквозь образный строй. Так, Писание не собирается рассказывать нам о том, как постепенно возникали виды растений, как формировалось Солнце, Луна и звёзды, оно, в конечном счёте, хочет сказать только одно: мир сотворил Бог.»
«Ветхий Завет в целом представляет для христианина как движение вперёд ко Христу; только тогда, когда человек приходит к Нему, становится ясно, каков был истинный смысл, что означало это движение шаг за шагом. Так каждая частность получает свой смыслот целого, а цлое преобретает значение от своей цели Христа. Поэтому мы так это видели отцы Церкви и вера Церкви во все времена богословски верно толкуем отдельный текст только в том случае, если понимаем его как часть пути, требующего от нас двигаться вперёд, только в том случае, если мы распознаём в нём внутреннюю направленность этого пути»
«... на Ветхом Завете путь не заканчивается. То, очём размышляет так называемая литература мудрости, есть последний мост долгого пути. Этот мост ведёт к вести Иисуса Христа, ведёт в Новый Завет. Только там находим мы окончательный рассказ о творении, задающий маштаб для понимания этой темы в Священном Писании. Он звучит так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть» (Ин 1:1,3). Иоан совершенно сознательно вновь использовал здесь первые слова Библии и прочёл рассказ о творении заново, с Христом, чтобы снова, в окончательной форме выразить то, чем является сказанное через образы слово, которым Бог хочет пробуждать наши сердца от сна»... «Христос освобождает нас от рабства буквы, и этим самым Он возвращает нам истину образов. Это знали и древняя Церковь, и Церковь средних веков»... «Лишь в начале Нового времени стала постепенно забываться эта динамика...» «Нарождащееся историческое мышление желало понимать каждый текст только как существующий сам по себе, в его голой буквальности. Оно стремилось теперь только к точному объяснению частногои забывало за этим Библию как целое»... «Через такую изоляцию от целого, через такую буквальность частного, которая противоречит всему внутреннему существу библейских текстов, но считалась теперь единственно научной, - таким путём возник тот конфликт между естествознанием и богословием, доселе отягощающий веру.»
«Мы не можем сказать: творение или эволюция. Верная формула должна быть: творение и эволюция, ибо то и другое суть ответы на разные вопросы. Ведь история о земле, взятой с пашни, и о дыхании Божьем, которую мы только что слышали, рассказывает не о том, как возникает человек. Она рассказывает, что он есть. Она рассказывает о его наиболее внутреннем истоке, она проясняет замысел, скрытый в нём. И совсем другой подход: эволюционное учение пытается увидеть и описать биологические процессы. Но оно не может этим объяснить происхождение человека как «проекта», его внутреннего истока и его подлинного существа. Это означает, что мы здесь стоим перед двумя взаимодополняющими, а не взаимоисключающими вопросами.»
Книга заканчивается такими словами:
«Человек вообще может обрести спасение, только если бытие творения есть благо и, следовательно, доверие к бытию принципиально правомерно. Спаситель вообще может быть Спасителем, только если Он в то же время и Творец. Поэтому для решения вопроса о нашем действии главный вопрос об основе нашего бытия: будущее может быть выиграно лишь в том случае, если мы не потеряем творения.»
Поскольку Бенедикт XVI является одним из моих любимых писателей, то у меня есть несколько переведённых на русский и литовский языки (английский я не понимаю). Это «Введение в христианство», «Эсхатология», «По пути к Иисусу Христу», «Иисус из Назарета», «Слуга вашей радости», «Духовные мысли», «Рождественское блаженство», «Диалектика секуляризации», «Почему я сегодня всё ещё христианин?», «Энциклика SpeSalvi», «Путь Креста», «Соль земли», «Бенедикт XVI, потрет сблизи».
Что касается книжки "Вначале сотворил Бог...", то её оснавная мысль сформулирована на её задней части обложки, такими словами:
«Угроза живущему, которая исходит от дел человеческих и о которой сегодня говорят всюду, придала новую актуальность теме творения. Но парадоксальным образом учение о ворении почти полностью исчезает из катехезиса, проповеди, а также и из богословия.
В последнее время «духовность творения» и христианская вера в спасение нередко противопоставляются друг другу. В этой книжке, наоборот, сделана убедительная попытка показать, какодно внутреннее связано с другим.
Только когда мы объединяем творение и спасение и когда вера переживается нами во всей своей целостности, творение вступает в свои права, а человек становится настоящим, то есть спасённым».
Коментируя шестидневное описание творения в Писании, Бенедикт XVI пишет:
«Библия не учебник естествознания и никогда им не будет. Это религиозная книга, а потому из неё нельзя получить естественнонаучной информации, нельзя узнать как протекало возникновение мира, с точки зрения истории природы; из неё можно получить лишь религиозное знание. Всё прочее есть образ, способ сделать доступнее нечто более глубокое, главное. Нужно видеть различие между формой изложения и самим излогаемым содержанием. Форма выбрана из того, что было понятно в ту эпоху, из представлений, которыми в то время люди жили, говорили и мыслили, в которых они могли понимать самое большое, главное. Но остаётся и по-настоящему имеется в виду тольо это главное суть, проступающая сквозь образный строй. Так, Писание не собирается рассказывать нам о том, как постепенно возникали виды растений, как формировалось Солнце, Луна и звёзды, оно, в конечном счёте, хочет сказать только одно: мир сотворил Бог.»
«Ветхий Завет в целом представляет для христианина как движение вперёд ко Христу; только тогда, когда человек приходит к Нему, становится ясно, каков был истинный смысл, что означало это движение шаг за шагом. Так каждая частность получает свой смыслот целого, а цлое преобретает значение от своей цели Христа. Поэтому мы так это видели отцы Церкви и вера Церкви во все времена богословски верно толкуем отдельный текст только в том случае, если понимаем его как часть пути, требующего от нас двигаться вперёд, только в том случае, если мы распознаём в нём внутреннюю направленность этого пути»
«... на Ветхом Завете путь не заканчивается. То, очём размышляет так называемая литература мудрости, есть последний мост долгого пути. Этот мост ведёт к вести Иисуса Христа, ведёт в Новый Завет. Только там находим мы окончательный рассказ о творении, задающий маштаб для понимания этой темы в Священном Писании. Он звучит так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть» (Ин 1:1,3). Иоан совершенно сознательно вновь использовал здесь первые слова Библии и прочёл рассказ о творении заново, с Христом, чтобы снова, в окончательной форме выразить то, чем является сказанное через образы слово, которым Бог хочет пробуждать наши сердца от сна»... «Христос освобождает нас от рабства буквы, и этим самым Он возвращает нам истину образов. Это знали и древняя Церковь, и Церковь средних веков»... «Лишь в начале Нового времени стала постепенно забываться эта динамика...» «Нарождащееся историческое мышление желало понимать каждый текст только как существующий сам по себе, в его голой буквальности. Оно стремилось теперь только к точному объяснению частногои забывало за этим Библию как целое»... «Через такую изоляцию от целого, через такую буквальность частного, которая противоречит всему внутреннему существу библейских текстов, но считалась теперь единственно научной, - таким путём возник тот конфликт между естествознанием и богословием, доселе отягощающий веру.»
«Мы не можем сказать: творение или эволюция. Верная формула должна быть: творение и эволюция, ибо то и другое суть ответы на разные вопросы. Ведь история о земле, взятой с пашни, и о дыхании Божьем, которую мы только что слышали, рассказывает не о том, как возникает человек. Она рассказывает, что он есть. Она рассказывает о его наиболее внутреннем истоке, она проясняет замысел, скрытый в нём. И совсем другой подход: эволюционное учение пытается увидеть и описать биологические процессы. Но оно не может этим объяснить происхождение человека как «проекта», его внутреннего истока и его подлинного существа. Это означает, что мы здесь стоим перед двумя взаимодополняющими, а не взаимоисключающими вопросами.»
Книга заканчивается такими словами:
«Человек вообще может обрести спасение, только если бытие творения есть благо и, следовательно, доверие к бытию принципиально правомерно. Спаситель вообще может быть Спасителем, только если Он в то же время и Творец. Поэтому для решения вопроса о нашем действии главный вопрос об основе нашего бытия: будущее может быть выиграно лишь в том случае, если мы не потеряем творения.»
Комментарий