По очень странному стечению удивительных обстоятельств, предлагаю вам ознакомиться с лично моей точкой зрения на историю самаритян (потомков древних израильтян), как и на историю конфликта, возникшего между древними Иудеями и древними Израильтянами.
Моё мнение всецело или почти всецело совпадает с мнением самих самаритян. Но, как я предполагаю (и это моё предположение отличает моё мнение от мнения самаритян на эту тему), корни проблематичных взаимоотношений между Иудеями и самаритянами кроются в самом глубоком прошлом - это даже не 10 век до н.э. во время правления царя Давида в Израиле, а на несколько столетий раньше!
На мой взгляд, это вечное соперничество между древними израильтянами (позднее их стали называть самаритянами) и Иудеями началось очень и очень давно - тогда, когда началось соперничество между Йосефом и Вениамином (дети Иакова-Израиля от его любимой жены Рахили) с одной стороны и между Йосефом и всеми другими сыновьями Иакова-Израиля от других его жен. Все они соперничали между собой за лидерство и за получение первородства, то есть за получение статуса самого главного наследника Израиля из всех 12 братьев. Все мы читали в Библии о том, что праведный Иаков особо любил тех сыновей, которых родила ему его любимая жена Рахиль. Но из этих двух сыновей Йосеф выделял особо Йосефа, в котором души не чаял. Именно поэтому все братья, завидуя Йосефу, который ещё, к тому же, был красив собой и очень умен, попытались убить Йосефа, но вышло так, что он стал рабом, которого увезли из Ханаана и продали в Египте. Да, эту подлость совершил не Вениамин, а другие братья Йосефа - те, кого родила Яакову Лия и две наложницы (служанки Лии и Рахили). Безусловно, все они боялись того, что именно Йосефа их отец, Яаков, сделает главным и первородным сыном (то есть главным своим наследником). К тому же, тут была просто зависть сыновей, которых их отец любил не так уж сильно, к тому из сыновей его, которого отец любил больше всех остальных сыновей. Какого же было огорчение этих злопыхателей и завистников, когда они увидели, что Йосеф не только не умер, но ещё и после всего этого остался здоровым и процветающим человеком. Более того, они увидели, что Йосеф стал очень влиятелен в Египте - он стал вторым лицом в государстве Египет сразу же после фараона, который очень доверял Йосефу. Братья Йосефа обнаружили, что находятся в полной власти того, от которого попытались избавиться. И то, что их мучило больше всего было прощение и милосердие их брата - ведь Йосеф, как им стало очевидно, смог простить их за это преступление. Он не перестал любить своих братьев, хоть и понимал, что они его не очень любили. Одно только это прощение его уже разрывало им сердце - это стало на десятилетия их жизни тем, что постоянно возрождало в них их чувство вины перед ним. Ведь они оказались очень скверными, а брат - невероятно хорошим. Брат их простил и помог им после всего того, что они натворили. После такого великого греха, который они совершили против Иосифа. Все 12 братьев жили себе прекрасно в Египте под крылом Йосефа - казалось бы вражда осталась уже в прошлом. Но нет. Обида и зависть братьев продолжала жить в сердцах их и эта обида мешала им подлинно подружиться и объединиться в единую семью, а их потомкам - в единый народ еврейский. Ведь вышло то, чего братья как раз именно и боялись больше всего! Йосеф и его дети стали лидирующим коленом Израиля, а должно было быть по законам, как считали они, иначе - первый сын Лии и его сыновья должны были быть первородными и главными, то есть лидирующими. Проблема была и в том, что даже и родной брат Йосефа Вениамин, которого безмерно любил Йосеф, тоже завидовал своему успешному брату. В Ханаане он чувствовал, что Иаков перенёс всю ту любовь, которую испытывал к Йосефу (старшему сыну его любимой жены Рахили) на него, Вениамина (младшего сына Рахили). Но в самый неподходящий момент Йосеф вдруг нашёлся и оказался не только жив и здоров, но ещё и самым преуспевающим в Египте человеком. В Вениамине и во всех братьях со временем укоренились двойственные чувства по отношению к брату - с одной стороны они были рады и благодарны тому, что их брат любил их и помогал им, но с другой стороны зависть и тайная холодность по отношению к нему и даже тайная отчужденность по отношению к нему остались. Проходили десятилетия и уже у братьев были взрослые сыновья и внуки. Но противоречивость в отношениях оставалась - это передавалось и их детям и всем потомкам. Вроде это был один народ - народ Израиля. Единый народ. Но внутри колен Израиля была конкуренция и противостояние. Однако постепенно потомки Йосефа (Манассия и Ефрем и их дети, внуки...) смогли объединить вокруг себя все остальные колена Израиля, кроме колена Вениамина, которое тайно мечтало освободиться от контроля колен Ефрема и Манасии. И на стороне Вениамина тайно было ещё одно многочисленное колено - колено Иуды. Очевидно, что и среди сыновей Лии тоже была конкуренция и вражда и свой очень обиженный на всех братьев брат - это Иуда. Два обиженных сына (сын Рахиди Вениамин и сын Лии Иуда) решили тайно держаться вместе против остальных. Очевидно то, что даже и при Моисее пророке евреи были разрозненным и разделенным на две части народом. Ему, вероятно, стоило немалых усилий всех их убедить объединиться и вместе покинуть Египет, где к евреям уже было отношение очень плохое. В Ханаане колено Вениамина оказалось тоже очень обижено - ведь лидеры Израиля выделили этому колену очень мало земель - гораздо меньше, чем колену Манассии и Ефрему (то есть потомкам Йосефа). Потомки Вениамина обиделись ещё больше и ещё больше отдалились от от потомков Йосефа (колена Ефрема и Манассии). Соседним коленом для колена Вениамина стало колено Иуды - с этим коленом у колена Вениамина сложились очень дружеские и близкие отношения союзников - они даже постепенно стали перемешиваться между собой. Образовывался уже в 11-10 веке до н.э. единый народ южного Израиля - это потомки Вениамина и Иуды. Сначала у элиты колен Вениамина и Иуды было большое влияние среди элиты всех колен Израиля. Например, первым царем Израиля стал Саул, который был именно из колена Вениамина. Затем правили Давид и его сын Шломо - они были из колена Иуды. Эти 3 царя были царями единого Израиля - им каким-то образом удавалось сохранять единство среди всех разрозненных колен, но это чудо держалось на авторитете лидеров и военной мощи государства. Но умер царь Шломо и ослабла военная мощь страны - сразу начались сепаратистские тенденции в стране. Вероятно, политикой этих 3 лидеров из колен Вениамина и Иуды и ранее были не довольны остальные 10 колен Израиля (например, налоговая система была несправедливой, так как, евреи 10 колен платили гораздо больше налогов, чем евреи колена Иуды и колена Вениамина), но они с трудом терпели это безобразие при их жизни. Раскол назревал давно очень. Когда умер царь Соломон (Шломо), после него новый царь не смог уже сохранить единство двух частей одного народа - с одной стороны колена Вениамина и Иуды и с другой стороны 10 оставшихся колен во главе с коленами Ефрема и Манассии. После одного ошибочного шага нового царя 10 колен провозгласили своим отдельным царем представителя своего самого главного колена - звали его Иеровоам. Он был именно из колена Ефремова. Это был конфликт внутри элиты Израиля. Элита колена Ефрема пошла против элиты колена Иуды - элита каждого колена захотела объединить вокруг себя элиту максимального числа других колен. Разделилась между собой элита, которая и раньше до этого столетиями была уже разделена - и после этого и весь народ разделился на две части. Так как Иеровоам объединил под своей властью большую часть земель Израиля и большую часть народа Израиля, то это государство продолжало называться Царством Израиль. Оставшиеся за пределами Израиля владения колен Вениамина и Иуды (колен-раскольников) стали называть царством Иудея, так как представителей колена Иуды было очень много, а колена Вениамина - гораздо меньше. Так и начался раскол в среде одного единого еврейского народа, говорящего на одном языке и народа одной культуры и одной веры. В дальнейшем царство Израиля было принято называть Ефремом, а ещё позднее (даже до того, как образовался так называемый народ самаритян) Самарией по главному и столичному городу этого государства. Два еврейских государства стали конкурировать между собой за звание и обладание самым эффективным в плане экономики еврейского государства, а также за звание самого правильного по исповеданию и самой святой религии народа Израиля. Это была конкуренция в духовной сфере, как и в сфере политики, экономики, техники и во многих других областях. Например, это касалось политики по отношению к меньшинствам Израиля даже и до того, как единство Израиля было утеряно окончательно - на землях, которые позднее вошли в царство Иудея, евреи быстро и грубо старались ассимилировать всех тех неевреев, которые смогли выжить после войны в Ханаане и после образования страны Израиль. А на севере Израиля и в центре элита проводила более терпимую и умеренную в этом отношении политику - меньшинствам давали свободу - они даже могли спокойно веровать в своих старых богов - их не принуждали переходить в веру евреев, хоть и советовали им это сделать. В результате в центре Израиля и на его северных окраинах ассимиляция происходила, но гораздо медленнее и мягче. Это было постепенным и почти незаметным процессом, а евреи из этих областей даже могли свободно селиться в Дамаске, Тире и Сидоне и других городах финикийцев (хананеев). Израиль стремился дружить со всеми соседями, не смотря на то, что там язычество было государственной религией. У Иудеи было другое отношение к этому и другая политика по отношению к язычникам. Конкуренция двух государств касалась и сферы дипломатии, то есть сферы внешней политики государства - оба государства стремились показать, что именно так, как проводит эту политику одно из них, нужно проводить эту политику, так как это более эффективная и более правильная политика. Закончилось всё это противостояние тем, что царству Израиль очень не повезло - усилившаяся Ассирия сначала превратила Израиль в зависимое от себя государство, а затем и поглотило его, полностью уничтожив всякую государственность на землях этого царства. К тому же, чтобы не допустить воссоздания сильного государства Израиль царь Ассирии распорядился выселить из Израиля почти всю элиту этой страны и часть народа (примерно 20-30% населения всего) - всех их поселили на севере на границе с Урарту (позднее там появилась Армения). Ещё десятки и десятки тысяч евреев Израиля погибли в войнах с Ассирией. Но даже при всём при этом большая часть евреев или их половина (а это несколько сотен тысяч евреев) продолжала себе жить на своих землях бывшего Израиля и в составе Ассирии даже тогда, когда Ассирия направила на земли бывшего царства Израиль язычников из Ассирии (целью Ассирии было ассимилировать евреев).
А при этом Иудея смогла сохранить свою государственность чудесным образом до 1 века н.э. (с не очень большим перерывом на 70 лет во время Вавилонского пленения). Иудея была зависимым государством, которое зависело то от Египта, то от Вавилона, то от Македонии, то от Сирии. Но всё-таки Иудея смогла сохранить себя на протяжение нескольких столетий и тогда, когда Израиля, как страны, уже совсем не было давно. Что же стало с народом Израиля - с теми, кто остался на землях бывшего Израиля после уничтожения государственности Израиля? Дело в том, что народ еврейский (большая его часть или, как минимум, его половина) остался дальше жить на землях царства Израиль, сумев ассимилировать пришлое население из Ассирии. Тем более, что уже с конца 7-го века до н.э. и в 6 веке до н.э. Ассирия (как и Урарту) очень ослабела, а затем полностью исчезла! На землях Израиля жил тот же самый еврейский народ, который исповедовал ту же самую веру в Одного Бога (при всех пережитках язычества). Но этот народ с 8-7 века до н.э., как я думаю, ещё более разделился внутри себя на разные колена и племена. Между ними не было никакого согласия. Часть из евреев тех (потомки именно колен Манассии и Ефрема), несколько перемешалась с пришлым населением из Ассирии и несколько отделилась от остальных евреев бывших других колен Израиля. Но то был тот же самый народ, который теперь назывался иначе - самаритянами (по названию столицы бывшего царства Израиль). Но так как царства и страны Израиля уже давно не было, постепенно новое название вытеснило старое - теперь уже их стали все называть самаритянами, а не израильтянами. Но сами себя эти люди всегда считали потомками древних израильтян - как бы они не назывались. Что стало с другими коленами царства Израиль? Тех, которых не выселили (некоторые колена из 10 были полностью выселены и оказались в Армении и в Малой Азии), уже с 7-6 века и особенно с 5 века до н.э. начали обращать в Иудейскую веру эмиссары (проповедники) из Иудеи. Это происходило не очень заметно. Но особенно активно это начало происходить с 3-2 века до н.э. - пик пришёлся на 2-1 век до н.э., когда за 200-300 лет все евреи, кроме тех, которых называли самаритянами, стали называться Иудеями, так как приняли Иудейский вариант исповедания веры еврейской, а также ещё и потому, что с 2 века до н.э. их земли вошли в состав единого царства Иудея. Например, земли Галилеи тоже были в тот же период времени захвачены, а все местные евреи были ассимилированы Иудеями. Жители царства Иудея даже смогли в тот период захватить существенную часть земель Идумеи, а местных жителей (Идумеев), которые были близким и родственным для евреев народом, тоже ассимилировали и превратили в Иудеев идумейского происхождения. Были Иудеи галилейского происхождения. Тогда же Иудеи смогли военным путём покорить Самарию - все земли Самарии вошли в состав царства Иудея, но на правах автономии. Иудеи не смогли ассимилировать жителей Самарии - поэтому лидеры Иудеев велели записать в религиозных своих книгах следующее: жители Самарии - это потомки язычников, а не евреи, так как всех евреев бывшего царства Израиль Ассирия увела в плен и они исчезли где-то.
Моё мнение всецело или почти всецело совпадает с мнением самих самаритян. Но, как я предполагаю (и это моё предположение отличает моё мнение от мнения самаритян на эту тему), корни проблематичных взаимоотношений между Иудеями и самаритянами кроются в самом глубоком прошлом - это даже не 10 век до н.э. во время правления царя Давида в Израиле, а на несколько столетий раньше!
На мой взгляд, это вечное соперничество между древними израильтянами (позднее их стали называть самаритянами) и Иудеями началось очень и очень давно - тогда, когда началось соперничество между Йосефом и Вениамином (дети Иакова-Израиля от его любимой жены Рахили) с одной стороны и между Йосефом и всеми другими сыновьями Иакова-Израиля от других его жен. Все они соперничали между собой за лидерство и за получение первородства, то есть за получение статуса самого главного наследника Израиля из всех 12 братьев. Все мы читали в Библии о том, что праведный Иаков особо любил тех сыновей, которых родила ему его любимая жена Рахиль. Но из этих двух сыновей Йосеф выделял особо Йосефа, в котором души не чаял. Именно поэтому все братья, завидуя Йосефу, который ещё, к тому же, был красив собой и очень умен, попытались убить Йосефа, но вышло так, что он стал рабом, которого увезли из Ханаана и продали в Египте. Да, эту подлость совершил не Вениамин, а другие братья Йосефа - те, кого родила Яакову Лия и две наложницы (служанки Лии и Рахили). Безусловно, все они боялись того, что именно Йосефа их отец, Яаков, сделает главным и первородным сыном (то есть главным своим наследником). К тому же, тут была просто зависть сыновей, которых их отец любил не так уж сильно, к тому из сыновей его, которого отец любил больше всех остальных сыновей. Какого же было огорчение этих злопыхателей и завистников, когда они увидели, что Йосеф не только не умер, но ещё и после всего этого остался здоровым и процветающим человеком. Более того, они увидели, что Йосеф стал очень влиятелен в Египте - он стал вторым лицом в государстве Египет сразу же после фараона, который очень доверял Йосефу. Братья Йосефа обнаружили, что находятся в полной власти того, от которого попытались избавиться. И то, что их мучило больше всего было прощение и милосердие их брата - ведь Йосеф, как им стало очевидно, смог простить их за это преступление. Он не перестал любить своих братьев, хоть и понимал, что они его не очень любили. Одно только это прощение его уже разрывало им сердце - это стало на десятилетия их жизни тем, что постоянно возрождало в них их чувство вины перед ним. Ведь они оказались очень скверными, а брат - невероятно хорошим. Брат их простил и помог им после всего того, что они натворили. После такого великого греха, который они совершили против Иосифа. Все 12 братьев жили себе прекрасно в Египте под крылом Йосефа - казалось бы вражда осталась уже в прошлом. Но нет. Обида и зависть братьев продолжала жить в сердцах их и эта обида мешала им подлинно подружиться и объединиться в единую семью, а их потомкам - в единый народ еврейский. Ведь вышло то, чего братья как раз именно и боялись больше всего! Йосеф и его дети стали лидирующим коленом Израиля, а должно было быть по законам, как считали они, иначе - первый сын Лии и его сыновья должны были быть первородными и главными, то есть лидирующими. Проблема была и в том, что даже и родной брат Йосефа Вениамин, которого безмерно любил Йосеф, тоже завидовал своему успешному брату. В Ханаане он чувствовал, что Иаков перенёс всю ту любовь, которую испытывал к Йосефу (старшему сыну его любимой жены Рахили) на него, Вениамина (младшего сына Рахили). Но в самый неподходящий момент Йосеф вдруг нашёлся и оказался не только жив и здоров, но ещё и самым преуспевающим в Египте человеком. В Вениамине и во всех братьях со временем укоренились двойственные чувства по отношению к брату - с одной стороны они были рады и благодарны тому, что их брат любил их и помогал им, но с другой стороны зависть и тайная холодность по отношению к нему и даже тайная отчужденность по отношению к нему остались. Проходили десятилетия и уже у братьев были взрослые сыновья и внуки. Но противоречивость в отношениях оставалась - это передавалось и их детям и всем потомкам. Вроде это был один народ - народ Израиля. Единый народ. Но внутри колен Израиля была конкуренция и противостояние. Однако постепенно потомки Йосефа (Манассия и Ефрем и их дети, внуки...) смогли объединить вокруг себя все остальные колена Израиля, кроме колена Вениамина, которое тайно мечтало освободиться от контроля колен Ефрема и Манасии. И на стороне Вениамина тайно было ещё одно многочисленное колено - колено Иуды. Очевидно, что и среди сыновей Лии тоже была конкуренция и вражда и свой очень обиженный на всех братьев брат - это Иуда. Два обиженных сына (сын Рахиди Вениамин и сын Лии Иуда) решили тайно держаться вместе против остальных. Очевидно то, что даже и при Моисее пророке евреи были разрозненным и разделенным на две части народом. Ему, вероятно, стоило немалых усилий всех их убедить объединиться и вместе покинуть Египет, где к евреям уже было отношение очень плохое. В Ханаане колено Вениамина оказалось тоже очень обижено - ведь лидеры Израиля выделили этому колену очень мало земель - гораздо меньше, чем колену Манассии и Ефрему (то есть потомкам Йосефа). Потомки Вениамина обиделись ещё больше и ещё больше отдалились от от потомков Йосефа (колена Ефрема и Манассии). Соседним коленом для колена Вениамина стало колено Иуды - с этим коленом у колена Вениамина сложились очень дружеские и близкие отношения союзников - они даже постепенно стали перемешиваться между собой. Образовывался уже в 11-10 веке до н.э. единый народ южного Израиля - это потомки Вениамина и Иуды. Сначала у элиты колен Вениамина и Иуды было большое влияние среди элиты всех колен Израиля. Например, первым царем Израиля стал Саул, который был именно из колена Вениамина. Затем правили Давид и его сын Шломо - они были из колена Иуды. Эти 3 царя были царями единого Израиля - им каким-то образом удавалось сохранять единство среди всех разрозненных колен, но это чудо держалось на авторитете лидеров и военной мощи государства. Но умер царь Шломо и ослабла военная мощь страны - сразу начались сепаратистские тенденции в стране. Вероятно, политикой этих 3 лидеров из колен Вениамина и Иуды и ранее были не довольны остальные 10 колен Израиля (например, налоговая система была несправедливой, так как, евреи 10 колен платили гораздо больше налогов, чем евреи колена Иуды и колена Вениамина), но они с трудом терпели это безобразие при их жизни. Раскол назревал давно очень. Когда умер царь Соломон (Шломо), после него новый царь не смог уже сохранить единство двух частей одного народа - с одной стороны колена Вениамина и Иуды и с другой стороны 10 оставшихся колен во главе с коленами Ефрема и Манассии. После одного ошибочного шага нового царя 10 колен провозгласили своим отдельным царем представителя своего самого главного колена - звали его Иеровоам. Он был именно из колена Ефремова. Это был конфликт внутри элиты Израиля. Элита колена Ефрема пошла против элиты колена Иуды - элита каждого колена захотела объединить вокруг себя элиту максимального числа других колен. Разделилась между собой элита, которая и раньше до этого столетиями была уже разделена - и после этого и весь народ разделился на две части. Так как Иеровоам объединил под своей властью большую часть земель Израиля и большую часть народа Израиля, то это государство продолжало называться Царством Израиль. Оставшиеся за пределами Израиля владения колен Вениамина и Иуды (колен-раскольников) стали называть царством Иудея, так как представителей колена Иуды было очень много, а колена Вениамина - гораздо меньше. Так и начался раскол в среде одного единого еврейского народа, говорящего на одном языке и народа одной культуры и одной веры. В дальнейшем царство Израиля было принято называть Ефремом, а ещё позднее (даже до того, как образовался так называемый народ самаритян) Самарией по главному и столичному городу этого государства. Два еврейских государства стали конкурировать между собой за звание и обладание самым эффективным в плане экономики еврейского государства, а также за звание самого правильного по исповеданию и самой святой религии народа Израиля. Это была конкуренция в духовной сфере, как и в сфере политики, экономики, техники и во многих других областях. Например, это касалось политики по отношению к меньшинствам Израиля даже и до того, как единство Израиля было утеряно окончательно - на землях, которые позднее вошли в царство Иудея, евреи быстро и грубо старались ассимилировать всех тех неевреев, которые смогли выжить после войны в Ханаане и после образования страны Израиль. А на севере Израиля и в центре элита проводила более терпимую и умеренную в этом отношении политику - меньшинствам давали свободу - они даже могли спокойно веровать в своих старых богов - их не принуждали переходить в веру евреев, хоть и советовали им это сделать. В результате в центре Израиля и на его северных окраинах ассимиляция происходила, но гораздо медленнее и мягче. Это было постепенным и почти незаметным процессом, а евреи из этих областей даже могли свободно селиться в Дамаске, Тире и Сидоне и других городах финикийцев (хананеев). Израиль стремился дружить со всеми соседями, не смотря на то, что там язычество было государственной религией. У Иудеи было другое отношение к этому и другая политика по отношению к язычникам. Конкуренция двух государств касалась и сферы дипломатии, то есть сферы внешней политики государства - оба государства стремились показать, что именно так, как проводит эту политику одно из них, нужно проводить эту политику, так как это более эффективная и более правильная политика. Закончилось всё это противостояние тем, что царству Израиль очень не повезло - усилившаяся Ассирия сначала превратила Израиль в зависимое от себя государство, а затем и поглотило его, полностью уничтожив всякую государственность на землях этого царства. К тому же, чтобы не допустить воссоздания сильного государства Израиль царь Ассирии распорядился выселить из Израиля почти всю элиту этой страны и часть народа (примерно 20-30% населения всего) - всех их поселили на севере на границе с Урарту (позднее там появилась Армения). Ещё десятки и десятки тысяч евреев Израиля погибли в войнах с Ассирией. Но даже при всём при этом большая часть евреев или их половина (а это несколько сотен тысяч евреев) продолжала себе жить на своих землях бывшего Израиля и в составе Ассирии даже тогда, когда Ассирия направила на земли бывшего царства Израиль язычников из Ассирии (целью Ассирии было ассимилировать евреев).
А при этом Иудея смогла сохранить свою государственность чудесным образом до 1 века н.э. (с не очень большим перерывом на 70 лет во время Вавилонского пленения). Иудея была зависимым государством, которое зависело то от Египта, то от Вавилона, то от Македонии, то от Сирии. Но всё-таки Иудея смогла сохранить себя на протяжение нескольких столетий и тогда, когда Израиля, как страны, уже совсем не было давно. Что же стало с народом Израиля - с теми, кто остался на землях бывшего Израиля после уничтожения государственности Израиля? Дело в том, что народ еврейский (большая его часть или, как минимум, его половина) остался дальше жить на землях царства Израиль, сумев ассимилировать пришлое население из Ассирии. Тем более, что уже с конца 7-го века до н.э. и в 6 веке до н.э. Ассирия (как и Урарту) очень ослабела, а затем полностью исчезла! На землях Израиля жил тот же самый еврейский народ, который исповедовал ту же самую веру в Одного Бога (при всех пережитках язычества). Но этот народ с 8-7 века до н.э., как я думаю, ещё более разделился внутри себя на разные колена и племена. Между ними не было никакого согласия. Часть из евреев тех (потомки именно колен Манассии и Ефрема), несколько перемешалась с пришлым населением из Ассирии и несколько отделилась от остальных евреев бывших других колен Израиля. Но то был тот же самый народ, который теперь назывался иначе - самаритянами (по названию столицы бывшего царства Израиль). Но так как царства и страны Израиля уже давно не было, постепенно новое название вытеснило старое - теперь уже их стали все называть самаритянами, а не израильтянами. Но сами себя эти люди всегда считали потомками древних израильтян - как бы они не назывались. Что стало с другими коленами царства Израиль? Тех, которых не выселили (некоторые колена из 10 были полностью выселены и оказались в Армении и в Малой Азии), уже с 7-6 века и особенно с 5 века до н.э. начали обращать в Иудейскую веру эмиссары (проповедники) из Иудеи. Это происходило не очень заметно. Но особенно активно это начало происходить с 3-2 века до н.э. - пик пришёлся на 2-1 век до н.э., когда за 200-300 лет все евреи, кроме тех, которых называли самаритянами, стали называться Иудеями, так как приняли Иудейский вариант исповедания веры еврейской, а также ещё и потому, что с 2 века до н.э. их земли вошли в состав единого царства Иудея. Например, земли Галилеи тоже были в тот же период времени захвачены, а все местные евреи были ассимилированы Иудеями. Жители царства Иудея даже смогли в тот период захватить существенную часть земель Идумеи, а местных жителей (Идумеев), которые были близким и родственным для евреев народом, тоже ассимилировали и превратили в Иудеев идумейского происхождения. Были Иудеи галилейского происхождения. Тогда же Иудеи смогли военным путём покорить Самарию - все земли Самарии вошли в состав царства Иудея, но на правах автономии. Иудеи не смогли ассимилировать жителей Самарии - поэтому лидеры Иудеев велели записать в религиозных своих книгах следующее: жители Самарии - это потомки язычников, а не евреи, так как всех евреев бывшего царства Израиль Ассирия увела в плен и они исчезли где-то.
Комментарий